Митрополит Антоний: Поучение в неделю мытаря и фарисея (1934 г.)
"Боже, хвалу Тебе воздаю, яко несмь, якоже прочии человеци, хищницы, неправедницы, прелюбодеи или якоже сей мытарь"
(Лук 18.11).
Чтобы понять смысл этой притчи, надо прежде всего устранить ошибочное толкование ее, ибо именно такое ошибочное толкование является господствующим в нашем мирском обществе, которое не прочь упоминать в своих праздных разговорах об упомянутом фарисее, но в совершенно ошибочном освещении его личности. При самом слове фарисей у наших современников, прежде чем они дадут себе отчет о слышанном, возникают в голове представления о нем, как и вообще о фарисеях, как о сознательных лицемерах, злых, завистливых и развратных.
Конечно, такая характеристика вполне приложима ко многим из них, может быть, и к большинству, но Спаситель наш не такого фарисея описал в своей притче.
Прежде всего обратите внимание, что помянутый фарисей не себе самому присваивал праведность, а благодарил за нее Бога, Дателя духовных благ, тогда как современные обличители фарисейства любят выражаться иначе: Я благородный человек и безусловно честный, а потому не позволяю никому наступить себе на ногу. Подобное признание ставит современного "благородного человека" много ниже того фарисея, который перечисляет свои добродетели пред лицом Всевидящего Бога, и, конечно, не мог лгать. Следовательно, его погрешность заключалась не в ошибочности или в лживости его признания, а в его отношении к своей совести.
Чтобы пояснить, в чем заключается такая греховная ошибочность, должно напомнить слушателям сравнение нашей земной жизни с путником, коему приказано пройти известное поприще. Тот путник будет прав, который не оглядывается на пройденную часть пути, а смотрит вперед и, думая, сколько ему еще осталось идти, просит помощи Бога и помнит слово Христово: "никтоже возложь руку свою на рало, и зря вспять, управлен есть в Царствии Божии". (Лук 9.62)
При сем доброго христианина не должно покидать самоукорение, а отнюдь не похвальба достигнутого по духовной жизни успеха. Конечно, это не исключает благодарности молящегося Господу за то, что Господь его избавил уже от некоторых грехов или пороков, но не должен забывать, что Бог послал бы ему более обильные дары благодати, если бы он сам смирялся, усерднее молился и каялся в допущенных грехах, понуждая себя к новым подвигам в борьбе с ними.
Вот этого то и не было в приточном фарисее, так что горько оплакивавший свои грехи мытарь пошел в дом свой более оправданным, чем фарисей, довольный своими внешними добродетелями. Заметьте это выражение — более оправданным.
Значит и фарисей не просто хвалился пред Богом, а старался угождать Ему и охранять в чистоте свою совесть.
Отсюда ясно, что вся наша жизнь должна быть постоянным шествием вперед, постоянным приближением к Богу и упражнением в добродетели и недовольством собою.
Вот этого то почти совсем не понимают большинство наших светских богословов и даже значительная часть духовных.
Самопротивление, самопринуждение и самоукорение — вот наш путь к небесному Царствию, а при наличности таковых внутренних подвигов, конечно, и вся наша жизнь будет постепенно подвигаться к совершенству, в чем да укрепит нас Господь постоянным воспоминанием выслушанной сегодня Божественной Притчи.
Произнесено в 1934 году в Сремских Карловцах.
Епископ Никон (Рклицкий) «Жизнеописание Блаженнейшего Антония, Митрополита Киевского и Галицкого». т.V. Изд. Северо-Американской и Канадской епархии.1959 г., сс. 294-295.
Сверено с оригиналом
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи