Митрополит Виталий: Обращение ко всем работающим в госпиталях для нервнобольных
Вы несете очень тяжкое бремя. Смотря на ваш подвиг, мы, пастыри, скорбим за вас душой и это наше вам послание рассматривайте как искреннее желание вам помочь нести ваш крест. Мы убеждены, что облегчим ваш труд, если раскроем вашему умственному и духовному взору значение вашего труда, подав вам несколько духовных советов.
Работа ваша потому вас так угнетает, что помимо физической энергии, которую вы затрачиваете, ваша душа чувствует себя стесненной от постоянного пребывания среди людей, утративших разум. Первые дни вашей жизни среди этих несчастных вы очень легко и просто проводите точную грань между вашей разумностью и их безумием. Однако, продолжая дальше пребывать среди этого моря сумасшедших, ваша душа очень скоро утомляется от того постоянного усилия, которое она делает, сознательно или бессознательно, корректируя нормой своего разума ненормальность душевно больных. Сила души вашей скоро иссякнет, а пополнить эту силу не могут ни витамины, ни хорошее питание. Тут наступает для вас второй период испытаний: в душу начинает проникать сначала незаметно, но затем настойчиво и дерзко, навязчивое сомнение: почему я норма, а эти тысячи не норма. Вы постоянно теряете почву под ногами: первые дни ваша душа, возмущенная таким искушением, борется с чем-то невидимым, с какой-то невидимой паутиной, которая хочет опутать ее и лишить разума. Но очень скоро в своем бессилии руки опускаются, появляется безразличие ко всякой борьбе и, если человек не сходит с ума сразу, то он начинает все-таки входить в состояние безразличия, видя свое бессилие в такой борьбе с невидимым врагом и он, хотя и медленно, но все-таки верно психически заболевает. Посмотрите, какой колоссальный процент медицинского персонала психиатров сходит с ума и из докторов превращаются в пациентов. Что же это такое? Мы знаем, что все эти болезни не имеют никаких бацилл, а, однако обладают очень сильной заразительностью.
Наука подробно изучила все случаи помешательства, наградив каждый из них особым названием. Она проследила ход каждой болезни, зарегистрировав все ее отклонения и капризы, и представила нам картину в таком графическом порядке и последовательности, что сразу же некоторые, поспешные на всякие решения умы, опрометчиво заключили, что потусторонняя темная сила не имеет в этих явлениях никакой части.
Православная Церковь имеет опыт многих веков и называет все эти явления одержимостью. Правда, Церковь не будет оспаривать, что душевная болезнь может быть при полном физическом здоровье, когда весь наш организм не имеет в себе никакого повреждения и, наконец, при повреждении нашей нервной системы, которая будучи расслаблена, позволяет вторгаться в нашу душу другому низменному мiру.
По учению нашего архиепископа Иннокентия Херсонского в человеческом теле в некоей тончайшей сети, сотканной из нервов, восседает душа. Эта сеть является пределом телесности в теле и в то же время способом для души выражаться в нем. Нервы – это последние конечности материальности в человеке, которые ее ограждают от другой плоскости духовного мiра и в то же время служат материальным посредником для тела ощущать этот потусторонний мiр. Таким образом, когда мы своими переживаниями, непокорностью воле Божией в горе, беспутной жизнью или излишествами всякого рода повреждаем свою нервную систему, то в этой тонкой, хрупкой сети образуются некие скважины, в которые врываются темные силы, обитающие в области земли, места изгнания сатаны и всего воинства его. Не Божие же силы, ни Дух Святой будет обитать в человеке, растившем самопроизвольно храм своей души – свое тело.
Другой род душевного заболевания бывает при полном здоровье нервной системы, что в собственном смысле называется одержимостью, но в сущности Церковь не делает разницы и оба случая называет одержимостью. Священное Писание помогает нам понять причины этих страшных заболеваний: одни попущением Божиим захватываются темной силой, потому что Господь видит, что разум свой они будут использовать себе на гибель. Других Господь попускает впасть в эту немощь, чтобы отвратить от какого-нибудь страшного греха по слову ап. Павла:
«Предать сатане во измождение плоти, чтоб дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа» (I Кор. 5,5).
Но даже в этом страшном состоянии душа человеческая, созданная по образу и по подобию Божию, не может быть полностью захвачена темной силой. Сатана укрывается как вор в некоем промежуточном месте между разумом, отдающим приказание и всеми членами, которые исполняют их. Дьявол перехватывает эти приказы и заставляет члены наши исполнять то, чего сама душа не хочет. От этого постоянного противоречия самой себе, от этого насилия, душа одержимая невероятно страдает. Вспомните их дикие крики, вопли, их нечеловеческие стоны, — это душа кричит, которую насилуют темные силы. В таких страшных муках находится душа одержимого человека и многое она искупляет в этих страданиях. Преподобный Серафим Саровский, святой Иоанн Кронштадтский и многие другие подвижники отказывали в исцелении тому или другому одержимому, ибо провидели своим духовным оком, что одержимость для них более спасительна, чем возвращение им разума. Однако мы должны знать, что никогда эти несчастные не могут достичь той радости и того блаженства Царствия Небесного, которого сподобляются сознательные, неодержимые души всей своей свободной волей стремящиеся угодить Богу.
Живя одиночками среди всей этой массы одержимых людей, вы должны помнить, что единственная норма на земле – Христос, и чем ближе вы ко Христу, тем ближе вы будете достигать совершенной нормы. Тогда уже не свою маленькую, колеблющуюся норму вы будете противопоставлять вашему сумасшедшему окружению, но Христову, Божию. Больше всего бойтесь всякого греха, который удаляет от вас Христа. У вас не простая работа, Господь вас послал на большой подвиг борьбы с невидимыми темными силами. Вы, облеченные в тело со всеми немощами его, вынуждены бороться против невидимого духа, неогражденного никакой плотью. Будьте внимательны к себе, к своей душе, молитесь и соблюдайте непременно все церковные посты, часто исповедуйтесь и причащайтесь.
Предупреждаем вас, что если не будете всего этого соблюдать, вы обрекаете себя на медленное помешательство.
Верьте в промысел Божий, верьте, что Господь поставил вас на эту работу, чтобы вы задумались и встали на путь подвига христианского, не то меняйте работу, уходите, ибо «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17, 21).
Такими мыслями хотим с вами поделиться, следя за вашей жизнью, тоскуя с вами вашей тоской и с искренним желанием вам помочь.
Митрополит ВИТАЛИЙ (Устинов)
Статья написанная в 1949 г. – тогда владыка Виталий был архимандритом
Русский пастырь № 14, III- 1992 г.
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи