Митрополит Филарет: Спасутся ли инославные?
Вопрос о том, могут ли спастись христиане инославные — т.е. не принадлежащие к Православной — Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви, в наши дни ставится иногда очень остро и болезненно.
Говоря об ответе на этот вопрос, необходимо, прежде всего, припомнить то, что Сам Господь Иисус Христос в Своем Евангелии только об одном состоянии человеческого духа говорил, как о безусловно и безнадежно погибельном, именно — о хуле на Духа Святого (Матф. XII, 31, 32). Дух Святый есть прежде всего, Дух Истины, как и любил Его называть Спаситель. В соответствии с этим и хула на Духа Святого есть хула на Истину — сознательное и упорное сопротивление ей. Известно (см. там-же), что даже хула на Сына Человеческого — т.е. на Самого воплотившегося Сына Божия, Господа Иисуса Христа, может быть прощена человеку, т. к. может быть произнесена по ошибке и заблуждению, и впоследствии — покрыта обращением и покаянием (примером такого обратившегося и покаявшегося хулителя, как известно, является св. ап. Павел — Деян. 26, 11 и I Тим. 1, 13). Но если человек противится Истине, явной для его сознания и совести — он сам ослепляет и духовно убивает себя, ибо в этом состоянии противления он уподобляется диаволу, который верует в Бога и трепещет, и однако же, ненавидит Его, хулит и противится Ему...
Так — отказ человека от принятия Божественной Истины и противление ей делают его сыном погибели. И в соответствии с этим Господь, посылая Своих учеников на проповедь, говорил им "иже веру имеет и крестится, спасен будет а иже не имеет веры — осужден будет (Матф, 16, 16), ибо пред этим последним Господь поставил Свою Истину, призывая его к принятию ее, а он ее не принял, и унаследовал осуждение со всеми "неверовавшими Истине и возлюбившими неправду" (II Сол. 2, 12).
Святая Православная Церковь есть хранительница Богооткровенной Истины во всей ее полноте и верности апостольскому преданию. И тот, кто уходит из Церкви, лично и сознательно отпадает от нее, есть ее противник и ренегат-отступник от апостольского предания. Таких отступников Церковь грозно анафематствует, по слову Самого Спасителя (Матф. 18, 17) и ап. Павла (Галат. 1, 8-9), угрожая им вечной погибелью и призывая к возвращению в лоно Православия. Но, само собой разумеется, что рядовые христиане-католики или лютеране, члены неправославных религиозных общин, не могут быть названы отступниками, или еретиками, — исказителями истины. Они вырастают, воспитываются и живут в своей вере по наследству и традиции, так же, как большинство из нас, православных; в их жизни нет момента личного, сознательного отступления от Православия. И Господь, "всем хотящий спастися” и "просвещающий всякого человека, грядущего в мир", несомненно, Своими путями и их ведет ко спасению.
В данном вопросе особенно поучительным является тот ответ, который когда-то дал одному "вопрошателю" святитель Феофан Затворник. Будучи спрошен об этом, святитель ответил приблизительно так "спрашиваешь, спасутся ли инославные... А почему ты о них так беспокоишься? У них есть Спаситель, Который ищет спасения всех людей. Он и позаботится об них. А на нас с тобой никто этой заботы не возлагал. Знай себя и свои грехи... Одно, впрочем, скажу тебе: если ты, будучи православным и имея истину во всей ее полноте, изменишь Православию и уйдешь в иную веру, то погубишь навеки свою душу..."
Полагаем, что этот ответ великого святителя подвижника — лучшее, что можно сказать по данному; вопросу.
Архимандрит Филарет.
Эта статья Архимандрита Филарета (будущего Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви), перепечатана из журнала "Хлеб Небесный". Она является ответом на вопрос из Парижа игумена Зосимы, помещенный в № 6 (1939 г.) журнала "Хлеб Небесный" - "Спасутся ли неправославные? "