Епископ Григорий (Граббе): Гражданский суд в церковных делах – каноническая справка
По греховности человеческой природы, ей свойственны бывают раздоры, которые проникают даже в область церковной жизни, где, по существу, их не должно было бы быть. Возникающие споры иногда вызывают и судебное их разбирательство, ибо когда люди или чувствуют себя несправедливо обиженными, или находят, что нанесен ущерб их имущественным правам, то им естественно обращаться к тому или иному суду. Дети обращаются к суду родителей, члены разных корпораций обращаются к товарищескому суду и т. д.
Однако, хорошие семьи стараются, чтобы споры их членов разрешались, не выходя наружу, и каждое человеческое объединение, чем оно более сплочено и объединено, тем более стремится к тому, чтобы споры его членов не становились достоянием сторонних, для чего создаются Суды чести, третейские суды и т. п. Это делается потому, что, дорожа своим единством и репутацией своего объединения, люди не хотят раскрывать его болезней перед внешними в суде гражданском. Ещё важнее то, что таким образом достигается суждение о спорных вопросах в соответствии с принципами данного объединения. Вот та причина, по которой св. Апостол Павел предостерегает христиан от обращения к гражданскому суду по возникающим между ними делам, требуя от них обращения к суду церковному, а не гражданскому. Тем же, кто поступают вопреки его указанию, он говорит: «Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские? А вы, когда имеете житейские тяжбы, поставляете судьями ничего не знающих в Церкви» (I Кор. 6. 3-4).
Церковной власти вверены важные дела, относящиеся к нашему спасению, и потому естественно христианам искать суда именно у неё, а не у тех, кто судит не по церковным началам. Но Апостол указывает и ещё одну причину для осуждения обратного образа действий. Он видит в обращении к чужому суду пренебрежение к Церкви: «К стыду вашему говорю, пишет он: неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими, но брат с братом судятся и при том пред неверными» (там же, ст. 5-6). Апостол призывает к тому, чтобы христианин лучше претерпел несправедливость, чем оказал бы пренебрежение церковному суду: «И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? Для чего бы вам не терпеть лишения? Но вы сами обижаете и отнимаете, и при том у братьев» (там же, ст. 7-8).
Терпеть обиду не опасно для души христианина, но опасно обижать. Кого обижать? Кроме осуждения причиняющейся обиды друг другу, можно принять эти слова в том смысле, что Апостол в данном случае имеет в виду, что обращающиеся к гражданскому суду вместо церковного тем самым обижают тех представителей Церкви, на которых лежит долг произносить о них свой суд. У них как бы отнимается право его совершать, и одновременно укоризненно не признается за ними должной справедливости или компетентности (ср. приводимые нами заключительные слова 6 прав. II Всел. Собора). К пренебрежению прибавляется грех осуждения. Вот почему Апостол призывает скорее претерпеть несправедливость, чем совершать такой грех против самого строя Церкви и против тех, кто поставлен ею для церковного суда.
Апостол, однако, никого не лишает права искать суда у Церкви, хотя и признает лучшим претерпеть обиду, чем судиться, вообще. Он только определенно требует, чтобы суд, если он неизбежен, был бы судом церковным, а не гражданским. Таково было требование Апостола для всех частных споров между христианами. Но само собою разумеется, что в ещё большей степени оно относится к тем случаям, когда предметом спора являются не личные взаимоотношения христиан, а спор, относящийся к церковному делу. В этом случае обращение к гражданскому суду делается ещё более греховным, особенно если предметом спора является не расхождение между одними мирянами, но и спор против решения законной церковной власти.
Теперь нет между нами того сознания единства и исключительности церковной общины, какое существовало во дни Апостола. Поэтому Церковь более не требует от христиан того, чтобы по делам их частных споров они судились у её иерархов. Однако, она сохраняет требование, чтобы по делам церковной жизни спор не выносился чадами Церкви из её пределов, особенно, если дело касается оспаривания того или иного определения церковной власти.
6-е правило Второго Вселенского Собора вполне определённо указывает, что по церковным делам всякая жалоба может быть направлена только к надлежащей церковной инстанции и заключает: «Но аще кто, презрев по предварительному дознанию постановленное решение, дерзнет или слух царский утруждати, или суды мирских начальников, или вселенский собор безпокоити к оскорблению чести всех епископов области: таковой отнюдь да не будет приемлем со своей жалобой, яко нанесший оскорбление правилам и нарушивший церковное благочиние».
Мы видим здесь ту же мысль, какая изложена в вышеприведенных словах св. Апостола Павла. Обращение к иному суду, а не к соответствующей инстанции своей церковной власти, признается «оскорблением чести всех епископов области». Другими словами, в приложении к нашей Русской Зарубежной Церкви, если по спорному в приходе вопросу вынесено решение и Епархиальным Архиереем и Архиерейским Сѵнодом, то обращение против этого решения к гражданской власти является оскорблением этим епископам, лишающим права всякой апелляции к Собору тех, кои решились бы на подобный поступок. Он является тяжелым грехом против Церкви.
Епископ Никодим Милаш в толковании этого правила пишет: «В то время многие клирики и миряне, обходя церковный суд, обращались со своими жалобами по церковным делам непосредственно к гражданской власти и, осуждённые судом церковным, старались достигнуть от гражданской власти отмены церковного приговора. Вследствие этого в церковном управлении возникало много безпорядков и несправедливостей, и церковный суд терял свою силу. Осужденные по закону своею церковною властью, обманом или другим каким-нибудь способом, успевали склонить на свою сторону гражданскую власть, которая особенно в правление неправославных императоров Констанция, Юлиана, Валента отменяла приговоры не только отдельных епископов, но даже целых соборов, при чем виновные оправдывались, а невиновные подпадали под незаслуженные наказания». Далее Епископ Никодим пишет, что пренебрегший законною властью Церкви и решившийся обратиться к гражданским властям сам становится виновным и теряет все права, которыми раньше пользовался, как «нанесший оскорбление правилам и нарушивший церковное благочиние».
Принцип 6-го правила II-го Вселенского Собора находит своё повторение и в других канонах, напр. в 9-м правиле IV-го Вселенского Собора, в 15-м правиле Карфагенского Собора и в 12-м правиле Антиохийского Собора. Последнее правило об обратившемся к Царскому (т. е. гражданскому) суду в церковном деле гласит: «таковый да не удостоивается никакого прощения, да не будет места его защищению, и да не имеет он надежды возстановления».
Переходя от этих общих положений к практическому случаю, когда напр. члены Приходского Совета, устраненные епископом или Общим Собранием прихода с его утверждения, стали бы добиваться своего возстановления в должности гражданским судом, то церковное положение для них создавалось бы невозможное в любом случае.
Прежде всего к ним приложимо прещение 12-го правила Антиохийского Собора, лишающее их церковных прав. На этом основании обратившиеся в гражданский суд должны лишаться права голоса в Приходском Собрании и лишаются права занимать какие-либо церковные должности.
Предположим, что они по каким либо причинам достигнут благоприятного для себя постановления гражданского суда. По принципу, изложенному в 15-м правиле Карфагенского Собора, кто бы то ни был, кто «имея возникшее в церкви дело обвинительное или тяжебное, отречется от церковного суда, и восхощет оправдатися пред судилищами светскими» лишается своего места «хотя бы в таком судилищи и в пользу его решение последовало». Церковь не признает подобного решения, поскольку люди достигают его путем церковного преступления, лишающего их всех церковных прав.
Если бы они, например, вопреки церковной власти завладели приходскими делами, то присоединившиеся к ним прихожане, тем самым вместе с ними обернувшиеся против иерархии, уже не составляли бы больше прихода данной Православной Церкви, а оказались бы некоей раскольничьей группой, сектой, вне общего Тела Церкви. Перед Церковною Властью мог бы встать вопрос даже о том, — возможно ли совершения богослужений для такой возмутившейся против основ церковного строя группы. Судебная победа такой группы могла бы т. о. привести только к большим осложнениям и искушениям для прихода, даже если бы эта группа имела за собою большинство прихожан.
Такое последствие этого деяния не требовало бы даже особого церковного суда, ибо приговор над нарушившими приведенные выше правила носил бы характер называемый в церковном праве «деклараторный» или «разъяснительный», а наказание было бы «юридическим» или «законным». Тут надо пояснить значение такого приговора. Епископ Никодим следующим образом объясняет значение этого термина: «Такое наказание бывает, когда какое-либо преступление ставит данного преступника в такое положение, что нет надобности суду осуждать его и наказывать лишением известных прав, потому что лишение этих прав связано с самим этим преступлением, и как только совершено преступление само собою наступает и лишение этих прав» (Церквено Казнено Право. Мостар 1911, стр. 140. ср у него же толкование на 1-е правило Антиохийского Собора).
Обращение в гражданский суд с жалобой на церковную власть т. о. автоматически подвергает сделавших его каноническим карам. Оно не требует ни следствия, ни судебного разбирательства. Коль скоро установлен факт обращения к гражданскому суду, Церковной власти остается только объявить о том, что совершившие его подпали под карательное действие вышеприведенных правил.
Но если ни клирики, ни миряне не имеют права обращаться за решением гражданской власти для отмены определения, вынесенного иерархическою властью, то значит ли это, что и сама Церковь не может обращаться к органам государственного управления и суда в тех случаях, когда для воздействия на возмутившихся против церковного порядка оказывается недостаточно канонических мер увещания или прещения. Церковные правила дают на этот вопрос вполне определенный ответ.
104-е правило Карфагенского Собора, содержащее инструкции посланным к Императорам, поручает им обратиться в защиту церковных прав за помощью гражданской власти против раскольников, на которых не подействовал «епископский и мирный образ действий». Собор называет такую правительственную помощь «не необычайною и не чуждою святым писаниям. Ибо Апостол Павел, как показано в истинных Деяниях Апостольских, соумышление людей безчинных препобедил военною помощью».
Равным образом и 9-е правило Двукратного Собора указывает, что в некоторых случаях нужно обращаться к гражданскому суду. Оно предлагает сначала обращать непокорных меры церковного возмездия. «Аще же некие, заключает оно, будут совершенно непокорны, и, вразумлению через епитимии не послушны: таковых никто не возбраняет вразумляти преданием суду местных гражданских начальников. Понеже пятым правилом Антиохийского Собора постановлено, производящих в церкви возмущение и крамолы обращать к порядку внешнею властью».
Таким образом, в случаях полной непокорности, влекущей за собою нарушение имущественных прав Церкви, или наносящей ей ущерб, Церковная власть может обращаться к гражданской власти и к гражданскому суду. Если же, например, кто-либо из духовенства или из мирян совершает преступление материального характера, не сдавая отчёта в церковном имуществе или незаконно удерживая его в своем распоряжении, то в защите прав Церкви иерархическая власть уже не только имеет право, но и обязана обратиться за помощью гражданских законов. Статья 22-я Наказа Церковным Старостам, утверждённого Собором Епископов 23 октября (5 ноября) 1959 года, поэтому предвидит, что Церковный Староста за поступки, соединённые с ущербом для церковного имущества, «подвергается ответственности по закону». На практике не так давно Покровский приход в Лос Анжелосе с благословения Сѵнода был вынужден обращаться к гражданскому суду против одного лица для обезпечения своего имущественного положения.
Такого же рода решения возможны и в будущем в случае, например, противодействия смещённых должностных лиц в сдаче бывших в их распоряжении денег, имущества или в представлении отчётов.
Протопресвитер Георгий Граббе.
«Православная Русь», № 18, 1962 г.
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи