АКТУАЛЬНЫЕ НОВОСТИ

Г.М. Солдатов: Великий проповедник "Джорданвилльской юрисдикции"

С Вл. Аверкием (Таушевым) я имел счастье познакомиться в Мюнхене, где он подвизался в обителе преп. Иова Почаевского. Отца Аверкия знали в беженских лагерях все русские жители, благодаря его деятельной миссионерской работе. Неутомимо ходил он по лагерям, часто делая далекие переходы пешком, крестил младенцев, наставлял в православной вере беженцев из СССР, надеющимся на переселение за океан вселял надежду, учил людей молиться, раздавал бумажные иконки и изданную в монастыре литературу. Ходил он в уже потрепанной монашеской мантии, весной и летом в сандалиях на босу ногу.

Он заслужил к себе любовь лагерников, среди которых многие увлекались его проповедями и заранее спрашивали, когда он опять придёт. В мюнхенских лагерях служило и другое духовенство. Но проповеди отца Аверкия были из ряда вон выходящие. Тот, кто слушал хоть четверть часа его проповедь, не смог забыть её всю жизнь, такой был его талант и умение передать другим повествование о любви Бога к людям.

Отец Аверкий не страшился служить ближним там, где некоторые другие духовные лица опасались. Помню, как в общежитии русской гимназии «Милосердный Самарянин» , несколько учеников заболели свинкой и оказались в больнице для беженцев. Как ни в чем не бывало, в госпитале появился о. Аверкий и служил для больных литургию. Так как я был среди больных, то ему прислуживал. В госпитале родился у одной сербки-сестры милосердия мальчик, и о. Аверкий его крестил, а мне поручил стать крестным отцом.

Когда произошла эпидемия кори, опять в госпитале с больными был о. Аверкий. Он собирал людей для бесед в госпитале и рассказывал что-либо из истории христианства и Жития Святых. Ему также приходилось в госпитале читать напутственные, отходные молитвы в иную жизнь, и служить по скончавшимся первые панихиды. Помню, как больной простатой скончался полковник Третьяков, с которым часто беседовал о. Аверкий, а я слушал его рассказы о старой дореволюционной Москве. Как там торжественно праздновались светлые праздники, как по Красной Площади и соседним улицам ходили франты и дамы, красовавшиеся своими головными уборами и цветами.

О. Аверкий не был просто слушателем, но подробно расспрашивал о деталях жизни в России, о том, как в семействах проходили двунадесятые праздники, свадьбы и т. д. Интересовался он также, какую еду ели в семье полковника и в его полку.

На память о прислуживании о. Аверкий подарил мне Новый Завет на церковно-славянском языке. С такими словами: «В этой книге Спаситель сказал, как быть в этой и будущей жизни с Ним, каждый день утром или вечером читай одну главу Евангелия и если что не понимаешь - записывай, чтобы потом спросить. В Евангелии сказано о том, что дьявол правит миром и хочет отвернуть людей от Учения Христа, а ты должен следовать тому, чему учил Спаситель».

Так как я был начальником дружины Организации Российских Юных Разведчиков «Севастополь» в Мюнхене, то я пригласил о. Аверкия на наш сбор, с просьбой провести беседу. О. Аверкий был большим знатоком Священного Писания, опытным миссионером и, как выше сказано, обладал даром слова. Беседу он провел на тему об обязанностях к Богу, родителям и ближним, согласно Учению Церкви. Он был на сборах еще два раза, но потом разочаровался в организации находя, что она под плохим влиянием, несмотря на то, что дружиной руководил я, а начальниками отрядов были Колтыпин, Кромиади, Масс и Ильинский. Все руководители были православными и регулярно ходили в церковь, а я прислуживал Вл. Александру в соборе.

Однако по мнению Вл. Аверкия, работой с молодежью должны были руководить исключительно духовные лица. Ему не нравилось, что разведчицы были в коротких юбках. Он указал, что женщины должны носить платочки на голове, а не на шее, как он видел у разведчиц. Еще более ему не нравилось, что разведчики иногда устраивали в конце недели бивуаки. Я ему пояснил, что там утром и вечером читаются молитвы, но он ответил, что Спаситель призвал всех людей быть Его Учениками и значит, молодые люди в субботу и воскресный день должны присутствовать на богослужениях, слушать проповеди и быть на лекциях по Закону Божьему, а не бегать по горам.

Владыке также не понравилось, что разведчикам давались лесные имена, и советовал изменить идеологию и деятельность в организации на чисто православную: чтобы мальчики по очереди прислуживали в церкви, а девочки были членами сестричества, помогая в хоре, убранстве храмов и благотворительности. Впоследствии, когда о. Аверкий переехал в Америку он возглавил Владимирскую Молодёжь, но как всякая организация, она требовала людей постоянно ведших административную, планировочную и издательскую работы. А их, к сожалению, не было.

В это же время во многих епархиях РПЦЗ в Америке другие архиереи покровительствовали различным организациям разведчиков. Владыка Нектарий - ОРЮР в Калифорнии. Вл. Серафим – Организации Российских Патриотических Разведчиков на Среднем Западе. Вл. Никон (Рклицкий) – Патриотической Организации Российских Разведчиков на Восточном побережье.

Но если у Владыки Аверкия (его хиротония была совершена после прибытия в США) не хватало умения работы с молодежью, то он прекрасно справлялся с управлением порученного ему Свято-Троицкого монастыря и обязанностями в Синоде. При его настоятельстве не происходило ссор, все важные дела решались совместно и монашествующие были довольны своим Аввой. Насельники и паломники с удовольствием внимательно слушали его проповеди и разделяли его опасения о положении в мире.

Многие проповеди Владыки были записаны на магнитофонные плёнки и впоследствии опубликованы в книгах. Но те, которые он делал в трапезной, остались неизданными. Я запомнил одну из них - о Св. Иоанне Кронштадтском. Как Владыка повествовал, после его канонизации, один польский католический ксендз, написал в журнале такую дикость: что пока этот святой был католиком, по его молитвам совершались чудеса, а когда он перешел в “москальскую” веру, то чудес уже более не происходило.

Вл. Аверкий часто обращался в трапезной с призывом молиться, дабы Господь защитил Первоиерарха Митрополита Филарета от угрожавших ему бедствий. Он также говорил о том, какое значение приобрела в Зарубежной Руси Свято-Троицкая Лавра, у врат которой, находится вражеское воинство, желая её захватить. «Молитесь за человечество», с тревогой призывал он трапезующих.

«Монашествующие», говорил он, «не должны обращаться к Господу с молитвой только за себя, но обязаны молиться обо всех людях».

Как знать, может именно благодаря молитвам джорданвилльцев Бог миловал многих людей?

Были случаи, что монастырь покидали монашествующие и послушники мечтавшие уйти от шумной жизни. Они уходили в места, где было меньше паломников и туристов чем в Джорданвилле. Вл. Аверкий отмечал, что многим насельникам хотелось бы совершенно отречься от мира. «Но наша обязанность», говорил он, «не только молиться о людях, но и держа широко отворенные двери принимать их в обитель, утешать и наставлять в вере. Это было возложено на нас как послушание, и мы должны его исполнять со смирение.

«Значение нашего монастыря велико», говорил Владыка. «Представители других национальных Церквей уже всю Зарубежную Церковь стали называть Джорданвилльской юрисдикцией. Из этого вы можете заключить, какое значение имеет в глазах других наша обитель. Многие православные верующие, и также инославные, смотрят на нас. Некоторые из них желают у нас научиться вере во Христа. Поэтому мы должны быть во всем примером помня, что по нам будут судить не только о монашестве и России, но и вообще об её верующих. Мы обязаны служить Богу и людям, и должны будем дать отчет за исполнение возложенной на нас обязанности».

Г. М. Солдатов

http://nashastrana.net/

Печать E-mail