Интервью с настоятелем храма г. Бердянска (УПЦ МП) о. Олегом Николаевым (архив)
Настоятель храма во имя Святой Троицы, протоиерей Олег Николаев: «Добро необходимо защищать»
14 сентября гостем интерент-страницы «Делового» был настоятель храма во имя Святой Троицы, президент Благотворительного фонда «Благовест» протоиерей Олег Николаев. Его предыдущие публикации в газете стали поводом для бурного обсуждения на ее форуме. В этот раз наши читатели имели возможность задать священнику любые, интересующие их вопросы. Чат продлился два часа 20 минут вместо запланированного часа. К утру 15 сентября его посетили 350 человек.
Здравствуйте, дорогие читатели «Делового»! Я очень рад, что появилась возможность общения с верующими жителями города, возможно, еще и не с очень верующими. Суть нашего сегодняшнего диалога вижу в том, чтобы попытаться хоть немного разрушить те стереотипы, которые за долгие 90 лет официального атеизма сложились о Православной Церкви и о священстве. Готов ответить на ваши вопросы.
О себе и близких
Читатель Слава спросил на сайте газеты:
— Как вы пришли в религию (извините, если я некорректно спрашиваю)? Кем вы были до того, как стали священнослужителем, где работали, кем? Какое у вас образование (мирское и религиозное)? Кто ваши родители и как они относятся к религии? Как вы в детстве относились к религии? Заранее спасибо за ответ.
— Наверное, правильнее сказать, не пришел, а вернулся. Потому что слово «религия», с латинского переводится как «возвращение утраченной связи с Богом». На подобные вопросы приходилось отвечать почти во всех интервью. Поэтому, простите, но буду повторяться. Присутствие Божие в своей жизни чувствовал всегда, даже, когда не мог дать этому оценки. И это при том, что мама моя — была человеком неверующим. Отца у меня не было. Он погиб, когда мне было три года. Первые уроки по религиоведению получил от бабушки, у которой было несколько икон. И именно бабушка, когда я был на каникулах в 3 классе, вложила мне в кармашек 90 Псалом и сказала: «Носи его всегда с собой. Когда будет очень тяжело, доставай его и читай». Учился в 10-й школе в нашем городе. Хорошо учился. Затем — Бердянское медучилище, затем — Крымский мединститут. Это — мирское образование. Духовное образование — Киевская духовная семинария. Работал фельдшером лечебного пляжа санатория «Бердянск», куда попал по распределению после медучилища. А также — несколько лет директором частного предприятия. Последние два года перед принятием священного сана нигде не работал.
— Имеет ли РПЦ миссионеров? Какую деятельность они ведут, если таковые есть...
— Конечно, миссионеры есть, даже целые отделы миссионерские. Я возглавляю миссионерский отдел Бердянской епархии. В 2007 году была принята миссионерская концепция РПЦ. Мы пытаемся делать то, что обозначено как основные направления миссии Православной Церкви. Бердянские чтения — это и есть часть нашей миссионерской работы. Жаль только, что финансирование под миссионерские программы миссионерам приходится изыскивать самостоятельно.
— А кто Вам помогает в храме?
— Прежде всего, моя жена, члены приходского совета, просто прихожане.
— Отец Олег, в вашем храме нет кликуш и «злобных» бабуль, почему?
— Я не знаю ответа на этот вопрос. Возможно, потому что подобное прилепляется к подобному.
О служении
Читательница Наталья позвонила накануне в газету:
— Два года назад я лежала в онкологическом отделении больницы, мне сделали операцию. В один из дней я вышла к священнику, который отпевал в морге умершего, и попросила его исповедовать меня. Он спросил номер палаты, в которой я лежала, и обещал прийти на следующий день. Но так и не пришел... Как вы относитесь к такому поступку священника?
— Я думаю, что для священника такое поведение является недопустимым. Ведь даже церковный Устав предполагает, если идет служение главной службы у православных христиан — Литургии, и вдруг в храме появится человек, который объявит, что есть страждущий умирающий больной, которому необходимы исповедь и Причастие, священник обязан остановить Литургию, напутствовать этого страждущего, а затем вернуться к своей службе. Хочется надеяться, что батюшка сделал это не по злому умыслу, а по забывчивости или занятости.
— Отец Олег, почему в Бердянской епархии так часто меняются священники, да и епископы куда-то деваются?
— Хороший вопрос. Думается, что частая смена епископов негативно влияет на жизнь епархии, тем более такой, как Бердянская, где слова: «духовность», «церковь», «священнослужители» людьми воспринимаются, в основном, в негативном смысле. В древней Церкви епископ рукополагался на определенную кафедру и служил на ней до конца своих дней. Тогда говорили, что епископ «венчается» со своей кафедрой, и поэтому паства знала своего епископа, епископ жил интересами паствы, и это был гармоничный союз. В древности могли менять епископа только в случае серьезных церковных правонарушений с его стороны. Сейчас решение о назначении епископа принимает Священный Синод УПЦ.
— Ведутся ли в вашем храме занятия с детьми? И что им преподают?
— Наш храм, к величайшему сожалению, пока не имеет собственных помещений для занятий с детьми. И поэтому, по договоренности с руководством ЦДЮТ, мы проводим занятия Духовной студии для детей разных возрастов. Это не столько преподавание Закона Божия, сколько общее нравственное и художественное воспитание детей. Там дети рисуют, лепят, поют, ставят спектакли и сценки, готовят праздничные вечера. Отрадно, что в эту студию ходят не только дети прихожан нашего храма, но и дети прихожан других храмов. Со следующего воскресенья в нашем храме начинают действовать катехизаторские курсы для взрослых. После литургии планируем провести первое занятие. Если есть желание, приходите. Ориентировочно, это будет в 11.00.
— Почему на Бердянских чтениях практически не было бердянских священников? Они что, все знают?
— За 2 недели до начала конференции на епархиальном совете Владыка Елисей лично объявил всем присутствовавшим священнослужителям время и место проведения Бердянских чтений. По моим подсчетам, из 100 священнослужителей нашей епархии конференцию посетили, именно посетили, не более пяти.
— Отец Олег, как церковь борется с язычеством внутри себя?
— Вот это и есть одна из главных задач современного миссионерства. Правильно было бы назвать не язычество внутри себя, а языческие искажения православного христианства. Например, в нашем храме регулярно печатаются приходские листки, в которых разъясняется разница между учением Церкви и попытками языческих искажений.
— Почему многие священники отдают приоритет требам, а на проповеди говорят общими фразами?
— Спросите у тех священников, кого Вы относите к этой категории.
О храме
— Отец Олег, храм, который Вы построили, очень красивый. Почему именно такой стиль? Что еще будет около храма?
— Византийский стиль является древнейшим стилем церковного храмового искусства. Все славянские народы: болгары, сербы, белоруссы, россияне, грузины (хотя они и не славянские) приняли свою веру от Древней Византии. Строительство храма в византийском стиле — это попытка вернуть представителей всех православных народов в единое русло, к нашим истокам. В современном мире мы и так сильно разделены. А Церковь, как заботливая мать, собирает своих детей под свои крылья. Около храма планируется построить целый комплекс различных служебных и бытовых помещений: воскресную школу для детей и взрослых, трапезную, кухню, помещение для выпечки просфор, крестилку и, может быть, еще что-то: какие-то мастерские для детей. Вся территория сквера вокруг храма будет перепланирована. Возможно, будет детская площадка, беседка, место отдыха для всех горожан.
— Объясните, пожалуйста, означает ли что-то особенное цвет куполов храма: золотой, зеленый, синий в звездах?
— Купол — это символ неба, символ Царства Небесного, в которое хочет войти каждый православный христианин. Также имеет значение цвет куполов и их оформление. Более подробно я мог бы ответить Вам лично.
О вечном
— Почему в Бердянске так мало хороших людей?
— Может быть, не видим хороших людей, или не знаем их. Когда-то пророк Илья вопил к Богу о том, что не осталось в Израиле никого, кто бы ни поклонился идолам. «Зачем мне жить, — говорил пророк, — забери мою жизнь». И Господь ответил ему: «Илья, Я сберег 7 тысяч праведников в народе израильском». Думаю, что и в нашем городе много хороших людей, просто они не выпячиваются так, как люди с дурными намерениями. Зло всегда более активно, чем добро. Поэтому добро необходимо защищать, что, кстати, Православная Церковь делала всегда.
— Отец Олег, объясните, пожалуйста, откуда возникла традиция целовать священнику руку и обязательно ли это?
— Целование руки священнику есть символическое целование руки самого Христа. Это не значит, что священник становится Христом, но он являет себя как образ Христа. Нужно сказать, что институт священства не выдуман людьми. Он установлен самим Христом. А руку священнику целовать не обязательно. Существует вариант благословения, когда после осенения крестом, священник кладет свою руку на голову человеку, попросившему благословения.
— Отец Олег, когда оскорбляют моего духовного наставника и клевещут на него, как я должен поступить?
— Если это доподлинно известно, то, конечно же, молиться о вразумлении тех людей, которые его оскорбляют. И всеми возможными каноническими способами его защищать, так, как бы Вы защищали своего кровного отца.
— А можно ли за оскорбление ближнего или священника ударить обидчика?
— Если его жизни угрожает опасность, то, несомненно, можно. Если — нет, то лучше обойтись словесным увещеванием. Святитель Николай, ударивший по лицу Ария, который хулил Христа, Апостол Петр, который отсек мечем ухо одному из рабов, пришедшему арестовывать Христа в Гефсиманский сад. Всё это — примеры из истории.
О политике и политиках
— Отец Олег, что необходимо сделать, чтобы в Бердянске во власть пришли нормальные, честные люди?
— Для этого нужно сейчас заниматься нормальным духовным воспитанием и образованием детей. И тогда есть надежда, что лет через 30-40 лет во власть смогут прийти честные порядочные люди. Пока им взяться неоткуда, потому что современные политики воспитаны на советских, можно считать, языческих принципах, — если Бога нет, то все позволено.
— Значит, только через 30 лет мы, может быть, увидим нормальных людей во власти?
— Это — самый пессимистический прогноз. Если мы, уже взрослые люди, попытаемся что-то изменить не в ценах на хлеб или колбасу, а в самих себе — для чего, собственно, и строятся православные храмы, возможно, это произойдет и раньше. Опять же, чтобы не обмануться в очередной раз, советую применять евангельский принцип — по плодам их узнаете их. Именно по плодам, то есть, по делам, а не по словам.
— Отец Олег, готово ли наше общество к очередным потрясениям?
— Потрясения приходят и не спрашивают нас о том, готовы ли мы к ним. Хотя признаки этих потрясений могут долго стучаться в нашу дверь, и мы их не замечаем, или делаем вид, что не замечаем, надеемся, что, авось, пронесет.
— Почему Церковь не может «родить» тех людей, которые могли бы, как святой Владимир, управлять своим государством?
— Потому что Церковь обескровлена 80-летним периодом гонений. Ей ничего не вернули из того, что забрали и разрушили. Кроме того, Церковь отделена от государства. Многие ли политики сегодня готовы слышать голос Церкви и следовать ему?
— Вы сторонник независимой Украины или великого государства, состоящего из трех братских народов? Только искренне.
— Второй вариант. Только без излишней политизации. Наши народы и так едины — только государства у нас разные. Хотелось бы, чтобы именно между ними не было противостояния.
— Во время своего визита в Украину патриарх Кирилл четко дал понять, что Православная Церковь не будет стоять в стороне от политики и фактически активно будет в ней участвовать. Вы можете охарактеризовать городскую власть в Бердянске: ее уровень, профессионализм, заботу о людях (не на словах, а на деле), отношение к Церкви? И будет ли Православная Церковь занимать активную позицию на предстоящих местных выборах?
— Православная Церковь не является политической партией, поэтому принимать участие в выборах она не может. И, слава Богу. Даже когда церковь была государственной институцией, то есть, до революции, священнослужители, попавшие в государственную Думу и получившие горький опыт работы в ней, свидетельствовали о недопустимости участия Церкви в политических баталиях. А политика без этого невозможна, насколько я могу судить. Задача Церкви — воспитывать порядочных совестливых людей, которые и будут, согласуясь со своими внутренними нравственными принципами, строить государственную политику на любом уровне. Для этого они должны прийти в Церковь, и не только на Пасху или Рождество, а жить в ней. Пока этого не видно, ни на местном уровне, ни на общегосударственном.
— Нынешний мэр Евгений Шаповалов, когда шел на выборы активно позиционировал себя как искренне верующего человека: освящение его в день регистрации кандидатом, соответствующие фото и видео в агитационной продукции, заявления и выступления. В Бердянске много верующих людей, и они потянулись к нему. Скажите, по Вашему мнению, нынешний мэр — искренне верующий человек или использует веру в своих целях?
— Как священник я не могу публично судить о духовности или бездуховности Евгения Ивановича, тем более, что я не являюсь его духовником. В его агитационных мероприятиях я лично никакого участия не принимал. Советую за ответом на этот вопрос обратиться к тем представителям Церкви, которые участвовали в агитационных мероприятиях или представлены на фото или видео.
— Как Вы считаете, Евгений Иванович Шаповалов — искренне верующий человек?
— Как я могу говорить о ком-то — верующий это человек или не верующий? Тем более, если я его лично не знаю. Это будет прямое осуждение.
О насущном
— Скажите, пожалуйста, можно ли ставить свечи и заказывать в православном храме «Сорокоуст» за не крещенного человека?
— Не крещенный не является членом Церкви. Поэтому молиться о таких людях можно только дома.
— Это правда, что в Библии ни разу не упоминается кошка?
— Я специально таких исследований не проводил. Собственно, задача Библии не писать о конкретных представителях флоры и фауны, а рассказать человеку о смысле его жизни. На мой взгляд, кошка — замечательное животное. Лично я их очень люблю. Было время, когда у нас дома жили сразу три кошки. Про собак в Библии есть упоминания.
— Батюшка, очень деликатный вопрос: можно ли венчаться, будучи беременной?
— Главное условие для совершения Таинства Венчания — это исповедание православной веры, то есть, веры в Бога, в его заповеди и желание жить по этим заповедям, исполняя их во всей жизни, включая жизнь семьи. Беременным венчаться, конечно, можно.
— Отец Олег, скажите, пожалуйста, как быть, если после исповеди не чувствуешь полного очищения от грехов?
— Советую помолиться, попросить у Бога, чтобы он указал, что помешало этому: какие-то грехи, рассеянность — и еще раз прийти на исповедь.
— Батюшка, позволительно ли прихожанам петь в храме вместе с хором?
— В древней традиции это было нормально. Сейчас это отвлекает от молитвы стоящих вокруг такого «певца». Пусть пением в храме занимаются профессионалы, то есть, хор.
— В какой манере должно быть церковное пение? Часто попадал на оперных певцов и меня это коробило.
— В древнерусской церкви было принято византийское пение и знаменный распев. Постепенно с увеличением влияния католической Церкви эти древние виды пения стали вытесняться партесным пением, которое пришло к нам из Италии. Это то пение, которое мы можем сегодня слышать в большинстве наших храмов. Но сейчас все более усиливается интерес к древним распевам. Например, в нашем храме, большинство песнопений исполняется в византийском стиле. Как считают многие специалисты, именно византийское пение является наиболее приемлемым для общецерковной молитвы.
— Как Вы относитесь к католической Церкви? Вы знакомы с отцом Здиславом?
— К католическому вероучению я отношусь с позиции православного богословия. То есть, не могу принять и согласиться с теми искажениями, которые произошли в вероучении католической Церкви за последние 1000 лет. Это не значит, что люди, исповедующие католицизм как свою веру являются для меня «отрицательными персонажами». Все гораздо сложнее. Среди католиков, наверное, есть много замечательных людей, как и среди православных, есть люди, за которых мне как священнику бывает очень стыдно. Но я не сомневаюсь, что вероучение православной Церкви сохранило апостольскую веру в наименее поврежденном виде. С о.Здиславом я лично не знаком.
— Отец Олег, по Украине, как и в России, немножко меньше в Белоруссии серыми пауками расползаются различные вероучения, секты и прочая гадость. Масса народу втянута в орбиту альтернативных православию религиозных организаций. В заокеанские религии потянулась и украинская элита. В Киеве, Запорожье, да и в Бердянске модным стало посещать выступления пасторов типа Аделаджи, церковь сайентологии... Скажите, как православная церковь намерена остановить это нашествие нечисти?
— Православная Церковь не может остановить нашествие сект и деструктивных религиозных культов, так как их приход в нашу страну санкционирован украинским государством, которое не видит разницы между Православием и Свидетелями Иеговы, например. И уравнивает их во всех правах. Мы знаем, что большинство тоталитарных организаций очень активно финансируется из-за границы и, имея такую финансовую помощь, внедряются в различные социальные слои нашего общества. У них есть свои газеты, телеканалы, издательские центры и так далее. Вероучение большинства этих организаций является довольно примитивным, что также привлекает многих наших соотечественников. В Православии им все кажется таким трудным и практически невыполнимым.
— Фильм «Страсти Христовы» Мэла Гибсона — приемлете/нет, почему?
— Мэл Гибсон как правоверный католик создал блестящий фильм с точки зрения своего личного мировоззрения. Не хотелось бы обсуждать богословских вопросов. Фильм, несомненно, для меня положительный, потому что оживляет евангельские события, помогает увидеть их в реальности. Сегодня многие читают Евангение просто как какую-то сказку. Мои друзья, которые живут в Европе, рассказывали, как люди разных возрастов выходили после просмотра из кинотеатров с заплаканными лицами. Мне кажется, это не просто сентиментальность. Хочу подчеркнуть, это — мое личное мнение.
— Я крещен в Православии, хотя родители не верующие. Ну, сами понимаете, Советский Союз… Мысли о Боге у меня появились давно, но православную церковь я отчего-то с детства не признаю. Ходил в бабушками-дедушками в детстве, ну, знаете, как это бывает... на Пасху. Читал Библию, выучил в детстве еще Отче наш... Последний раз был в церкви около 3 лет назад, ставил свечку за упокой... Знаете, на меня там ТАК все давит, как будто купол на голову сейчас рухнет, даже страх какой-то испытывал. Я поскорее оттуда ушел, даже подумал, что религия — это не мое...
Мысли о переходе в католическую веру у меня появились лет в 18. Но ПОТЯНУЛО только недавно. Я почувствовал что-то новое в себе и решил обратиться в костел. САМ. (Прозелитизм тут ни при чем, сами видите) Позвонил, объяснил вкратце ситуацию, меня пригласили на службу. Могу сказать одно...такой гармонии я нигде не чувствовал как на мессе. С тех пор хожу постоянно. Но вопрос в другом. В своем решении принять католическую веру я тверд и избрал свой путь к Богу. Но часто слышу странные вещи... Например, что если я не принимаю православие, это не значит что нужно идти в католичество, а значит, что мое время еще не пришло (но я НЕ ВЕРИЛ, а именно в католическом приходе я поверил!!!) Или же говорят, что раз я крещен в православии то перейти в католичество — это один из самых страшных грехов -измена вере.... Я не изменю своего решения, но признаюсь, что мне не по себе от таких слов. Почему православные так говорят? Каково Ваше личное отношение? Кстати, быть может, объясните, почему НЕГАТИВ встречается только в православных храмах? по крайней мере, по моему опыту.
— Вы крестились, не зная основ православной веры. И это — очень болезненный вопрос, который остается открытым до сегодняшнего дня. В большинстве православных приходов, а в Бердянске — во всех, за исключением нашего храма, продолжают крестить и детей, и взрослых без огласительной подготовки. Люди, которые принимают Таинство крещения ни о Христе, ни о его Церкви ничего не знают, а зачастую, и знать не хотят. Из этого следует, что люди, формально крещенные в Православии, совершенно не усваивают ту Божественную благодать, тот Дар быть православным, который дается в этом Таинстве. Это как зернышко, которое посадили в горшок и забыли о нем на долгие годы. И, конечно, это зернышко не смогло дать ни корней, ни побегов. Приходит такой человек через много лет в православную церковь с огромным грузом грехов, которые давят на него, и душно ему становится именно поэтому, а не потому что на него «давят» купола, священники, бабушки. И лукавый тоже старается: «Щас я тебя выгоню». И выгнал все-таки. Когда-то митрополиту Филарету Дроздову, современнику Пушкина, задали вопрос: «Скажите, владыка, католики или баптисты не спасутся?» И он ответил: «Я не знаю, может, если Вы станете католиком или баптистом, Вы спасетесь, но я точно знаю, что если я им стану, то я не спасусь».
Спасибо всем за Ваши вопросы, за Ваше внимание к Православию. Если кто-то не получил исчерпывающих ответов, не огорчайтесь. В таком формате непросто отвечать быстро и подробно. Если у кого-то остается нужда, прошу Вас не стесняться — приходите в наш храм. Всем Вам желаю Божьей любви, милосердия и внимания друг к другу. Божьего благословения во всех добрых и благих начинаниях.
Идея Татьяны ГОРЯЧЕВОЙ
Подготовил Сергей Белоусов
Комментарии
Протод. Герман
Стоит прочесть это интервью, чтобы понять, насколько выделяется он из общей массы своих собратьев. Такого человека необходимо было выжить, ибо он не поддаётся смешению с безформенной массой патриархийного духовенства. На видео-записи приходского собрания в присутствии четырёх архиерейских комиссаров - впечатление было ещё сильнее. Прихожане говорили с верой, с огнём в глазах. Такие глаза врать не могли.
Вся информация исчезла, имя, адрес, связь с прот. Олегом Николаевым стёрты и недоступны … Мне кажется надо всеми силами выискать его и связаться с ним. Эти люди сейчас в полном отчаянии, вероятно не знают куда им деваться. Даже если прещение будет снято, смогут ли они после этого из одной чаши с этими гонителями и лжецами причащаться ? Не христианский ли это наш долг пойти им навстречу, протянуть им руку ? Если не пожелают, то не пожелают, но мы по христианской совести нравственно обязаны так поступить, по-самаритански , с братьями, очутившимися в беде.
На самом деле, так это напомнило наше дело, когда в 2001 г. "ревизорами" приезжала синодальная комиссия в составе "отцов" Георгия Ларина и Стефана Павленко с заданием выслушать "непокорных" западно-европей ских служителей, или когда приезжала в Си-Клиф Комиссия к отцу Сергию Клестову. Поразительно, как ложь и враньё в глазах всех этих комиссаров светит одинаково. Несмываем стыд, когда такие дела творятся будто от имени Церкви людьми, облечёнными в рясы.
Протод. Герман
RSS лента комментариев этой записи