Митрополит Антоний: Слово на 14-е ноября.
В высокоторжественные царские дни, слушатели, сердце русского человека воспламеняется особенным патриотизмом и всякий жаждает с своей стороны сделать что-либо для блага своего отечества. Тем более такое настроение свойственно бывает людям молодым, готовящимся вступить в жизнь. Но какой лучший путь служения России, служения Престолу? Ответ на это нам дает история династии нашего царствующего Дома.
— Едва-ли, братие, не только русская, но и всемирная история могла бы указать царственный род, столь дорогой, столь любимый народом, как дом Романовых. Слава „Белаго Царя“ гремит и на Камчатке, и в неведомой Европе сердцевине дикой Азии, и в Царьграде, и на Белом море.—Вот это то название Белого Царя указывает на то свойство доброты и благодатного освящения, которое соединяет народ с мыслью о царе. И действительно, братие, история царственного дома имеет освященный церковью ход событий. В тяжкое, смутное время междуцарствия, кто первый указал на Романовский род, как достойный, чтобы спасти гибнущую Россию? Великий Гермоген, в польских оковах ожидавший смерти. Откуда взят был затем избранник России? Из монастыря, от рук монахини матери вышел он на царство впреднесении чудотворных икон, взятых из Москвы и Костромы. Ему предстояла, вего отроческие годы, мудреная задача опять собрать вновь распавшуюся Русь, в которой многие области, насмотревшись постоянного низведения царей, не очень то были склонны к подчинению новой власти. Но была власть, которой никто тогда не смел противиться из считавших себя русскими, это власть Патриарха. Вот такое-то лицо и было родоначальником новой династии и оно-то укрепило ей верность в сердцах русских. Известно, сколько незаменимых услуг оказал престолу Никон патриарх, как велико было значение его в деле присоединения Малороссии, и в деле начала народного образования, которое в то невежественное суеверное время могло быть принято народом не иначе, как под крепким данным авторитетом иерархии, ибо в ином случае от него отвернулись-бы, как от ереси. Хорошо понимал это Петр I, хорошо понимали и исполняли эту просветительную задачу современные ему святители Димитрий Ростовский, Иов Новгородский, Стефан Рязанский, которые, несмотря на крайнее стеснение в денежных средствах, устраивали училища, и сами воспитывали учителей народу. Понимали они и то, что даже добрая и полезная сторона Петровской реформы не будет принята народом, если они не покажут ей своего сочувствия. И вот, великий угодник Божий св. Митрофан первый влагает лепту на устройство Черноморского флота. Важные при новом строе войск победоносные битвы восхваляются иерархами в речах церковных, а дело народного объединения совершается даже в далекой Сибири подвигами двух великих праведников, Митрополитов, —- Филофея Тобольского и св. Иннокентия Иркутского.—Так введена была реформа при содействии русских Святителей, так и новые порядки не искоренили духа народного благодаря тому, что иерархия и на них положила церковное освящение. В последующие годы прошлого века то иностранное влияние и сила иностранных министров подавляла интересы народа, то вновь прорывалось в высших сферах патриотическое сознание, и опять польза отечества ставилась на первое место. И здесь мы видим, что сообразно этим колебаниям, то возвышалось, то умалялось значение духовенства: оно первое подвергалось общенародной беде, например, при Бироне, но и первое делило с ним царские милости, например, при Елизавете Петровне. Настало время Отечественной Войны 12-го года, когда, дотоле презираемый, простой, серый народ проявил великую силу своего духа и своею партизанскою деятельностью победил гордого покорителя Европы. И это движение героизма народного получило первый толчок, в лице уже умиравшего старца Митрополита Платона,и затем былопитаемо явлением ему святыни церковной, так что и для главной Бородинской битвы одушевляющим желанием было принесение Чудотворной иконы Богородицы Смоленской.— Здесь-то и образованное общество начало уразумевать, что в простом народе русском главная опора отечества и престола, что народ сознательно жертвует собою за царя своего, что царь ему дорог именно по тому изобилию благодати Божией, которое изливал Господь на его род, начиная с самого его воцарения. Эти-то взгляды о церковном характере народного духа, народной преданности престолу, взгляды, определявшие уже сами по себе и то направление внутренней политики, которое наиболее полезно для отечества, н начали проповедывать наши великие патриоты пятидесятых годов: Хомяков, Киреевские, Аксаков, Самарин. Они проводили их в богословских и в философских, и в исторических, и в политических, и литературных произведениях, проводили их в деятельности административной, ученой и воспитательной, внедрили подобное направление во все отрасли отечественной жизни. — Их труды не остались безследны, и в прошлое царствование Государевы милости начали сыпаться на народ в изобилии: он был освобожден от двухсотлетнего рабства, ему дарован равный со всеми суд и школы, и облегчение солдатчины. В нынешнее царствование ему даются милости, еще более ему дорогие, различные преимущества в жизни церковной, т. е. церковно- приходские школы, внебогослужебные собеседования, облегчение хождения к св. местам и пр. Так-то наши государи истинно по-царски воздают сторицею народу за его преданность к их роду, так что и общество начинает сознавать уже повсеместно, что народ наш любит то и тех, кто идет к нему от Бога. В этом с особенною силою убедительности он удостоверил всех, с негодованием изгнав своих противоцерковных учителей шестидесятых годов, не смотря на обещания золотых гор. — Вот, братие, какой великий урок дает нам история и деятельность ныне царствующего дома! Из нее должны уразуметь и мы свою задачу, свой долг по отношению к народу, к отечеству, к престолу.
Вот сегодня, когда Церковь собирает нас в священные свои стены для молитвы за царицу русскую, когда сердца наших соотечественников пылают патриотическим жаром, теперь-то, братие, подумайте о своем призвании, о том служении, которого ждет от нас народ и отчизна, которого ждет от наси другой Царь— Небесный, по выражениюсовременных греков, родившийся в Вифлееме,но живущий в России. Да, братие, Христос Спаситель обитает в народе русском, обитает потому, что последний, как мы видели, есть не столько политическая, сколько религиозная, церковная единица, потому что нет знамени, под которым собрался-бы народ русский, кроме знамени Христова. Христос обитает в народе русском, т. е. нет народа, столь преданного Его подвигу самоунижения, самоотвержения и милосердия. Христос будет обитать наипаче в тех, кто продолжит подвиг Его в качестве русского пастыря и учителя, и будет светить миру светом Его совершенств, дабы имя Его славилось на земле. „Тако да просветится и свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца Вашего, иже есть на небесех“.—Итак, братие, наш род служения народу и отечеству еще тем выше всякого иного служения, что переходит пределы мест и времени и возносится к Вездесущему, Вечному Богу. Аминь.
Произнесено в церкви Холмской духовной семинарии 14 ноября 1886 г.
Источник: Митрополит Антоний. Слова, беседы и речи (о жизни по внутреннему человеку).
Посмертное издание с предисловием АРХИЕПИСКОПА НИКОНА (РКЛИЦКОГО). Нью-Йорк, 1968 г., сс.237-240.
Сверено с оригиналом