Из истории Западно-Европейской епархии РПЦЗ
Возвращеніе въ соборную юрисдикцію прихода въ г. Ліонѣ
Въ г. Ліонѣ съ 1928 г. существуетъ православный св. Николаевскій приходъ, обладающій благолѣпнымъ прекраснымъ храмомъ. Исторія этого храма примѣчательна.
До 1935 г. церковь этого прихода помѣщалась, какъ это принято въ эмиграціи, въ приспособленномъ для этого баракѣ. Но во время владычества во Франціи такъ наз. «Народнаго фронта» коммунисты ночью подбросили въ церковь горючій матеріалъ и сожгли ее. Приходъ во главѣ со своимъ настоятелемъ о. В. Пушкинымъ трогательно отнесся къ своему несчастью. Они приносили на мѣсто сожженнаго церковнаго барака, какъ на могилу дорогого усопшаго живыя цвѣты и надъ пепелищемъ церкви дали обѣщаніе возобновить свою церковь, въ видѣ настоящаго храма, несмотря на полное отсутствіе средствъ въ церковной кассѣ.
Храмъ сталъ сооружаться личными трудами своихъ прихожанъ подъ руководствомъ настоятеля. Когда закладывался фундаментъ, они часто трудились по поясъ въ водѣ, изучали кирпичную кладку, сами приготовляли известь и т. д. Въ 1945 г. храмъ былъ готовъ.
Въ это время произошло печальное событіе: уходъ въ московскую юрисдикцію митропол. Серафима, въ подчиненіи котораго былъ строящійся въ Ліонѣ храмъ. Занятые его постройкой, протоіерей В. Пушкинъ и прихожане не придали значенія происшедшей перемѣнѣ и бездумно, автоматически, вслѣдъ за своимъ архипастыремъ перешли въ московскую юрисдикцію. Послѣдствія не замедлили сказаться. Въ составъ прихода проникли совѣтскіе партріоты, ставшіе настаивать на томъ, чтобы о. В. Пушкинъ принялъ совѣтское гражданство. О. Викторъ категорически отказывался, но давленіе не прекращалось. Чтобы воспрепятствовать совѣтскимъ патріотамъ захватить руководство въ приходѣ, приходскій совѣтъ всячески проводилъ принципъ пріема въ составъ прихода только эмигрантовъ, однако это не всегда удавалось.
Между тѣмъ въ средѣ ліонскаго православнаго населенія крѣпло недовольство вообще тѣмъ, что въ городѣ оказались только приходы московской юрисдикціи и желаніе имѣть приходъ стоящій на безкомпромиссной церковной основѣ, приходъ соборной юрисдикціи. Для созданія такого прихода въ іюлѣ минувшаго года, послѣ посѣщенія Ліона епископомъ Нафанаиломъ, возникла иниціативная группа, по созданію новаго прихода.
Когда этотъ планъ, сталъ извѣстенъ приходскому совѣту св. Николаевскаго прихода, то съ согласія настоятеля рѣшено было собрать общее приходское собраніе для рѣшенія вопроса о юрисдикціонной принадлежности всего прихода.
На собраніи было 158 членовъ прихода. Предъ началомъ голосованія у всѣхъ присутствовавшихъ была провѣрена ихъ полноправность. Потомъ всѣмъ полноправнымъ членамъ прихода были розданы бюллетени, и предсѣдатель предложилъ написать въ бюллетеняхъ или «за митрополита Анастасія» или «за патріарха Московскаго». Считая, что вопросъ для голосованія поставленъ ясно и опредѣленно, предсѣдатель просилъ присутствующихъ воздержаться отъ преній, чтобы сократить время и не разжигать излишнихъ страстей.
Голосованіе дало 139 голосовъ за митрополита Анастасія и 11 голосовъ за патріарха Московскаго. Собраніе немедленно обратилось съ прошеніемъ къ епископу Нафанаилу съ ходатайствомъ о принятіи св. Николаевскаго прихода въ составъ Зарубежной Церкви, каковое ходатайство было удовлетворено.
Еп.Нафанаил (Львов), протоиерей Виктор. (1948). Праздник Св.Троицы.
Въ субботу 4/17 января Преосвященный епископъ Нафанаилъ направился въ Ліонъ, сопровождаемый настоятелемъ Медонской церкви о. архимандритомъ Сергіемъ, діакономъ о. С. Чертковымъ, и секретаремъ епархіальнаго управленія А. Г. Трубниковымъ. Въ Ліонъ они прибыли въ 4 ч. дня и были встрѣчены на вокзалѣ о. протоіереемъ В. Пушкинымъ съ представителями Иниціативной группы и Приходского совѣта. Владыка со спутниками проѣхалъ къ члену Приходского совѣта К. К. Иванову-Тринадцатому, предоставившему владыкѣ помѣщеніе на время его пребыванія въ Ліонѣ.
Вечеромъ въ благолѣпномъ храмѣ было совершено всенощное бдѣніе съ оффиціальнымъ присоединеніемъ о. настоятеля и всего прихода къ Соборной юрисдикціи, по чину установленному для такихъ случаевъ еще Святѣйшимъ патріархомъ Тихономъ. О. протоіерей послѣ исповѣди у Преосвящ. епископа Нафанаила троекратнымъ глубокимъ поклономъ испросилъ прощеніе у всѣхъ прихожанъ собравшихся къ этому моменту въ храмъ.
Въ концѣ всенощной владыка Нафанаилъ въ своемъ словѣ разъяснилъ смыслъ возвращенія прихода съ кривыхъ путей компромисса и церковнаго признанія богоборческой власти на чистые прямые безкомпромиссные церковные пути.
Утромъ въ воскресенье 5/18 января въ церкви собралось много народа и изъ Ліона и изъ его окрестностей. Ревностные богомольцы пріѣхали и изъ Понтъ-де Шерьюи, приходъ котораго состоитъ въ соборной юрисдикціи уже съ лѣта минувшаго года. Прекрасно пѣлъ хоръ подъ управленіемъ молодого, но умѣлаго и преданнаго дѣлу регента Б. А. Мишина.
Послѣ Литургіи и Великаго Водоосвященія Крещенскаго сочельника, по просьбѣ Приходского совѣта владыка совершилъ панихиду по Мученикѣ-Государѣ Николаѣ II и по всѣмъ убіеннымъ за годы смуты гонителями вѣры.
Торжественная общая трапеза была предложена на квартирѣ члена Приходского совѣта Е. В. Блажевича, а днемъ на квартирѣ у М. П. Епифанова предсѣдателя Иниціативной группы, наиболѣе ревниво боровшейся за возвращеніе прихода, владыка встрѣтился со всей этой группой.
Вечеромъ снова была всенощная наканунѣ праздника Крещенія и на слѣдующій день Божественная Литургія.
Днемъ 6/19 января владыка сдѣлалъ визитъ Ліонскому католическому архіепископу, кардиналу Герлье, являющемуся примасомъ Галліи, такъ какъ Ліонъ — каѳедра св. Иринея, — древнѣйшій епископскій городъ во Франціи.
Кардиналъ отражалъ свою радость видѣть православнаго епископа особенно въ эти дни, когда и католики и протестанты по установившейся традиціи молятся о наступленіи единенія во всемъ Христіанскомъ мірѣ.
Кромѣ кардинала Преосвященный владыка сдѣлалъ визитъ и префекту г. Ліона, прося у послѣдняго благожелательнаго отношенія къ нашему приходу. Г. Префектъ отнесся къ владыкѣ и его просьбѣ съ сердечной внимательностью. Одинъ изъ спутниковъ владыки — о. діаконъ С. Чертковъ оказался однокашникомъ г. префекта по историческому факультету Сорбонскаго университета.
Въ этотъ же день владыка со своими спутниками совершилъ паломничество къ святымъ мощамъ перваго епископа Ліонскаго великаго учителя Церкви и мужа апостольскаго св. свщмч. Иринея.
Какъ извѣстно, святый Ириней, ученикъ св. Поликарпа Смирнскаго, ученика св. ап. Іоанна Богослова, является однимъ изъ самыхъ яркихъ выразителей живого неумолкающаго голоса преданія живущаго въ Церкви отъ временъ Христовыхъ и до нашихъ дней и до конца вѣковъ. Его святыя мощи были положены подъ храмомъ, посвященномъ его имени. Тамъ же были собраны останки и другихъ святыхъ мучениковъ, пострадавшихъ одновременно съ нимъ (в 202 г.) или нѣсколько ранѣе (въ 177 г.). Въ ХУІІ вѣкѣ фанатики возставшіе противъ почитанія святыхъ, захватили останки св. Иринея и прочихъ святыхъ мучениковъ и смѣшали ихъ съ костями животныхъ. Въ настоящее время останки святыхъ отдѣлены отъ костей животныхъ, но такъ смѣшаны, между собой, что невозможно установить, гдѣ именно находятся святыя части тѣла св. Иринея и гдѣ другихъ святыхъ мучениковъ.
Въ подземной криптѣ предъ отдѣленной огромной грудой святыхъ костей страстотерпцевъ Христовыхъ пострадавшихъ и въ древности при жизни и въ святыхъ останкахъ своихъ въ новыя времена, владыка и его спутники совершили молебенъ св. священномученику Иринею и инымъ святымъ мученикамъ.
Въ этотъ день вечеромъ владыка снова встрѣтился со значительною частью Ліонскаго прихода, а также съ ново эмигрантскою молодежью въ ресторанѣ «Москва», принадлежащемъ члену Приходского совѣта Я. М. Музиченко.
Необходимо отмѣтить трогательно задушевный, сердечный характеръ всего общенія архипастыря со своими новыми пасомыми за все время пребыванія владыки въ Ліонѣ. При всѣхъ этихъ встрѣчахъ живо ощущалась радость освобожденія отъ прежней болѣзненно переживавшейся большинствомъ прихожанъ, неправды и фальши и радость возвращенія на правые пути.
Въ тотъ же день 6/19 января въ 10 часовъ вечера владыка и его спутники отбыли обратно изъ Ліона въ Парижъ.
«Православная Русь», № 3, 1948 г