АКТУАЛЬНЫЕ НОВОСТИ

Митрополит Антоний: Суждения о церковном проповедничестве (1917 г.)

Митрополит Антоний: Неделя Всех Святых (1935 г.)При обсуждении вопроса о церковном проповедничест­ве, владыка Антоний сделал следующее заявление:

«Не внося нового доклада, я хотел бы сделать попыт­ку примирить теоретические разномыслия о церковном про­поведничестве, которые имели место в предыдущем заседании. Хотя ораторы говорили тогда нечто противоречи­вое, но это только повидимому, и их можно примирить. Те, которые говорили о преимущественном значении таинст­венной, молитвенной стороны в священническом служении, сами известны, как одушевленные проповедники. Вопрос о том, что важнее в пастырской деятельности, должен быть оставлен. А нужно ясно и твердо установить, что проповедь — одна из важнейших обязанностей каждого священника. И, если угодно будет последовать тем указаниям, какие я предлагаю, то устранятся и те, не совсем приятные последствия, в смысле сухости проповеди, какие могут быть от признания обязательности проповеди.

Что проповедь обязательна для священника, это видно из чина хиротонии. При поставлении священника, епископ молит Господа, чтобы Он дал ему силы священнодей­ствовать, что, по буквальному переводу с греческого, означает служить слову. И так как все и образованные, и недостаточно образованные посвящаются одинаково, то, значит, и проповедь обязательна для всех. Затем упо­мяну 19-е правило VI Всел. Собора, которое указывает выход из того затруднения относительно неудовлетворительности церковной проповеди, о котором здесь говорили.

«Предстоятели церквей, говорится в этом правиле, долж­ны по вся дни, наипаче же во дни воскресные, поучати весь клир и народ словесам благочестия, избирая из Божественного Писания разумения и разсуждения истины и не пре­ступая положенных уже пределов и предания богоносных отец. И аще будет изследуемо слово Писания, то не ина­че да изъясняют оное, разве как изложили светила и учи­тели Церкви в своих писаниях,  и сими более да удовлет­воряются, нежели составлением собственных слов, дабы при недостатке умения в сем, не уклонитися от подобающего». Вот исход из затруднения. Не буду повторять 2-е правило VII Всел. Собора, где сказано, что «сущность иерархии нашея составляют Богопреданныя словеса» и что если «приемлющий священническое достоинство колеблется и не усердствует... учити, то да не рукополагается», а при­веду 58 Апостольское правило, которое грозит отлучением епископу или пресвитеру, нерадящему о причте и о людях и неучащему их благочестию. Здесь признавали, что дело проповеди стоит неудовлетворительно. Высшая цер­ковная власть в XVII веке через 5-6 лет разсылала строгие требования, чтобы священники в воскресные и празд­ничные дни проповедывали слово Божие. В XVIII веке со­ставлена книга проповедей, которые должны были читать священники, когда затруднялись составлять свои проповеди. Чтобы избежать неудовлетворительных проповедей, есть простое средство: читать Пролог, где на каждый день со­ставлено житие святого и помещены поучения. И хотя они изложены славянским языком, но очень понятно, и на­род слушает их с большим удовольствием, даже со слезами. В тех монастырях, где читают Пролог, на­род спешит сгрудиться к амвону и с большим вниманием слушает. Если последовать этому примеру, то устра­нятся все затруднения для произнесения проповедей в каж­дый воскресный день. К этому делу могут быть привле­чены и диаконы, и псаломщики, и благочестивые миряне, но только под руководством священника. Священник должен выбрать подходящее место из Пролога и хотя 10 ми­нут посвятить на разметки для прочтения в церкви, так как в Прологе есть поучения и очень большие, а есть и минут на 5.

Я согласен и с тем, чтобы Собор избрал комис­сию, которая указала бы сборники проповедей. Имеются, напр., сборники проповедей прот. Гр. Дьяченко; они хотя составлены и не с блестящими талантами, но достаточно ясно и понятно. Если мы примем все подобные меры, то избегнем неприятных явлений в деле проповедничества. Если мои мысли не будут опровергнуты, то я их изло­жу в трех основных положениях, о которых сообщу в свое время. А теперь позвольте отнять не более 5-7 ми­нут, чтобы ответить на заявление более теоретического ха­рактера, но имеющее и важное практическое значение. Го­ворят, что проповедь — дело таланта, особый дар Божий, и что потому привлекать к нему всех невозможно. Нет, это не так. Талант — искусство говорить, а при работе над собой и при молитве каждый человек может быть если не оратором, то проповедником. У нас много священников и даже архипастырей, которые чув­ствовали себя как на плахе, когда приходилось говорить. Это — застенчивость, сдавленность духа, с которою нуж­но бороться и которая может пройти: вспомните пример Демосфена. Но я разумею борьбу не только с застенчиво­стью, но и борьбу чисто внутреннюю. Религиозное чувство бывает двух родов. Одни спасают собственную душу: они представляют только Бога и себя, забывая окружаю­щий мир. Любовь к ближним они выражают во внешних делах. А когда нужно выступить со словом обличе­ния и утешения, они теряются. Это направление религиозного чувства преобладающее. Но оно не вполне правильно.

Посмотрите, как чувствовали себя пред Богом свя­тые: Апостол Павел, Иоанн Златоуст, Тихон Задонский. Они ставили себя пред Богом, но не удалялись и от ближних. Эго выражалось в их общественной деятель­ности, поучениях. Они своею душою обнимали многих, в своем сердце вмещали весь мир. Много изречений на эту тему есть у Иоанна Златоуста, у Ап. Павла, но я не буду их повторять. Вот в каком направлении и нужно упраж­нять свою душу. Священник получает в хиротонии благо­дать не только совершать таинства, но и благодать вносить в сердца людей что-то новое: ему дается дар сострада­тельной любви ко всем и к молитве за всех. В этом направлении священник должен себя воспитывать. Конеч­но, это дело требует внутренней борьбы. Но, так направ­ляя свою душу, священник не может не быть проповедником, хотя бы он и мало был образован. Как пророк Иеремия, так и священник, воспитавший себя в направ­лении любви к ближним, не будет в состоянии сдержи­вать своего языка для поучения. То, что предложено Отделом, мною принимается. А дополнительные свои указания я доложу потом в основных положениях».

Основные положения о церковном проповедничестве владыкой Антонием были формулированы так:

„1) Церковная проповедь есть неотменный и общеобязательный долг каждого пастыря Церкви; она является одним из самых важных дел его служения, как это изложено в молитве иерейского посвящения и в правилах Св. Апостол 58 и Вселенских Соборов (VI, 19 и VII, 2), которые следует пропечатать на обложке служебника.

  1. Священники, затрудняющиеся произносить собственные поучения, всегда ответственно обязаны поставить богослужение в своем храме так, чтобы ни одна воскресная и праздничная литургия не происходила без поучения, если не самостоятельно произнесенного, то ясно и внятно прочитанного им, или одним из клира и мирян и при том не по случайно открытой книге, а по заранее проверенному руководству, доступному и назидательному для его паствы.
  2. Желательно избрать комиссию из Членов Собора, которые бы составили небольшой список таких подходящих руководств, и принять меры к тому, чтобы такие руководства были чрез епархиальные управления разосла­ны во все приходы и монастыри.
  3. Нельзя отрицать того, что духовное развитие нашего духовенства в школе и его саморазвитие по принятии священного сана нуждается в известном восполнении пастырским духом, т.е. развитии в себе чрез молитву и чтение Слова Божия духовного сострадания к людям и ревности о спасении не себя только, но и ближних, в чем Св. Иоанн Златоуст полагает сущность благодатного дара священст­ва: «духовную любовь не рождает что-либо земное; она нисходит свыше с неба и дается в таинстве священства; но усвоение и поддержание сего дара зависит от стремлений человеческого духа» (Толк. на Кол. II).
  4. В таком направлении должно быть поставлено воспитание в духовной школе и самое изложение курсов по соответствующим предметам».

Эти положения были приняты Церковным Собором с некоторыми поправками, предложенными архиепископом Кириллом, архимандритом Венеамином и Н. Д. Кузнецовым. Архиепископ Кирилл в своей поправке между прочим отметил, что «современное государство не желает церковной проповеди».

Епископ Никон (Рклицкий) «Жизнеописание Блаженнейшего Антония, Митрополита Киевского и Галицкого». т.IV. Изд. Северо-Американской и Канадской епархии.1958 г., сс.157-160.

Сверено с оригиналом

Печать E-mail

Для публикации комментариев необходимо стать зарегистрированным пользователем на сайте и войти в систему, используя закладку "Вход", находящуюся в правом верхнем углу страницы.