Архиепископ Серафим (Дулгов): О вере. Из слова при наречении во епископа
Ваше Высокопреосвященство, Ваши Преосвященства! Благословите!
... Вот вы меня сейчас допрашивали о моей вере, хотели удостовериться - полностью ли она православна, как верую я во Святую Троицу. Это настолько важно, что ко мне обращались с требованием, чтобы я выявил свою веру и ещё, и ещё "более пространно".
Без сомнения моя вера, как и всех стоящих вокруг Престола, и одинакова, и полностью православна.
Но вот, что может нужно в наше лукавое время и ясно и открыто выявить. Особенно будущему Епископу : каково отношение наше к священноначалию в России, к официальной там Церкви и по ряду иных вопросов.
... За всю историю его народа, в Ветхом Завете, Господь постоянно посылал пророков, будь они великие или малые, но перерыва в этом не было. История еврейского народа тогда, до пришествия Христа - это история этих мужей Божиих. Как бы непрерывная цепь. Но так продолжалось до пришествия Христа и с этого момента пророческое служение окончилось. Ветхий Завет окончился, наступил Новый... И вот уже двадцать веков, что у еврейского народа нет больше ни великих, ни даже малых пророков. Ибо чаемое стало явным.
Вот такой же метод, простой, ясный и доступный можем мы предложить любому стороннику Патриархии.
За всю историю России, Церковь наша всегда была основой всей жизни, упованием и учителем народа. Кормилом, пестуном, мерилом совести. Будь это в междоусобных делах князей в эпоху домосковскую, в период татарского ига, особенно в Смутное Время, в период воцарения большевиков, во времена гонений, мученичества.
Тоже самое было и с Зарубежной частью этой Церкви - нашей. Всем известно какую роль она играла в эмиграции, как в больших центрах, так и в глубине провинции или где-то в трущобах. Особенно проявила себя наша Церковь в период последней войны. Потеряв всё при наступлении Красной Армии, территории Восточной и Центральной Европы, потеряв положение, солидное существование, твёрдые возможности, - несмотря на всё это, будучи Сама беженкой, наша Зарубежная Церковь и в условии лагерей оставалась, как и прежде, упованием, учителем и центром жизни и деятельности русских людей. Ибо Церковь наша была истинной Церковью Христовой.
Выполняет ли официальная Церковь в России ту же роль, как должна была бы выполнить она, будь она истинной? Конечно нет. Можно твёрдо установить, что Московская Патриархия не способна на это. Вести свою паству она не может. Она лишь жалко плетётся вслед за ней и вынуждена проявлять какое её требование, либо проявлять желаемую деятельность, либо делать непривычные для неё уступки народному чаянию. Лавирует, подгоняет себя под необходимость момента. И никак не может стать тем, чем была Русская Церковь, например в период Смутного Времени : центром совести при общей разрухи. А ведь сейчас хуже Смутного Времени прошлого...
Итак, по плодам определяем что истинно, что ложно ...
А если кто нам укажет на тот или иной расцвет в России, там открыли храм, или отремонтировали монастырь, или начались уроки Закона Божия, - так это не заслуга Церкви (Патриархии), но отдельных энтузиастов или жертвенных, идейных, ревностных пастырей и церковных деятелей, которые, конечно, заслуживают и восхищение и радость нашу.
«Так помогите же Патриархии», могут нам еще сказать.
И на это имеется готовый ответ, основанный на опыте : наша лучшая помощь официальной Церкви заключается уже втом, что мы существуем!
Ибо она всё время вынуждена считаться с нами, оглядываться на нас и то ли копировать нас или сдерживать себя, сокращать степень своих беззаконий из опасения реакции с нашей стороны. Примеров этому мы видим множество. Мы как бы спасительный тормоз в её слепом и безрассудном скольжении вниз...
Но это - пока мы существуем.
Исчезни мы, вольись мы в бесформенную массу официальной Церкви, мы потеряем всю нашу соль, всю нашу силу и возможность быть таким тормозом. И руки у официальной Церкви полностью развяжутся. И не только в области экуменизма, но и во многих других беззакониях. Кто может знать по какой покатой плоскости она покатится и тогда уже без тормозов ... Куда она заведёт и себя и Православие в России?
Митр. Виталий и архиеп. Серафим 1997г. Франция, Леснинский монастырь