Замечания о совершении богослужения мирянами без священника, Архиепископа Аверкия (Таушева)
Архиепископ Аверкий сделал несколько необходимых замечаний в отчете о “внутренней миссии” Церкви, который был одобрен всем Советом епископов РПЦЗ в 1962 году:
“Это чрезвычайно важно для успеха миссии, привлечь, на сколько это возможно, всех верующих в того или иного вида активное участие в богослужении, что бы они не могли бы чувствовать себя просто зрителями или слушателями, которые приходят в церковь как в театр только для того, чтобы услышать прекрасное пение хора, который исполняет, как часто бывает сейчас, совершенно бравурные, театральные композиции. Это абсолютно необходимо, чтобы восстановить древний обычай, которого требует Типикон, пения всех людей во время богослужения... это позор для православных верующих не знать свои чудесные, несравненные православные богослужения, и поэтому обязанность пастыря, познакомить свою паству с богослужением, которое может быть достигнуто, легче всего путем привлечения верных для участия в богослужении».
Далее, в той же статье архиепископ Аверкий развеивает распространенное заблуждение, что Православные христиане не могут исполнять какие-либо церковные службы без священника, и поэтому верующие люди становятся совершенно беспомощными и практически “не могут молиться”, когда они оказываются без священника – как случается все чаще и чаще сегодня. Он пишет:
“Наш Типикон, предписывает, что все богослужения суточного цикла – помимо, само собой скажем, Божественной литургии и других церковных таинств – могут быть исполнены также лицами, не посвященным в священный чин. Это имело широкое распространение в молитвенной практике всех монастырей, скитов и пустынников, среди которых не было монахов, посвященных в священный чин. И до последних пор, это было видно также, например, в Карпатской Руси, в которой был высокий уровень благочестия народа, где в случае болезни или отсутствия священника, верующие сами, без священника, читали и исполняли Утреню, и часы, и Вечерню, и Повечерия, и вместо Божественной литургии, изобразительны.
“Ни в коем случае не нужно искать в этом что- то предосудительное, ибо сами тексты наших богослужений предвидят такую возможность, например, часто встречаются в них слова: если священник присутствует, он говорит: Блажен Бог наш... если нет, то говорить с чувством: молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь. И далее следует все чинопоследование богослужения в полном объеме, за исключением, конечно, ектений. Великая ектенья заменена чтением «Господи, помилуй» двенадцать раз, а малая Ектенья чтением «Господи, помилуй» трижды.
“Общественная молитва, как ничто иное, твердо объединяет верующих. И так, во всех тех приходах, где нет постоянного священника, это совершенно необходимо не только разрешить, но и рекомендовать верным, собираться вместе по воскресеньям и праздникам в церковь или даже в дома, где нет церкви, для того, чтобы проанализировать вместе такие общественные молитвы в соответствии с установленным порядком богослужения»».
Это явление нормально в церковной практике, и как многое другое, относится к лучшим православным Церковным традициям, стало сегодня настолько редким, что кажется скорее новинкой, тем не менее практикуемое в ряде приходов РПЦЗ, а также в некоторых частных домах. Эта практика может и должна быть значительно увеличена среди верных, если речь идет о приходе, который потерял своего священника, или для поддержки одной, небольшой группы верующих далеко от ближайшего храма, которая еще не сформировалась, как приход, или одной семьи, которая не в состоянии ходить в церковь каждое воскресенье и праздник.
Действительно, такая практика во многих местах стала единственным ответом на проблему сохранения живой традиции богослужения Церкви....
Чинопоследование таких служб желательно узнать от тех, кто совершает их в соответствии с письменной и устной традицией Церкви. Но даже в отсутствие таких руководителей, православный мирянин, когда он не в состоянии посещать церковные службы, может извлечь много пользы от простого прочтения некоторых простых служб, которые он уже читает: утренние и вечерние молитвы. Таким образом, он может прочитать любой из часов (первый, третий и шестой часы утром, девятый час днем), которые не имеют сменных частей за исключением Тропаря и Кондака, он может просто прочитать стихиры из великих двунадесятых праздников, в соответствующий день; или он может читать псалмы назначенные уставом на данный день.