Синодик РПЦЗ. Архиепископ Серафим (Дулгов)
Архиепископ Серафиим (в мiру Игорь Александрович Дулгов), родился 19 июня 1923 года в Москве.
В 1928 году вместе с матерью уехал в Берлин, к тому времени его отец уже находился за границей. Спустя некоторое время семья переехала в Париж, где отец вскоре неожиданно умер.
Родители Игоря Александровича были людьми малоцерковными, но когда мальчику предстояло начать учебу в русской гимназии, то мать, подходя после Литургии к кресту, попросила священника благословить сына на "учение доброе". Священник благословил Игоря, сказав ему что-то теплое, и вручил мальчику красное яичко. По словам самого архиепископа Серафима, "это пример того, как важно священнику отмечать своим вниманием ребенка, подарить ему крестик, иконку, книжечку, сказать несколько ласковых слов. Это в детях запечатляется и может впоследствии, как брошенное в землю семя, принести плод". Это, несомненно, и случилось с будущим владыкой.
Начальное образование он получил в русской гимназии и Версальском кадетском корпусе имени императора Николая II в пригороде Парижа. Вице унтер-офицер и знаменщик 5-го выпуска. Во время учебы нес послушание прислужника и псаломщика. Архимандрит Зосима (Валяев) подарил мальчику наперсный крест, который Игорь носил, уже став взрослым, священником.
Получив среднее образование поступил во французское инженерное училище, где проучился два года во время Второй мировой войны. В 1946 году он поступил в Парижский Свято-Сергиевский богословский институт, который закончил в 1950 году.
Несмотря на переход в 1945 году митрополита Серафима (Лукьянова) (и с ним почти всех приходов РПЦЗ во Франции) в Московскую Патриархию, остался верен Русской Зарубежной Церкви.
1950 г. Игорь Александрович (в белой рубашке), встречает на парижском вокзале сестер Леснинского монастыря, приехавших из Югославии.
Помогал в обустройстве нового кафедрального храма в Париже, служил иподиаконом епископа Нафанаила (Львова). Принимал деятельное участие в организации приёма в Париже переехавшего из Сербии в 1950 году Леснинского монастыря, а также нового архиерея — епископа Иоанна (Максимовича).
После окончания института некоторое время служил инженером на заводе в Версале.
Михаило-Архангельский храм в Каннах.
На паперти каннского Михаило-Архангельского храма два его настоятеля: протоиерей Алексий Селезнёв (Архиепископия русских церквей в Западной Европе — Экзархат Константинопольского Патриархата) и протоиерей Николай Соболев (Русская Зарубежная Церковь).
В 1961 году в Женеве рукоположён целибатом во диакона и иерея в помощь престарелому митрофорному протоиерею Николаю Соболеву, настоятелю Михаило-Архангельского храма в Канне. По кончине последнего в 1963 году назначен настоятелем этого храма.
После закрытия южного лагеря «Витязей» в Мандельё заботился о воспитании приходской молодёжи, организуя летний лагерь на территории храма. Во время настоятельства отца Игоря при храме действовала иконописная мастерская Цевчинского. Изобразительным творчеством на приходе занимался также обращённый из католичества художник Робер Мишо-Вернез (фр.) русск., рукоположённый в священника с именем Патрик.
С 1971 года — протоиерей и благочинный юга Франции. В этом же году воздвиг на каннском некрополе Абади Успенскую часовню-костницу для сбережения православных захоронений этого кладбища и кладбища Гран-Жас (разрешение на строительство получено в 1966 году.
С 1987 года настоятель храма святителя Николая Чудотворца в Лионе. Имел намерение удалиться по состоянию здоровья в Леснинский монастырь, где начал сооружение небольшого домика.
В 1993 году, когда отец Игорь намеревался отправиться в Леснинскую обитель на покой, архиепископ Женевский и Западно-Европейский Антоний (Бартошевич) настойчиво просил отца протоиерея стать его преемником. Отец Игорь по послушанию согласился и был пострижен в малую схиму с наречением имени Серафим в честь святого исповедника Серафима (Загоровского), которого очень чтил.
Епископ Леснинский -викарий Зап.-Европейской епархии.
В день хиротонии с матушкой Макриной – игуменьей Леснинского монастыря.
19 сентября 1993 года хиротонисан в женевском соборе в епископа Леснинского, викария Западно-Европейской епархии. Хиротонию совершили Виталий, митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский, Антоний, архиепископ Женевский и Западно-Европейский, Марк, архиепископ Берлинский и Германский, Варнава, епископ Каннский. Резиденцией нового викария стала Леснинская обитель. С 3 ноября 1993 года - временно управляющий Западно-европейской епархией с титулом "Леснинский и Западно-Европейский".
С 1995 года - архиепископ Брюссельский и Западно-Европейский.
Посещая приходы во время своих длительных пастырских поездок, архиепископ Серафим тепло и сердечно окормлял паству. По воскресеньям и в праздничные дни служил в Леснинском монастыре в Провемоне, радушно принимал паломников.
В монастыре с юнным паломником.
Панихида в Лиенце. В белой епитрахилии прот.Лев Лебедев.
Молебен Св.Николаю в Бари с архиеп.Антонием (Медведевым).
С сестрами монастыря в 1999 г.
Будучи уже тяжело больным, подал прошение об уходе на покой.
17 октября 2000 года Архиерейский Собор РПЦЗ удовлетворил его просьбу о почислении его на покой с правом жить при Леснинской обители во Франции.
Скончался в воскресенье 24 ноября 2003 года. Владыка Серафим за несколько лет до своей кончины заболел раком, лечился, но рак вернулся и очень быстро распространился. В течение последних недель владыка чувствовал себя очень слабо, но считал, что слабость из-за его возраста или гриппа. В воскресенье 23 ноября у владыки началось кровотечение и его отвезли в больницу, где он через несколько часов скончался.
По завещанию владыки его отпевали монашеским, а не архиерейским чином. Он даже просил, чтобы не пели стихиры о монашеских подвигах. "У меня никаких подвигов" - говорил он. Отпевание все же прошло без сокращений.
Могила Архиепископа Серафима в Леснинском монастыре.
Архиепископ Серафим был последним архиереем Западно-Европейской епархии Русской Православной Церкви Заграницей, родившимся в России. С его уходом закончилась целая глава истории первой волны русской эмиграции.
Как завещание звучат слова владыки:
"Отвергнись себя (Мк. 8, 34) - отбрось или поставь на второе, а не на главное место свои привычки, наклонности, удобства. Привычки личные, семейные, общественные, а также наклонности - требование удобства, нежелание сделать усилие, пожертвовать своими обычаями ради пользы Церкви... Будем помнить, что быть православным христианином вообще трудно, по одному уже этому наименованию, - и так в течение уже 2000 лет!"
Еще за долго до объединения РПЦЗ с РПЦ МП, Владыка писал о недопустимости слияния РПЦЗ с МП.
Епископа РПЦЗ Серафима
Брюссельского и Западно-Европейского,
25 октября/7 ноября 1994 г.
СЛИЯНИЕ С МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИЕЙ НЕДОПУСТИМО
1. Слияние нас с МП даже на условиях, сходных с неким "униатством" (например, сохранение наших прав на самоуправление), недопустимо.
Вспомним слова покойного архиепископа нашего Антония: "Московской Патриархии выгодно втянуть нас в диалог с ними! Цель даже диалога: заставить смолкнуть свободный и незапятнанный голос Зарубежной Церкви". И дальше: "Как когда-то Сталину пришлось обратить свой взгляд на Церковь, в критический момент, так и сейчас МП необходимо обогатиться нашим авторитетом". "Да, мы должны помочь русскому духовенству, но не тем, что мы себя ликвидируем".
2. Нашим существованием, независимым от МП, мы приносим и будем приносить пользу всему Православию, как и самой МП. Пока мы существуем, и как малочисленны мы бы ни были, МП вынуждена на нас оглядываться. Мы служим спасительным тормозом в ея скольжениях. Исчезни мы, слейся мы с ними, руки МП и тут совершенно развяжутся.
3. Ни о каком "Соборе Всей Полноты Русской Церкви" не может быть и речи. Даже и не следовало бы мечтать, имея в виду теперешнее поколение. Отец Лев Лебедев прекрасно объяснил, что церковного народа сейчас в России еще нет.
4. Судя по тому, что мы видим или наблюдаем, у нас в Зарубежной Церкви многое важное сейчас решается простым большинством голосов. Помнится, как архиепископ Антоний рассказывал: когда стоял вопрос причисления к Лику Святых Новомучеников и особенно Царской Семьи, среди епископата были разные мнения, но это в процессе обдумывания. Когда все пришли к полному единомыслию (а не по большинству голосов!), то все стало ясно и приступили к Акту.
По-видимому, сейчас мы рискуем идти по линии подсчета голосов. Или под давлением наиболее активных священнослужителей или мирян, а, может быть, даже по ловкой агитации и незримого давления со стороны МП? Совершенно упуская из вида, что имеется риск, что не все пойдут на такие необдуманные шаги...
Назовем это своим именем: в случае решения о слиянии с МП "по большинству голосов", а не как плод единомыслия, –– встанет риск раскола в нашей среде. Ибо многим совесть не позволит слепо подчиняться "большинству". Встанет страшный вопрос –– как нам делиться? В каждой Епархии, в каждом приходе, в каждой семье...
Это наводит аналогичную мысль: у нас в Епархии много и духовенства, и мирян, перешедших в Православие из римо-католичества. Они вполне естественно держатся за Зарубежную Церковь, ибо все другие юрисдикции заигрывают с католиками. Вдруг мы станем задаваться вопросом: а не следует ли смягчить нашу позицию? "Мы от них ушли, а такие-то только и думают с ними сойтись путем экуменизма",–– скажут они нам. Точно то же подумают те, кто сознательно отошли от МП и к нам примкнули: "А теперь нас приглашают с нею сойтись!"
Вот и это было бы желательно учесть, имея в виду опасность решения таких вопросов путем простого подсчета голосов. Будем думать о последствиях...
5. Высказывается часто опасение, что в каком-то будущем продолжение Зарубежной Церкви на прежних канонических основаниях станет немыслимым, нереальным. Указ св. Патриарха (Тихона –– ред.) потеряет (уже потерял?) свою силу ввиду изменившихся условий в России. Говорят, что мы будем Русскими по названию, а не по существу.
Что касается Указа, то св. Патриарх Тихон никак не мог предвидеть, каким станет русский народ, и с кем Зарубежью придется разговаривать. Да, многое изменилось за последнее время, и многое еще может измениться. Так зачем гадать, что как будет через 5, 10, 20 лет, поколение? История ведь поручила нам думать о настоящем моменте, а не о том, что может получиться даже через несколько лет.
6. В опроснике Владыки Митрополита (Виталия. –– ред.) речь шла о какой-то фотографии митр. Питирима (из МП. –– ред.) с сатанистами. Мое впечатление: пускай иерархи МП снимаются с Папой (в Ассизах), с колдунами, с главным раввином Нью-Йорка, с масонами, даже с сатанистами (если не фотомонтаж). Тут они естественны. Гораздо опаснее, когда те же иерархи выставляют себя в несвойственной им личине. Например, когда под Парижем освящают Храм Всем Новомученикам и Исповедникам Российским, или когда СПетербургский митрополит произносит проповеди, или пишет в духе Зарубежной Церкви, когда патриарх будет в следующем марте хоронить предполагаемые останки Царской Семьи, когда МП выставляет себя даже более монархической, чем Архиерейский Синод (РПЦЗ. –– ред.). Здесь они опаснее!
25 октября/7 ноября 1994 г.
Статьи Владыки Серафима (Дулгова)
Уроки истории
Почему мы не можем причащаться у священников Московской патриархии
Из слова иером. Серафима (Дулгова) при наречении во епископа – сент. 1993 г.
Какое счастье быть священником! ч.I
Какое счастье быть священником! ч.II
Материал по биографии Архиепископа Серафима (Дулгова) подготовил протоиерей Евгений Корягин.
Архиепископу Серафиму – вечная память!