"Новые мученики Российские". Том III. Глава XV. Витебские страдальцы
Николаевский кафедральный собор в Витебске
Член Городского исполкома Храпков, по приказанию председателя Воробьева, вызвал к себе настоятеля собора отца Николая Заблоцкого для передачи ключей от собора и участия в комиссии по изъятию ценностей. Отец Николай ключи выдать отказался, а также принимать какое бы то ни было участие в комиссии, мотивируя тем, что церковными ценностями распоряжается епархиальный Архиерей владыка Владимир, Полоцкий и Витебский.
Весть о намерении властей разнеслась по всему городу. Соборный колокол призывал мирян на защиту святыни. В какие-нибудь полчаса весь город пришел в движение, и мал, и стар, кто с ружьем, кто с дубьем спешили к собору. Крестьяне и крестьянки, ехавшие в этот день на базар, очутились на соборной площади. На голову Храпкова посыпались горшки со сметаной и корзинки с яйцами. Храпков скрылся, тогда как повстанческое движение против грабителей разрасталось. К 12-ти часам дня власть в городе перешла в руки повстанцев, которыми руководили прихожане Свято-Николаевского собора, бывшие офицеры. Только на третьи сутки восстание было ликвидировано прибывшими воинскими частями и пожарной командой из губернского города Витебска.
Началась расправа. Настоятель отец Николай Заблоцкий в числе пятнадцати человек из мирян, принимавших участие в защите святыни, был под усиленным конвоем направлен в губернскую Чека. Руководители восстания и некоторые другие во время ликвидации восстания скрылись.
Больше шести месяцев священник отец Николай, вместе с другими узниками из мирян, томился, подвергаясь всевозможным пыткам в тюрьме города Витебска, что по Сурожскому шоссе. Судебный процесс был показательным, открытым. Судил Военный трибунал. Все участники движения за веру Христову были приговорены к расстрелу. Москва, высшая инстанция, приговор о расстреле заменила ссылкой на разные сроки в Соловки. До 1941 года никто из высланных, в том числе отец Николай Заблоцкий, из ссылки не вернулся.
После повстанческого движения в городе Городке такое же движение разгорелось в городе Велиже Витебской губернии; после подавления движения целый месяц из городской тюрьмы возились трупы. Среди убитых был диакон отец Григорий Кальвин, который был расстрелян вместе со своим сыном-мальчиком на Покровском поле. Служил он в Ильинской церкви Городка.
Из числа членов катакомбной Церкви Витебской губернии приняли мученическую смерть: священник отец Герасим Б., Отец Димитрий Ч., в лагере умер от непосильной работы чернорабочим отец Адриан В., замучен в подвале НКВД Тимофей Тыберко, сожжена в подвале НКВД Мария Рыжова, сосланы в лагерь на Север братья Борис и Никола Сю и другие.
Во времена немецкой оккупации 1942 года за преподавание Закона Божия в русской начальной школе зверски убиты большевиками-бандитами муж и жена Георгий и Мария М., убит священник отец Феодор, ехавший напутствовать больного в Невельском районе.