Хронологический обзор Русской Зарубежной Церкви в Южной Америке
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ОБЩИНА В УРУГВАЕ
Свято Воскресенский Храм, г. Монтевидео
______________________________________________________________________________________________
ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ ОБЗОР
Основания и последующего
развития Русской Православной Общины в Уругвае
1918 – Русская колония в Уругвае получила письмо от вл. Митрополита Антония, из Словакии, сообщая о предстоящей организации Русской Православной Церкви за рубежом России. Он призывал всех русских бодрствовать и уповать на Господа Бога.
1920 – Вначале 1920 г., группа русских иммигрантов собирается в доме русского православного священника, отца Митрофана Виноградова, и усердно просят его, организовать в каком-нибудь уголке его квартиры воскресные богослужения. Священник охотно соглашается, но квартира слишком маленькая и не пригодна для православного культа. Инициативная группа долго оббивала пороги в Уругвае и – в Аргентине, где они познакомились с протопресвитером Константином Изразсцовым, настоятелем Свято-Троицкого Храма в Буенос Айрис. Отец Константин был занят ремонтом своей церкви, но с жаром откликнулся на просьбы русских из Монтевидео.
1922 – По окончанию гражданской войны на западе России, прибывает новый контингент русских иммигрантов. Отец Константин тоже приехал в Монтевидео и убеждается в том, что русская колония в Уругвае заслуживает внимание, что люди весьма бедные, что надо помочь соотечественникам и срочно приступать к постройке: 1) дома для священника и 2) здания для самой церкви. Он покупает участок земли на улице Гуавижу угол Колорадо и начинает строить дом для отца Митрофана. Из Аргентины он прислал, кроме всякой церковной утвари, небольшой, походный иконостас и несколько икон.
В гостиной, еще не достроенного дома священника, о. Митрофан служит первую православную литургию на территории Уругвая. Быстро распространяется известие, что в доме русского священника, в воскресение утром бывает служба. Приезжают русские из Монтевидео и окрестностей. Также прибывают греки, румыны, болгары, сирийцы и сербы, все православного вероисповедания.
1926 – Воскресное богослужение в маленькой гостиной отца Митрофана становится весьма сложным. Пристраивается длинный коридор-галерея, прилегающий к дому священника. Эта галерея в воскресные дни преобразовывается в место культа. Но и этот вариант не есть выход из положения, ибо количество прихожан все увеличивается.
Принимается решение строить «настоящею» церковь, с куполом, колокольней и прилегающим приходским домом. Но: где? Отец Митрофан выходит всем на встречу и упрощает дело: он предлагает для этого свой маленький сад.
Подается прошение в Муниципалитет и вскоре приходит соответствующее разрешение. Проходят усердные денежные сборы, и начинаются работы. В середине сентября закладывается угловой камень фундамента, и это обстоятельство считается началом или основанием Православной Общины в Уругвае (наш храмовой праздник).
Прихожане дарят, что могут, главным образом иконы. Здание постепенно приобретает классическую форму православного храма.
Здесь нужно отметить, что главные средства на постройку Свято Воскресенского храма поступали от отца Изразцова. Он в то время также помогал строить и другие храмы в Южной Америке. Нам трудно определить его официальную должность, но он якобы возглавлял Русскую Православную Церковь в Аргентине, Бразилии, Парагвае и, конечно, в Уругвае.
1928 – Выше упомянутый коридор постепенно превращается в застекленную веранду, где устраиваются встречи, чашка чая, читаются доклады и рождается Русское Общество Взаимопомощи, организуется школа для изучения языка страны, возникает библиотека и устраивается детский сад. Явно священник уже не владелец своего дома и возникла мысль децентрализовать все: Взаимопомощь переезжает в Старый Город, детский сад – впоследствии преобразованный в Воскресную Школу, в район Серро, а изучение испанского языка отпало само по себе. У священника в доме только остается место культа, библиотека и встречи людей близких к церковным делам.
Созывается первое Общее Собрание, регистрируются 82 члена прихода, разрабатывается Внутренний (временный) Устав и назначается формально священник – настоятель, конечно, о. Митрофан Виноградов. Выбираются первые члены Приходского Совета. Вот список этих славных, православных ревнителей: Лысяк, Аликов, Гайтов, Жиров, Буткевич, Морозов, Гинц, Иванов, Зеленская, Мушкетова, Корольков, Крестовоздвиженский и Верхоустинский.
1929 – Строится маленький храм в районе Серро, но он оказывается слишком далеким для многих жителей города и мало функциональным. В дни богослужения (в общем, в субботу или воскресение вечером) собираются только местные жители: русские, греки и сербы. На воскресную литургию прихожане предпочитают собираться в доме священника на Колорадо и Гуавижу.
1933 – Протопресвитер о. Изразцов, в своей должности как управляющий аргентинским, уругвайским, бразильским и парагвайским приходами, регистрирует отца Митрофана в Министерстве Иностранных Дел, как «Представителя Русской Православной Церкви в Уругвае». Министерство оформило его новый статус 1-го ноября 1933.
1934 – В связи с вышеуказанным назначением, уругвайское правительство согласилось принять устав Русской Православной Общины в Уругвае и выдает этой ассоциации статус Юридического Лица (Правовой Статус Общины) – 6-го февраля 1934.
Приблизительно в это время открывалась епископская кафедра в Бразилии, ибо туда был назначен епископ Феодосий, который постепенно стал интересоваться Свято Воскресенским приходом в Уругвае. К сожалению, приход сильно бедствовал – ведь строился храм, действовала Воскресная Школа, и надо было содержать пять человек притча. Не хватало средств, для месячного взноса на погашение долгов о. Константину Изразцову. Не нашлась и возможность оплатить билет епископу Феодосию, (в будущем Сан Паулскому и Южно Американскому), но, несмотря на это, он через некоторое время принял приход под свой омофор.
Экономический кризис тридцатых годов резко сократил регулярные членские взносы и скудные пожертвование на достройку храма. Еще небыли выведены своды и купол, не было креста венчающего, не было звонницы, ризницы, ограды. Но кончать постройку уже было не на что. Храм стоял долгие годы недостроенным, без купола, без колоколов.
Вспыхнула Вторая Мировая Война и весь мир задержал дыхание.
1945 – По окончанию Второй Мировой войны, прибывает новая волна иммигрантов и количество прихожан значительно увеличивается. Еще не доконченный храм стоит сново в лесах. Прихожане очень бедные и сами нуждаются в помощи, не говоря уже о пожертвовании на достройку храма. Несмотря на это, отец Митрофан с амвона произнес ВОЗЗВАНИЕ русским православным людям: «...нужна ваша энергия и добрая воля. Если русская колония захочет..... нет у русских эмигрантов ничего важнее, чем любовь к родине и религии. Научите своих детей родному языку, научите их любить и ценить Россию и дайте им твердую веру в Бога, - и тогда воскреснет Россия, пропадут её враги и снова засияют кресты над русскими равнинами. И когда мы будем думать: чему же научило нас наше общее горе, и что мы сделали на чужбине за годы изгнания? – То мы ответим себе: - Мы научились любить, ценить, уважать Россию, и по всем углам мира мы воздвигли Божьи Храмы на славу России и на духовную помощь её сынам. Да благословит нас Господь на труды, на жертвы и на работу нашей жизни. Амин».
И вот чудо – прихожане приступили к работе и за пять с лишним лет, кроме звонницы, колокола, ризницы и мелких деталей, храм закончили. А главное, приход “Свято Воскресенского” храма в Монтевидео, наконец-то увидел удаление вековых лесов от стен «нового» храма и стал любоваться на первую, «настоящею» православную церковь на территории Уругвая. И важное: Собор в Джорданвиле посвятил архимандрита Виталия (Устинова) в епископа Монтевидеоского.
Но радость их была не долговечная, ибо грозные тучи встали на горизонте. Дошли до них слухи, что епископ Феодосий уже неоднократно советовал Синоду «закрыть приход в Уругвае, из-за слишком маленького количества прихожан». Это вызвало бурную реакцию со стороны всего прихода и конечно, у строителей храма опустились руки. Столько усилия, столько страдания! Три десятка лет выжимали из себя последние соки, чтоб создать приход, а тут, Владыке, это не по сердцу. Официальный указ не был получен (а может и не послан). Истинная причина осталась неизвестна. Но можно догадаться, что сборы на нужды епархии были далеко не «удовлетворительными», а главное что деньги на постройку кафедрального собора в Сан Пауло, собирались с большим трудом.
Спешным образом был переменен устав общины на стандартный уругвайский – гражданский - специально для самоуправляющих церковных организаций под государственной защитой. Владыка Феодосий пригласил нового епископа Виталия к себе в Сан Пауло и сделал его своим викарием. А в Монтевидео так и не пустил.
1950 – Отголоски Войны затихали, торговля возобновилась, мировой экономический кризис окончательно уступил место значительному подъему и развитию страны. А главное, безработных в Уругвае стало очень немного. Новообразованный Зарубежный Синод в Нью-Йорке назначает епископа Афанасия, с юрисдикцией на всю Южную Америку. Монтевидео присоединяется к аргентинской епархии.
1952-1960 – По кончине о. Митрофана, вл. Афанасий назначает новых священников в Монтевидео. Первым был о. Александр Шабашев, потом о. Николай Кашников, потом о. Александр Малинин, короткое время служил о. Чалый, а последний о. Агафангел Яблочкин.
Наступил период сравнительно спокойный. Постепенно платятся долги по постройке. Воздвигается новый иконостас.
Организуется Сестричество и идет украшение храма. На колокольню денег не хватило, но влезать глубже в долги немыслимо. При церкви действуют шесть благотворительных организаций. Закрывается храм в районе Серро, но открывается церковь в городе Гичон, Рио Негро, для немногих православных русских из колонии «Сан Хавьер».
1962 – Во время хрущевской «оттепели», советское посольство в Монтевидео начинает интенсивно «интересоваться» жизнью Православной Общины в Уругвае. Члены прихода беспрерывно приглашаются в советский клуб «Максим Горький». Владыка Афанасий, чтоб предохранить церковь от каких либо неприятностей, безуспешно советовал то одно, то другое, но когда упомянул о перемены устава, вся Община стала бить тревогу. Но интерес со стороны посольства, также внезапно, как возник, так и пропал и все успокоилось.
1972 – Недолго до своего возвращения в Австралию, епископ Афанасий назначает настоятелем Свято Воскресенского храма в Монтевидео, отца Владимира Шленева, который соглашается приезжать раз в месяц и совершать Божественную Литургию.
Благодаря настойчивым приездам о. Владимира и этой тоненькой цепочки редчайших богослужений, удалось сохранить огонек православия и до наших дней.
1980-1990 гг. – За последние годы прошлого тысячелетия убыло много весьма почетных членов, которые безотказно заботились о церкви, и на которых держалась вся общественная структура прихода. Новому поколению, пришедшему на замену, пришлось быстро сориентироваться. В первую очередь восстанавливать распавшийся хор,
потом - заняться капитальным ремонтом храма и церковным домом, достраивать кое-что и, одним словом: продолжать идти по назначенному курсу Русской Православной Общины намеченной издавна.
2000 – В первые годы нового тысячелетия, Зарубежный Синод обрадовал Южную Америку: открылась епископская кафедра в Буэнос Айрес, на которую был назначен Владыка Александр. Он несколько раз посетил Южную Америку и – скоропостижно отошел к Богу.
2005 – В Синоде и всей Зарубежной Церкви начались некого рода волнения, (по поводу предстоящего слияния с Московской Патриархией) которые в последствие привели к расколу. Но до этого, Синод назначил епископа Агафангела (Одесского и Таврического) на кафедру в Сан Пауло и всю Южную Америку. Монтевидео опять оказался под омофором правящего епископа.
2007 – Нам точно не известно, но очевидно Синод в Н. Йорке поддался давлению Московского Патриархата, ибо 17 мая подписал акт о каноническом общении. Большинство прихожан в странах Латинской Америки оказались не согласны с таким поспешным слиянием и обратились к своему законному начальнику, владыке Агафангелу за советом. Владыка быстро успокоил всех и сообщил, что все остается по-прежнему, и что он не отступает от традиционной линии РПЦЗ. Следовательно, и приход в Монтевидео решил остаться в исторических рамках Русской Православной Церкви за Границей.
2009 – Владыка Митрополит Агафангел определил на Южно Американскую кафедру епископа Григория (Сан Паулского и Южноамериканского), таким образом, и приход в Уругвае опять под каноническим омофором.
2014 – Приход Свято-Воскресенского Храма в Монтевидео, с оптимизмом и с большими усилиями пытается сохранить храм и приходский дом в наилучшем состоянии. Семя, которые основатели Русской Православной Общины некогда бросили на ветреные пампасы Уругвая, взошло, расцвело и вот, приносит свои плоды.
Составлено АГФ, с разрешением Церковно Приходского Совета - Ноябрь 2014 г.