Митрополит Агафангел: Проект Чина восполнения Таинства крещения для тех, кто не крещён полным погружением
В связи с тем, что в Московской Патриархии редко где совершается Таинство крещения полным погружением, что очень многих смущает, я предлагаю рассмотреть проект Чина восполнения крещения полным погружением. Это предварительный вариант и я буду благодарен за все замечания и предложения.
Поскольку я не знаю, как можно тут размещать файлы PDF, даю ссылку на размещённый текст проекта этого Чина:
http://sinod.ruschurchabroad.org/170915-chin-vosp-kresch.pdf
Комментарии
Дорогие Владыки члены Синода, прежде чем Вы подпишите сей документ, перечитайте Догматическое Богословие: митр.Макария, прот.Помазанско го. Одну из лучших книг: Алмазов А.И. История чинопоследовани й крещения и миропомазания. Казань, 1884.
https://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Almazov/istorija-chinoposledovanij-kreshenija-i-miropomazanija/
И Вы увидите, что за всю историю Церкви, Она не знала такого ТЕАТРАЛЬНОГО действа.
Владыко сегодня общался с Владыкой Никоном по поводу чина восполнения крещения. Владыко Никон привел свои соображения с которыми я согласился.
Привожу эти доводы:
1. В целом Владыко Никон согласен с соображениями которые ранее я Вам выслал. Нужно крестить людей переходящих из МП крещенных обливанием, кроплением.
Действия Св. Духа не могут быть ущербными, «Св. дух не может недокрестить, что-то недоделать»: то есть можно говорить только двух фактах: состоялось крещение или не состоялось.
2. О Вашем предложенном чине восполнения крещения для мирян приходящих из МП, крещенных с отступлениями (особенно в части трехкратного погружения) имеются следующие соображения:
2.1 Чин этот нужен только как «способ приведения в Церковь людей из МП», своего рода утрирую конечно «политический ход». Нужен Ваш чин восполнения для тех людей которые боятся «второго крещения». Для которых это является камнем преткновения для перехода в истинную Церковь Христову.
2.2 При этом чин восполнения нужно понимать не как «довершающий, улучшающий, исправляющий и т.п. акт бывшего крещения в МП», а как крещение в полном смысле этого слова.
2.3 Применять его только в тех случаев когда священник видит что человек не способен принять крещение согласно Апостольскому преданию. Хотя как показывает практика это редко когда идет на пользу самому человеку.
Пример этому мы видим из приема священников из МП. Если как говорит наш арх. Георгий РПЦЗ изначально заняла жесткую позицию, относилась бы к МП не как к Церкви то мы бы не имели сегодня таких плачевных последствий.
Да и Вы Владыко наверное это понимаете что священников из МП нужно заново рукополагать, или как то производить хиротесию. Экстраполируя это на крещение – вывод напрашивается сам собою. Нужно брать и просто крестить как научило нас Св. предание.
3. Об оглашении я говорил, что не нужно оглашать если человек сознательно пришел к Богу и при оглашении прочитал Символ Веры. Здесь Владыко Никон высказал свое соображение и я с ним полностью согласен, а было ли вообще изгнание бесов при оглашении если священство в МП ставится под сомнение. Поэтому он сказал, что оглашение тоже проводить, с обязательными молитвами на изгнание бесов. Этих молитв в Вашем чине восполнения нет. Их нужно включить в Ваш чин.
Вообще-то, с момента рождения и крещения Св. Дух "доделывает" человека, участвует в формировании его души и готовит к Страшному Суду. Действие Св. Духа это не единичный "удар", а синергия, взаимодействие с душой человека ради получения впоследствии явных плодов Св. Духа.
Я предполагаю, что и крещение можно рассматривать не как "получение сразу и всего", а дарование человеку сил и способности двигаться в известном направлении. В этом плане можно рассматривать и восполнение крещения, как элемент пути человека к Богу.
Вопрос остаётся по поводу отрицаний. Я их, как-то не очень задумываясь, вставил по аналогии со страрообрядцами , которые много чего в этом месте анафематствуют (в том числе и нас, грешных никониан). Не уверен, оставлять их, или нет. Всё же, склоняюсь к тому, что лишний раз не помешает (как "кашу маслом не испортишь").
Это конечно настораживает.
Так как это будет обозначать принятие самой настоящей ЕРЕСИ: когда епископат "учит оной открыто в церкви", что даст право отделения от Синода по 15 Правилу Двух.Собора!!!
Приведенный документ Собора 1971 очень хорошо показывает, что не все архиереи тогда были согласны с новой практикой. Например Архиепископ Буэнос-Айресски й Афанасий в письме о. Георгию Граббе писал, в 1972 году писал: "К сожалению, и некоторые наши молодые архиереи, как выяснилось на последнем Епископском Соборе, заразились духом старообрядчеств а и даже отвергли чины, установленные Русской Православной Церковью времен имп. России (...) отвергли и установили перекрещивание вопреки догмату "верую во едино крещение"!!!
Сохранение неизменными установлений о крещении - первейшая забота священной церковной власти, и знак того, насколько данная поместная церковь верна слову Спасителя: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф. 28:19).
Как говорит 6-е правило 7-го Вселенского Собора: "когда же будет Собор о предметах канонических и евангельских, тогда собравшиеся епископы должны прилежати и пещися о сохранении Божественных и животворящих заповедей Божиих". От Церкви требуется соблюдать евангельские постановления о крещении так, как их всегда соблюдала Вселенская Церковь. Именно СОБЛЮДАТЬ, а не ИЗМЕНЯТЬ, УТОЧНЯТЬ, ДОПОЛНЯТЬ или ВОСПОЛНЯТЬ!
Свт. Киприан Карфагенский возражал тем, которые считали, что обливательно крещенные получили сокращенной и меньшей мерой дарования Святаго Духа. "Напротив, - писал свт. Киприан, - Дух Святой дается не мерой, но на каждого верующего изливается весь".
"Если крещенные обливательно, по Константинополь скому мнению, суть некрещенные, то каким образом "экономия снисхождения" может сделать их крещенными, не совершая над ними крещения?
Трудно было бы поверить, чтобы обливанец был крещенным или не крещенным? Разве сила крещения - не в имени Святой Троицы и не в таинственной благодати, данной сему действию установителем Христом Богом? Разве воля человеческая, хотя бы то была воля Церкви, может крещение сделать простым омовением, или простое омовение - крещением?" - писал Свят. Иоанн Архиеп.Шанхайск ий и С-Ф.
Мы все знаем, что главное в жизни каждого христианина - правая вера в Бога-Троицу, выражением которой является формула крещения: Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Примечания: 1. Чин восполнения крещения мыслится без псалма вначале, без апостола и евангелия, без одеяния в белые одежды, без псалма и молитвы после этого. Дабы не отягощать сам чин. 2. Вера самого человека перед крещением, где бы оно не происходило, как результат воздействия Божьей промысла, имеет для нас важное значение и ценность. Он не виноват, что его не полностью покрестили. Он ничего не знал о вере и пришел из греховного рва ко Христу, поверив тем, кто называет себя Церковью Христовой, но таковой не является. Обнаружив там ошибки и укрепившись все в той же своей вере, он выходит оттуда и хочет присоединиться к истинной Церкви Христовой. Поэтому его личный опыт и жизнь по вере, начиная с желания быть крещенным, мы ценим больше всего. Это не означает согласие в вероучительными и другими искажениями Предания в этих юрисдикциях. Это с одной стороны. С другой, мы понимаем, что имеем право восполнить важные утраченные символы при крещении: погружение с головой в воду в ознаменование смерти Христовой и выход из воды, как воскресение Христа. Предлагаемый чин восполнения крещения учитывает все это. 3. Важно подчеркнуть временность до Вселенского собора, который сам определит чин, когда ересь будет в меньшинстве. 4. Чин присоединения из официальной православной церкви д.б. упрощенным, по икономии. 5. Людям, доверяющим свое спасение юрисдикциям истинного православия (антиэкуменичны е), которые имеют каноничность хиротоний епископов, и вдруг осознавшим, что там есть искажения Предания, и желающим присоединиться к РПЦЗ, не в чем каяться. Поэтому хорошо бы их присоединять через сослужение и св. Причастие. Это же ход на скорейшее преодоление бесчисленных расколов. 6. Вопросы об отрицании от экуменизма и сергианства, от приоритета старого обряда перед новым, от имяславия, от этнофилитизма, от царебожничества - отрицание от этих и других старых и новых ересей можно и нужно делать на исповеди. Там же читается символ православной веры. Поэтому повторять это на восполнении погружения или еще где нет необходимости. Все, человек уже покаялся в них.
С уважением, священник Константин Кочегаров.
Спасибо за отзыв о Чине восполнения крещения. Вопрос о миропомазании при приёме, во многих случаях на усмотрении Церкви. Миропомазывать следует обязательно в тех случаях, когда нет преемства священства. Для этого нужно постановление Собора (в нашем случае старостильных Церквей). До этого каждый может иметь свою практику. Преемство тоже можно рассматривать по-разному - обычно смотрят на непрерывность цепочки: от епископа к епископу. Но в РПЦЗ преемство считалось не прерванным, если "от епископа к епископу" имело место только в Церкви. Уход в раскол считалось прерванным преемством. Теоретически, по акривии, рукоположенных в расколе можно принимать через миропомазание. Но, обычно принимают руководствуясь икономией. По этому вопросу нужно обязательно специальное постановление Собора.
Я подумал, что чтение 8-го псалма, восхваляющего Бога, не помешает в данном случае. И ещё раз подтвердить отречение от сатаны и ересей, может быть полезным - мы каждый год служим чин Православия. Апостол и Евангелие тоже, на мой взгляд, могут (и должны) сопутствовать всем нашим действиям. Но, это на усмотрение нашего Собора, которому я собираюсь предложить этот чин.
Если учитывать то, что обычно на практике воду не освящают, а добавляют Великую агиасму (чин её освящения аналогичный), и освящённое масло достают из крестильного ящичка, то само это последование может оказаться слишком даже кратким. Будем думать, как лучше. В любом случае, большое спасибо за мнение и пожелания.
+ Митрополит Агафангел
Уважаемый владыко Агафангел, благословите.
Не знаю, актуальны ли будут мои комментарии по поводу чина присоединения.
1. По поводу вашего взгляда применения миропомазания - не спорю.
2. На основании того небольшого внимания, которое Предание уделяет чинам присоединения, у меня сложилось впечатление, что чин присоединения конкретного лица это не как публичное действо, которое нужно афишировать, а как некоторое индивидуальное действие. В нем важно, по-моему, то, что человек доверился Церкви, он хочет быть в ее составе и уже имеет некоторый религиозный и личный мистический опыт. Ценен акт его личного доверия и согласие соблюдать установленное Церковью. А уж каким способом он войдет в Церковь - это на мой взгляд, не так важно. Но это не означает, что присоединение должно быть абы какое, но оно не должно все же быть чем-то пафосным. Отсюда, хорошо бы иметь чин присоединения достаточно кратким, без псалмов, евангелия и апостола. Важно то, что после чина, а не сам чин. А после этого рубежа, который хорошо бы сделать легким, после него сама Церковная жизнь, где достаточно служб с псалмами и чтениями. Св. Никодим Святогорец пишет, что мы применяем упрощенный чин ради того, чтобы избавить человека от стеснения снова креститься. Здесь обращает внимание именно мотив - индивидуальный пастырский подход к совести человека и к его религиозному опыту. То есть такое впечатление, что в наше время упрощенный чиноприем должен выглядеть как индивидуальная исповедь с дополнительными неотягощающими опциями, которые считает нужным добавить к ней священноначалие.
3. Про крещенскую воду и агиасму. Думаю, что агиасма, конечно, не годится для восполнения погружения. Нужно, безусловно, чтобы вода для погружения была, как в таинстве крещения (5 молитв + елеепомазывание воды). Поэтому бороться с обратной практикой необходимо, но только методом убеждения священников, а не усложнения чина. У меня ни разу, слава Богу, не было мысли рисковать сокращать погружение путем использования агиасмы или использования прежде освященного масла. Это уже дело совести священника, которой с одной стороны нужно доверять, а с другой стороны учить его самого следовать положенному чину.
Помогай вам Господь.
Прошу ваших молитв, с уважением, священник Константин.
+М.А.
RSS лента комментариев этой записи