РПЦЗ: Ответ катакомбного священника архиепископу Софронию (+eng)
Краткие замечания касательно Заявления архиепископа Софрония, бывшего Санкт-Петербургского и Северо-Русского о "неканонической так называемой «Секачевской» катакомбной группе", и о его непоследовательных и антицерковных действиях.
В начале приведем текст данного заявления:
"В связи с тем, что многие задают вопрос относительно Секачевской группы, настоящим заявлением хочу сказать следующее. Я считаю, что мы неоправданно поторопились признать и принять с неканонической так называемой «Секачевской» катакомбной группы, священнослужителей. На сегодняшний день принятые нами епископы не вошли в состав РПЦЗ, а находятся на условиях автономии как епископы катакомбной Церкви, о чем и говорит «Акт воссоединения епископов Катакомбной Православной Церкви с РПЦЗ» от 25 августа/ 07 сентября 2008 года. Однако это не умаляет той ответственности за неканоническое действие которые мы совершили, вольно или не вольно участником которого был и я. Я так же хочу попросить прощение у всех верных чад за неканонический шаг с нашей стороны который вызвал законное негодование и считаю что мы должны были рукополагать во все степени священства, начиная с чтеца, согласно постановлению Архиерейского Собора РПЦЗ от 2/15 мая 1990 г.
22.08.2016 г. +Софроний, архиепископ Санкт-Петербургский и Северо-Русский .
НЕМНОГО ИСТОРИИ
1. После начала гонений на Православную Церковь в новой советской России и переходом православной иерархии, не признавшей советскую власть на указ 362 Всероссийского Собора и святейшего патриарха Тихона, весьма долго не удавалось установить духовное единение между двумя частями Русской Церкви, волей судеб Божиих оказавшихся в отрыве друг от друга, РПЦЗ И КАТАКОМБНОЙ.
2. Впервые официальное объединение произошло по просьбе катакомбных священников, оставшихся, в следствие различных причин без архипастырского окормления, при ныне прославленном в РПЦЗ, Святителе Филарете (Вознесенском), в бытность его Первоиерархом РПЦЗ.
О чем, кроме существующих документов, свидетельствует и запись голоса Святителя Филарета, сделанная при его жизни.
Приводим стенограмму этой записи:
"Между прочим, имейте ввиду, что у нас в Архиерейском Синоде есть документы; несколько десятков (!) священнослужителей из советского союза прислали к нам свои имена с короткой просьбой, заявлением, что они не подчиняются советской официальной церкви, а так как до Катакомбной трудно добраться, то поэтому они просят, чтобы Зарубежная Церковь считала их в своей юрисдикции, в своем каноническом (!) руководстве.
Их имена у нас в Синоде есть. Конечно, привести их мы перед всеми не можем, - это значит их подвести моментально, но так или иначе, все таки вот такие настроения там есть. Там знают нашу Зарубежную Церковь и Катакомбная Церковь считает себя в единении с нею, в духовном единении. И нас там поминают в этой Катакомбной Церкви, она существует вопреки тому, что бы не говорили." (полную версию аудиозаписи можно услышать здесь: https://youtu.be/58wqKxLRLsU).
3. В дальнейшем исторические события приняли иной оборот.
В связи с усиливающейся в лоне Зарубежной Церкви работой спецслужб по разрушению идей РПЦЗ и подготовке объединения ее с советской церковью, так называемой Московской Патриархией, и внедрением в нее своих адептов, Синодом РПЦЗ, было принято решение прекратить общение с Катакомбной Церковью на Родине (на которое и ссылается в своем заявлении владыка Софроний).
4. После объединения части РПЦЗ с Московской Патриархией, которое состоялось в 2007 году, верный остаток РПЦЗ, в лице Временного Церковного Управления, возглавляемого еп. Агафангелом (нынешним Первоиерархом РПЦЗ), возобновил попытку воссоединения с Катакомбной Церковью в России. Задачу эту ВЦУ возложило на преосвященного Софрония (!) (Мусиенко), что он весьма добросовестно исполнил. Таким образом, воссоединение вновь состоялось, посредством подписания акта "Воссоединения епископов Катакомбной Православной Церкви с РПЦЗ" от 25 августа/ 07 сентября 2008 года.
5. В последствии, на V Всезарубежном Соборе РПЦЗ, после многочисленных полемик, касательно свершившегося деяния, большинством голосов, было принято решение признать Акт о восстановлении Евхаристического общения между РПЦЗ и Катакомбной Церковью законным.
Так оно получило последнее и неотчуждаемое одобрение с точки зрения канонического права.
О непоследовательных и антицерковных действиях архиепископа Софрония в свете его заявления от 22.08.2016г.
1. О непоследовательных действиях архиепископа Софрония.
Преосвященный Софроний, как это уже было указано, являлся тем самым уполномоченным лицом, назначенным от ВЦУ, которое занималось расследованием возможностей воссоединения Катакомбной Церкви с РПЦЗ. Мне лично и при первых встречах с владыкой Софрониеем, и при последующем общении (в том числе во время пути на V Всезарубежный Собор, так как мы летели вместе) неоднократно приходилось разговаривать о волнующих меня, как представителя Катакомбной Церкви, вопросах, в частности нашего воссоединения с РПЦЗ.
Ни тогда, ни в последующие восемь лет, нашего с преосвященным Софронием общения (не только человеческого, но и Евхаристического (!)), мне не доводилось слышать из уст владыки о его сомнениях касательно восстановленного с его деятельнейшим участием общения двух разрозненных частей Единой Русской Церкви.
И вот, каково же было мое удивление, когда в связи с происходящими внутри нашей Церкви событиями, преосвященным Софронием было сделано такое заявление!!!
Действия владыки показались мне настолько непоследовательными, что невольно в моей голове возникли несколько вопросов:
- если владыка Софроний, до написания им, указанного заявления, был искренен в своем служении, которое он совершал на благо РПЦЗ, то что могло с ним случиться такого, что ход его мыслей и действий поменялся на 180 ° ?!
- если же все его предыдущие действия были не искренни и он руководствовался какими-то своими личными соображениями, или спускаемыми сверху инструкциями, то тогда все теперь, совершаемое им весьма логично и, наверное, ставить другие вопросы нет никакой необходимости?!
Если касательно второго вопроса все было ясно, то первый долго не давал мне покоя. Но прекрасно понимая, что спешка, особенно в делах духовных, дело поистине диавольское, мною было принято решение помолиться некоторое время с целью найти правильное, непредвзятое отношение к действиям преосвященного Софрония.
Теперь, когда с тех пор прошло уже больше месяца, мне хочется поделиться с нашими братьями и сестрами во Христе, сделанными мною выводами.
Итак, весьма усердно молившись все это время, я, грешник, понял для себя, что владыка Софроний человек весьма искренний, и не мог совершать дело объединения наших, РПЦЗ и Катакомбной Церкви лукаво, с намерением в последствии разрушить, то, что сам созидал.
Следовательно, все его действия по отречению от предыдущей своей богоугодной деятельности имеют под собой, некоторую, не известную мне причину, которая не дала ему сохранить, тот духовный стержень, на который были нанизаны все его прежние убеждения!
2. Об антицерковных действиях архиепископа Софрония.
а) Действия против церковного предания.
Как уже отмечалось мною выше, первое официальное воссоединение катакомбных общин с РПЦЗ произошло в бытность ее Первоиерархом святителя Филарета.
Это стало не только Актом любви РПЦЗ к гонимой Церкви в страждущем под игом безбожников Отечестве, но и воистину новой страницей церковного предания не только РПЦЗ, но и Катакомбной Церкви в России. На протяжении нескольких лет во многих катакомбных храмах, на месте поминовения Первоиерарха за богослужением, возносилось имя святителя Филарета! И до сих пор еще, в некоторых домовых храмах Катакомбной Церкви, которые мне приходилось посещать, хранятся фотокарточки святителя Филарета, привезенные некогда из-за рубежа! Это ли не свидетельство взаимной духовной любви?!
Более же позднее постановление Архиерейского Собора РПЦЗ от 2/15 мая 1990 года, на которое ссылается преосвященный Софроний в конце своего заявления, уже было принято не в духе церковного предания РПЦЗ, и как мы увидели в последствии, стало одним из тех постановлений, которые помогли разрушить РПЦЗ и привести ее под власть Московского (советского) патриархата.
б) Действия против церковных канонов.
Если следовать далее логике владыки Софрония, в высказанном им перед верными (кто подразумевается под верными?) покаянии «за неканоническое действие которые мы совершили, вольно или не вольно участником которого был и я», то получается, что и утвержденное большинством голосов (в том числе и голосом преосвященного Софрония (!)) на V-м Всезарубежном Соборе определение об Акте "Воссоединения епископов Катакомбной Православной Церкви с РПЦЗ", тоже весьма «неканоническое действие», а это значит, что полнота Церкви, представленная множеством соборян, банально ошиблась!
Но это уже напоминает хулу на Святого Духа, которым, как мы знаем и веруем, совершается все дело нашего спасения, тем более в лоне истинной Церкви Христовой!
Так что же, получается, по новому учению преосвященного Софрония и его рьяных приверженцев, Дух Святый ошибся?!
А может, ошибся владыка Софроний?!
Послесловие.
Предвосхищая возможные выпады в свой адрес со стороны «правдолюбцев» и «спасителей» Церкви, добавлю только следующее:
Лучше желаю быть «неканоничным» катакомбником, чем «каноничным» раскольником.
Господь же наш, Иисус Христос, благодатью и щедротами Своего Человеколюбия, да вразумит, помилует и спасет всех нас! Аминь.
Многогрешный о. Александр Липин,
милостию Божией протоиерей.
***
Brief comments on former bishop of St. Petersburg and Northern-Russia (the "so-called non-canonical" Sekachevskoy "catacomb group") Archbishop Sophrony’s statements, and regarding his inconsistencies and anti-church actions.
First, I’ll present you with the statement in question:
"Due to the fact that many people have questions regarding the Sekachevsky catacomb group, I would like, with an actual testimony to state the following:
I think that we unjustifiably hurried to recognize and to accept a non-canonical so-called" Sekachevskoy "catacomb group of clerics. To this day, we have taken on bishops who are not included in the makeup of the bishops of ROCOR, but who are considered to be bishops of the Catacomb Church that are under certain autonomous conditions. "The act of reunification of the bishops of the Catacomb Orthodox Church and ROCOR" of 25 August / 07 September 2008 speaks of this. However, this does not diminish the responsibility of the non-canonical action we have committed, whether willingly or not, to which I was a party. I just wish to ask all of aur the faithful forgiveness for the non-canonical action on our part, which caused legitimate indignation. I think that we should have ordained all these bishops into each and every degree of the priesthood, starting with the reader according to the decision of the Council of Bishops ROCA on 2/15 May 1990.
22/08/2016
+ Sophrony, Archbishop of St. Petersburg and Northern Russia
A BIT OF HISTORY
1. From the very beginning of the persecution of the Orthodox Church in the new Soviet Russia and the transition of the Orthodox hierarchy which did not recognize the Soviet regime according to the ukaz (decree) of 362 and the All-Russian Council of His Holiness Patriarch Tikhon, it was not possible to establish a spiritual connection between the two parts of the Russian Church for a very long time. It was God’s fate, that the Rusian Orthodox Church Abroad and the Catacomb Church found themselves isolated from one another.
2. The first official union came about, at the request of catacomb priests, who for various reasons remained without pastoral care. During the time, of the recently canonized ROCA Hierarch Philaret (Voznesensky), when Vladyka Philaret was the First Hierarch of ROCOR.
To that effect, apart from some existing documents, some evidence also exists in a recording of St. Philaret’s voice, made during his lifetime.
Here is a transcript of the recording:
"By the way, keep in mind that we in the Synod of Bishops have documents wherein several dozens of priests (!) from the Soviet Union have sent us their names along with a formal request, stating that they are not subject to the official Soviet Church; and as to the Catacomb Church, it is difficult to communicate with their hierarchy, therefor they regyested that the Church Abroad consider them a part of their jurisdiction, under their canonical (!) leadership.
We have their names in the Synod. Of course, we cannot cite them in public – so as not to bring about any unfortunate circumstances. They know our Church Abroad there, and the Catacomb Church finds itself in communion with her, in spiritual union. And there, in this Catacomb Church, we are commemorated, and it exists in spite of the fact of what is said." (the full version recording can be heard here: https://youtu.be/58wqKxLRLsU)..
3. Later on, historical events took a different turn.
In connection with the increasing work of the (Soviet) security services within the bosom of the Church Abroad, with the intent of destroying the whole concept of ROCA and for the preparation of uniting it with the Soviet church, the so-called Moscow Patriarchate with the intrusion into it of its (MP) adherents. The Synod of ROCOR decided to break off relations with the Catacomb Church in the homeland (of which Bishop Sophrony refers to in his statement).
4. After the unification of a part of ROCOR with the Moscow Patriarchate which took place in 2007, a faithful remnant of the ROCOR, represented by the Provisional Church Administration, and headed by Bishop Agafangel (the current First Hierarch of ROCOR), our Provisional Church Administration resumed reunification attempts with the Catacomb Church in Russia. This task of the Provisional Church Administration was entrusted to Bishop Sophrony (!) (Musienko), which he fulfilled most conscientiously. Thus, a reunification was renewed by signing the "Reunification of the Catacomb bishops of the Orthodox Church with the ROCA" on the 25th of August / 7th of September 2008.
5. Subsequently, at the fifth all-Diaspora Council, after numerous controversies regarding the accomplished act, it was decided by a majority vote to recognize the act of restoring Eucharistic communion between RCOR and the Catacomb Church as being lawful.
From the point of view of canonical rules. In this manner, its approval became final and inalienable.
Regarding the inconsistencies and the anti-church actions of Archbishop Sophrony, in relation to his statement from 22.08.2016
1. Regarding the inconsistencies of Archbishop Sophrony.
Archbishop Sophrony, as already mentioned, was thereby the authorized person, appointed by the Supreme Ecclesiastical Authority, which investigates possibilities of reunification of the Catacomb Church and ROCOR. I, personally, at my first meeting with Bishop Sophrony, and at all the subsequent ones (including during our journey to the fifth All-Diaspora Council, as we flew together) have had time and again, as a representative of the Catacomb Church, to discuss these matters worrying me, such as our reunification with ROCOR.
Neither then, nor in the next eight years, during our communications with His Grace Sophrony (not only personal, but also Eucharistic (!)), have I ever heard from Vladyka any doubts regarding his active engagement in restoring the unification between the two separated parts of the One Russian Church .
Imagine my surprise when the Most Reverend Sophrony, in connection with the ongoing events within our Church, produced such a statement !!!
Vladyka’s actions seemed so inconsistent to me, that involuntarily a few questions came to my mind:
- If Vladyka Sophrony was sincere in his ministry before writing the aforementioned statement, for which he labored for the benefit of ROCOR, what could have happened to him, that his train of thought and his actions have changed 180 °?!
- If all of his previous actions were not sincere, and if he was guided by personal motivations, or if some instructions from "higher up" were handed down to him, then all which is now committed by him is quite logical, and perhaps then there is no need for any other questions?!
If, regarding the second question everything seems clear, then my first question, for long time did not give me any rest. However, knowing quite well that hastening, especially in spiritual matters, is truly demonic. So I made a decision and decided to pray for a while in order to find a correct, unbiased attitude concerning the actions of his Eminence Sophrony.
Now that more than a month has passed since then, I’d like to share with our brothers and sisters in Christ some conclusions I have reached:
Thus, having prayed very hard all this time, I, a sinner, myself realized that Vladyka Sophrony is a person who is very sincere, and could not have done the work of unification of our ROCOR and the Catacomb Church with any slyness or evil intent - with the intention of later destroying what he had created.
Therefore, all his actions which renounce his previous godly activities, this turnabout, has come about for some unknown reason, which did not let him preserve the spiritual core, on which all of his former convictions were strung!
2. On the anti-clerical actions of Archbishop Sophrony.
a) Actions against Church tradition.
As I have already noted below, the first official reunification of the Catacomb communities with ROCA happened when the First Hierarch was St. Philaret.
This became not only an act of love of the ROCOR towards the persecuted Church of our suffering-under-the-yoke-of-the-godless Homeland, but truly became a new page of Church tradition not only for ROCOR, but also for the Catacomb Church in Russia. Many catacomb churches for several years, commemorated St. Philaret’s name as First Hierarch during their church services! And still, up until now, in some house churches of the Catacomb Church which I attended, photographs of St. Philaret are kept, which were at some time brought from abroad! Is this not evidence of mutual spiritual love ?!
A later decision of the Council of Bishops of ROCA, on May 2/15 1990, to which his Eminence Sophrony refers to at the end of his statement, in this instance had not been made in the spirit of ROCOR church tradition. And, as we later saw, it was one of those decisions that helped destroy ROCA and bring her under the rule of Moscow (Soviet) Patriarchate.
b) Actions against the church canons.
If one further follows the logic of Vladyka Sophrony, his repentence before the faithful (who is meant by the faithful?)"for the non-canonical action we have committed, whether willingly or not, to which I was a party," it turns out that the confirmation of a majority of votes (which includes the vote of Bishop Sophrony (!)) at the fifth All-Diaspora Council, ruling on the act of the "Reunification of the bishops of the Catacomb Orthodox Church and ROCOR," is also a very "non-canonical action", which means that the fullness of the Church, represented by the multitude of persons consisting of the church council, simply made a mistake!
This, however, is already reminiscent of blasphemy against the Holy Spirit, which, as we know, and believe, accomplishes all the work of our salvation, especially in the bosom of the true Church of Christ!
It turns out, with this new doctrine of his Eminence Sophrony and his zealous supporters, the Holy Spirit was wrong ?!
Can it be, that maybe Vladyka Sophrony made a mistake?!
Epilogue.
In anticipation of possible attacks addressed from the "truth-seekers" and "saviors" of the Church, I will add the following only:
I would rather be an "uncanonical" catacomb member than a "canonical" schismatic.
O our Lord, Jesus Christ, by the grace and compassion of His love for mankind, may He enlighten us, may He have mercy on us, and save us all! Amen.
Most sinful priest Alexander Lipin,
by the grace of God, protopriest.
Комментарии
Наверное, наступили времена, когда само слово "ложь" для многих утратило свой смысл, и им можно легко одни свои утверждения заменять другими. Современные раскольники отрицают основу церковности - наследие св. отцов, церковные каноны и установления. Но при этом они дерзают свою парасинагогу именовать Церковью, а себя именовать православными.
Наверное, последними христианами будут те, которые сохранят за собой способность различать добро и зло, правду и ложь. И это не будут люди-перевёртыш и, те, которые легко меняют свои взгляды. Все, кто ходит с открытыми глазами останутся в Церкви, а слепых ждёт участь слепых.
RSS лента комментариев этой записи