Митрополит Антоний: Беседа в неделю четвертую св. постов (1887 г.)
Православная Церковь, переживая эти священные седмицы великого поста, учрежденного для покаяния и освящения верующих, предлагает на воскресных литургиях такие чтения из св. Евангелия и Апостола, в которых содержатся глубоко поучительные вещи для людей, проходящих подвиг покаяния и воздержания.
— Эти евангельские чтения имеют целью не только научить верующего истинному покаянию, но и побороть в нем все те искушения, которые встречаются сами собою при всяком добром деле, а тем более тогда, когда человек, начиная говеть, желал бы раз навсегда развязаться со своими пороками и страстями и, очистившись исповедью и принятием св. таинств, начать новую, богоугодную жизнь. — Начать грешить очень не трудно, а отвыкать от греха — страшно тяжело. Чуть только человек решится вести богоугодную жизнь — и сейчас множество искушений предстанут ему на пути. Сначала прежние грехи и страсти представятся ему особенно сладкими — начнет он жалеть о том, что приходится отстать от них, потом, как раздумается об этом, ему покажется, что и не прожить ему без прежних привычек, что и делать-то ему нечего будет во время досуга, если он не будет выпивать или пересуживать. Потом дальше, добрая жизнь покажется ему уж слишком тяжелой: творить милостыню — жалко, говорить всегда правду — очень уж невыгодно; побольше молиться, поститься — скучно и тяжело; словом, за какую добродетель ни возьмись: все не по силам, все мудрено. Так шепчет в человеческой душе враг нашего спасения, отнимая бодрость у того, кто пожелает жить богоугодно. Само собою разумеется, что, если человек будет останавливаться на всех этих словах и мыслях, то возьмется он за пост или за говение вяло, без усердия — и стоит только попасться какой-нибудь приманке к прежним грехам — как человек забудет свое доброе намерение, бросит молитву и пост и опять пустится в старый омут и гневит Господа Бога своими грехами по старому до тех пор, пока, опять натолкнувшись на беду, не одумается и опять не решится остановить свои страсти. Но во второй раз каяться ему еще труднее будет, потому что грехи его еще больше им одолели, силы у него меньше и, если он опять приступит к покаянию так же вяло и с сомнением да оглядками, как первый раз, то опять ослабеет и опять вернется к прежней жизни, да еще начнет роптать на Господа Бога, что Он не хотел исцелить его душевные болезни и избавить его от грехов. А потом, погружаясь все глубже и глубже в пучину страстей и пороков, человек до того подпадает под их власть, под власть диавола, что ему уже кажется, будто Сам Господь теперь не может его избавить от этого тяжелого рабства — и злое отчаяние входит в его душу, то самое отчаяние, которое испытывал Иуда предатель, думая, что уже сам милосердный Господь Иисус его не простит. — Видите ли, братие, какая ужасная участь грозит нам, если мы приступаем к св. говению, или вообще к доброй жизни с сомнением, без надлежащей веры в то, что Господь может и простить всякий грех и помочь нам избавиться от самых ужасных и неотвязных пороков. — Вот сегодняшнее Евангелие, читанное за обедней, и поучает нас веровать во всесильную помощь Божию. Вслушайтесь же в него внимательно, подумайте о нем особенно те, которые — сохрани Боже — бывали иногда близки к отчаянию, которые уже теряют надежду избавиться от греховных привычек. — После того, как Господь Иисус Христос преобразился на горе Фаворской пред Своими учениками, показав им Свою Божественную славу, Он сошел с горы и увидел, что те из Его учеников, которые оставались внизу, спорят с народом и Он спросил: о чем Вы спорите (Марк IX. 17-31). Один из народа сказал Ему в ответ: Учитель! Я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым.(18). Где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену и скрежещет зубами своими и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы они изгнали его; и они не могли.(19). Отвечая ему, Иисус сказал: о род неверный! Доколе буду с вами? Доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне. (20). И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю, и валялся, испуская пену.(21). И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства.(22). И многократно дух бросал его в огонь, и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами, и помоги нам.(23). Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать; все возможно верующему.(24). И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! Помоги моему неверию. (25). Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе: выйди из него и впредь не входи в него. (26). И, воскликнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался как мертвый, так что многие говорили: он умер. (27). Но Иисус, взяв его за руку, поднял его, и он встал. — Остановимся пока: подумаем о том, что прочитано. Сильно овладел бес этим мальчиком; с самого рождения бедное дитя было в полной его власти; оно не могло даже молиться, не могло само попросить милосердия к себе у благого Учителя Иисуса. Просил за него отец: но как просил: не вполне даже доверяя силе Господа? Он только сознавал свое безсилие, свое маловерие и, вместе с просьбой о милосердии, просил прежде укрепить его веру. И что же? Господь сжалился над его слезами, сжалился над несчастным мальчиком и властно изгнал беса из отрока и освободил его от страшной муки… Братие! Велика сила нашего Спасителя — Сына Божия: Ему поклоняются и повинуются силы небесные, Его имени одного трепещут бесы; Он есть — Слово Божие, Которым создан весь необъятный мир! Велика Его сила — еще больше Его милосердие к людям. Он ради нас претерпел уничижение на земле и принял позорную, ужасную смерть, от тех, кого Сам создал из праха земного. Неужели же, братие, Он Всемогущий и Всеблагий не поможет и нам, когда мы, удрученные скорбями и грехами, падем пред Его пречистым Ликом и будем просить прощения наших грехов и благодатной помощи для богоугодной жизни! Ведь Он затем и страдал, чтобы облегчить всем путь ко спасению. Ужели же Он оттолкнет грешника, со слезами просящего помощи во спасение? Итак, христианин! Как бы ни были тяжки твои грехи, как бы ни трудно тебе казалось от них избавиться — вспомни об этом отроке, который был хуже тебя под властью сатаны — и одно слово Христа Спасителя освободило его от этого рабства ради моления его отца. Может быть ты скажешь: тогда было другое время: Иисус Христос был на земле, ближе к людям и потому скорее давал им помощь. Это не правда: Господь всегда близок к нам: о Нем мы движемся и живем; Он теперь, после Своего страдания, смерти и воскресения еще ближе к сердцу человеческому, чем в бытность Свою на земле. Это подтвердил Он Своими собственными словами. Прощаясь с учениками, Он говорил: «Я не оставлю вас сирыми, но приду к вам. Лучше вам, чтобы Я теперь ушел (от земли), потому что, если Я не пойду, то Утешитель(Дух Св.) не придет к вам, а если Я уйду, то пошлю Его к вам... И если кто Меня любит, того будет любить Отец Мой и Мы придем к нему и обитель у него сотворим».— Итак, братие, Господь к каждому из нас так же близок, как Он был близок ко всем требовавшим Его помощи в бытность Его на земле. Поэтому не сомневайся прибегать к Его милосердию, как бы ни тяжки были твои грехи, как ни жестоко овладел диавол твоим сердцем. Господь изгонит из него все пороки и страсти, как изгнал их из того отрока, лишь бы ты сам не предавался им добровольно, сам бы не призывал беса в свою душу, но дал бы себе твердый зарок впредь бороться со всякими соблазнами. А как с ними бороться, тому научает нас конец сегодняшнего евангельского чтения. Когда И. Христос исцелил его, то (28) ученики спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его (беса)? (29). И сказал им:сей род неможет выйтииначе, как отмолитвы и поста. (30). Вышедши оттуда, проходили чрез Галилею и Он не хотел, чтобы кто узнал Его. (31). Ибо учил Своих учеников и говорил им, что Сын человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его, и поубиении, в третий день воскреснет. Таким образом, Спаситель указал два средства для борьбы с бесом и с грехами: молитва и пост. Разсмотрим, братие, значение этих спасительных средств повнимательнее, потому что ныне многие легкомысленно относятся к молитве и к посту, да еще говорят, что Христос Спаситель никогда не устанавливал постов и не велел помногу молиться. Стоит пожалеть этих людей: они решаются разсуждать об Евангелии, очевидно, совершенно не читая и не помня его. Господь не только заповедал с полною ясностью молиться и поститься, но и научил нас, как именно следует заниматься этими св. делами. Он говорил, что, когда поститесь, то не будьте унылы,... чтобы показаться людям постящимися... но помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцем твоим, Который втайне, и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. Если Господь обещает за пост награду от Отца небесного, стало быть, Он считал его за дело святое. — Только надо и то разуметь, что Он не назовет постящимся человека, который в пост ест еще больше, чем в мясоед, только без мяса, да напивается вином; такой человек постится не пред Отцем небесным, а пред своим собственным заблуждением. А ведь какая польза душе от воздержания в пище, какую свободу чувствует человек от всяких плотских пожеланий! Но ведь пост по христианскому учению не в одной пище, и кто только отказывает себе в пище, а ведет такую же жизнь, как всегда, тот пусть не думает, что он постился: истинно постящийся христианин должен посвящать это время на обсуждение своих поступков, на чтение свящ. книг, на безмолвие и сосредоточенность, а паче всего — на молитву: пост без молитвы — и не пост. Так вот теперь иные говорят, что И. Христос велел молиться не помногу, потому что не в многословии спасение. Правда, Он говорил: «молясь не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны». Что значит, братие: «не говорите лишнего», а то, что не следует повторять слов молитвы, не молясь в сердце. Вот язычники думают, что им довольно языком проболтать побольше слов, или даже написать молитву на ремень, а потом намотать на катушку и потом развертывать его, не читая — так для их богов, это все равно, что молиться. Вот такую-то молитву и осуждает Господь, а о том, что следует постоянно молиться: Он ясно указал в притчах— вот, говорил Он, придет кто-нибудь к другу своему в полночь и начнет будить его, прося хлеба взаймы, чтобы угостить гостя (Лк XI. 7). А тот изнутри скажет ему в ответ: не безпокой меня, двери уже заперты и дети мои со мною на постеле, не могу встать и дать тебе. (8). Если же, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбес ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит. (9). И Я скажу вам: просите, и дано будет вам, ищите и найдете; стучите, и отворят вам. Из этой притчи мы видим, что Господь учит нас молиться неотступно, умолять Бога о помощи неустанно, пока не получим просимого. Не Богу, а тебе для размягчения сердца сие нужно. — И святая молитва, соединенная с постом, т. е. с воздержанием на лишние слова, на пищу и питье, далеко отгонит от тебя злые страсти и пороки. Но вот иной скажет: я бы рад молиться и поститься, но для чего непременно поститься всем вместе в определенные дни года — не лучше ли предоставить каждому молиться и поститься тогда, когда у него расположение явится, а не поневоле — ведь И. Христос не установил, в какие именно дни надобно поститься. Дней-то Он, разумеется, не установил, скажем мы, потому что один пост устроен в память Его смерти, другой в честь Успения Пресвятой Богородицы, третий в честь подвигов св. Апостолов; стало-быть, все события, в память которых устроены посты, были после земной жизни Спасителя. Поэтому Он, конечно, и не мог установить в память их постов — их установила св. Церковь, о которой Спаситель сказал, что ослушавшийся ее будет как язычник и мытарь. — А что до того, чтобы поститься лучше каждому, когда кто надумает, то так могут говорить люди, у которых охладела любовь к ближним. Ведь сыны св. Церкви не чужие друг другу — они предназначены все для одного общего дела — создания взаимного спасения, так что всякое доброе дело одного передается и другим и любовь каждого христианина призывает милость Божиюи на всех его братий. Если бы мы любили друг друга по заповеди Божьей, то мы бы не только не тяготились общим делом поста, но утешались и укреплялись духом сами, видя, напр., как с чистого понедельника все добрые люди, как одна рать, пошли на битву с грехом и страстями. Не Господь ли обещал быть посреде двоих или троих, собравшихся во имя Его? А когда целые приходы, целые города, целые народы — однимсловом— вся вселенская церковь призывает в покаянии Его св. имя — разве Он не дарует всякому верующему сугубую благодать прощения. Говорят, что на людях и смерть красна — так неужели же не будет красно такое св. дело, как спасение души вместе со всеми православными? — Еще говорят третьи: мы бы и молились и постились, но не можем понять, как это, если я виноват пред Богом, то молитва к Сыну Его может изгладить мою вину? Ведь зло сделано — грех вопиет от земли на небо — я достоин возмездия, кары от неправедного Судии – и вот говорят, что только молись Спасителю — и тебе простится, будто ты и не согрешил. Как же, спрашивают, заслуги Спасителя могут вмениться мне в праведность? Этой тайне поучает нас послезавтрашний праздник. — С сегодняшней вечерни, братие, началось предпразднество Благовещению Пресвятой Богородицы, когда Церковь празднует великое событие, состоявшее в том, что Сам Бог, Сын Божий, сделался человеком, вселившись во утробу Девы, чтобы родиться от нее чрез установленное время. Видите ли, человек создан безгрешным, но свободным, чтобы жить праведно или неправедно, потому что без свободы какая же может быть праведность; ведь не похвалишь машину за то, что шибко едет, потому что знаешь, что она едет не сама по себе, не свободно, а потому, что ее так устроили, — равно и первый человек: чтобы преуспевать ему в праведности, он должен был от себя ее исполнять, быть свободным; вот он, имея свободу, направил ее не к добру, а ко злу, т.е. согрешил и своим грехом отпал от блаженной райской жизни и внес в земную жизнь все то зло, все беды и скорби, которые мы встречаем здесь. Он, стало быть, своею греховностью заразил всю землю и всех людей, которые от него рождались, а те, кроме наследственного греха, грешили и сами по своей воле, и так вовсе подпали под власть сатаны и навлекли на себя все кары Божии. — В такой тяжелой скорби люди стали просить у Господа Искупителя, какого-либо Небесного Посланника, Который загладил бы вину человечества пред Богом Своими страданиями. Но кто бы мог сделать это? Ведь ни один человек не мог своею праведностью загладить греховность всех, да еще ведь всякий человек рождался в грехе сам; а ведь между тем, кроме человека, никто и не мог искупить человечества, потому что ведь заслуга Ангела не была бы вменена человечеству: кто согрешил, кто виновен — тот и отвечай. — Но премудрость и всеблагость Господня от века разрешила сию неразгаданную людьми тайну. Сам Бог, Второе Лицо Св. Троицы, Сын Божий благоволил соделаться человеком, не чрез греховное рождение, каким рождались люди, но без греха, От чистой Девы, без мужа, безсеменно. Он принял в Себя естество человеческое, и затем, не сотворив Сам ни единого греха, благоволил взять на Себя вину всего человечества и страшными муками душевными и телесными, такими муками, в которые сложились все вины, все грехи всех людей, начиная с самых лютых грешников; Он удовлетворил правду Божию, искупил род человеческий от греха, проклятия и вечной смерти, примирив его с Богом. Как Адамов грех перешел на всех сынов Его, так, стало быть, ныне праведность Господа нашего Иисуса Христа подается всем, которые соединились Его телу, т. е. св. Церкви, или обществу людей, учрежденному Христом, на земле. Мы, братие, с Господом Иисусом едино и потому Он может своею праведностью очищать и прощать нас, как голова своим разумом направляет разумно все прочие члены тела. Вот почему чрез милость Господа Иисуса мы можем получить прощение нашим грехам: за них Он претерпел лютую смерть и потому теперь может даровать жизнь нам грешным. Чтобы вам яснее понять, как это Христов подвиг крестный может замещать нашу праведность и искупать наши грехи — возьмем такой пример. У одного почтенного человека был сын, которому отец поручил свое хозяйство на год, обещая ему по истечении срока великую награду. Но сын его, предавшись пьянству, попал в драку и его изувечили, переломав ему руки и ноги, так что он вовсе почти перестал годиться в работники. Тут-то сын раскаялся и со слезами просил прощения у своего отца — и что же? Отец стал лечить его раны,а все работы по хозяйству взял на себя, предоставив сыну только такие небольшие дела, которым тот мог кое-как исправить даже больной, а когда сын что-нибудь портил не но вине, а по безсилию, то отец поправлял работу. И при этом отец обещал, что, если сын справит эти дела, как следует и своею воздержностью и осторожностью успеет вылечиться, то он получит через год ту великую награду, которую отец обещал ему до болезни. — Видите ли — Отец, это наш Спаситель, И. Христос. Человек, как тот непокорный сын, сроднился с грехом, и грех, одолев его, изувечил его душу, заразив ее страстями, так что люди, как тот сын — калека, уже не могли исполнять возложенный на них подвиг, не могли и искупить своей первой вины,— все это Господь И. Христос, как Отец чадолюбивый, взял на Себя и Своею праведностью и Своим крестным подвигом исполнил все то, что должны были претерпеть люди. Он их излечивает Своею благодатию и свящ. таинствами от грехов, как тот отец своего сына от увечья, и помогает им невидимо в той небольшой работе, которая возложена на них, которая состоит в том, чтобы употреблять в дело те благодатные средства, какие нам даются от Бога, а если наша греховность и тут что-нибудь испортит, то Христос Бог, всегда сущий с тобою и здесь, как пестун, руководит тобою чрез твоего Ангела Хранителя, так что от тебя требуется только одно, — чтобы ты повиновался Ему, повиновался тому легкому бремени Христову, которое осталось на тебе — с тем, чтобы по истечении этой земной жизни получить тебе ту же великую награду, которая заслужена подвигом Христовым, а тебе дается лишь по Его безконечной милости. — Так вот каким образом Господь Иисус Христос может исправлять твои ошибки и прощать твои грехи. Вот почему Он призывая к Себе людей, обещая дать им покой, и говорит: «приидите ко Мне вси труждающиеся и обремененнии, и Аз упокою вы; возьмите иго Мое на себе и обрящете покой душам вашим. Иго-бо Мое благо и бремя Мое легко есть»(Мф XI. 28—30). — Видите ли, братие, какое утешение, какую благодать в подвиге предлагает нам Христос Спаситель, призывая всех принять участие в Его благих дарах, дарованных нам не за наши добродетели, а за Его земной подвиг, начало Которого празднуется в светлый день Благовещения. — Поэтому старайтесь чаще и внимательнее вдумываться в тайну искупления, вчитываясь в священные строки Евангелия — особенно в те Его главы, где описываются крестные страдания и смерть Господа Иисуса. Делайте это особенно в те минуты, когда грехи ваши подавляют вашу совесть настолько, что диавол начинает вам нашептывать, будто никто, ни даже Сам Бог не может очистить ваши беззакония. — Вообще, братие, всякий грамотный должен иметь св. Евангелие и читать его, потому что только в нем во всей полноте указан путь спасения, «испытывайте, что благоугодно Богу,— сказано в сегодняшнем Апостоле — дорожа временем, ибо дни лукавы; и так не будьте неразсудительны, но познавайте, что есть воля Божия»(Ефес V. 10, 16, 17). И не только в минуты сомненийи горя думайте о спасении и прибегайте к чтению свящ. Писания и св. отец, как это обыкновенно бывает, что если гром не грянет, то мужик и не перекрестится, но и в радости опять к Богу возводите свои мысли, потому что Он дает нам радость по Своей милости, а не по нашим заслугам. Вот в сегодняшнем Апостоле и сказано, что в радости: «не упивайтеся вином, от которого бывает распутство, но исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами, и славословиями, и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу».В самом деле, братие, послушайтесь хотя для опыта сперва слов Апостола, чем во время досуга предаваться разгулу — возьмите хоть раза три священную книжку — хоть житие какого-нибудь угодника, — а потом так вам понравится это занятие, что будете жалеть лишь о том, что давно не догадались приняться за такое приятное и святое дело. Эти книжки легко достать за медную деньгу вот в нашей лаврской лавочке, а польза от них великая: в них указано свят. отцами все, нужное для спасения. Вот в сегодняшней беседе мы, по мере сил, постарались изложить вам, как следует бороться с унынием и отчаянием, а у св. отцев указан весь путь спасения, как на картинке. Напр., сегодня, в четвертую неделю поста, празднуется преп. Иоанну Лествичнику. Этот св. отец, подвизавшийся 75-лет на горе Синайской, дал наставления о всем порядке спасения, научая нас восходить до святости, как бы на лестницу, по тридцати добродетелям или ступеням, из которых первая — отречение от жития мирского, т. е. от следования похотям и страстям своим, а последняя — союз веры, и надежды, и любви, приводящий подвижника к Богу. Отсюда, братие, нам следует уразуметь, что, принявшись за подвиг покаяния, мы, если и исполним его, т. е. и получим от Господа прощение грехов и благодатную помощь, то наша задача еще не окончена, то еще нельзя успокоиться и предаться безпечности в уверенности, что мы уже достигли спасения души: нет, спасение даруется подвизавшемуся до конца дней, а подвиг, т. е. святая жизнь, не ограничивается одним раскаянием во грехах — он только начинается с этого, а сам состоит в постепенном усвоении себе при помощи божественной благодати всех христианских добродетелей, а это дело не скорое: ведь сразу не научишься и обыкновенному делу; — говорят, не учась и лапти не сплетешь, так тем более, самому важному делу в человеческой жизни, т. е. угождению Богу во всем — нужно научаться и усовершаться в этом до самого гроба; эту истину должны усвоить себе особенно начинающие говеть, потому что ведь и покаяние имеет смысл лишь в связи с намерением, твердым и непоколебимым намерением — исправить свою жизнь и посвятить главную работу своей души на то, чтобы прочее время живота своего скончати в исполнении заповедей Божиих, которые велятнас стремиться к полному совершенству и богоподобию. И вот для этой цели, братие, читайте святоотеческие наставления о праведной жизни, напр., книжки Димитрия Ростовского и св. Тихона Задонского, которые для всех доступны и понятны не только, как учители, но и как благий пример, размышляя о котором, по слову Апостола Павла: «свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на Начальника веры и Совершителя Иисуса»(Евр XII. 1—2). Аминь.
Произнесена в Спб. Казанском соборе в 1887 г.
Источник: «Жизнеописание и творения Блаженнейшего Антония, Митрополита Киевского и Галицкого». т. XV. Слова, беседы и речи(о жизни по внутреннему человеку). Посмертное издание с предисловием АРХИЕПИСКОПА НИКОНА (РКЛИЦКОГО). Нью-Йорк, 1968 г. с.с.21-31.
Сверено с оригиналом