Память новосвященномученика Михаила Лисицына 22 февраля/ 7 марта
Иерей Лисицын Михаил Михайлович, 1862 года рождения - священник Усть-Лабинской войсковой казачьей Свято-Никольской церкви (разрушена в 1935 году). Церковь располагалась в центре существующего городского парка (на пересечении улиц Свободной и Красной (Ленина). Служил в Свято-Никольском храме с 1912 по 1918 гг.
Образование получил в Рязанской духовной семинарии в 1883 году. Рукоположен во священника в 1885 году. С 1885 по 1895 гг. служил в храмах Рязанской губернии. В этом же году определен в Крестовоздвиженский храм станицы Кисловодской, Ставропольской губернии.
Прибыл в станицу Усть-Лабинскую из станицы Кисловодской по резолюции Преосвященнейшего Агафадора архиепископа Ставропольского и Екатеринодарского для священнического служения в Николаевской церкви 25 июня 1912 года. Проживал с семьей в доме по нынешней улице Островского 99, (в этом здании размещается в настоящее время СОШ №35).
Супруга Михаила Михайловича – Евдокия Ивановна - уроженка Рязанской губернии, 27 февраля 1865 года рождения, умерла в 1959 году.
В священническом служении о. Михаила в Свято-Никольском храме ему помогали церковный староста Покровский Гавриил (по сведениям его дочери Покровской Марии Гавриловны похоронен на Пулковском кладбище г. Ленинграда в 1979 году) и регент церковного хора Стефан Иосифович Волик.
Усть-Лабинский Свято-Никольский храм славился великолепным певческим хором (клавиры песнопений до сих пор сохранились в семье Волик). Певчих хора Свято-Никольского храма приглашали в Кубанский войсковой певческий хор, созданный в 1901 году (г. Екатеринодар).
При храме действовала церковно-приходская школа.
Священник Михаил Лисицын помимо службы преподавал в 1-м Высшем одно классном министерском станичном училище, пользовался большим авторитетом и всеобщим уважением у станичников и казачества. Считалось хорошей приметой у него венчаться и крестить ребенка – счастливыми будут.
В храме служили и другие священники - о. Иоанн (Сальский), о. Алексей (Богданов) - благочинный 12 – го Усть-Лабинского округа. С ними служил псаломщик Иван Алексеевич Струков.
В феврале 1918 года в ст. Усть-Лабинскую прибыли красногвардейцы из соседнего с. Николаевского, чтобы учинить расправу над священниками и изъять церковные ценности. Ни у кого из местных большевиков, лично знавших о. Михаила, рука не поднялась на уважаемого в станице человека и священника. Его предупредили об опасности, предлагали спастись бегством или спрятаться, но он мужественно отказался и остался ожидать своих мучителей дома.…Перед убийством ему накинули на шею веревочную петлю, водили по станице, глумились и били его так, что под конец он уже сам умолял поскорее с ним покончить. Его мучили 3 дня - с пятницы по воскресенье, отрубили пальцы правой руки, чтобы он не смог совершать крестное знамение. Требовали отречься от православной веры, отдать церковную утварь из Свято-Никольского храма. 22 февраля его расстреляли на Войсковой площади, в 100 метрах от Свято-Никольского храма (у чугунных ворот сегодняшнего педучилища), один из красноармейцев сразу сошел с ума. « Священномученику Михаилу Лисицыну было 56 лет, на его теле было более 10 ран, голова изрублена в куски. Тело для устрашения населения запретили убирать. Супруга о. Михаила выкупила тело у большевиков за 600 рублей…» (газета «Православный Голос Кубани № 6 за 1996 год» и ПГК № 2 за 2004 год). Похоронили о. Михаила тайно, ночью.
О мученической смерти священника Михаила Лисицына я, Дмитренко Татьяна Ивановна (редактор районного радио), узнала из рассказов старожилов г. Усть-Лабинска, собирая материал по истории православия Усть-Лабинского района. В 2002 году в передачах районного радио я рассказала эту историю и спросила, не помнит ли кто места захоронения о. Михаила Лисицына.
Откликнулся его правнук – внук Серафимы Михайловны - Лисицын Геннадий Анатольевич, 1946 года рождения, проживает в г. Краснодаре. Он показал и описал место захоронения о. Михаила на территории городского парка, у восточной стены бывшего летнего кинотеатра «Буревестник». В период 1918 по 1925 гг. на этой территории располагалось церковное кладбище.
Внучка священника Михаила Лисицына – Нерсесова Тамара Акимовна, проживающая в настоящее время в г. Ростове - на Дону, написала мне, Савенко Сергею Михайловичу. О том, что ей рассказывала ее мама, Вера Михайловна Лисицына: «дедушку (священника Михаила Лисицына) сначала (в 1918 году) хоронили на станичном кладбище, а прихожане Свято-Никольского храма просили его перезахоронить к церковному кладбищу, где он служил. Бабушка не хотела, но ее уговорили. Она рассказывала мне, что через девять месяцев дедушка сохранился, будто его вчера похоронили. Не надо было этого делать, могилка бы первого захоронения была.
Свидетельство места последнего захоронения священномученика Михаила Лисицына, которое показал и описал его правнук Лисицын Геннадий Анатольевич со слов бабушки Серафимы Михайловны, подтвердил это ныне покойный Михаил Стефанович Волик -1912 года рождения (г. Усть-Лабинск, ул. Школьная 96). Имеется аудиозапись его воспоминаний.
Сведения о расправе над священником Михаилом Лисицыным предположительно находятся в архиве Ставропольской епархии.
Кроме того часть Доклада Особой комиссии при главнокомандующим вооруженными силами на Юге России А.И Деникина, опубликована в литературно-историческом журнале «Родная Кубань» № 4 за 1998 год, в материале П. Макаренко под названием «Прости нас, Господи!».
У священника Михаила Лисицына было четверо детей: сын – Василий Михайлович, родился 5 августа 1891 года, в будущем военный инженер, участвовал в героической обороне Брестской крепости в июне-июле 1941 года, где и погиб. Имя его увековечено на памятнике защитникам обороны крепости. Дочь – Наталья Михайловна, рож. 19 августа 1887 года, в 1916 году учительница одно классной Министерской станичной школы, впоследствии библиотекарь Усть-Лабинского педучилища. Дочь – Серафима Михайловна (17.01.1899 – 25.06. 1990), окончила в 1916 году Ставропольское епархиальное женское училище, работала бухгалтером в районном отделе образования ст. Усть-Лабинской, являлась председателем ревизионной комиссии в церковном совете Свято-Сергиевского храма г. Усть-Лабинска.
Дочери Наталья и Серафима похоронены на кладбище в г. Усть-Лабинске, по ул. Островского, по-видимому, под другими фамилиями.
Дочь - Вера Михайловна (23.09.1902 – 25.11.1971), в 1914-1916 гг. училась в гимназии в Ставропольском крае вместе с Серафимой. Работала учительницей в городах Шахты и Ростове-на - Дону. Ее дочь - Нерсесова Тамара Акимовна живет в г. Ростове-на-Дону, ей уже больше 80 лет. Она выслала нам семейную фотографию Лисицыных примерно 1900 года, где сфотографированы Михаил Михайлович Лисицын, его супруга Евдокия Ивановна, дочь Наталья и сын Василий, по-видимому, на крыльце дома в г. Кисловодске.
Двоюродный брат о. Михаила (Лисицына) – академик И.П. Павлов - лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине (1904 г.). Он приезжал в г. Кисловодск на отдых и лечение и гостил у священника Михаила Лисицына. Отец Ивана Петровича Павлова - Петр Дмитриевич служил настоятелем одного из лучших храмов города Рязани.
О разрушении Свято-Никольского храма в 1935 году рассказала жительница города Усть-Лабинска Носова Елена Дмитриевна 1922 года рождения: «Когда сбросили большой колокол с высокой звонницы, содрогнулась земля. За всем этим наблюдали учащиеся агропедагогического техникума и многочисленные жители близлежащих к храму домов. Многие плакали, ведь уничтожали первый храм станицы Усть-Лабинской, основанный казаками - переселенцами в далеком 1794 году. Один старик с палочкой тогда сказал такие слова: «Святое гнездо разорили, но Бог есть.
Меня уже не будет на свете, но Бог заставит их восстановить разрушенный храм».
21 мая 2010 года на месте мученической кончины иерея Михаила Лисицына, у входа в педагогический колледж, в 100 метрах от разрушенного Свято-Никольского храма, состоялось освящение памятной доски. К месту освящения множество жителей города шли крестным ходом. В торжественном Богослужении приняли участие два правнука: Николай Спивак и Геннадий Лисицын.
Автор публикации Савенко С.М.