АКТУАЛЬНЫЕ НОВОСТИ

Иеромонах Серафим (Роуз): Устав. Где нет постоянного священника, молитесь без него

Когда мы приходим в наши православные храмы и славим Бога, как Он Сам научил нас Его славить — чем восхищаться нам больше всего? Той ли ошеломляющей красотой и величием Божественной службы, настолько поразившей тысячу лет назад послов Святого Великого Князя Владимира, что они утратили различие земли от неба? Тем ли необъятным богатством и разнообразием богослужений, сравнимым лишь с бесконечной щедростью и неисчерпаемостью самой природы, в которых словно отражается щедрость Небесного Творца? Или изумительным порядком, пребывающим в центре этого разнообразия, благодаря которому православная служба обретает гармоничную целостность и возносит нас в единодушном поклонении Богу?

К сожалению, очень немногие из православных христиан в полной мере проникаются смыслом и духом богослужений, которые, по мысли создавших их с Божьей помощью Святых Отцов, будучи для нас постоянным источником вдохновения, призваны сохранять в нас искру спасительной православной веры и разжигать из неё великое пламя любви. Очень немногие знают и любят Церковный Устав, который указывает правила и порядок церковных служб и, если мы умеем понять его, приводить в порядок сами сердца наши, указывает путь на Восток свыше, к Кому и зовёт нас Церковь!

И как же вдвойне огорчительно за тех, кто, хоть и называет себя православными христианами, но возлагает вину за обычное в наши дни плачевное состояние Православной веры не столько на теплохладных верующих, отвергающих идеалы Устава, сколько на сам Устав, который, по их мнению, следует "пересмотреть" и "обновить".

* * *

Один из наиболее серьёзных сторонников такого "пересмотра", о. Александр Шмеман, в своём "Письме Владыке" [1] Митрополиту Американскому Иринею выражает сожаление, что тот возвращает Митрополию [ныне — Автокефальную Американскую Православную Церковь — пер.] к уровню "дореволюционной России", к "стандартным служебным книгам Русской Православной Церкви".

В определённом смысле можно согласиться с возражениями о. Александра: как видно, Владыка имеет в виду не истинный возврат к живому и осознанному участию верующих в церковной службе, а просто сохранение элементарного порядка богослужений, согласно с церковно-славянскими богослужебными книгами, что необходимо в связи с охватившей Митрополию лихорадкой обновленчества.

О. Александр Шмеман убеждён в том, что одним лишь внешним порядком делу не помочь: слишком глубок охвативший Митрополию кризис. Он утверждает, что её "финансовая несостоятельность лишь демонстрирует и отражает её духовное состояние — разочарование и безразличие, глубочайшее невежество в самых основах нашей веры". "Наша Церковь больна, — пишет он, — болезнь охватила и богослужебную, и духовную сферу". Это горькое признание, неприменимое ко Христовой Церкви как таковой, по-видимому, верно характеризует Митрополию и другие церковные группировки, далеко уклонившиеся от истинного Православия.

Митрополит Ириней призывает к хотя бы частичному сохранению богослужебной практики Русской Церкви: нескольких стихов вместо положенного по Уставу псалма, одного канона на воскресной утрене вместо предписанных трёх или четырёх, и так далее. На это о. Александр справедливо замечает, что с одной стороны этим нарушается Устав, а с другой — что прихожане Митрополии не видят смысла даже и в сокращённых службах. Следовательно, полагает он, Устав должен быть пересмотрен в свете наших знаний о его исторической эволюции, о других богослужебных традициях, и тому подобного. Словом, церковную службу требуется приспособить ко вкусам духовно несостоятельных людей!

Отправляясь от бедственного положения дел, о. Александр только усугубляет его, предлагая принять новый Устав, то есть снизить уровень требований — которые следующим поколением прихожан Митрополии без сомнения будут тоже отвергнуты как излишне строгие и "лишённые смысла".

Сказанного довольно чтобы извлечь урок из духовного краха Американской Митрополии: причины его — в мiролюбии, безразличии и глубоком невежестве. Стремящиеся же к истинному Православию, будь то в Русской Зарубежной Церкви, или в другой, сходной с ней Церкви, обязаны помнить, что те же самые явления способны и нас сделать теплохладными, и совсем лишить Божьей благодати.

* * *

Необходимо признать, что ни прихожане Американской Митрополии, ни её предполагаемый реформатор о. Александр Шмеман, не имеют верного понятия о смысле Устава церковной службы и о его назначении. Серьёзное историческое исследование Устава совсем не привело бы нас к идеям его "пересмотра", а напротив, исполнило бы восхищением перед его согласованностью, глубиной и целесообразностью. Именно к такому выводу приводит книга проф. Скабаллановича — одна из лучших работ на эту тему, которую сам о. Александр упоминает как особо ценную. Она убеждает читателя в великой мудрости Святых Отцов — создателей Устава.

Ошибка прихожан Митрополии — в невежестве и безразличии к Уставу; ошибка о. Александра Шмемана — в формальном и академическом отношении к нему, будто бы к системе произвольных правил и инструкций, которые надо слепо соблюдать или умело обходить — наподобие "Правил уличного движения". Но это вовсе не так!

Чтобы разобраться в истинном смысле Устава, надо понять, что он сам из себя представляет. Формально говоря, Устав — это книга предписаний о проведении богослужений и сочетании четырёх циклов церковной жизни: суточного цикла; восьминедельного цикла Осмогласника; годового цикла неподвижных праздников; подвижного цикла Пасхи и Великого Поста.

Но, по сути, Устав этим не ограничивается. Греческое его название "Типикон" можно перевести как "книга образцов", задача которой, по справедливому замечанию проф. Скабаллановича, "...нарисовать высокий идеал богослужения, который красотой своей вызывал бы всегдашнее невольное стремление к его осуществлению, в полной мере, быть может, и не всегда возможному, как и осуществление всякого идеала, следование всякому образцу. Таков, по существу, и весь закон Христов, неосуществимый вполне во всей его Небесной высоте, но божественным величием своим возбуждающий неудержимое влечение в человечестве к его осуществлению, и через то животворящий мiр". [2]

Полное заглавие этой, столь важной для нас, книги — "Типикон сиесть Устав. Типикон, сиречь изображение церковного последования в Иерусалиме святые лавры преподобного и богоносного отца нашего Саввы. Тожде последование бывает и в прочих в Иерусалиме честных обителях, подобне и в прочих святых Божиих церквах".

Таким образом, Устав — это богослужебные правила обители Св. Саввы в Иерусалиме, которые были впоследствии приняты в качестве стандарта другими монастырями, а потом и всей Православной Церковью. Недаром именно монастырскому богослужению отводится роль стандарта: ведь именно монашество яснее всего выражает идеал Церкви. Состояние монашества всегда было и остаётся надёжным индикатором положения дел во всей Церкви или в Любой данной Поместной Церкви; и наоборот, по тому, насколько мiряне стремятся следовать образцу монастырской службы, легко оценить богослужебную жизнь приходских церквей.

* * *

Богослужебный Устав — это наш идеал; и давайте не будем себя обманывать, что, дескать, у нас "всё в порядке", если в канун праздника у вас всегда бывает всенощная, или на службе "все поют" (что и вправду полагается по уставу, как мы увидим ниже). Мiр идёт на нас войной, непрерывно, неутомимо, и с яростью, неслыханной в истории Церкви.

В Америке особенно ясно видно, как газеты, радио, телевидение, школы, музыка, реклама, мода — словом, все до единого средства воздействия на наши умы и вкусы — прямо или косвенно истребляют в людях православное мировоззрение, убеждают нас, что православная вера "фанатична", что она "не идёт в ногу со временем", что нам остаётся только отбросить высокий идеал соединения, слияния всей нашей жизни со Святым Православием, и взамен как следует "приспособиться" к окружающему мiру, "найти общий язык" с другими исповеданиями и мiровоззрениями.

Против этого яростного наступления православный христианин обязан держать внимательную и крепкую оборону — иначе он и сам лишится своего Православия, и детей своих обречёт на верную гибель. Ряд американских православных юрисдикций (лишь с большой натяжкой называемых "православными" — и Митрополия среди них ещё далеко не в худшей форме!) — печальный пример для всех тех, кто не бьётся за сохранение своей веры, а принимает её как должное, будто бы называться православным уже достаточно, чтобы им быть. Совсем не так судит Спаситель наш Христос!

"Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь её солёной? Она уже ни к чему не годна, как разве выбросить её вон на попрание людям" (Мф 5.13)

Святые Отцы — создатели Устава — прекрасно знали об этой непрестанной битве за сохранение христианства в нас самих. Мы увидим сейчас, как православное богослужение благословляет нас на битву своим грозным оружием, оружием, вопреки распространённому мнению, самым практичным и действенным в современных условиях.

* * *

Ведущие архипастыри нашего столетия неоднократно призывали верующих возвратиться к подлинно православной уставной церковной службе: вспомним хотя бы Св. Новомученика Архиепископа Арсения Новгородского, блаженной памяти Архиепископа Иоанна Шанхайского (Максимовича) и настоятеля Св.-Троицкого монастыря в Джорданвилле Архиепископа Аверкия Сиракузского. Поучения этих истинно православных архиереев, в купе с основами православного богослужения, демонстрируют нам, последним на этой Земле христианам, сколь далека наша жизнь от нормы христианского благочестия, сколь тернист путь возврата к нормальной жизни. Но зато и сколь заманчив сей путь!

Давайте убедимся в том, что богослужение — это не только сокровище церковных догматов и душеполезных наставлений, но и, даже в большей мере, школа благочестия, где мы не только узнаём, но также и ощущаем свою жизнь и путь к спасению. Полное раскрытие этого незаменимого источника благочестия стало одной из задач сегодняшнего движения к истинному Православию.

Да будут же древние чинопоследования православных богослужений всегда напоминать нам идеал церковного Устава: прийти в храм Божий со страхом, трепетом и великою радостью, и славить Господа, как Богоносные Отцы наши научили нас славить Его!

* * *

Чтобы сохранить дух православного богослужения (или возвратиться к нему), недостаточно лишь противостоять бессмысленным реформам модернистов, которые на смену вдохновляющему образцу церковного Устава несут некий "современный минимум". Требуется ещё ясно сознавать, какую цель преследовали Святые Отцы, когда они, руководимые Святым Духом, создавали для нас Божественные службы.

Набраться формальных знаний — истории церковных служб, отличия греческого Устава от русского, и всего прочего, — дело, прямо скажем, не самое важное: станешь хорошим "уставщиком", да и только. Истинная же цель изучения Устава в следующем: духовная пища богослужения должна стать для верующих источником вечной жизни. По отношению к этой цели всё остальное второстепенно.

В сегодняшнем отчаянном положении православные христиане не могут позволить себе просто "точное" следование церковному Уставу. Лучше уж допускать "неточности" и отступления, но, зная истинные уставные требования и честно отдавая себе отчёт в своих слабостях, тем не менее молиться Богу и воспевать Его со всею любовью и искренностью.

Стало быть, "внешнее знание", содержащееся в данной статье, не предназначается для "уставщиков" и не даётся поэтому в формальном виде. Систематическая информация о церковных службах изложена во многих руководствах и учебниках [2]. Здесь же речь пойдёт в основном о вдохновении верующих, о том, как идеал церковного Устава находит практическое применение в сегодняшней жизни.

* * *

Нет нужды идеализировать современную богослужебную практику Русской Зарубежной Церкви: наши архипастыри откровенно говорят о недостатках в повседневном богослужении и о потребности приблизить его к идеалу Устава. Так, Архиепископ Аверкий сделал ряд острых и конкретных замечаний в своём докладе о "внутренней миссии" Церкви, принятом Архиерейским Собором Русской Зарубежной Церкви в 1962 году [3]:

"Чрезвычайно важно для успеха внутренней миссии привлечение по возможности всех молящихся к тому или иному деятельному участию в богослужении, дабы они не чувствовали себя только праздными зрителями или слушателями, приходя в церковь как в театр, "для того лишь, чтобы послушать красивое пение хора", исполняющего, как это теперь часто бывает, совершенно нецерковные, бравурные, театральные композиции. Совершенно необходимо восстановить древний, требуемый самим нашим Уставом обычай всенародного пения за богослужением... Стыдно православным верующим не знать своего дивного, ни с чем не сравнимого православного богослужения, а потому святой долг пастыря — знакомить своих пасомых с богослужением, что легче всего и может быть достигнуто путём привлечения к практическому участию в нем".

Далее в той же статье владыка Аверкий опровергает распространённое заблуждение о том, что православным христианам не разрешается совершать богослужение без участия священника — в результате чего верующие оказываются совершенно беспомощными и "лишёнными молитвы" во все более и более обычной для наших дней ситуации, когда в приходе нет постоянного священника. На той же странице читаем:

"Ведь по нашему Уставу все богослужебные чинопоследования суточного круга, кроме, само собой разумеется, Божественной Литургии и прочих церковных таинств, могут совершать и лица, не посвящённые в иерейский сан. Это широко использовали в своей молитвенной практике все иноческие обители, скиты и пустынножители, среди которых не было иноков, облачённых в сан иерея, и до последнего времени наблюдалось это, например, на отличавшейся своим высоким народным благочестием Карпатской Руси, где, в случае болезни или отлучки священника, сами верующие, без священника, читали и пели и полунощницу, и утреню, и часы, и вечерню, и повечерие, а вместо Божественной литургии — обедницу.

В этом никак нельзя видеть ничего предосудительного, поскольку сами наши богослужебные книги предусматривают такую возможность в такого рода, например, часто встречающемся указании: "Аще иерей, глаголет: "Благословен Бог наш", аще ли ни, глаголи умиленно: "Молитвами Святых Отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь". И дальше следует всё богослужебное чинопоследование полностью, кроме, конечно, ектений и священнических возгласов. Великая, сугубая и просительная ектении заменяются при этом чтением 12 раз подряд "Господи, помилуй", а малая ектения — троекратным чтением "Господи, помилуй".

Общественная молитва, как ни что другое, крепко объединяет молящихся. Итак, во всех тех приходах, где нет постоянного священника, совершенно необходимо не просто допускать, но настоятельно рекомендовать верующим, чтобы они собирались по воскресным и праздничным дням в церкви, а где нет церкви, то в домах, для совместного совершения таких общественных молитв, в соответствии с установленным чинопоследованием.

Такой нормальный церковный обычай (как и многое другое из лучших традиций Православия) стал сейчас настолько редким, что воспринимается многими как новость. Тем не менее, он принят в ряде приходов Русской Зарубежной Церкви и в некоторых частных домах. Он нуждается в распространении и укреплении, будь то в приходах, по той или иной причине не имеющих священника, или в группах верующих, не оформленных ещё в приход, или в семьях, лишённых возможности добраться до церкви по воскресным и праздничным дням.

Именно этот обычай позволяет поддерживать богослужебную жизнь в отдалённых уголках русского рассеяния, вне пределов досягаемости ближайшего православного храма, а также и среди истинно православных христиан, как в США, так и в других странах, отдающих себе отчёт в невозможности молитвенного общения с отступническими группировками, православными лишь по названию.

* * *

Богослужебные навыки желательно перенимать у тех, кто сам совершает богослужения согласно с церковной традицией и Уставом. Но если таких людей и не найдётся, каждый верующий, при невозможности быть в Церкви, с большой пользой для себя может читать некоторые службы, в добавок к обычным утренним и вечерним молитвам, а именно:

Часы (1-й, 3-й, и 6-й — в первую, 9-й — во вторую половину дня), которые, за исключением тропаря и кондака, остаются неизменными изо дня в день; стихиры Великих праздников (в соответствующие дни);
Псалмы, предписанные на данный день.

В приходских церквах дореволюционной России вечерня с утреней, полунощница, повечерие и часы служились строго ежедневно, что и представляет собою норму православной жизни. С этой нормой следует соотносить нашу сегодняшнюю практику.

Богослужения по воскресеньям, праздникам и накануне этих дней — вот тот минимум, без которого церковная жизнь невозможна, и православное благочестие неспособно утвердиться и сохраниться. Дни эти нужно проводить соответствующим образом. Ещё остаются отдельные приходы и семьи, где по воскресеньям регулярно поётся акафист, но старинный благочестивый русский обычай собираться вечером в праздник для "псалмопения" уже исчез в повседневном водовороте.

А кто из нас соблюдает кануны праздников, неуклонно посвящая их всенощному бдению (или вечерне) и молитве, а не мiрским развлечениям? Блаженной памяти Владыка Иоанн Сан-Францисский (Максимович) никогда не допускал до участия в воскресном богослужении никого, кто бы развлекался в субботу вечером (даже побывав перед этим в церкви, словно "для исполнения долга"!). И как же горько было тем русским, что собрались отмечать праздник Хэллоуин в 1964 году, накануне прославления Св. Иоанна Кронштадтского, когда Владыка Иоанн появился на праздничном балу, и строгим, безмолвным своим взглядом обличил их безверие!

* * *

Факт нашего отхода от идеала (то есть, от нормы) православной жизни должен быть поводом не для уныния, но для настойчивого стремления к этому идеалу, насколько это возможно в условиях всячески отвлекающей нас современной жизни. И, прежде всего, нужно понять, что идеал этот вполне достижим и не требует от нас ни сверхъестественных усилий, ни какого-то особо возвышенно-"духовного" состояния, без которого якобы нельзя и начинать славить Господа.

В самом деле, одним из препятствий распространения православных служб суточного круга в повседневной жизни является ошибочный дуализм, закравшийся в православное мировоззрение, а именно, что Православие есть нечто абстрактно "духовное", а в жизни православные христиане "такие же как все". На самом же деле, напротив, Святые Отцы со всей ясностью учат нас, что истинный христианин отличен от всех остальных как внешне, так и внутренне, причём одно выражается через другое. Так Св. Макарий Великий поучает:

"У христиан — свой мiр, свой образ жизни, и ум, и слово, и деятельность свои; инаковы же и образ жизни, и ум, и слово, и деятельность у людей мира сего. Иное — христиане, иное — мiролюбцы; между теми и другими расстояние велико... Поскольку ум и разумение христиан всегда заняты мудрствованием о Небесном, по общению и причастию Св. Духа созерцают вечные блага; поскольку рождены они свыше от Бога, в самой действительности и силе сподобились стать чадами Божиими... Обновлением ума, умирением помыслов, любовью и небесною приверженностью ко Господу от всех людей в мире отличается новая тварь — Христианин... У христиан другой есть мир, иная трапеза, иные одеяния, иное наслаждение, иное общение, иной образ мыслей, поэтому и лучше они всех людей". [4]

Давайте сопоставим свою жизнь с этими стандартами Православия:

В самом ли деле имеем мы иную трапезу и иные одеяния, чем этот мiр наглого непотребства и чревоугодия? Иные ли у нас дела и слова, образы жизни и молитвы? Если нет — то наверняка и духовно мы не отличаемся от мiролюбцев.

Отличаются ли наши праздники по смыслу от праздников людей мiра сего? Посвящаем ли мы их неуклонно Богу и Его славословиям, житиям Его Святых и писаниям Боговдохновенных Отцов?

Уделяем ли мы часть каждого дня, по мере наших сил и времени, молитвенному подвигу, следуя данному Богом суточному кругу богослужений и освобождая себя от тяжкого бремени современной мiрской жизни?"

Можно ли спастись без такого подвига? Св. Макарий Великий отвечает:

"Весьма многие из людей хотят сподобиться Царствия Небесного без трудов, без подвигов, без пролития пота; но это — невозможно". [4]

Великие подвиги недостижимы для живущих в мiре и связанных мiрскими заботами. Сколь же важно для нас воспользоваться возможностью благодатного и вдохновляющего подвига, которую Церковь предоставляет для наших ищущих душ — дневным циклом церковных служб. Даже небольшое, но регулярное участие в нём способно сделать христианина поистине отличным от других и открыть ему доселе неведомый мир мыслей и чувств — земную жизнь Христовой Церкви.

Иеромонах Серафим (Роуз)

Примечания:

[1] Св.-Владимирский Богословский Ежеквартальник (англ.) 1973, т. 3, с. 221—238.

[2] М. Скабалланович. Толковый Типикон. Киев, 1913, т. 2, с. 2—3.

[3] Архиепископ Аверкий. Истинное Православие и современный мир. Джорданвилл, 1971, с. 202.

[4] Преподобного Отца нашего Макария Египетского духовные беседы, послания и слова. Св.-Троицкая Сергиева Лавра, 1904. Беседа 5, с. 40—58.

Печать E-mail

Комментарии   

# RE: Иеромонах Серафим (Роуз): Устав. Где нет постоянного священника, молитесь без негоМитрополит Агафангел 13.08.2023 03:54
У нас всё больше мест, где службы вычитываются мирским чином. Это тенденция, учитывая то, что человечество переходит из жизни в реальном мире в виртуальный симулятор действительност и, где нет места Христу.

Для публикации комментариев необходимо стать зарегистрированным пользователем на сайте и войти в систему, используя закладку "Вход", находящуюся в правом верхнем углу страницы.