Определения и решения Архиерейских Соборов Русской Православной Церкви Заграницей об экуменизме.
Во время конференции Мiрового Совета Церквей в Баден-Бадене в мае 1953 г.
3-й слева - Архиепископ Александр Берлинский и Германский РПЦЗ.
Определение
Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей
По вопросу о так называемой Октаве13/26 октября имели суждение по поводу обращения некоторых инославных духовных лиц относительно введения в Русской Зарубежной Церкви т. н. Октавы, т. е. восьмидневных молитв о соединении Церквей.
Постановили: Допущение особых восьмидневных молитв о соединении всех в Единой Святой, Соборной и Апостольской Церкви предоставить усмотрению епархиальных преосвященных.
Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей
17/30 декабря 1937 г.
О запрещении архиереям РПЦЗ участия в Октаве
Того же числа имели суждение по вопросу об октаве и после бывших суждений постановили: Выпущенное «Советом Октавы Церковного Единения» в сем году обращение исходит из ясно выраженного желания «возсоединения с Папским престолом» и утверждает, что желающие церковного единения, выражением какового желания признается участие в «октаве», т. е. в восьмидневных молитвах о возсоединении, должны «аксиоматично и фундаментально признать нижеследующие факты: 1. Христианизация мира зависит от видимого единства Церкви Божией, как наш Господь молился: «так и они да будут от нас едино; да уверует мир...» 2. Господь указывает и способ, как поддержать единство, назначением видимого главы Видимого Тела: «Ты еси Петр и на сем камне я создам Мою Церковь». История показала, какое толкование Церковь придала этому тексту, так как никто иной не был утвержден главою Церкви на земле, кроме того, кто возседает на троне Петра». Далее Совет церковного единения заявляет, что догматические стороны, которые содержатся в первенстве наследника Св. Петра и его непогрешимости в Вере и Морали (не подлежащие изменению даже самим Папой) — подтверждают и объясняют дальнейшие определения, что приемлемость таковых для католически мыслящих является делом неизбежным». Совет полагает, что является безполезным стремиться к единству без положения в основу указанных выше пунктов. И в последнее время тем же советом разсылается обращение с приложением предлагаемой им «молитвы осмодневной, предписанной Святейшим Отцом Папою Бенедиктом XV1», чисто римо-католического содержания.
Определением Архиерейского Собора от 13/26 октября 1935 года предоставлялось усмотрению Епархиальных Преосвященных допущение «особых восмидневных молитв о соединении всех в Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви», т. е. в Церкви Православной. Не изменяя направления, даваемого сим определением восьмидневным молитвам, называемым «октавою», Архиерейский Собор 1936 г., определением от 15/28 сентября по докладу Преосвященного Архиепископа Берлинского и Германского Тихона2, разрешил Братству Св. Венедикта разослать обращение к другим Православным Церквам с просьбой осуществить т. наз. «октаву». В представленном Собору проекте обращения октаве не придавалось того, чисто римо-католического направления, какое получило свое выражение в обращении Совета Октавы Церковного Единения и в том факте, что октава приурочивается к католическому празднику Престола Св. Петра в Риме. Ввиду же определившегося направления т. наз. Октавы, как начинания несовместимого с Православным вероучением, а проникнутого папистской римо-католической тенденцией, Архиерейский Собор определяет: Предложить всем Преосвященным Русской Православной Церкви Заграницей впредь воздерживаться от допущения так называемой «октавы» и от участия в ней.
Собора Русской Православной Церкви Заграницей с участием представителей клира и мирян
О дальнейшей эволюции экуменического движения
Резолюция по докладу Н. Ф. Степанова о дальнейшей эволюции экуменического движения.
Организация под общим названием «Содружество Веры» угрожает Православным Церквам и особенно Русской. Принципы: раса, нация, патриотизм, а равно монархия, осуждаемые Ватиканом и подрываемые этим Содружеством, не только не противоречат учению Православной Церкви, и Церковной жизни и потому не являются греховными, но напротив, будучи одухотворены евангельским учением, способствуют духовному преуспеянию народов. Русская Православная Церковь воспрещает своим чадам какое-либо участие в каких бы то ни было Содружествах Веры, кроме общества духовно окормляемого Ею, так как для православных единственным Союзом является Церковь.
1 Бенедикт XVI (Джакомо делла Кьезо 11922), папа Римский.
2Тихон (Лященко), архиеп. Берлинский и Германский (t 1945).
Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей
16/29 ноября 1950 г.
Об экуменическом движении
Православные христиане должны сознавать Святую Вселенскую Православную Церковь единой и единственной Церковью Христовой.
В силу сего недопустимо их участие в каких бы то ни было неправославных религиозных движениях, обществах и организациях.
Сотрудничество с иноверцами в области общественной и благотворительной возможно при сохранении полной независимости в делах веры и исповедания.
Православные христиане, следуя учению Христову, должны проявлять любовь и благожелательство ко всем, без различия веры и народности, стараться помогать им в их нуждах и быть благодарными благотворящим им.
Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей
Об участии представителей Православной Церкви в организуемом Мировым Советом Церквей Православном Комитете
Того же числа (29 марта/11 апреля 1952 г.) с л у ш а л и: Рапорт Преосвященного Александра1 от 5/18 марта по вопросу о возможности участия в организуемом Мировым Советом Церквей Православном Комитете, в состав которого приглашены и религиозные группы совершенно неканонического характера.
Постановили: Разъяснить Преосвященному Александру, что посколько проэктируемый Комитет не полномочен обсуждать вопросы канонические и юрисдикционные, препятствий к участию в нем представителей Германской епархии не усматривается2.
Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей
18/3 1 января 1984 г
.
Анафематствование экуменизма
Слушали: Постановление Архиерейского Собора от 31 июля/13 августа 1983 г. о принятии текста анафематствования экуменической ереси.
Постановили: Во исполнение Соборного определения дополнить чин Торжества Православия следующим текстом:
«Нападающим на Церковь Христову и учащим, яко она разделися на ветви и утверждающим яко Церковь видимо не существует, но от ветвей, расколов, инославия и иноверия соединитися имать во едино тело: и тем, иже не различают истинного священства и таинств Церкве от еретических, но учат, яко крещение и евхаристия еретиков довлеет для спасения; и тем, иже имут общение с сими еретики или пособствуют им, или защищают их новую ересь экуменизма, мнящею братскую любовь и единение разрозненных христиан быти; Анафема».
0 чем послать всем Епархиальным Преосвященным указ.
2Прецедент участия представителей Православной Церкви в экуменических организациях, при условии, если в них не обсуждаются вопросы канонические и юрисдикционные.
Собора Епископов Русской Православной Церкви Заграницей
Об экуменизме
По докладу епископа Григория1 об экуменизме была следующая резолюция: Ознакомившись с ходом современных взаимоотношений и переговоров между представителями Православных церквей, особенно Вселенского Патриарха Димитрия2, выступающего от их имени в сношениях с Папой Римским и протестантами в Мировом Совете Церквей, — Собор Епископов Русской Православной Церкви Заграницей прежде всего заявляет, что он не признает Русскую Православную Церковь в целом как-либо связанной теми или иными соглашениями там достигнутыми. В делах веры могут приниматься как имеющие силу только заявления, сделанные в условиях полной свободы. Этого никак нельзя сказать об иерархии, связанной подчинением власти, проводящей в жизнь начала воинстующего атеизма и навязывающей свою политику всем религиозным организациям.
Поэтому, мы считаем, что Русская Православная Церковь не представлена в современных интерконфессиональных переговорах и голоса ее в них не слышно.
Независимо от этого, те заявления, какие опубликовываются о разных соглашениях между православными и инославными, римо-католиками и протестантами для достижения объединения, — явно противоречат принципу единства истины, высказанному в 1-м правиле 6-го Вселенского Собора3.
Самый метод переговоров с инославными, направленный не к подлинному и полному единомыслию, а к составлению согласительных формул, обходящих или замалчивающих несогласия в догматическом учении, может быть применим в дипломатических переговорах, но никак не в делах Веры. В них Православие требует подлинного и безусловного единомыслия в Вере, ибо догматы наши не суть просто домыслы человеческие, но богопре-данные истины и «добрый залог Духом Святым, живущим в нас» (2 Тим. 1,14).
Ниоткуда не видно, чтобы представители православных в Мировом Совете Церквей опротестовали и отвергли опубликованный от их имени экуменический призыв «пересмотреть традиционные убеждения и практику» (экуменические тексты: одно крещение, одна евхаристия, одно признаваемое служительство. Женева, 1975 г., с. 4). Или, что «в результате экуменических и общих библейских учений, осуществилось содружество, которое преодолевает все конфессиональные границы и при котором давнишние религии видятся в ином свете» (там же).
Не значит ли это, что православные участники экуменического движения тоже становятся на путь приспособления своей веры к принципам оторванной от Отеческого Предания современности?
Мы же исповедуем, что истина Христовой Церкви со дня апостолов и до конца мира остается той же, а меняются только приемы и соблазны лжеименного разума, разбиваемого о краеугольный камень Святой Церкви Христа Спасителя. Только в Его свете, выраженном святыми Отцами и только в границах православного учения хотим мы и должны разсматри-вать современные религиозные проблемы.
Между тем, протестантское отрицание существования в мире единой истинной Церкви и замена веры в нее, как Тела Христова, объединением человечества на началах компромисса без веры в абсолютную истину—является подменой учения Христова и заблуждением, которое ныне проповедуется от имени Православной Церкви.
В приветственной речи Патриарха Димитрия кардиналу Виллебрандс, напечатанной в ватиканском информационном бюллетене и в бюллетене Эпискепсис за декабрь 1984 г., Патриарх указывает три стадии желаемого объединения. Первая стадия — это соединение православных с римо-католиками. Вторая стадия — объединение со всеми протестантами. Конечной же целью является другое: через такое объединение со всеми сектантами Патриарх надеется объединиться со всеми религиями в мире, уже не только христианскими, но и всеми другими. «Так, говорил он, мы сделаем, чтобы мир был преображен и включен в Церковь Христову, чтобы Царство Его было установлено на земле».
Так, увлеченные духом современности, некоторые православные склоняются к соединению с другими исповеданиями на началах, несогласных с учением и правилами Вселенских Соборов, тем самым отделяясь от единой, святой, соборной и апостольской Церкви.
В прошлые века враг нашего спасения отвлекал людей от Церкви путем христологических и других подобных ересей, но теперь, в лице экуменизма он делает это через опаснейшее экклезиологическое новое учение, противоречащее учению Спасителя о Самой Церкви. Вместо исповедания догматов, основанных на общей единомысленной вере всех в Церкви Божией прославившихся мужей, которые были светилами миру и их богопреданному учению, — они стараются построить новый мир, основанный на смешении всех, от века существовавших заблуждений.
Мы же призываем своих чад устраняться от этого соблазна, а встречаясь с ним, брать, по слову апостола, щит веры, которым можно отразить «все раскаленные стрелы лукавого». (Ефес. 5,10), и утверждаться в том, что «един Господь, едина вера, едино крещение» (Ефес.4,5).
Определение это разослать православным епископам, а копию его опубликовать во всеобщее сведение вместе с докладом Собору преосвященного епископа Григория.
Доклад Архиерейскому Собору Русской Православной Церкви Заграницей о положении экуменизма (1985 г.)
епископа Григория (Граббе). http://archiv.livejournal.com/196463.html