Г.М. Солдатов: Работник на ниве Господней о. Пантелеимон (1895-1985)
Г.М. Солдатов
Очень немногие люди сделали так много полезного для Зарубежной Руси как его Высокопреподобие о. Пантелеимон (Нижник). Его заслуги перед РПЦЗ невозможно оценить и это сделает Господь. Синод Зарубежной Церкви наградил о. Пантелеимона крестом с украшениями, палицей, митрой, саном Архимандрита и он получил звание строителя Свято- Троицкого Монастыря.
О. Пантелеимон по Божьему велению воздвигнул в Северной Америке Православный русский маяк, к которому устремились монашествующие из Европы и других континентов. Паломники-миряне там находили часть своей Родины России, и монастырь превратился в Русскую Зарубежную Лавру. Отец Пантелеимон был из религиозной крестьянской семьи Гродненской губернии. На всю жизнь у него сохранился русский крестьянский язык, но, несмотря на «это, нужно того» – после чего следовало, что нужно сделать. Работать с ним было легко так как он обладал умением хорошо объяснить для чего что-то нужно сделать: например где и как поставить водокачку и проложить трубы от одного озера к другому, как опустить в зеро сети чтобы поймать рыбу и пустить ее в другое озеро и т.д. С юных лет он много работал. В Америку он приехал в 1913 году. Люди, с которыми ему пришлось работать, оказали на него большое влияние своими настроениями о современном положении в мире. Как они ему говорили, диавол захватил весь мир и против этого невозможно бороться. Помня проповеди священника в деревне и наставления родителей о. Пантелеимон с мнением совработников не соглашался, веря, что молитвой, постом и примерной жизнью согласно учению Церкви, бороться можно, и победить диавола возможно. Познакомившись с монашествующими, он в 1918 году поступил послушником в Свято Тихоновский монастырь, где пробыл последующие 10 лет. Как он вспоминал впоследствии, его тяготило в монастыре шумное окружение: детский приют, занятия, большое количество гостей и другие отвлечения от монашеской жизни. Поэтому он начал мечтать о создании малого скита, где возможно было бы спокойно подвизаться монашеской жизнью. Для покупки места необходимы были материальные средства, и он поступил на завод И. Сикорского. В начале 30-х годов он собрал достаточно денег на приобретение участка земли, где к нему присоединился Иван Колос (в будущем о. Архимандрит Иосиф). Они занялись земледелием. О. Пантелеимон нанимался на плотнические и другие работы к окрестным фермерам. Уже в 60-е года по дороге к Ричфилд Спринг он останавливался у некоторых из жителей, где он в прошлом работал принимавших его с радостью, вспоминая, тяжкие годы депрессии в Америке.
После 2-й мировой войны из Европы к малочисленному братству в Свято-Троицкий монастырь прибыли монашествующие из Прикарпатской Руси – Ладомирово, новые здания начали воздвигаться, типография расширилась, образовались различные мастерские и, наконец, была открыта признанная правительством как высшее учебное учреждение Свято Троицкая Семинария, которая от имени Нью Йоркского Университета получила права давать оканчивавшим степень бакалавра. Во главе монастыря был вначале Преосвященный Владыка Архиепископ Виталий. Отец Пантелеимон продолжал трудиться в монастыре, работая на полях, озерах и постройках новых зданий и самое главное Собора. По вечерам и зимой когда все было занесено снегом, он сидел и читал богословские книги, выбирая (бывало, вырезывая страницы) те из них которые, по его мнению, было необходимо переиздать. Нужно заметить, что у о. Пантелеимона образования было всего 4 класса, но он сделал для Церкви гораздо больше, чем многие люди с высшим образованием. Под его руководством о. Антоний, пользуясь офсетной техникой, копировал книги, поправлял те места, где было необходимо удалять, подчеркивания и помарки, и затем книги в монастыре печатались и переплетались. Отец Пантелеимон, таким образом, выпустил больше полезных книг, чем многие другие издательства в Зарубежной Руси. Из них необходимо упомянуть: Проповеди, Сказания о Божией Матери, и главное не задолго до его смерти были переизданы одна тысяча комплектов 12 томов Жития Святых изложенных по руководству Четьих-Миней Св. Димитрия Ростовского. Заслугой о. Пантелеимона была починка купленных им нескольких домов требующих починки. После продажи домов я ездил с о. Пантелеимоном 2 раза в банк, где он брал чеки для погашения их русским монастырем на Афоне. Когда я его спросил, он мне ответил что Афон – «Дом Богородицы» и как долго там будут молиться монахи Божьей Матери, будет держаться мир: не будет там монашествующих – все погибнут т.к. диавол захватит мир. Поэтому он считает, что все православные люди должны помогать Афонским монастырям.
Об о. Пантелеимоне у насельников монастыря было высокое мнение: его энергия и организация заражала других, вызывая подражание ему в служении Церкви. Он посвятил почти всю свою жизнь для Свято Троицкого Монастыря. Архимандрит Пантелеимон работал много лет для покупки земли, ему помогали поступившие в скит монашествующие, а паломники собирали по центам средства для монастыря. Поэтому информация на сайте «Меч и Трость» от 20-11-2012 не соответствует правде. Американское правительство не дарило РПЦЗ землю в Джорданвилле. Что мы получили, это было от отдела образования штата Нью-Йорк дубликаты книг из различных библиотек. С грузовиком я ездил несколько раз с семинаристами Руденко и Жениловым, и мы привезли для семинарской библиотеки несколько тысяч книг. Затем с о. Мефодием я ездил, и мы купили старых 2 грузовика, и одну пожарную машину на аэродроме. Что мы получили бесплатно, это были полгрузовика вышедших из моды военных форм и зимних ботинок. Все остальное, что было в монастыре заработано тяжким трудом насельников и пожертвования боголюбивых паломников!
На днях в декабре 2012 г. Преосвященнейший Митрополит Иларион обратился к верующим РПЦЗ с призывом жертвовать на необходимые починки в монастыре. Требуется всего только 3 миллиона долларов! Почему оказались необходимы такие траты? Они результат безответственного отношения к РПЦЗ со стороны Митрополита Лавра, после того как он стал во главе монастыря и Восточно-Американской Епархии. Будучи ректором семинарии, он принял учащихся из бывшего СССР, которые не платили за учение и не исполняли работ по монастырю. Он принял также других белоручек «специалистов» со стороны, которых монастырю и семинарии не было пользы. Как он, так и другие духовные, и мирские лица начали бесконечные поездки в РФ, на встречи, конференции и т.д. Владыкой Лавром начаты были продажи некоторого имущества с большим трудом ранее собранным о. Пантелеимоном и другими насельниками. Все внимание Митрополита и его сотрудников было направлено на достижение унии с Московской патриархией. Когда раздавались голоса о необходимых починках, на предупреждения не обращалось внимание. Так было достигнуто в монастыре трагическое положение! Какая гарантия со стороны современного управления РПЦЗ-МП, что поступающие пожертвования не пойдут для встреч с президентом и другими представителями правительства РФ и МП? Какая гарантия, что вообще имущество монастыря и Церкви не будет заложено, продано или подарено?
О. Пантелеимон по Божьей воле приехал в Америку, и Господь наставил его основать маленький монастырь ставший впоследствии светочью для всей Зарубежной Руси. Туда также по Божьему изволению прибыли во главе с Архиепископом Серафимом (Ивановым) молодые, монашествующие из Карпатской Руси, построив новые здания Собора, общежития и т.д. Затем прибыл Архимандрит Аверкий ставший Архиепископом и Авой монастыря и ректором семинарии, а потом заботами Св. Митрополита Филарета приехали в монастырь и семинарию трудолюбивые «австралийцы-шанхайцы». Но память и заслуги о. Пантелеимона никогда не могут померкнуть в памяти благодарных ему русских православных людей в Зарубежной Руси.