АКТУАЛЬНЫЕ НОВОСТИ

Митрополит Филарет: Неделя 22-я по Пятидесятнице. Притча о богатом и Лазаре

 Кто читает Евангелие, знает, что Господь Иисус Христос сказал тем, кто Его слушал: «трудно богатому войти в Царствие Божие» (Мф.19:23Лк.18:24). Ни о ком другом Он этого не сказал, а именно о богатом. В Евангелии мы с вами находим и примеры того, как это трудно. Мы знаем притчу о Богатом и Лазаре. Там говорится, что богатый человек жил в свое удовольствие: обладая богатством, он им пользовался в самых широких размерах, для себя жил, как ему хотелось. Не сказано там, что он творил какие-то страшные, тяжкие грехи: никого не убил, не ограбил. Однако же, притча эта говорит, что конец был страшный, потому что после своей смерти он оказался в адских мучениях. 

   Быть может, еще в более заостренной форме, это же самое Церковь сегодня нам предложила в литургийном евангельском чтении, когда Господь сказал, что у одного человека богатого был урожай хороший, и вот он стал размышлять: «Что мне делать? Мне некуда собрать мой урожай» (Лк.12:16, 17)! Такой он был большой, так много хлеба у него уродилось, что его амбары, кладовые «житницы», не вмещали этого урожая. Пока здесь нет ничего плохого, когда он так думает: это чисто хозяйственные заботы, в которых его не за что упрекнуть. Он дальше говорит: «Вот, что я сделаю. Я мои житницы (т.е. амбары, кладовые) разломаю совсем, а вместо них построю более большие и в них соберу все богатство мое, весь этот урожай» (Лк.12:18). И пока все еще ничего плохого нет. Это благоразумно; хозяин говорит о том, что нужно сделать, чтобы не погибло такое богатство, чтобы не погиб такой урожай, а чтобы хранить его там, где нужно — ничего плохого здесь еще нет. Но вот дальше мы в Евангелии читаем и слышим, как он сказал, что построю себе эти большие амбары и кладовые, соберу туда мой урожай: «И я скажу себе: душа моя, много ты имеешь богатства, на много лет тебе хватит — почивай, ешь, пей, веселись» (Лк.12:19)! Вот тут мы с вами и видим, что когда Господь ему дал такое богатство, такой урожай, он и не подумал о том, что есть люди, у которых не только нет такого урожая, но которые голодают. Ему и в голову такая мысль не пришла, он своей душе говорит: «Вот мы теперь с тобой будем в свое удовольствие жить!» Т.е. перед нами — совершенно законченный эгоист! И вот страшный конец — со всем своим урожаем он тоже рухнул в адскую бездну, потому что Бог ему сказал: «Безумец, в эту ночь твою душу у тебя (как сказано по-славянски)«истяжут» , — т.е. немилостиво вырвут — конец тебе пришел, а то, что ты заготовляешь, кому достанется» (Лк.12:20)? Так ясен и так страшен этот конец, что Господь никаких объяснений больше и не прибавил, а только добавил: «Так бывает со всяким, кто собирает для себя, а не в Бога богатеет» (Лк.12:21)! 

   Это урок евангельский каждому из нас. Вряд ли много найдется на свете людей, которые не рады были бы, если бы к ним пришло богатство! Но вот тут-то сразу, как только богатство в руки человеку приходит, вместе с ним и приходят те соблазны, из-за которых Господь и сказал, что именно «трудно богатому войти в Царствие Божие» . 

   Бывает другое богатство, богатство духовное, и вот его-то приобрела та великая Божия угодница, память которой Церковь празднует сегодня — святая великомученица Варвара. Как блестящий метеор пронеслась она в своей короткой жизни по церковному небосклону, ибо жизни ее не было и шестнадцати лет. Пятнадцать лет ей было с лишним, когда она совершила свой изумительный подвиг. Уверовала во Христа, старалась отца своего, закоренелого и злобного язычника, вразумить. Но когда он узнал, что она христианка, хотя он ее любил крепко по-своему, по-язычески, вся его любовь обратилась в бешеную злобу! Он хотел тут же дочь разрубить мечом. Но она от него спаслась — Господь помог ей чудесно спастись за гору. Отец потом ее нашел, приволок за волосы домой и начались страшные терзания и пытки: он сам ее избивал и пытал, а потом отдал царю-язычнику мучителю. Что только с несчастной девушкой не делали!.. Бичевали ее, истязали, терзали так, что на ее прекрасном девственном теле живого места не осталось... Она вытерпела, как адамант, как непоколебимый столп. Ради любви к Небесному Жениху Своему — все это она вынесла! И вот, потом дивный конец! На одной иконе св. великомученицы Варвары изображается, как ангелы несут эту невесту Христову к ее Возлюбленному Жениху. Все страшное осталось позади, кончился ее жизненный путь. Злобный отец сам своими руками отсек ей голову, а за это его поразила молния, небесный огонь. А у нее все кончилось: истерзали, измучили ее, но это все уже позади, а она стремится туда, откуда сияет Свет Неприступный, к Своему Возлюбленному Жениху, вся стремится вперед: глаза горят, руки протянуты вперед, стремится туда неудержимо, ибо там ждет ее Тот, Кого она так возлюбила. 

   Вот что значит запастись духовным богатством, которого у человека никто не может отнять. Как много назиданий, братие, дает нам Церковь: в своих богослужениях, в своих наставлениях! Вот и пример этого несчастного богача, который так обогатился, не поблагодарив Бога за богатый дар урожая, не подумав о ближних своих, которые нуждаются, и из-за этого так страшно погиб. А вот пример св. великомученицы Варвары, которая отказалась и от своей великолепной красоты и от богатства земного и от знатности — от всего! Все это она принесла в жертву Возлюбленному Жениху Христу. Вот эти примеры должны быть для нас назиданием о том, как нужно собирать духовное богатство и как нужно быть христианином, готовым всегда, если нужно, быть верным, даже до смерти, ибо св. великомученица Варвара так совершила свой подвиг, что на ней в точности исполнилось обещание, которое Господь дает нам в Апокалипсисе. Там говорится: «Будь верен даже до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр. 2:10)! Аминь.

Печать E-mail

Комментарии   

# RE: Митрополит Филарет: Неделя 22-я по Пятидесятнице. Притча о богатом и ЛазареПротоиерей Евгений 31.10.2015 11:34
В связи с тем, что сейчас при Евангельских чтениях действует Воздвиженская уступка, т.е. в Неделю 22, читается Евангелие 21 недели - О сеятеле от Луки 35. Стоит ставить проповеди, которые относятся к Евангельскому чтению соответствующие дню.
Она (проповедь) будет более понятна читателям, чем если они прочитают проповедь сегодня, а на Литургии прослушаю только через неделю...
прот.Евгений

Для публикации комментариев необходимо стать зарегистрированным пользователем на сайте и войти в систему, используя закладку "Вход", находящуюся в правом верхнем углу страницы.