Митрополит Антоний: Святитель Николай Мирликийский
Велика слава Святителя Николая в Русском народе. Некоторые иностранцы, недружелюбно отзываясь о Русском христианстве, говорят, что Русский народ верит не в Троицу, а в Четверицу: Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой и Святитель Николай Мирликийский.
Конечно, такое утверждение является клеветой на Русский народ. Правда же заключается в том, что Русский народ чтит Святителя Николая сильнее и любит его больше других святых.
Чтут его не только православные, но и инославные, не только христиане, но и язычники, чтут в Сибири, в Туркестане и во всех местах необъятной России.
Непросвещенные светом христианства, язычники-черемисы, жизнь которых я близко наблюдал во время своей 2-х-летней службы в Уфимской епархии, знают Святителя Николая больше, чем Христа и призывают его имя на помощь, замерзая в снежную бурю в поле, испытывая несправедливости или притеснения от начальства, призывают в нужде и голоде и во всех трудных обстоятельствах своей безхитростной жизни. И призывы язычников не остаются без ответа. Святитель Николай неизменно помогает им.
Высоко чтит этого Святителя весь Русский народ, и интеллигенты и простые, и ученые и неученые.
Во всей России нет, вероятно, ни одной семьи, в которой не было бы образа Святителя Николая, а сказания об его чудесах и полученной от него помощи по молитвам, передаются из поколения в поколение.
Чем же Святитель Николай так привлек к себе сердца Русского народа?
Он, конечно, был постник, молитвенник и отличался всеми христианскими добродетелями. Но почему Русский народ среди других святых, которые были исполнены также разных христианских добродетелей, особенно полюбил Святителя Николая, что особенное отыскал он в нем?
Русский народ любит добро и правду, по силам своим, сознавая свои грехи, стремится к их осуществлению и понимает красоту добра и правды.
В Святителе Николае Русский народ нашел воплощение тех именно качеств, которые составляют его высший идеал, его лучшее стремление и потому он так пламенно полюбил Святителя Николая, так горячо чтит его память и избрал Его как бы своим народным героем.
Святитель Николай прошел свой земной путь, как дивный победитель, расточая вокруг себя свет правды и добра и уже сколько веков слава Его не только не угасает, но привлекает к себе все новые и новые поколения людей, просвещая их Христовым светом.
Ту отличительную черту в характере Святителя Николая, которая пришлась по сердцу Русскому народу, мы бы назвали — великодушием. Святитель Николай особенно горячо и пламенно верил в победу еще в этой жизни тех добра и правды, которые безраздельно будут царствовать в будущем веке. Конечно, и другие святые верили в добро и правду, но у Святителя Николая эта особенность характера была сильно, как ни у кого другого, развита. Вся его земная жизнь была, как бы победным шествием. В молодости он своими молодыми, сильными руками вытаскивал утопавших из воды, а затем его сердце так расширилось и возвеличилось, что он уже творил добро силою своей молитвы. При всяком столкновении с неправдой, злом и с горем его сердце наполнялось таким состраданием, и таким молитвенным устремлением к Богу, что он преодолевал естественные законы в деле творения своей милости.
Известно, что трое воевод были несправедливо приговорены к смертной казни. Святитель Николай, узнав о том, что могут пострадать совершенно невиновные, обратился к Богу с горячей молитвой и по Божией милости он преодолел законы естества — чудесным образом он явился ночью к благочестивому Царю Константину. Это не была галлюцинация или сон. Святитель Николай явился к Царю в собственном физическом теле и разбудил спящего Царя.
Удивленный Царь, не узнав сначала святителя, спросил старца, "как ты очутился здесь и кто пропустил ко мне". Святитель Николай сказал, что сейчас может совершиться в Малой Азии несправедливое дело — казнь неповинных воевод, нужно немедленно остановить эту казнь. Гениальный Царь немедленно послушался святителя и написал приказ об отмене казни и приказ этот таким же чудесным образом святитель доставил на место казни, когда меч уже был занесен над головами несправедливо приговоренных. Так и все другие благодеяния Святитель Николай творил из любви к правде и добру.
Произнесено в Белграде 9/22 мая 1931 года.
Епископ Никон (Рклицкий) «Жизнеописание Блаженнейшего Антония, Митрополита Киевского и Галицкого». т.V. Изд. Северо-Американской и Канадской епархии.1959 г., сс. 302-303..
Сверено с оригиналом