"Русский мир" против Нового Иерусалима
По замыслу Кремля нынешний праздник Крещения Руси должен показать гегемонию Москвы и реальность "Русского мира" от Владивостока до Ужгорода.
День Крещения Руси в последние годы превратился из сугубо церковного праздника Владимира на большое политико-идеологическое действо.
В этом году в Киев 27-28 июля планируется визит Владимира Путина, традиционно прибудет патриарх Московский Кирилл, будут представители всех Православных Церквей и еще 5 президентов других государств.
Вся страна давно увешана бордами с поздравлениями президента и Партии регионов. Празднование должны пройти во всех населенных пунктах, а на Майдане будет концерт русского рока.
В плане государственно-ритуальных и общественных практик, День крещения Руси уже подтягивается к уровню Дня Независимости, Конституции и Нового Года. Следует поблагодарить за это в значительной степени Патриарха Кирилла. Ведь, пытаясь утвердить свою духовную власть над колыбелью православия, он будит наш собственный интерес к истории, поднимает нашу собственную значимость.
Все же мы чаще стали вспоминать, что Киев был и является центром православия восточных славян. А ежегодный крестный ход, проводимый Киевским патриархатом, становится все более многолюдным, когда его начало появляется на Владимирской горке, хвост только отходит от одноименного собора.
В ходе описанного идеологического действа, пророссийские персонажи с разной степенью настойчивости будут доказывать украинцам преимущества "Русского мира", Таможенного союза и "пуповинного единства" братских народов.
С украинской стороны должен включиться многоголосый хор патриотов, которые будут отстаивать мнение, что Киев - это не Москва, что он ближе к Европе. Наиболее радикальные будут даже кричать: "долой московского попа!".
Но проукраинский хор, к сожалению, не составляет симфонии. Люди поют активно, но хору не хватает понятной для всех партитуры. То есть, нет согласованной стройной системы идей.
Говорим: "русский мир", подразумеваем - "Третий Рим"
Всю идеологию Москвы по отношению к Украине можно свести к простой формуле: Киев - это колыбель православия и вообще государства Российского. Когда Киев ослаб - его миссию начала выполнять Москва. Отсюда идея "собирания земель русских".
Сейчас Киев остается слабым: то его тянули в НАТО, то в ЕС влекут. Москве крайне необходимо выполнить свою супер-миссию и защитить колыбель православия и народ украинский, который был сбит с истинного пути и которого толкают во вражеский и чужой (сатанинский!) Евросоюз. Такова образная позиция Москвы.
Эта идеология выработана веками и имеет разветвленные каналы донесения идей - от кино и телевидения до церкови и пятой колонны во власти. Все они говорят одно и то же, только в разной форме.
По замыслу Кремля, нынешний праздник Крещения должен показать гегемонию Москвы и реальность Русского мира от Владивостока до Ужгорода.
Новый Иерусалим актуален как и тысячу лет назад
Если Москва - третий Рим, а так оно, в конце концов, и есть, куда правду деть: последние 450 лет Москва ее правители и общество одержимы идеей собственной гегемонии над другими народами. Так кто же тогда Киев и какова его духовная миссия?
Велосипеда изобретать не надо. Такая идейная концепция существует. Придумал ее еще Великий князь Киевский Ярослав Мудрый, а разрабатывать начал его современник Иларион - митрополит и святой, кстати.
Называется эта идея красиво и со вкусом: Киев - новый Иерусалим. Порой, еще говорят: Киев - второй Иерусалим.
Ситуация в те времена была подобная сегодняшней. В XI веке над Киевом хотел доминировать Константинополь - Византийская империя, потому что считал, что все, кто крестились от него должны перед ним склонять головы.
А теперь сгибания Киева добивается Москва, потому что считает себя потомком Константинополя.
Первый Рим, Рим древний, как центр мира. Второй Рим - это Константинополь, как центр православия. Третий Рим - это Москва, как самая православная держава с имперскими притязаниями.
Итак, суть идеи "Киев - новый Иерусалим" заключается в том, что наша столица является святым городом для православного славянского мира, как есть Иерусалим для всех христиан. А река Днепр - это воплощение Иордана на нашей земле.
Благодаря этой идее в древнерусские времена Киев превращается из "матери городов" в административном плане на духовно-сакральный символ. Киев становится олицетворением города в женском образе, который выступает в роли матери и невесты Спасителя.
Город воплощает, "таким образом, образ Нового Иерусалима - идеальной столицы Христовой церкви и местонахождение Бога, - отмечает исследователь этой темы Владимир Рычка.
Позже, во времена украинского барокко - XVII века, идея "Киев - новый Иерусалим", помогла Петру Могиле утвердить нашу столицу в статусе духовного и политического центра всех православных Речи Посполитой.
Примерно в это же время на территории Московии начала активно развивались новая имперская идея "Москва - третий Рим", которая включает в себя намерения относительно покорения Киева. Придумал эту идею тамошний старец Фелофей.
Мы - разные
Итак, имеем две диаметрально противоположные идеи о Москве, как третьем Риме, в современном варианте "Русский мир", и Киев - новый Иерусалим. Это два противоположных подхода относительно места церкви в отношениях с государством и роли государства в целом.
Деспотизм и доминирование государства над церковью и человеком - это все от монгольских политических традиций. Об этом написано много, в первую очередь, российскими авторами. И постоянная украинская нелюбовь к государству, отсутствие потенций к централизации, демократизм и бунтарство - это от Руси, казаков и Речи Посполитой.
Взглянем на наших государственников, которых признает история и общество: Владимир Великий, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Богдан Хмельницкий. И на их: Юрий Долгорукий, Иван Калита, Петр, Сталин. Чувствуете разницу ценностей и признаков, за которые уважают властителей у нас и у них?
Не меньшая разница между нами и в церковном плане. Как отмечает известный исследователь религии Юрий Дорошенко, украинский вариант христианства значительно отличается от российского. "Христианство Украины-Руси основывалось на демократизме, евангелизме, обособленности внутрицерковной жизни от государства".
Киевское православие никогда не имело цезарепапистских черт, как это всегда было в московском варианте. Цезарепапизм является подчинением церкви государству.
Напомнить себе и миру о святом городе Киеве
Церковь и религия переживает в наши дни глубокий кризис. Дорогие авто и часы церковных поводырей, это лишь вершина айсберга. Кризис церкви касается не только России. Просто там он имеет собственное измерение. Московская церковь является заложником государства, имперской идеи и денег. Кризис касается всего православия.
В этой ситуации, как представляется, ключевая задача Киева - напомнить себе, Москве и всему миру, что он является новым Иерусалимом. Как напомнить? Статьями, фильмами, телепередачами, круглыми столами, международными православными форумами, рекламой паломничества к нам и т.д..
Все это является системой донесения идеологии. Нашей идеологии "Киев - новый Иерусалим".
Современная ситуация с Москвой поразительно напоминает ту же проблему, которая стояла перед Киевом во времена Ярослава Мудрого. Империя стремится к политическому и религиозному доминированию, а Киеву нужно от него отделаться.
Идея для этого у нас есть, историческая правда тоже на нашей стороне. Но Ярослава Мудрого, к сожалению, нет. Украинское государство не выполняет свою идеологическую функцию, а идет на поводу империи.
Следовательно, в идеологическую работу должны включаться гражданское общество, политические партии, оппозиция, проукраинские СМИ ...
Как к же быть с нашими московскими гостями? Видимо не стоит кричать им "позор". Это не по-христиански и не достойно жителей Нового Иерусалима.
Им всем стоит напомнить: если вы - третий Рим и столица империи, то мы - второй Иерусалим - духовная столица.
Киев является солнцем православия. Мы не имеем права закрыть его для тех, кто желает света, хотя бы и для апологетов москво-рима.
Солнцу безразлично 1 или 100 миллионов человек греется в его лучах. Благодати от святынь и мощей угодников Божиих хватит на всех. Но, приехав к нашему Солнцу, в наш Второй Иерусалим смиряйтесь и не заводите здесь свои третьеримские порядки.
Максим Плешко, политолог, украиновед, кандидат философских наук, для УП
Комментарии
Автор верно подметил один из пунктов понимания православия Москвой - как элемента цезарепапизма.
У Русской Зарубежной Церкви понимание смысла православия за годы изгнания переменилось от "имперского" до евангельского. Я думаю, что так можно сказать.
RSS лента комментариев этой записи