РПЦЗ: В Праздник Успения Божией Матери в 1979 году почила игумения Тамара (Багратион-Мухранская)
Дочь дивного представителя нашего многострадального царского рода...
28 августа 1979 года, в праздник Успения Божией Матери, на Святой Земле в Спасо-Вознесенском женском монастыре на горе Елеон, отошла ко Господу игуменья Тамара, в миру Её Высочество Княгиня Татьяна Константиновна, в браке Княгиня Багратион-Мухранская.
Она была старшей дочерью Великого Князя Константина Константиновича и Великой Княгини Елизаветы Маврикиевны, получила блестящее образование, воспитала двоих детей и после окончания Второй Мировой войны в Женеве, Её Высочество приняла монашеский постриг с именем Тамары и отправилась на послушание в Святую Землю. С 1951 по 1975 годы матушка Тамара несла тяжелый крест настоятельницы Елеонского монастыря. На её долю выпало много испытаний – ранняя смерть мужа, погибшего на фронте в мае 1915 года, смерть отца, убийство братьев в шахте близ Алапаевска в июле 1918 года и годы изгнания.
В Иерусалиме жизнь у матушки была не легче, на начало её настоятельства, Елеонский монастырь считался самым крупный в Зарубежной Церкви. После арабо-израильской войны Елеон стал центом по принятию беженцев, но именно с именем игуменьи Тамары связывают расцвет Елеонского монастыря. В 1975 году настоятельница обители ушла на покой. Говорят, что когда сестры стали ее просить отодвинуть сроки ухода, матушка Тамара прочитала им несколько поэтических строчек своего отца, известного под инициалами «К.Р.»:
...Когда креста нести нет мочи,
...Когда тоски не побороть,
...Мы к небесам возводим очи,
...Творя молитву дни и ночи,
...Чтобы помиловал Господь...
О последних днях матушки Тамары сохранилось много воспоминаний, которые сегодня являются ценными и уникальными. Хочется познакомить читателей с ними.
Княжна Татьяна Константиновна
29 июля 1979 г. матушка Тамара слегла и врачи установили у нее гангрену. Тромб закупорил артерию на левой ноге. На той самой ноге, которую она сильно ушибла в молодые годы, катаясь в санях. Хирургическое вмешательство с полным наркозом матушка не выдержала бы – таково было решение врачей. К матушке Тамаре из Америки прилетели сын Теймураз с супругой и сестра Вера Константиновна. Паломничающий в это время на Святой Земле архиепископ Антоний Западно-Американский и Сан-Францисский совершил таинство елеосвящения. У постели умирающей ежедневно читали церковные службы и акафисты. В день Преображения Господня матушку Тамару посетил греческий митрополит Василий Кесарийский в сопровождении архимандритов и диакона. Возложив на тяжко болящую омофор, митрополит со слезами, коленопреклоненно прочитал молитву на исход души. В праздник Успения Пресвятой Богородицы умирающую матушку Тамару причастили. После обеда она мирно отошла ко Господу.
(Из воспоминаний елеонских монахинь)
С матерью Елизаветой Маврикиевной
Я навсегда, на всю жизнь запомню, какой любовью окружали ее … весь месяц ее духовные дочери. Самая младшая из них после кончины матушки сказала, заплакав, что, вот она четыре года здесь и никогда матушка ее не побранила… А на это другие – постарше, сказали: «А разве нам хоть когда она резкое слово сказала!?» «А со мной (прибавила одна) матушка под столом играла, когда я была маленькой принята ею!
(Из воспоминаний епископа Лавра)
Татьяна Константиновна с братьями
В обнаруженном в личных вещах тексте завещания матушка Тамара написала также и о том, чтобы после ее кончины „не трогали и не отправляли из обители всех арабских послушниц и монахинь…
(Из воспоминаний монахини Екатерины)
Отпевание совершал Высокопреосвященнейший Архиепископ Антоний со священнослужителями Миссии РПЦЗ. Матушка Тамара, управлявшая обителью 24 года, была похоронена при огромном стечении народа за алтарной частью Спасо-Вознесенского храма…
(Из воспоминаний монахини Феоктисты)
С мужем Князем Константином Багратион-Мухранским
Строго-уставно шел чин монашеского погребения. Грустно звучал перебор колоколов… А перед последним целованием слово Владыки о почившей Матушке прозвучало с такой силой и сердечной искренностью, что буквально вся церковь рыдала. Но вот и последний путь Матушки к месту земного упокоения. Могила уготована за алтарем Вознесенского храма, рядом с могилой первой настоятельницы Елеона Монахини Евпраксии. Последняя лития… Образом креста осыпается тело землею и поливается елеем… По завещанию Матушки, тело предается земле без гроба. Последний перезвон колоколов…Уже и крест осенил свежую могилу, а сестры и молящиеся не расходятся, творя молитвы за всех любившую и всеми любимую Игуменью Тамару
(Из воспоминаний монахини Феоктисты)
С сыном Теймуразом Константиновичем (1912-1992)
На похоронах Короля Александра I Югославского с сестрой и детьми
С сестрой Е.В. Княжной Верой Константиновной в Женеве
СЛОВО
ПРИ ОТПЕВАНИИ МАТУШКИ ИГУМЕНИИ ТАМАРЫ,
произнесенное Архиепископом Западно-Американским и Сан-Францисским Антонием в храме Спасо-Вознесенского женского монастыря на вершине горы Елеонской 16 / 29 августа 1979 г.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Господь послал мне милость такую… Тридцать три года тому назад в Женеве я присутствовал при постриге во иночество Матушки Игумении Тамары, тогда — княгини Татьяны Константиновны. Знал и чувствовал тогда Владыка Митрополит Анастасий, — кого постригал и для чего постригал: воистину дан был ему Богом дар устраивать жизнь церковную!
И вот, через тридцать три года, не зная совсем, что застану Матушку Игумению Тамару уже умирающей, я впервые увидел эту Святую Землю, этот святой Град, эту святую гору Елеонскую и смог здесь побеседовать с Матушкой Игуменией тогда, когда она могла еще отвечать.
И увидел я здесь, как Сердцеведец Бог передает детям в благословение добрые духовные качества родителей. Это касается вас всех, но касается и самой Матушки Игумении Тамары, потому что она дочь такого человека из царского рода, который имел особый дар от Господа воспитывать и привлекать к себе сердца учащейся молодежи.
Это был Великий Князь Константин Константинович. И Господь благословил его тем, что дети его: кто положил жизнь за Веру и Родину на поле брани, кто вместе с Великой Княгиней Елизаветой Феодоровной (здесь в Гефсимании почивающей) был брошен в шахту и там мученической смертью скончался… А вот ей, сестре их, рабе Божией Игумении Тамаре, Господь судил обрадовать дух отца своего тем, что она всецело унаследовала от него дар привлекать к себе сердца тех, которых воспитывала.
Я навсегда, на всю жизнь запомню, какой любовью окружали ее сейчас весь этот месяц ее духовные дочери. Самая младшая из них после кончины Матушки сказала, заплакав, что, вот она четыре года здесь и никогда Матушка ее не побранила… А на это другие — постарше, сказали: «А разве нам хоть когда она резкое слово сказала!» «А со мной (прибавила одна) Матушка под столом играла, когда я была маленькой принята ею!»…
Да, это благодатный дар Божий, дар любви, дар любовью воспитывать! За это Господь дал Матушке кончину в день Богородичной Пасхи, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, когда не только во всех церквах, но и у одра ее многократно воспевалось: «В рождестве девство сохранила еси, во успении мiра не оставила еси»…
Отходная читалась. Матушка, моясь, пыталась оградить себя крестным знамением, а духовные дочери помогали. Пели и пасхальные песнопения, вспомнив, как Матушка их любила. И говорят: «Смотрите, складка у рта ее дрожит, Матушка петь старается…»
Это была поистине христианская кончина подвижницы. И мы сохраним об этом память. У меня это второй раз в жизни. Так присутствовал я при кончине своего духовного отца схиархимандрита Амвросия когда-то в монастыре Мильково.
А здесь теперь я навсегда запомню, как на святой горе Елеонской Матушка Игумени я Тамара, дочь дивного представителя нашего многострадального царского рода, сменившая звание этого рода своего на смиренное монашество, отходила ко Господу, оставляя всем любовь свою, которая никогда не умирает, и окруженная любовью своих духовных дочерей.
Простимся с нею и будем надеяться, что Матушка Тамара, слышащая наши молитвы о ней, молится и будет молиться о всех нас, а особенно о своих духовных дочерях, так ее возлюбивших. Аминь.
Мать Тамара
Настоятельница Елеонского монастыря матушка Тамара
Архимандрит Антоний (Граббе), Игуменья Тамара и Архимадрит Димитрий (Бияка). Порог Судных Врат, награждение орденом ИППО