Позиция Православной Церкви по вопросу сжигания тел умерших в крематориях
В Барнауле на пр. Космонавтов интенсивно строится и скоро, видимо, начнёт функционировать крематорий. Рядом также споро строится церковь, по всей вероятности предназначенная для местной епархии Московской Патриархии. По некоторым данным предусмотрено даже строительство в городе двух крематориев.
Считаем необходимым довести до барнаульцев позицию по этому вопросу Православной Церкви. Она наилучшим образом выражена в актах РПЦЗ, как наименее подвергнутой влияниям власть предержащих мiра сего, части Русской Православной Церкви, и, вследствие этого, в наибольшей чистоте содержащую Христово учение.
К сожалению, нам не удалось обнаружить упоминаемый в Определении Собора Епископов РПЦЗ от6/19 октября 1956 г. докладе Преосвященного епископа Лос-Анжелосского Антония. Статью же протоиерея Георгия (впоследствии епископа Григория) Граббе упомянутую там же публикуем.
Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей
14/27 августа - 20 августа/2 сентября 1932 г.
О недопустимости отпевания православных христиан, сжигаемых в крематориях
Имели суждение по вопросу о допустимости совершения отпевания над православными христианами, сжигаемыми в крематориях, и постановили:
1) Принципиально сожжения тел православных христиан в крематориях не разрешать ввиду того, что этот обычай вводится безбожниками и врагами Церкви. Во всех же частных затруднительных случаях предоставить решение Епархиальному Архиерею.
2) Если бы просили об отпевании серба1, предназначенного к сожжению в крематории, Епархиальный Архиерей ни в коем случае не может разрешить таковое без предварительного разрешения Патриарха Сербского (Опред. 20 авг./2 сент.).
Церковная Жизнь. 1933. № 1. С. 3-4
1. В это время Синод РПЦЗ находился в Белграде, и многие русские священники или служили на сербских приходах, или среди их паствы были сербы.
Резолюция Пастырского совещания духовенства западной части Канадской епархии1
Запрещается отпевание людей, предавших, по собственному желанию, свои тела на сожжение.
Православный Вестник Нью-Йоркской и Канадской Епархии. 1993. № 68-69. С. 2
' В источнике дата отсутствует
Определение Собора Епископов Русской Православной Церкви Заграницей
6/7 9 октября 1956 г.
По вопросу о сжигании тел умерших в крематориях
Собор епископов Русской Православной Церкви Заграницей имел суждение по вопросу об отношении Православной Церкви к сжиганию тел умерших в крематориях.
Из выслушанных по сему делу докладов видно, что вопрос этот уже был предметом суждения Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей в 19321 году, причем было постановлено не разрешать сожжения тел православных христиан в крематориях ввиду того, что этот обычай вводится безбожниками и врагами Церкви. Отрицательное отношение к этому обычаю высказали также Элладская и Сербская Церкви.
Сожжение тел умерших противоречит установленному в христианской Церкви с самых первых дней ее учреждения порядку, а также противоречит чину и содержанию молитв no-следования, построенного на погребении умершего христианина в земле во исполнение изреченного Богом Адаму суда: «возвратишися в землю, от неяже взят еси; яко земля еси и в землю отидеши» (Бытие III, 19). От этого последствия грехопадения наших прародителей освобождаются только некоторые святые угодники Божий, которые своими подвигами благочестия возвращали и самое тело свое к первоначальной доброте, вследствие чего Господь останкам их, именуемым святыми мощами, дает иногда нетление и чудесную благодатную силу. Сжигание тел умерших христиан лишило бы нас такого спасительного и утешительного проявления Божией милости к нам и к тем, чьи праведные души пребывают в Царствии Небесном.
Вместе с тем история религии свидетельствует, что сжигание тел умерших по преимуществу применялось в религиях сатанинского, богоборческого характера и в последние десятилетия стало вводиться под влиянием нехристианских и антицерковных сил.
По вышеизложенным основаниям Собор Епископов запрещает чадам Русской Православной Церкви Заграницей сжигать тела своих умерших в крематориях. Священникам вменяется в обязанность разъяснять своей пастве нехристианский характер такого погребения и не совершать церковного отпевания над теми, чьи тела назначены к сожжению. Имена таких умерших могут поминаться только за Проскомидией, а панихиды по ним могут совершаться не ранее наступления сорокового дня их кончины. Если бы кто-нибудь из умирающих упорствовал в своем желании подвергнуться сожжению, несмотря на увещания напутствующего его духовника, то за такое противление Церкви священники не должны давать ему Святое Причастие.
Исключение в виде заочного отпевания может допускаться только в самых исключительных случаях, когда с полной очевидностью может быть доказано, что сожжение тела совершается вопреки воли почившего, в порядке насилия над ним. Но и в этом случае оно не может иметь места без особого разрешения епархиального архиерея, данного по тщательном обследовании всех обстоятельств дела. О. о. настоятели приходов должны разъяснять своим пасомым греховность нарушения установленного Церковью, по примеру погребения Самого Спасителя нашего, предания тел умерших земле и применения к христианам порядка, усвоенного только худшими язычниками древности и современным борцам против начал христианской веры.
Если же кто-нибудь, будучи верующим православным христианином, по неразумию своему завещает близким предать тело его сожжению, умрет, не успев получить увещания и раскаяться в своем намерении, то воля эта, как противоречащая правилам и учению Св. Церкви, нравственно необязательна для его близких подобно тому, как необязательно всякое греховное обещание, о чем в стихире в день Усекновения Главы Предтечи Господня Церковь говорит, обращаясь к Ироду: «Лучше бы не клятися, Ироде беззаконне, аще ли же клялся еси, но не о добре клялся: лучше бе солгашу жизнь получити, неже истинствовавшу главу Предтечеву усекнути». Если же близкие дали обещание совершить сожжение его тела, то от такого неразумного обещания они могут быть разрешены Церковью путем прочтения над ними установленной на этот случай молитвы. Душа усопшего по смерти, узрев неразумность своего желания о сожжении тела, будет благодарна ближним за такое их решение.
Для более подробного осведомления духовенства и мирян о доводах, лежащих в основании настоящего определения, Собор Епископов признает нужным опубликование и широкое распространение доклада Преосвященного епископа Лос-Анжелосского Антония и напечатанной в 1940 г. статьи по сему предмету протоиерея Георгия Граббе.
Церковная Жизнь. 1956. N« I I
Резолюция Пастырского совещания духовенства на юге Франции О запрещении служить панихиды по умершим, сожженным в крематории
Если предание сожжению было навязано, это одно. Но если это было желанием умершего, мы вынуждены отказывать в церковном отпевании. Об этом уже много писалось и объяснялось, а потому подробно писать снова не будем. В связи с этим был поставлен следующий вопрос: в СССР часто сжигают, чуть ли, будто бы, административным порядком. Так ли это? Потом нас родственники просят здесь служить по ним панихиды или даже отпевания. Было дано такое объяснение: 1) Крематории существуют только в Москве, Киеве и Петербурге. Во всех других городах хоронят, а не сжигают. 2) В этих трех городах тоже хоронят и насильно не сжигают. Но многие, гл. образом молодые родственники умерших, своих покойников действительно сжигают: это, мол, «проще» и «не надо возиться». Заочное отпевание в СССР очень практикуется. Из лагерей, например, тела не отдают.
Вестник Западно-Европейской епархии Русской Православной Церкви Зарубежом. 1980.№16. С.41
Епископ Григорий (Граббе). К вопросу об отношении Православной Церкви к кремации
Вопрос о кремации возник сравнительно недавно, притом в странах, где православное население малочисленно. По этой причине он мало обсуждался в Православной Церкви. В России он был обсуждаем в период развития революционных движений 1905-06 г.г., но в то время мысль о кремации была настолько далека от реальных попыток ее осуществить, что по-видимому никаких церковных постановлений относительно сжигания трупов не было. Однако мысль эта успела встретить возражения в небольших статьях церковной печати. В новейшее время определенную борьбу с попыткой устроить крематорий в Белграде повела Сербская Церковь. В газете “Политика” в 1929 г. была короткая полемика в связи с этим между г. Куюнджичем представителем Общества “Огонь”, организованного для пропаганды идеи крематория, и проф. богословского факультета архим. (ныне епископом) Симеоном Станковичем. Возражая против сжигания трупов, архимандрит Симеон указывает на то, что существующая практика погребения согласна с древнейшим церковным преданием и что мысль о сжигании трупов родилась в масонских ложах, которые и стараются ее популяризовать. Г. Куюнджич, напротив, старался доказать, что сжигание трупов не противоречит христианской вере. О-во “Огонь” для внушения этой мысли общественности даже хотело устраивать “славу” по сербскому чину, но Патриархия, чтобы подчеркнуть свое отрицательное отношение к Обществу, запретила православным священникам принимать какое бы то ни было участие в этом торжестве.
Архиерейский Собор Русской Православной Церкви Заграницей тоже имел суждение по вопросу о сжигание трупов в связи с одним частным случаем и при этом 20 августа (2 сентября) 1932 г. вынес следующее постановление: “Принципиально сожжение тел православных христиан в крематориях не разрешается ввиду того, что этот обычай вводится безбожниками и врагами Церкви. Во всех частных затруднительных случаях предоставить решение Епархиальному Архиерею”.
Есть сведения, что против крематория высказывалась и Элладская Церковь.
Итак, поскольку перед Православной Церковью и православной богословской мыслью становился вопрос о кремации, он неизменно разрешался в отрицательном смысле. И хотя нет прямых канонов, осуждающих сжигание трупов, то есть полное основание сказать, что введение такого обычая противоречило бы церковному учению и церковным правилам, поскольку оно шло бы вразрез с установившейся с первых веков христианской практикой.
Если подойти к вопросу с канонической стороны, то надо сказать, что в Церкви далеко не всякий богослужебный чин и не всякая правовая норма установлены особым законоположительным постановлением. Св. Василий Великий в 87 правиле говорит, что обычай в Церкви имеет силу закона. В другом правиле (91) Василий Великий пишет: “Из догматов и проповеданий, соблюденных в Церкви, иные имеем в учении, изложенном в писании, а другие, дошедшие до нас от апостольского предания, приняли мы в тайне. Но и те и другие имеют одинаковую силу для благочестия. И никто не оспаривает последних, если хотя несколько сведущ он в церковных постановлениях. Ибо если бы вздумали мы отвергать не изложенные в Писании обычаи, как не имеющие большой силы, то неприметным для себя образом исказили бы самое главное в Евангелии, лучше сказать, обратили бы проповедь в пустое слово. Например (напомню сначала о первом и самом общем): кто возложивших упование на имя Господа нашего Иисуса Христа письменно научил знаменовать себя крестным знамением? Какое Писание научило нас в молитве обращаться к Востоку? Кто из святых оставил нам письменное слово призывания при показании Хлеба благословения и Чаши благословения? Ибо мы не довольствуемся теми словами, о которых упомянули Апостолы или Евангелие, но и прежде и после них произносим другие, как имеющие великую силу к совершению таинства, приняв их из неизложенного в Писание учения. Благославляем же и воду крещения и елей помазания и даже самого крещаемого, по каким изложенным в Писании правилам? Не по соблюдаемому ли в молчании и таинственному преданию?” (цит. по изд. Творений в исправлен. Московской Духовной Академией перевод СПБ 1911, т. 1 стр. 831-832,сравн.92 прав. Василия Велик.). Толкуя 87 правило Василия Великого, Епископ Никодим Милаш справедливо говорит, что обычай имел в Церкви то же значение, что и закон, если только за ним было оправданное Церковью основание и если он освящен своим долгим существованием (Правила Православной Церкви с тлумаченьми, Нови Сад 1895, т. 2, стр. 426). Действительно, целый ряд церковных правил ограждают ту или иную норму, как установленную древним обычаем. Таковы правила: 1 Вселенского Собора 7 и 18, 2 Вселен. Собора 2 и 7, 3 Вселен. Собора 8, Тульского 39 и 102. А отцы 7 Вселен. Собора в 7 прав., предписывая восстановить обычай вложения в основания Церквей св. мощей, удаленных оттуда иконоборцами, повелевают также восстановить и другие некогда оставленные иконоборцами обычаи и “тако содержати пописанному и не пописанному законоположению”. Освящающего храмы без св. мощей Собор подвергает извержению, как преступившего церковное придание. Таким образом, если другие перечисленные нами правила указывают на древний обычай или предание, как на каноническую норму, то 7 правило 7 вселен. Собора содержит и санкцию (лишение сана) нарушителем неписанных церковных законов, никогда особо не объявленных, но хранящихся в вековых обычаях. И гражданская юридическая наука знает т.н. обычное право, но нигде оно не имеет такого значения как в Церкви, ибо ее обычаи являются выражением веры, хранимой ею как сокровищницей истины и нарушения их не только вызывают соблазн, но и можно привести к ересям и большим потрясениям. Вылившееся в большую ересь отрицание поклонения св. иконам, под предлогом, что оно не имеет под собой писанных законоположений и основано только на обычае, служит ярким доказательством правильности этого утверждения.
Каков установившийся и являющийся единственно законным способ погребения видно ясно из последования отпевания. Там прямо указывается, что по окончании последнего тело предается земле: “И тако вземше мощи отходим ко гробу последующым всем людем, предыдущем же священником… И полагаются мощи во гроб. Архиерей же, или священник, вземь перст лопатою, крестовидно мещеть сверху мощей глаголя: Господня земля и исполнение ея, вселенная и вси живущий на ней… и тако покрывают, яко обычно гроб”.
В отношении погребения тел умерших христиан в земле обычай бесспорно сохраняется в Церкви неизменно с первых дней ее существования и потому к нему применимо римское правило, приводимое Зонарой, а вслед за ним Еп. Никодимом при толкование 87 правила Василия Великого: “о чем не существует писанного закона, в том следует хранить нравы и обычаи” и “древние обычаи надлежит хранить как законы”. Обычай погребать умерших перешел в новозаветную Церковь из времени ветхозаветного и сохранялся христианами, живущими среди народов, у которых было распространено сжигание трупов. таким образом св. каноны, ограждающие все обычаи Церкви, потребовалось тем самым соблюдать таковой обычай погребения умерших в земле. Но кроме канонической есть и другая сторона вопроса. В нашем погребальном чине проявляется во вне смиренное подчинение Божиему определению: “земля еси и в землю отыдеши” (Быт. 3,12). Вполне понятно, что масоны, имеющие пантеистическую идеологию, борются с этим законом Божьим. Обожествляя человечество, они хотят преодолеть свидетельствующий о низком падении человеческой природы закон тления, когда человек видит “по образу Божию созданную нашу красоту, безобразну, не имеющую вида” (Последование отпевания мирских человек). Напротив, весь чин церковного отпевания построен на погребение умершего христианина в земле, во исполнение езреченного Богом Адаму суда, “земнии убо от земли создахомся, и в землю туюжде пойдем”. “Приидите убо, целуйте бывшаго вмале с нами, предается бо гробу, камением покрыватся, во тму вселяется, с мертвым погребается”. Вид умершего и его погребение должны служить нашему поучению: “Видяще предлежаща мертва образ восприимем вси конечнаго часа: сей бо отходит, яко травва посечеся, вретищем повиваем, землею покрываем”… (Стихиры из последования отпевания). Стихиры подробно говорят о тлении, призывая молится об усопших и вместе напоминая, что “воистину суета и тление вся житейская! иже иногда в житии, во гробы ввергаются”.
Но полное истление тела, “все благолепие отлагающа, разрушена во гробе гноем, червями” – это нормальное явление для людей грешных. Вообще же христиане призваны к совершенству духовному, которое должно освящать и сами тела их. К верным сынам Церкви относится обетование: “елицы же прияща его, даде им область чадом Божиим быти”. Верным говорится, что они “наследницы убо Богу, снаследницы же Христу” (Гал. 4, Рим. 8, 17). Напоминая в сязи с этими изречениями, что Господь называется “Царем царствующих и Господом Господствующих” (Апок. 19, 16) и “Богом богов” (Псал. 49,1), св. Иоанн Дамаскин пишет, что “несомненно и святые суть как боги, так и повелители и цари… Богами же называю, продолжает он, также и царями и повелителями не по природе, но потому, что они царствовали и господствовали над страстями и божественного образа подобие, по которому они и были сотворены, сохранили неповрежденными” (Точное изл. прав. веры, кн. 4, гл. 15). Смерть святых, по словам св. отца (там же) “скорее сон, нежели смерть. Ибо утрудился в век и жив будет до конца” (Псал. 48, 9-10). И самые останки святых, как чад Божиих и сонаследников Христовых, остаются источниками благодати, иногда сохраняясь нетленными и даже источающими миро. Даже в Ветхом Завете через мощи святых творились чудеса, чему примером служил пророк Елисей, о котором сказано, что “и по успении его пророчества тело его” (Иис. Сир. 48, 15) и от мощей которого даровано было воскресение мертвому (4 Царств 13, 20-21). Еще многочисленные знамения благодати от мощей святых новозаветных. Погребая тела усопших Церковь предоставляет воле Божией, предать ли их естественному истлению по суду изреченному Адаму, или победить естества чин и сохранить их нетленными, как один из явных знаков того, что жившие в них праведные души- в руце Божией и не прикоснулась их смерть (Прем. Сол. 3,1). Сжигать тела значило бы отказать от столь драгоценного благодатного знамения, служащего спасительным источником “многообразно изливающим благодеяния” (Св. Иоанн Дам. там же).
Итак существующий у нас чин погребения освящен древним обычаем и как таковой ограждается св. правилами, он согласен со всем духом православного учения о человеке и глубоко назидателен. Напротив, сжигание трупов неприемлемо с церковной точки зрения, как новшество, появившееся из зараженного источника, которое в случае введения его лишило бы нас нетленных мощей св. угодников Божиих.
+ Епископ Григорий (Граббе)
http://www.hram.alt-srn.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=235:pozicia-rpcz-po-kremacii