Мониторинг СМИ: О новом расколе в РПЦЗ
РЕПОРТАЖ: «В результате откола от РПЦЗ образована политико-экуменическая секта». Митрополит Агафангел (Пашковский) прокомментировал отделение от РПЦЗ(А) двух архиереев и нескольких российских приходов
Два епископа и 11 клириков вместе с возглавляемыми ими несколькими приходами на территории РФ, входившими прежде в состав единой РПЦЗ(А) (первоиерарх - Митрополит Агафангел (Пашковский) с резиденцией в Одессе, составили новый самоуправляемый «осколок» РПЦЗ, восьмой по счету. Об этом было объявлено в «Послании собрания представителей российских приходов РПЦЗ ко всем верным чадам Русской Зарубежной Церкви», датированном 5 декабря и опубликованном в блоге лидера «ижевских отцов» протоиерея Сергия Кондакова.
Помимо «ижевцев», во вновь созданную церковную группу, которая имеет все шансы превратиться в полноценную "юрисдикцию", вошли епископы Дионисий (Алферов) и Ириней (Клиппенштейн), священники Тимофей Алферов, Георгий Титов, Кирилл Игнатьев и другие. Идеологом нового самообразования стал, как и предполагалось, известный историк и публицист Михаил Назаров.
Новая юрисдикция еще до своего официального образования получила в Интернете неофициальное название РПЦЗ(АД), видимо, обязанное своим появлением недоброжелателям. Аббревиатура «АД» создана по именам Митрополита Агафангела (Пашковского), от которого новая группа отделилась, и епископа Новгородского и Тверского Дионисия (Алферова), который ее, как старший по хиротонии, возглавил.
Причиной разделения с РПЦЗ(А) послужили разногласия с Митрополитом Агафангелом в вопросе о так называемом "Русском мире" - в частности, в оценке аннексии Россией Крыма и войны на юго-востоке Украины.
«Мы вынуждены перейти на временное самоуправление приходов РПЦЗ в России под духовным возглавлением архипастырей нашей Церкви, не желающих идти по широкой дороге апостасии. Мы образуем совещание архиереев РПЦЗ без вертикали власти – структуру, открытую для общения всех членов исторической РПЦЗ и её единомышленников», - говорится в послании.
При этом авторы документа отмечают: «Сознавая известные недостатки Поместного Собора 1917-1918 гг., мы обращаем внимание на произошедшее в результате этого Собора восстановление соборности на разных уровнях церковной жизни. Мы надеемся на развитие нашей инициативы на этой основе, не порывая общения с епископами, духовенством и мiрянами, находящимися пока под управлением митр. Агафангела. Мы не разделяем сергианскую теорию о том, что связь Поместной Церкви со Вселенской осуществляется только через первоиерарха, а следовательно «кто не с первоиерархом, тот не в Церкви»".
Прежний первоиерарх отделившихся клириков и мирян Митрополит Агафангел (Пашковский) прокомментировал 8 декабря публикацию Послания РПЦЗ(А-Д) на информационном ресурсе РПЦЗ(А) «Интернет-Собор», снабдив ее заголовком: «В результате откола от РПЦЗ образована политико-экуменическая секта».
Со вновь образованной группой собирался также объединяться архиепископ Санкт-Петербургский и Северо-Русский РПЦЗ(А) Софроний (Мусиенко), в монастыре которого 28 октября прошло решающее заседание «мятежников». Но позже, на Чрезвычайном Архиерейском Соборе РПЦЗ(А) в Одессе 26-27 ноября, архиепископ Софроний раскаялся с содеянном и получил сравнительно мягкое наказание: "За организацию неканоничного собрания, отсутствие без уважительной причины на заседании Архиерейского Синода, превышение своих полномочий, выразившееся в обсуждении не подлежащих его ведению вопросов в отношениях с ИПЦ Греции, лишить Преосвященного Софрония права быть постоянным членом Архиерейского Синода сроком на пять лет, а также сроком на пять лет запретить ему выезд за пределы своей епархии, кроме исключительных случаев по благословению Первоиерарха, Архиерейского Синода или Архиерейского Собора".
Несмотря на обвинения в сергианстве и "измене Белой идее", новое разделение в РПЦЗ(А) следует признать одним из наиболее слабо обоснованных с догматической и канонической точек зрения. Очевидно, последователи "ижевских отцов" и епископа Дионисия не считают своего бывшего первоиерарха Митрополита Агафангела отпавшим в инославие, равно как и не предъявляют ему четких обвинений в нарушении канонов. Речь здесь скорее идет о "нравственной неправде", которая во многом связана с формированием СМИ Украины и России двух абсолютно несовместмых картин происходящего на Донбассе.
Комментарии
Тут специально для Inkognito следует напомнить, что мнения, выраженные в опубликованных на сайте материалах, могут не совпадать с мнением корреспондентов , которые эти материалы размещают (014).
RSS лента комментариев этой записи