«Спаси и сохрани»: вышли «православные» смартфоны от РПЦ МП (ФОТО)
Накануне праздника Пасхи бренд люксовых смартфонов Caviar выпустил и освятил в церкви новые золотые iPhone 7, посвященные православным молитвам «Отче наш» и «Спаси и сохрани».
Как сообщили в пресс-службе ювелирного бренда, два первых телефона лимитированной коллекции из 99 аппаратов были освящены в Городецком Федоровском мужском монастыре: их лично благословил и освятил епископ Городецкий и Ветлужский Августин.
«Владыке показали модели, объяснили суть коллекции. Насколько я знаю, ему понравился дизайн и он его высоко оценил, похвалил. Они посоветовались, решили, что дело благое, можно освятить. Он благословил в целом эту коллекцию. Со стороны церкви это было абсолютно бескорыстно и бесплатно», — рассказала пресс-секретарь бренда Анна Лобова.
ИПЦ Греции: Духовное мероприятие в Лазареву Субботу состоялось в Перистери. ФОТО
В Лазареву Субботу днем, 26 марта/ 8 апреля 2017 г., по благословению архиепископа Афинского и Греческого Каллиника (ИПЦ Греции), прошло духовное мероприятие в церкви Успения Божией Матери в Перистери (муниципалитет в Греции, пригород Афин).
РПЦЗ: Благовещение 2017 года в Вологде (ФОТО)
7 апреля 2017 года в день празднования Благовещения Пресвятой Богородицы, в храме преподобного Серафима Саровского Вологодской епархии РПЦЗ прошло соборное служение, которому предшествовало говение духовенства Епархии. К сожалению, не все священники смогли прибыть в Вологоду, неторые отсутствовали по уважительным причинам. Малым, но дружным стадом, верные прославили в песнех духовных Виновницу нашего спасения и Ходатаицу Вечных благ, Пречистую Деву Марию!
Свт. Ѳеофан Затворникъ: Во вторникъ Страстной Седмицы
«Грядый Господь на вольную страсть, Апостоломъ глаголаше на пути: се восходимъ въ Іерусалимъ, и Сынъ человѣческій преданъ будетъ на пропятіе. Пріидите убо и мы сшествуемъ Ему и распнемся Его ради житейскимъ сластемъ».
РПЦЗ: Исполнилось 6 лет со дня преставления протопресвитера Валерия Алексеева
6 апреля (н. ст.) 2017 г. исполнилось 6 лет со дня преставления протопресвитера Валерия Алексеева.
РПЦЗ: Вход Господень во Иерусалим в приходе Казанской иконы Божией Матери, 2017 (ФОТО)
В приходе Одесской епархии в честь Казанской иконы Божией матери, расположенном в селе Макарово Ширяевского района Одесской области на Украине, нет своего постоянного настоятеля, и этот приход окормляется духовенством епархии. В этом году на праздник Входа Господнего во Иерусалим здесь служил иерей Евгений Бугайчук.
ИПЦ Греции: Вербное Воскресенье в Ахарнэ. ФОТО
Митрополит Хризостом Аттикийский и Беотийский возглавил праздничные богослужения в Неделю Ваий, в Праздник Входа Господня во Иерусалим, в кафедральном соборе Святого Николая в Ахарнэ (Аттика, ИПЦ Греции).
ИПЦ Греции: Благовещение в Фивах. ФОТО
С большой торжественностью отметили Праздник Благовещения в Фивах (ИПЦ Греции) в местной церкви. Богослужения возглавил Митрополит Хризостом Аттикийский и Беотийский.
Свт. Андрей, архіеп. Критскій († ок. 713 г.) Слово на Благовѣщеніе Пресвятыя Богородицы
Свт. Андрей, архіеп. Критскій († ок. 713 г.)
Слово на Благовѣщеніе Пресвятыя Богородицы[1].
Нынѣ настала радость для всѣхъ, вознаграждающая прежнюю скорбь: предсталъ Вездѣсущій, дабы все исполнить радости, — предсталъ (не съ пышностію и шумомъ, но) тихо и безмятежно, дабы, укрывъ Свое шествіе отъ князя тьмы, похитить у него добычу. Неизреченное милосердіе Господа не хотѣло видѣть погибели такого созданія, какъ человѣкъ, для котораго Онъ распростеръ сводъ небесный, утвердилъ землю, образовалъ море, устроилъ все видимое; поэтому является на землѣ Богъ, является во чревѣ Дѣвы Тотъ, Котораго не вмѣщаетъ вся вселенная. Днесь таинство, запечатлѣнное прежде всѣхъ вѣковъ, открывается; днесь всемогущая сила Зиждителя вселенной приводитъ въ окончательное исполненіе совѣтъ, держанный Имъ о сотвореніи міра, дабы разрушить совѣтъ, издревле составленный противъ насъ начальникомъ злобы. Посему-то ликуютъ ангелы, и мы, земнородные, справедливо совершаемъ настоящее торжество съ веселіемъ и радостію, празднуя совершеннѣйшее воспринятіе Господомъ смѣшенія нашего и возстановленіе рода нашего.
Нынѣ — радостная проповѣдь о спасеніи всего міра. Откуда, отъ кого и кому? — съ небесъ, отъ Бога, къ обрученной мужу Дѣвѣ. Кто эта Дѣва? Кто этотъ мужъ? Какія имена имъ? Дѣвѣ — Марія, а мужу — Іосифъ, оба они — отъ рода Давидова. Кто исполнитель Божественныхъ велѣній, и откуда онъ? Архангелъ Гавріилъ, свыше ниспосланный для служенія чуду: возвѣстить таинство по преимуществу достойное удивленія (въ сравненіи со всѣмъ достойнымъ удивленія) долженъ былъ служитель Всевышняго, слетѣвъ съ горнихъ странъ на землю. Что же именно? — Несказанное явленіе Господня смотрѣнія о насъ, подтвержденіе божественнаго совѣта, отъ вѣка сокровеннаго. Но гдѣ, когда и для чего? — въ Назаретѣ, Галилейскомъ городѣ, въ мѣсяцъ шестый послѣ того, какъ зачатъ Іоаннъ, дабы онъ возвѣстилъ о воплощеніи грядущаго Господа. Слетѣвъ съ горнихъ обителей, Гавріилъ предсталъ въ Назаретѣ и, пришедъ къ Дѣвѣ, кротко объявилъ Ей о неизреченномъ смотрѣніи Божіемъ. Въ этомъ и состоитъ таинство примиренія Бога съ человѣками. Вотъ и предметъ настоящаго торжества — соединеніе Бога съ земнородными, обоженіе воспринятой Имъ природы, возвышеніе и восхожденіе наше на небеса. Посему нынѣ и небесныя Силы вступаютъ съ нами въ союзъ при нашемъ примиреніи съ Богомъ: имъ пріятны возвращеніе наше къ Богу и восхождеше наше къ лучшему состоянію (поелику они весьма сострадательны и любвеобильны, почему и посылаются на служеніе для тѣхъ, которые должны наслѣдовать спасеніе. Евр. 1, 4). Итакъ, все днесь да веселится: нынѣ отверзается небо, и земля невидимо пріемлетъ Царя всяческихъ.
Тому, изъ Котораго, чрезъ Котораго и въ Которомъ все существуетъ, надлежало преложить на милость древній приговоръ проклятія противъ насъ, — славою Своею прославить обезславленное въ Адамѣ естество наше и истиною разрушить тотъ лукавый совѣтъ отца лжи, послѣдствіемъ котораго было паденіе Адамова рода. Объ этомъ-то Богоотецъ Давидъ пророчески воспѣлъ: милость и истина срѣтостѣся, правда и миръ облобызастася (Псал. 84, 11). Говоря такъ, пророкъ не разумѣетъ-ли ту милость, которую, по благоволенію Отца, явилъ къ намъ Сынъ — Податель милости, изъ сожалѣнія къ намъ содѣлавшійся подобнымъ намъ во всемъ, кромѣ грѣха, чтобы возставить насъ отъ паденія и снова исправить разрушенное? Что такое истина, какъ не то, что явленіе Сына Божія людямъ не было призракомъ, — что движимый человѣколюбіемъ, Непостижимый по самой истинѣ, усвоилъ Себѣ существо человѣческое и обожилъ въ Себѣ воспринятую Имъ общую нашу природу? Поелику же милость и истина срѣтостѣся, то правда и миръ, какъ и надлежало, облобызастася. Правда, — это опредѣленіе, произнесенное нынѣ Отцемъ Воевышнимъ противъ обольстителя праотцевъ: по этой правдѣ, человѣколюбивый по естеству Богъ положилъ, чтобы Единородный Сынъ Его, явившись во образѣ человѣка, осудилъ врага. Миръ, — это тотъ миръ, который, при плотскомъ рожденіи Начальника мира — Сына Божія, единогласно былъ воспѣтъ ликомъ ангельскимъ, взывавшимъ: слава въ вышнихъ Богу, и на земли миръ, во человѣцѣхъ благоволеніе (Лук. 2, 14) — та слава, которою чрезъ Христа прославился родъ человѣческій, бывъ превознесенъ превыше круга небеснаго, — тотъ миръ, который Самъ Богочеловѣкъ исходатайствовалъ намъ, соедививъ небесное съ земнымъ, — то благоволеніе, по которому Отцу угодно было послать къ намъ, осужденнымъ, возлюбленнаго Сына Своего. Вотъ — предметъ нынѣшняго нашего торжества! Вотъ — то важное порученіе, которое нынѣ исполняетъ Гавріилъ, и, какъ посредникъ между Божествомъ и человѣчествомъ, первый благовѣствуетъ Дѣвѣ залогъ совершеннаго примиренія!
Премилосердый Отецъ, не желая видѣть растлѣнный грѣхопаденіемъ родъ нашъ погибшимъ на вѣки, сначала вручилъ Моѵсею законъ, начертанный на каменныхъ доскахъ. А такъ какъ писанный законъ не производилъ спасительныхъ дѣйствій, то Онъ посылалъ Духоносныхъ мужей (т. е. прозорливыхъ пророковъ), которые показывали всѣ правые пути къ Богу. И послѣ, хотя тѣ, къ которымъ они были посылаемы, ни мало не исправлялись, Творецъ, однакоже, не презрѣлъ нашего естества, но изъ преблагихъ и пренепорочныхъ нѣдръ Своихъ послалъ къ намъ недостойнымъ въ концѣ вѣковъ Сына Своего, равнаго Себѣ и по власти, и по силѣ, и по благости. Онъ восхотѣлъ лучше содѣлать спасеніе преступниковъ воли Его, чѣмъ оставить въ презрѣніи столь высокое созданіе, какъ человѣкъ. Поэтому, опредѣливъ служить при таинствѣ одному изъ первѣйшихъ ангеловъ, Богъ маніемъ Своего величія далъ архангелу такое повелѣніе: «гряди, Гавріилъ, въ Назаретъ (во исполненіе пророчества: "Назореемъ назовется" Тотъ, Котораго Наѳанаилъ впослѣдствіи именуетъ Сыномъ Божіимъ и Царемъ Израилевымъ. Іоан. 1, 49), — городъ Галилейскій, въ которомъ живетъ Отроковица Дѣва, обрученная Іосифу, имя Дѣвѣ — Марія. Тамъ немедленно и первѣе всего скажи Дѣвѣ благовѣстіе радости, котораго нѣкогда лишилась Ева, и не смущай души Ея: это — благовѣстіе радости, а не печали, — это привѣтствіе веселія, а не унынія».
Гавріилъ, узнавъ это повелѣніе, изреченное ему гласомъ Божіимъ, но превышающее силы его, находился между страхомъ и радостію: не дерзалъ тотчасъ исполнить его, но остерегался и отрицаться отъ него; впрочемъ, повинуясь велѣнію Божію, архангелъ полетѣлъ къ Дѣвѣ и, по прибытіи въ Назаретъ, предсталъ въ Ея домѣ. Приступивъ къ чертогу, въ которомъ она находилась, Гавріилъ тихо приблизился къ двери и, вошедъ въ нее, кроткимъ голосомъ воззвалъ къ Дѣвѣ: радуйся, Благодатная: Господь съ Тобою (Лук. 1, 28)! Господь, Который былъ прежде Тебя, Который нынѣ съ Тобою, Который, спустя немного, родится отъ Тебя. Радуйся, орудіе радости, которымъ упраздненъ приговоръ клятвы и возвращено право на радость; радуйся, пространное селеніе Бога нигдѣ невмѣстимаго, въ Тебѣ одной вмѣстившагося; радуйся, украшеніе всѣхъ пророковъ и патріарховъ и истиннѣйшее проповѣданіе непостижимыхъ предопредѣленій Божіихъ. Благословенна Ты въ женахъ, и благословенъ плодъ чрева Твоего (Лук. 1, 42). И поистинѣ благословенна: потому что Ты непостижимо носила во утробѣ Своей исполненнаго славы Отчей Іисуса Христа — человѣка и вмѣстѣ Бога, имѣющаго свойства вмѣстѣ той и другой природы. Ты истинно благословенна: поелику одна изъ всѣхъ матерей, будучи предуготовлена содѣлаться Матерію Создателя Своего, не испытала свойственнаго матерямъ. Ты истинно благословенна одна, наименовавшаяся Матерію благословеннаго Сына, Спасителя нашего, чрезъ Которую народы взываютъ: благословенъ грядый во имя Господне (Матѳ. 21, 9). Благословена Ты въ женахъ, — Которую Исаія, увидѣвъ прозорливыми очами, наименовалъ пророчицею, плинѳою, видѣніемъ, главою, книгою и притомъ запечатанною. Ты истинно благословенна, — Которую Іезекіиль преднарекъ востокомъ, вратами заключенными, отверзтыми только Богомъ и опять заключенными (44, 1-2). Ты одна истинно благословенна, — Которая мужу желаній, Даніилу, казалась горою великою и чудному Аввакуму — горою пріосѣненною (3, 3), — Которую Царь Твой Праотецъ пророчески воспѣлъ горою Божіею, горою тучною, горою усыренною (Псал. 67, 16). Благословена Ты въ женахъ, — Которую Богопрозорливѣйшій Захарія провидѣлъ въ золотомъ свѣтильникѣ, украшенномъ семью лампадами (4, 2), т. е. сіяющемъ семью дарами Божественнаго Духа. Благословена Ты въ женахъ, и благословенъ плодъ чрева Твоего, — плодъ, вкусивъ котораго, Адамъ первозданный извергъ изъ себя древній ядъ, принятый имъ по обольщенію. Благословенъ плодъ, который услаждаетъ горькій вкусъ древа, очищая естество человѣческое; благословенъ плодъ, изъ котораго истекаютъ источники воды, текущей въ жизнь вѣчную, — изъ которыхъ происходятъ хлѣбъ животный — Тѣло Христово и спасительное питіе — Чаша безсмертія. Благословенъ плодъ, который славятъ всякій языкъ небесныхъ, земныхъ и преисподнихъ, въ Троицѣ Святаго Божества, исповѣдуя Его тождественнымъ въ существѣ, но различая въ немъ личныя начальныя свойства. Благословена Ты въ женахъ и благословенъ плодъ чрева Твоего.
Она же, какъ говоритъ Священное Писаніе, смутилась отъ словъ архангела и размышляла Сама съ Собою, говоря: «что это было за привѣтствіе» (Лук. 1, 29)? Не невѣріе какое-либо поколебало душу Дѣвы, но скорѣе удивленіе къ необычайному вѣщанію. Она не была подобна Захаріи, обнаружившему свое невѣріе во святилищѣ, который въ наказаніе лишился орудій слова и, переставъ быть безчаднымъ, сдѣлался нѣмымъ. Она почувствовала въ душѣ смущеніе отъ сдѣланнаго Ей привѣтствія, какъ Дѣва совершенно непорочная и привыкшая непрестанно устремлять мысли Свои къ созерцанію вещей небесныхъ. Бывъ, какъ и естественно, стыдливою, Она доджна была сначала придти въ недоумѣніе, потомъ, предавшись размышленію о сказанномъ Ей, слушать говорящаго, такъ сказать, не безъ вниманія и разсужденія. (Она могла обратить умъ свой къ паденію праматери, представляя Себѣ прельщеніе ея и другія такія событія, преданныя древними). Стараясь успокоить смущенный духъ Свой, Она не произносила словъ, но только однимъ взоромъ показывая нѣкоторое недоумѣніе, вмѣсто голоса обнаруживала состояніе Своей души выраженіемъ внѣшняго Своего вида. «Что это за привѣтствіе? говоритъ Она. Неужели Я одна изъ женщинъ дамъ природѣ новые законы? Кто принесъ вѣсть и откуда онъ пришелъ? Почитать ли вѣщающаго человѣкомъ? Но онъ представляется безтѣлеснымъ. Назвать ли его ангеломъ? Но онъ говоритъ какъ человѣкъ. Я непонимаю того, что вижу, — недоумѣваю о томъ, что слышу».
Что же тогда дѣлаетъ Гавріилъ? Примѣтивъ смущеніе Отроковицы, онъ тотчасъ взываетъ, говоря: не бойся, Маріамъ: обрѣла бо еси благодать у Бога, — благодать, которую потеряла Ева (словомъ «благодать» Архангелъ ясно опредѣлилъ свою мысль и разсѣялъ всѣ кажущіяся сомнѣнія, а присовокупивъ: «обрѣла благодать у Бога», совершенно отогналъ страхъ отъ Дѣвы). Не бойся, Марія. Это не обманчивая рѣчь: не змій лукавый опять говоритъ съ Тобою, не земный вѣстникъ предстоитъ Тебѣ; съ неба несу благовѣстіе Тебѣ и притомъ не простое, но благовѣстіе радости. Господь съ Тобою — Податель всякой радости, Спаситель всего міра, Властитель всякаго начальства. Сынъ Отца свѣтовъ, Который въ вѣчности родился отъ Него, но во времени воплотился отъ Тебя, — Который на небѣ весь въ нѣдрахъ Отца, а на землѣ весь съ Тобою во чревѣ. Онъ съ Тобою и въ Тебѣ: Невмѣстимый по естеству, вселившись въ Твою утробу, вмѣстился въ Тебѣ. Не бойся, Марія: Ты обрѣла у Бога благодать, которой не получила Сарра, которой не испытала Ревекка, которой не познала Рахиль, которой не удостоилась Анна: ибо хотя онѣ изъ безчадныхъ сдѣлались матерями, но вмѣстѣ съ безчадіемъ потеряли дѣвство: а Ты, ставъ Матерію, сохранила и дѣвство Свое невредимымъ. Итакъ, не бойся: Ты обрѣла у Бога благодать, какой никто, кромѣ Тебя, не обрѣталъ отъ вѣчности. И се зачнеши во чревѣ и родиши Сына, и наречеши имя Ему Іисусъ... Смотри, что производитъ кроткая рѣчь Архангела: изгоняетъ страхъ изъ Дѣвы, предвозвѣщаетъ благодать, объясняетъ зачатіе, предсказываетъ рожденіе и назначаетъ имя Раждаемому. А дабы показать великое могущество Младенца, Гавріилъ прибавляетъ: «Онъ (Іисусъ) будетъ великъ, и наречется Сыномъ Всевышняго; и дастъ Ему Господь Богъ престолъ Давида, отца Его, и воцарится надъ домомъ Іакова во вѣки, и царству Его не будетъ конца» (Лук. 1, 30-32).
Услышавъ сіи слова Гавріила и зная непреложность высочайшей власти воли Божіей, Дѣва сказала ангелу: «какъ будетъ это, когда Я мужа не знаю? Ты обѣщаешь Мнѣ что-то странное; ты возвѣщаешь Мнѣ то, что превосходитъ естество... Я браку не причастна: Я обручилась жениху, но бракомъ не сочеталась; Я знаю въ Іосифѣ только обручника, но не мужа. Неужели природа одну Меня содѣлаетъ Матерію безъ брака? Неужели Я одна, вопреки природѣ, покажу новый для нея образъ рожденія? Итакъ, какимъ образомъ это будетъ со Мною»?
Гавріилъ тотчасъ отвѣтилъ на вопросъ Дѣвы, говоря: «почему, Всеблаженная, Ты произносишь эти слова? Я съ неба пришелъ возвѣстить Тебѣ о новомъ образѣ зачатія, я благовѣствую Тебѣ о Томъ, Который былъ прежде моего пришествія и Который вошелъ во чрево Твое; а Ты говоришь мнѣ о мужѣ, о земномъ рожденіи, вопрошая: какъ это будетъ съ Тобою? Размысли: какъ процвѣлъ жезлъ (Числ. 17, 8), — какъ скала источила воду и откуда наполнилась ею (Исх. 17, 6), — какъ огонь купины объялъ терновый кустъ, не опаляя его (Исх. 3, 2)? Если Ты вѣришь этимъ событіямъ, то вѣрь и мнѣ. Виновникъ и тѣхъ, и этихъ чудесъ — Одинъ и Тотъ же, Котораго Ты носишь во чревѣ. Ты особеннымъ образомъ будешь питать носимаго Тобою Младенца. Ты родишь Сына, зачатаго въ Тебѣ безъ мужа и безъ сѣмени. Если ты хочешь знать самый образъ событія, то я объясню Тебѣ и его. Духъ Святый найдетъ на Тя, и сила Всевышняго осѣнитъ Тя. (Смотри, какъ здѣсь открывается таинство Троицы: говоря о «Святомъ Духѣ», Архангелъ разумѣлъ не другого кого-либо, а именно Утѣшителя; «Силою Всевышняго» онъ явно назвалъ Сына, а словомъ «Всевышній» обозначилъ лице Отца, — выраженіемъ же «осѣнитъ Тебя» Гавріилъ говоритъ то же, что сказалъ Аввакумъ, когда пророчески наименовалъ Дѣву горою пріосѣненною). Посему и раждаемое будетъ свято и наречется Сынъ Божій: Тотъ предвѣчный Младенецъ, Который отъ Святаго Духа, чрезъ Святаго Отца непостижимо образовался, поистинѣ будетъ Святымъ и назовется Сыномъ Всевышняго. А дабы яснѣе и точнѣе показать силу словъ своихъ, Архангелъ указываетъ на зачатіе Елизаветы (какъ бы такъ говоря: Кто могъ разрѣшить неплодную утробу въ старости сверхъ чаянія, Тотъ, безъ сомнѣнія, можетъ содѣлать и Дѣву чревоносящею), — потомъ присоединяетъ: яко не изнеможетъ у Бога всякъ глаголъ, — потому что нѣтъ ничего невозможнаго для Бога (Лук. 1, 35-37).
Дѣва, услышавъ это и проникшись радостію о благовѣстіи, совершенно успокоилась и сказала: се раба Господня: буди Мнѣ по глаголу твоему. Видишь ли превосходство скромности, облекающей Марію?.. Узнавъ о зачатіи и рожденіи отъ Нея, также о томъ, Кто родится, и Чьимъ Сыномъ будетъ, какъ Онъ назовется и чей престолъ займетъ, надъ кѣмъ будетъ царствовать, — узнавъ и то, что имѣющій родиться отъ Нея никогда не будетъ безъ царства, — Дѣва отвѣтила радостнымъ гласомъ: се раба Господня; да будетъ Мнѣ по слову твоему. Вотъ Я — въ готовности, и не будетъ никакого препятствія; душа Моя желаетъ, чрево Мое достойно: ибо оно неприкосновенно и сберегается для одного Создателя. Се раба Господня, безпрекословная къ повиновенію, способная къ служенію и готовая къ принятію; да будетъ Мнѣ по слову твоему!
И отъиде отъ Нея Ангелъ (Лук. 1, 38), т. е. по исполненіи порученнаго ему дѣла, Ангелъ отошелъ, но Господь не отступилъ отъ Нея. Тотъ ограниченъ, хотя и безтѣлесенъ, а Этотъ неограниченъ, хотя въ тѣлѣ и во чревѣ Дѣвы. Тотъ возвѣстилъ Грядущаго, раждаемаго отъ Дѣвы для спасенія людей; а Этотъ, пріявъ существо наше, преобравилъ въ Себя, возвративъ природѣ нашей образъ Божій и первое достоинство, утраченное преслушаніемъ прародителей, и послѣ сего возсѣлъ на небесахъ превыше всякаго начальства, власти, и силы, и всякаго имени, какимъ именуются въ нынѣшнемъ вѣкѣ и въ будущемъ (Ефес. 1, 21-22). Ему слава, держава, честь и поклоненіе со Безначальнымъ Отцемъ и съ Пресвятымъ Животворящимъ Духомъ, нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ. Аминь.
Примѣчаніе:
[1] Въ сокращеніи. См. Curs. Compl. Patrolog. Migne, tom. XCVII, col. 881-914; ср. Сборн. словъ на воскр. и праздн. дни — рукопись Московской Сѵнодальной библіотеки. 234 — CCXXI, лл. 1-14; а также: Избранн. слова свв. отц. въ честь Пресв. Богород. Москва. 1885 г.
Источникъ: Слово на Благовѣщеніе Пресвятыя Богородицы. Иже во святыхъ отца нашего Андрея, архіепископа Критскаго. // «Прибавленія къ Церковнымъ вѣдомостямъ», издаваемымъ при Святѣйшемъ Правительствующемъ Сѵнодѣ. Еженѣдельное изданіе. № 12. — 21 Марта 1898 года. — СПб.: Сѵнодальная Типографія, 1898. — С. 479-485.
Старостильная Болгария: Богослужение в Неделю 5-ю Великого поста в Софийском Свято-Успенском кафедральном соборе. ФОТО
Богослужение в Неделю 5-ю Великого поста в Софийском Свято-Успенском кафедральном соборе возглавил Митрополит Фотий Триадицкий (Болгарская Православная Старостильная Церковь).
РПЦЗ: Одессу посетили паломники из Очакова
Группа паломников из Очакова во главе со своим настоятелем иереем Алексием Середой посетила Свято-Иоанновский женский монастырь в Егоровке и одесский Архангело-Михайловский приход, и поклонились святыням, в них хранящимся.
РПЦЗ: Архиепископ Антоний (Бартошевич): Об унии. ВИДЕО
Лекция Архиепископа Антония (Бартошевича) об унии:
Исторические фотографии Русской Православной Миссии в Китае
Архиепископ Виктор и епископ Ювеналий с шанхайским духовенством. Снимок до 1937 г.
Архиепископ Виктор с настоятелями в Циньдао. Снимок до 1942 г.
Епископ Виктор с китайским духовенством в Шанхае. 1933 г.
Епископ Виктор с шанхайским духовенством. 1933 г.
Епископ Виктор с шанхайским духовенством (фрагмент). 1933 г.
Епископ Виктор с шанхайским духовенством (фрагмент). 1933 г.
Епископ Иона (Покровский) - 2- ой викарий и заведующий подворьем Миссии в г. Манчжурии. Умер в 1925. Снимок до 1925 г.
Архиепископ Симон среди детей - учащихся русских школ в Шанхае. Фрагмент. 1930 г.
Архиепископ Симон среди детей - учащихся русских школ в Шанхае. Фрагмент. 1930 г.
Архиерейская дача на курорте Бэйдайхэ. Снимок до 1942 г.
Внутренний вид св. Иннокентьевской миссионерской церкви в Тянцбине. Снимок до 1948 г.
Внутренний вид Свято-Богоявленского храма в Шанхае, разрушенного японцами в 1937 году. Архиепископ Симон. Снимок до 1937 г.
Внутренний вид Свято-Иннокентиевского собора на подворье Миссии в г. Манчжурин. Снимок до 1942 г.
Внутренность Свято-Покровского Собора в Тянцзине, построенного японцами взамен разрушенного храма-памятника. Снимок до 1942 г.
Внутренность храма-памятника в Тянцзине, разрушенного японцами в 1939 г. Снимок 1939 г.
Храм-памятник в Тянцзине. Разрушен японцами в 1939 г. Снимок до 1939 г.
Храм-памятник в Тянцзине. Разрушен японцами в 1939 г. Снимок до 1939 г.
Гимназия православного Братства в Тянцзине. Снимок до 1942 г.
Дом для больных Свято-Пантелеимоновского санатория в Лаошане. Снимок до 1942 г.
Дом для причта в Циньдао. Снимок до 1942 г.
Домик заведующего Миссией в Харбине. Снимок до 1945 г.
Игумен Садок - настоятель церкви в Циньдао. Снимок до 1942 г.
Лаошань. Мнимок. Снимок до 1942 г.
Миссионер иеромонах Павел. Убит японцами. Снимок до 1942 г.
Миссионерский стан в местечке Шипу в провинции Чжэцзян. Снимок до 1948 г.
Освящение куличей в Свято-Николаевском храме в Шанхае. Снимок до 1947 г.
Освящение памятника над колодцем, в который были сброшены тела убитых православных китайцев во время боксерского восстания. Снимок до 1942 г.
Освящение памятника над колодцем, в который были сброшены тела убитых православных китайцев во время боксерского восстания. Снимок до 1942 г.
Первая Пасхальная Заутреня в Свято-Благовещенском соборе в Шанхае в 1934 г.
Порт-Артурская икона Божией Матери. Снимок до 1948 г.
Празднование дня свв. Кирилла и Мефодия в Шанхае. Епископ Ювеналий (фрагмент). 1930 г.
Празднование дня свв. Кирилла и Мефодия в Шанхае. Епископ Ювеналий. 1930 г.
Святая Софийская церковь в Циньдао. Снимок до 1942 г.
Свято-Благовещенский собор на подворье Миссии в Харбине. Снимок до 1945 г.
Свято-Богоявленская церковь Миссии в Шанхае, разрушенная японцами в 1937 г. Снимок до 1937 г.
Свято-Богоявленская церковь Миссии в Шанхае, разрушенная японцами в 1937 г. (Фрагмент). Снимок до 1937 г.
Свято-Михайловская церковь в Дальнем
У архиерейского дома в Пекине (фрагмент). Снимок до 1942 г.
У архиерейского дома в Пекине. Снимок до 1942 г.
Храм в честь Архистратига Гавриила в Шанхае. Снимок до 1942 г.
Храм в честь Пресвятой Богородицы в Шанхае. Снимок до 1942 г.
Храм в честь Пресвятой Богородицы и Архиерейский дом в Шанхае. Снимок до 1948 г.
Храм и дом для больных в санатории в горах Лаошана
Храм и земельный участок Миссии в Лаошане - село Циндао. Снимок до 1942 г.
Храм Святителя Николая в Шанхае. Снимок до 1942 г.
Церковь святого Александра Невского в Ханькоу
Школа для изучения русского языка на подворье Миссии в Шанхае. Снимок до 1948 г.
Вадим Виноградов: Днесь (ВИДЕО)
ИПЦ Греции: Праздник Благовещения в г. Лариса. ФОТО
2017 г. Праздник Благовещения прошел в одноименном храме, недавно построенном в г. Лариса (ИПЦ Греции).
Скончался протодиакон Евгений Бурбело
5 апреля после тяжелой и продолжительной болезни скончался многолетний клирик Знаменского Синодального собора в Нью-Йорке архидиакон Евгений Бурбело, рукоположенный в сан диакона митрополитом Анастасием (Грибановским) в 1955 году.
Памяти Князя Теймураза Константиновича Багратиона-Мухранского
10 апреля 1992 года в Нью-Йорке после сердечного приступа скончался Князь Теймураз Константинович Багратион-Мухранский, сын Е.В. Княгини Татьяны Константиновны (1890 – 1979) и Князя Константина Александровича Багратион-Мухранского (1889 – 1915), внук Великого Князя Константина Константиновича и Великой Княгини Елизаветы Маврикиевны. По отцовской линии Теймураз Константинович являлся потомком побочной ветви некогда царствовавшего в Грузии Дома Багратионов, а по материнской праправнуком Императора Николая I.
Оказавшись в эмиграции, Теймураз Константинович в Югославии окончил Первый Русский Великого Князя Константина Константиновича кадетский корпус, затем учился в белградской военной академии, окончив которую прослужил 10 лет в гвардии конно-артиллерийском полку югославской армии. После Второй Мировой войны занимал различные должности при югославском посольстве в Лондоне и Женеве. В 1949 году эмигрировал в США, вошёл в состав администрации Толстовского фонда, работал его представителем в Бейруте, а затем председателем и президентом фонда. Являлся активным деятелем Русской Зарубежной Церкви, занимал пост председателя американской секции Палестинского общества, участвовал в создании Конгресса русских американцев. Дважды был женат, но потомства не оставил. Его первая жена (1940 – 1946) Екатерина Стефановна Рачич (1919-1946) умерла от воспаления лёгких. Живя в США, женился (1949) на графине Ирине Сергеевне Чернышёвой-Безобразовой (1925-2015).
РПЦЗ: В Храме Иоанна Воина в Бердянске на Украине завершены основные работы по благоукрашению (ФОТО)
Своим неизреченным человеколюбием и желанием нам спасения, Всемилостивый Господь, как и прежде, дивно устрояет место нашего служения Ему. Святой пророк и царь Давид мечтал: «Одного просил я у Господа, этого буду искать, чтобы обитать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать мне красоту Господню и посещать храм святой Его!» (Псалом 26). И в этой, оказавшейся для него несбыточной, мечте, он доходил до того, что клялся Богу: «Не войду я в шатёр дома моего, не взойду на устланное ложе моё, не дам сна очам моим, и векам моим – дремоты, и покоя вискам моим, пока не найду места Господу, обители Богу Иакова!» (Псалом 131) Подобно ему и сегодня многие верные Христовы имеют ту же нужду – место служения – Божий храм. Еще два года назад, никто из нашей общины и не думал, что мы будем столь осчастливлены Богом и наше «хождение по хаткам» (как говорили о нас местные жители) прекратится. И вот теперь, когда мы имеем уже устроенный храм, который не только радует глаз и согревает душу, но и окрыляет надеждой и возвещает всем вокруг Славу Божью, - мы пребываем в благодарности промыслу Божьему о нас, никчемных и недостойных такой милости.
Около двух недель назад, в нашем храме окончились работы по иконостасу, который в православных храмах является и главным украшением и одновременно внутренним лицом церкви. Когда мы прорабатывали черновой проект иконостаса, мы преследовали несколько задач:
1. Он должен быть недорогим, т.к. в наше время не только нет на это возможности, но и, считаю, не время роскошествовать и, тем самым, дразнить темное око людей, практически поголовно пребывающих в зависти всякому достатку своего ближнего, особенно когда – это храм;
2. Он должен быть красив и располагать к молитве. Должен, как и задумывалось святителем Василием Великим, учредившем быть иконостасам в церквах, являть земным молитвенникам сослужение Небесной Церкви;
3. Он должен убеждать молящихся возносится от земли на Небо и в минуты богослужений и в часы своего земного странствия, не отчаиваясь от своих падений и безуспешности духовной брани. А потому, кроме традиционных икон, положенных по чину, мы устроили и икону Благоразумнаго Разбойника в Раю. Дабы всякий, приходящий в храм в наше непростое время, имел перед глазами видимый пример и надежду неизреченного милосердия Божия, которое обильно излилось на бывшем разбонике у последней черты его жизни.
Все иконы были отпечатаны на холстах и поставлены в рамки под антибликовое стекло, в котором не отражается свет и молящиеся. Была проблема с поиском хорошей оцифровки иконы нашего храмового святого, мученика Иоанна Воина. Дело в том, что в интернете, если и есть фото в хорошем разрешении, то обязательно не очень соответствующего нашему вкусу письма. И напротив, если письмо канонично, то обязательно низкое разрешение. Я безвылазно провел в сети три дня в поиске храмовой иконы нужного размера. И хоть и молился, но был весьма расстроен, когда дошел до конечной страницы, так и не достигнув результата. Тогда мне пришла мысль, ставшая по-видимому ответом святого на мои молитвы, что бы отыскать не саму икону, а храм, где есть икона и попросить сделать фотокопию. Т.о. я обнаружил в поисковике, что в Питере есть Измайловский Свято-Троицкий Собор (увы, конечно, принадлежащий МП), где один из приделов посвящен Иоанну Воину. Икона пришлась мне по вкусу. Я связался со священниками из того собора по интернету и попросил их помочь в нашем деле. Через довольно продолжительное время мне пришел ответ с фотофайлом нужной иконы, однако, сфотографированной снизу, а значит с искажением, да еще и с лампадой перед иконой :( Погоревав немного, я стал осваивать искусство, которым овладели патриархийные сотрудники, а именно – ретуширование и дополнение :), но не часов и молящихся, а лампады и элементов письма. Ушло на это около 12 часов. Слава Богу! Теперь я и сам, не найду место на иконе, где была изображена лампада. Так что, и мне пришлось стать, в каком-то смысле, иконописцем. Так в нашем храме Господь устроил красивый и в тоже время скромный иконостас.
Ну а в Лазареву Субботу мы установили уже и купол с крестом над нашими звонницей-вратами.
Отслужив перед водружением полагающиеся молитвословия на освящение новосооруженнаго креста, я поделился своими мыслями по случаю такого, без преувеличения исторического для нашего храма события. Мне видится символичным то, что это Господь устроил именно в Лазареву Субботу. Подобно тому, как тогда, в Вифании, человеческая мертвенность встретилась с Источником Жизни, так и сегодня, Господь подает нам, пребывающим в духовном подчас омертвении и бесчувствии, а нередко и на греховном смрадном гноище, приобщиться Свету и Жизни. И подобно тому, как Лазарь, сам не заслужив такого чуда и ничего для того не устроивший, исполнился дыхания Божьего Духа, так и мы сегодня являемся избранными для излияния обильной благости Божией, которую Господь подает нам не иначе как большим авансом. Как тяжело осознавать себя должными тем, кто в наше время живет под гнетом выплат кредитов, однако эти кредиты не угрожают нашей вечности, не губят нашу душу, если, конечно, это не становится целью жизни. Но вот тот дар, который дал нам Бог – это дано нам под большую ответственность и Бог спросит с нас в свое время, как мы распорядились этим Его даром в то время как, многие хотели бы оказаться одаренными тем же, но Господь им этого не дал. Так мы должны, как эти вербовые ветви, прорасти свою закоренелость на встречу Жизни всех Бога. Должны силиться и пробиваться сквозь грубую препону, которую соорудил между нами и Христом наш грех. Должны помнить, что Царство Небесное силою берется и прилагающие усилия наследуют его. И тогда Господь произведет из наших усилий благодатию Своею плод у кого в сто крат, у кого в шестьдесят, у кого в тридцать.
Лазарева Суббота в Бердянске была пасмурной и когда я кропил святой водой купол с крестом, то Господь так же покропил и крест и нас пару минут легким дождиком с небес. Ну а как только водрузили крест над церковью, тут же солнце пробилось из-за туч и благословило златую маковку и православный восьмиконечный крест весенним теплым светом, как бы указывая нам, что то, что сотворил в сей день Бог для нас – хорошо весьма!
Следующим этапом предполагаемых работ, если даст Бог, будет укладка тротуарной плитки в храмовом дворике и перед ним, устройство клумб и покупка трех колоколов. Прошу всех вознести Богу свои молитвы об успешном завершении работ по благоустройству храма во имя святого мученика Иоанна Воина.
Протоиерей Сергий Бегашов
РПЦЗ: Вход Господень во Иерусалим в Вознесенском приходе в США, 2017г. (ФОТО)
Вход Господень во Иерусалим в Вознесенском приходе в Фаирфакс, близ Вашингтона, США. Настоятель иерей Андрей Фрик.
ИПЦ Греции: Духовное мероприятие, посвященное Страстной Седмице, в монастыре Панахранту (Мегара). ФОТО
В субботу, 8 апреля (н. ст.) 2017 г., в духовной атмосфере, во второй половине дня, под сводами монастыря Панахранту (ИПЦ Греции) в Мегара (в 42 км к северо-западу от Афин) проходило церковное мероприятие. Византийский хор Аттикийской Митрополии "Πάτριον Αναλόγιον", под управлением регента, г-на Иоанна Киахопулу, исполнил византийские песнопения, посвященные Святой Страстной Седмице. Проповедь «От страсти к Воскресению» произнес диакон Леонид Питто.
Свт. Фотій, патр. Константинопольскiй († 886 г.): Бесѣда въ недѣлю Ваій
Свт. Фотій, патр. Константинопольскiй († 886 г.)
Когда Церковь возвѣщаетъ восклицаніе дѣтей осанна въ вышнихъ (Матѳ. 21, 9) и до моего слуха достигаетъ звукъ этого громкаго и боголѣпнаго привѣтствія, я всецѣло проникаюсь радостнымъ расположеніемъ духа (ибо радость способна обновить природу, и печаль, при благопріятномъ условіи, исчезаетъ) и съ благочестивымъ трепетомъ приближаюсь своими богоугодными помыслами къ Виѳаніи (Марк. 11, 1), радостно рукоплещу и веселюсь вмѣстѣ съ младенцами, восклицая согласно съ ними Господу: благословенъ грядый во имя Господне: осанна въ вышнихъ (Матѳ. 21, 9). И опять, когда я созерцаю взявшихъ вѣтви и вышедшихъ на встрѣчу Христу (Іоан. 12, 13), во множествѣ стоящихъ и постилающихъ свои одежды (Матѳ. 21, 8), я, съ одной стороны, также радуюсь, видя, какъ дѣти свободно, сознательно и съ успѣхомъ устраиваютъ торжественную встрѣчу царю (Матѳ. 21, 15), а съ другой — начинаю больше негодовать на іудеевъ и ненавидѣть ихъ злобу, потому что дѣти являются справедливыми, а отцы замышляютъ гибель Христу (Лук. 19, 47), младенцы богословствуютъ, а старцы враждуютъ противъ Бога. Тогда я созерцаю и гибель мудрости ихъ книжниковъ, которые, достигнувъ, по ложному ихъ предположенію и мнѣнію, высоты знанія, лишились истинной и божественной жизни и мудрости. Тогда я оплакиваю ожесточеніе сердца ихъ учителей (Іоан. 12, 40), которые, хотя и получили право учить другихъ, но не удостоились собрать около себя учениковъ, коимъ должны были принести вредъ своимъ ученіемъ: призванные врачевать душевные недуги другихъ, они сами страдали совершеннымъ невѣжествомъ, до крайности взволновали свою душу страстью самомнѣнія и поистинѣ болѣли двойною болѣзнью, такъ какъ, во первыхъ, находились въ болѣзненномъ состояніи, а во вторыхъ, перенося крайне опасную болѣзнь, они не сознавали, что больны. И конечно, еслибы они приняли явившагося къ нимъ и жившаго среди нихъ Врача, то, хотя и были поражены болѣзнью, однако легко и безъ матеріальнаго лишенія могли бы почерпать изъ протекавшихъ предъ ними источниковъ исцѣленій и такимъ образомъ очистились бы отъ скверны страстей. Но они, добровольно закрывши чувства и умъ на собственную порочность, отвернулись отъ своего исцѣленія и не пожелали познать своего Отца и Творца. Аще бо быша разумѣли, свидѣтельствуетъ божественный Павелъ, не быша Господа славы распяли (1 Кор. 2, 8). Они не быша разумѣли, потому что и не желали уразумѣть; а гдѣ противодѣйствуетъ воля, тамъ и мысль становится добычею господствующей страсти и свобода ума, подвергшись порабощенію, уже не ведетъ къ правильному усвоенію истины. Они не уразумѣли Того, Кого охраняютъ ангелы (1 Петр. 3, 22) и предвозвѣстили пророки (Дѣян. 3, 24). Они не уразумѣли Того, Кто сѣдитъ одесную Отца (Кол. 3, 1), Кто былъ носимъ на рукахъ Дѣвы и Своимъ словомъ все утвердилъ (Псал. 32, 6). Они не уразумѣли Того, Кто грядетъ на престолѣ херувимскомъ (Псал. 79, 2) и возсѣлъ на подъяремника (Зах. 9, 9), Кто совершилъ хвалу изъ устъ младенецъ (Псал. 8, 3) и добровольно явился на страданіе (Матѳ. 26, 2). Они не уразумѣли и даже не хотѣли понять, но глаголющеся быти мудри, объюродѣша и осуетишася помышленіи своими, и омрачися неразумное ихъ сердце (Рим. 1, 21-22). Это и пророкъ давно предсказалъ, говоря: слухомъ услышите, и не уразумѣете: и видяще узрите и не увидите: одебелѣ бо сердце людей сихъ, и ушима своима тяжко слышаша, и очи свои смѣжиша, да не когда узрятъ очима, и ушима услышатъ, и сердцемъ уразумѣютъ, и обратятся, и исцѣлю я (Ис. 6, 9-10).
Скажи же мнѣ, іудей, почему ты пророковъ хвалишь, а Того, о Коемъ они предсказывали, порицаешь? Какъ ты прилежишь Писанію и въ то же время отклоняешь свой умъ отъ сего Писанія? Почему ты собираешь листья закона, а зрѣлый плодъ законоположенія оставляешь снимать другимъ? Зачѣмъ ты напрасно отыскиваешь руду Писанія, а то, что скрывается въ ней, именно — золото, не выкапываешь и не хранишь какъ сокровище? Тогда какъ другіе, тщательно собравши цвѣты съ луговъ законныхъ и великолѣпно украсивъ себя роскошнымъ вѣнкомъ, ликуютъ вокругъ чертога церковнаго и благоухаютъ благочестіемъ благодати: ты всецѣло сосредоточилъ свой взоръ на листьяхъ цвѣточныхъ растеній, нисколько не смущаясь суровостью вида и не обращая своего вниманія на цвѣты. Ты, къ несчастью, высоко цѣнишь самыя раковины съ жемчугомъ, въ коихъ онъ находится, а людіе Христовы, искусно вскрывши ихъ, дѣйствительно извлекаютъ оттуда блистающій свѣтъ истины. Ты долго и упорно сидѣлъ возлѣ брачнаго чертога, но не принялъ жениха, когда онъ явился, и предался любви блудной. Поистинѣ, сіи людіе буіи и не мудри (Втор. 32, 6): будучи поставлены во главѣ законоположенія, они однако не были записаны и на послѣднемъ мѣстѣ богопознанія. Развѣ ты не слышалъ, какъ воспѣлъ боговдохновенный царь Давидъ, говоря: изъ устъ младенецъ и ссущихъ совершилъ еси хвалу, врагъ твоихъ ради, еже разрушити врага и местника (Псал. 8, 3)? Ты не вѣришь ему, какъ пророку? Повѣрь, по крайней мѣрѣ, какъ родному тебѣ, если ты только признаешь это родство хотя бы на словахъ, потому что на дѣлѣ, какъ мы знаемъ, ты уже давно отказался отъ него. Ты не чтишь его, какъ пастыря? Побойся, какъ царя, ибо онъ умѣлъ угрожать по-царски, когда замѣчалъ нерадивыхъ или упрямыхъ; онъ имѣлъ оружіе свое блестящимъ (Псал. 7, 13), пасъ жезломъ желѣзнымъ (Псал. 2, 9) и сокрушалъ яко сосуды скуделничи (Псал. 2, 9) тѣхъ, которые сопротивлялись ему по своему неразумію. Скажи съ нимъ велегласно: изъ устъ младенецъ и ссущихъ совершилъ еси хвалу (Псал. 8, 3). Для твоего наказанія явился Спаситель и для твоего осужденія совершилъ хвалу изъ устъ младенецъ. Зачѣмъ ты завидуешь себѣ въ собственномъ своемъ спасеніи? Почему ты являешься такимъ злымъ въ воздаяніи за милость? Конечно, это порочно, но однако лучше твоей злобы. Ты не вѣришь тому, что слышалъ? Повѣрь же тому, что видѣлъ. Неужели ты не вѣришь и пророку Исаіи, который восклицалъ, говоря: языцы немотствующіи скоро научатся глаголати миръ (Ис. 32, 4)? Развѣ не языцы немотствующіи ясно говорятъ истину? Развѣ младенцы не научились воспѣвать миръ? Ибо Христосъ есть миръ нашъ, средостѣніе ограды разоривый (Ефес. 2, 14), и чрезъ Него мы, нѣкогда отступивъ вслѣдствіе грѣха, примирились съ Отцемъ и Создателемъ (Рим. 5, 10). Не Захарія ли по вдохновенію пророчествовалъ радость Сіону: радуйся зѣло, дщи Сіоня, проповѣдуй, дщи Іерусалимля: се царь твой грядетъ тебѣ праведенъ и спасаяй, той кротокъ и всѣдъ на подъяремника и жребца юна (Зах. 9, 9)? Не были ли глаза твои свидѣтелями предсказаннаго? Не слышалъ ли ты этого пророчества и не видѣлъ ли его осуществленія? Не согласны ли дѣла со словами? Развѣ Онъ не кротокъ? развѣ не праведенъ и не спасаяй? Развѣ Онъ не возсѣлъ на подъяремника? Развѣ немотствующіи языцы громко не возвѣщаютъ миръ? Развѣ дѣти благоразумные не приносятъ Ему хвалу? Дѣти приносятъ въ даръ хвалу — дабы разумъ доказалъ всю неосновательность злонамѣреннаго мнѣнія, которое кто-нибудь, желая исказить смыслъ повѣствованія, можетъ высказать, говоря, что славословящіе воспѣвали хвалу Господу по какому-то хитрому намѣренію и подъ вліяніемъ своего пристрастія, — потому что природа дѣтей не знаетъ коварной изобрѣтательности, не служитъ страсти лести, но какъ благодать Святаго Духа внушитъ имъ, такъ они чудодѣяніе и возглашаютъ. Дѣти приносятъ въ даръ хвалу, дабы на дѣлѣ научить всѣхъ, что благодать таинства сообщается не тѣмъ, кто имѣетъ изобрѣтательный умъ и безстыдно предается своимъ дѣламъ, но знаніе благочестія открывается тѣмъ, кто приступаетъ съ непритворною мыслію и незлобивымъ намѣреніемъ: ибо кто вынуждается изслѣдовать то, что выше испытанія, и не слѣдуетъ божественнымъ постановленіямъ, тотъ рѣзко нарушитъ и причины естества, на которыя онъ съ гордостью указываетъ, — всецѣло уклонится отъ законовъ богословія, противъ коихъ высокомѣрно борется, и не достигнетъ цѣли предпринятаго изслѣдованія. Дѣти приносятъ въ даръ хвалу, дабы обличить беззаконіе родителей и обновить богопознаніе вѣрующихъ: ибо то, что побѣждаетъ умъ и не можетъ быть постигнуто сужденіемъ разсудка, нуждается въ божественномъ вдохновеніи, которое, привитая въ сердцахъ чистыхъ и простыхъ, чрезъ нихъ открываетъ познаніе истины и другимъ. Но ты не взираешь и на Лазаря, воставшаго отъ гроба, на мертвеца, оказавшагося среди живыхъ и возлежавшаго со Христомъ на вечери (Іоан. 12, 1-2)? Ты развязываешь погребальныя пелены умершаго (Іоан. 11, 44), а своего невѣрія не разрѣшаешь. Ты отнимаешь камень отъ гроба (Іоан. 11, 41), но зависть души твоей, произведшую въ тебѣ весьма вредную язву, ты не отвергаешь? Но ты видишь, что адъ, по Господню повелѣнію, возвратилъ четверодневнаго (Іоан. 11, 39), а ты вооружаешь свои избившія пророковъ (Матѳ. 23, 31) руки для убійства и Воскресшаго, и Воскресившаго. О, беззаконіе! О, жестокость неисцѣлимыхъ помысловъ! Они (іудеи) повергли свои души въ такое нечестіе, что не вѣруютъ тому, чему должно было бы вѣровать (Іоан. 12, 37. 39), произносятъ хулу на то, что слѣдуетъ восхвалять, неблагодарны за то, за что должно прославлять и величать, злословятъ и возстаютъ противъ Бога за то, за что слѣдуетъ глубоко чтить и славословить. Такова болѣзненная сила самомнѣнія: опьянивъ умы обольщеніемъ лживыхъ мечтаній, оно не позволяетъ оку ума смотрѣть сквозь окружающую его тьму и замѣчать лучи истины. Таковъ недугъ фарисеевъ и книжниковъ, которые много заботятся о преждевозлеганіяхъ на вечеряхъ (Матѳ. 23, 6), сильно гордятся названіемъ — учителю (Матѳ. 23, 6), чрезмѣрно хвалятся охраненіемъ закона посредствомъ расширенія воскрилій ризъ своихъ (Матѳ. 23, 5), но нисколько не заботятся объ истинѣ и не исполняютъ ни одного дѣла благочестія. Таково жало зависти: лишь только оно вонзилось въ душу, поражаетъ всего человѣка; зависть ослабляетъ силу помышленія о добрѣ, до крайности извращаетъ чувства, пользованіе коими есть средство къ познанію, и не позволяетъ помышлять о полезномъ, укрѣплять слухъ памятью и правильно созерцать видимое.
Мы же, возлюбленные, станемъ избѣгать сихъ душевредныхъ страстей. Будемъ удаляться тщеславія (Флп. 2, 3), изъ-за котораго палъ первымъ паденіемъ первый изъ безплотныхъ (Ис. 14, 12). Станемъ избѣгать зависти (1 Петр. 2, 1) и въ особенности потому, что она для того, кто имѣетъ ее является гибелью, нисколько или мало опечаливающею того, кому завидуютъ. Будемъ удаляться самомнѣнія и честолюбія, которыми прогоняется уразумѣніе истины. Станемъ избѣгать неблагодарности (2 Тим. 3, 2) и хуленія (Кол. 3, 8). Ибо все это низвергло архіереевъ и книжниковъ іудейскихъ въ бездну погибели (Матѳ. 23, 13), привело ихъ въ неистовство Христоубійства (Марк. 11, 18) и сдѣлало неразумнѣе младенцевъ (Матѳ. 21, 15-16). Не будемъ подражать неразумію іудеевъ, но возревнуемъ благодаренію дѣтей. Будемъ слѣдовать не богоборству старѣйшинъ, но богословствованію младенцевъ, не слѣпотѣ завидующихъ, но богопознанію воспѣвающихъ, не злобѣ убивающихъ, но незлобію младенствующихъ. Будемъ и мы какъ дѣти, ибо Господь говоритъ: аще не обратитеся, и будете яко дѣти, не внидете въ царство небесное (Матѳ. 18, 3). Будемъ дѣтьми по незлобію, не записывая въ своей душѣ ничего дурнаго или лукаваго, но, освободившись отъ образовъ злочестія и принявъ и вписавъ въ своей душѣ благочестивую вѣру, (станемъ стремиться) къ тому, чтобы войти въ царство небесное (Матѳ. 5, 20). Принесемъ Господу ваіи состраданія и человѣколюбія, дабы войти намъ въ вѣчную радость праведниковъ (Матѳ. 25, 46). Выйдемъ въ срѣтеніе Ему, грядущему на жребяти осли (Іоан. 12, 15), предавшему позору безуміе іудеевъ (Матѳ. 23) и присвоившему Себѣ усыновленіе народовъ (Іоан. 12, 20-23). Станемъ срѣтать Его, постилая одежды свои (Марк. 11, 8). Какъ же будемъ постилать? — Именно, станемъ раздавать ихъ бѣднымъ, ибо Онъ принимаетъ на Себя ихъ нищету и восклицаетъ: понеже сотвористе единому сихъ братій Моихъ меншихъ, Мнѣ сотвористе (Матѳ. 25, 40). О, человѣколюбивый и божественный гласъ! Мнѣ, говоритъ, ты постилаешь одежды, когда одѣваешь ими бѣдныхъ, Меня согрѣваешь, когда избавляешь ихъ отъ жестокаго страданія отъ холода. Станемъ же постилать Ему одежды, дабы у насъ явилось дерзновеніе восклицать вмѣстѣ съ дѣтьми: осанна въ вышнихъ, благословенъ грядый во имя Господне (Матѳ. 21, 9). Благословенъ грядый простереть на крестѣ руки Свои и собрать къ Себѣ всѣ народы (1 Тим. 3, 16). Благословенъ грядый показать адъ связаннымъ, разрѣшить Адама отъ узъ и поднять отъ паденія (Евр. 2, 15). Благословенъ грядый погубить державу мучителя и даровать свободу переносившимъ величайшія страданія. Благословенъ грядый упразднить адовы жилища и наполнить небесныя обители многочисленнымъ сонмомъ спасаемыхъ. Благословенъ грядый принести Себя въ жертву за насъ (Ефес. 5, 2), очистить всѣ грѣхи (Евр. 2, 17) и примирить со Отцемъ (2 Кор. 5, 18). Благословенъ грядый разрушить смерть (2 Тим. 1, 10), возродить намъ воскресеніе (1 Петр. 1, 13), избавить отъ рабства (Евр. 2, 15) и даровать въ наслѣдіе усыновленіе (Ефес. 1, 5). Ибо Тебѣ, Создатель, принадлежитъ — сотворить насъ изъ небытія и создать и въ Твоей власти — возстановить и возсоздать насъ, падшихъ и сокрушенныхъ. Твоему человѣколюбію свойственно искать заблудившагося (Матѳ. 18, 12), обратить отъ ложнаго пути (Іак. 5, 20) и удостоить древняго наслѣдія. Ибо мы людіе Твои и овцы пажити Твоея (Псал. 78, 13) и всѣ находимся подъ Твоею властію и Тебѣ славу и благодареніе возсылаемъ вмѣстѣ со Отцемъ и Святымъ Духомъ, единосущной и животворящей и вседержавной Троицѣ, нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ. Аминь.
Примѣчаніе:
[1] Бесѣда предлагается въ русскомъ переложеніи съ греческаго текста, изданнаго г. С. Аристархисомъ въ офиціальномъ органѣ Константинопольской патріархіи Ἐϰϰλησιαστιϰὴ Ἀλήϑεια за 1883 г. (№ 34, стр. 528-531). По мнѣнію издателя, настоящая бесѣда была произнесена патріархомъ Фотіемъ 27-го марта 880 года. Г. Аристархисъ основывается въ своемъ предположеніи на томъ, что въ бесѣдѣ нѣтъ обычнаго упоминанія со стороны оратора объ императорѣ; значитъ, въ данное время императора не было въ столицѣ, а это какъ разъ относится къ веснѣ 880 года, когда византійскій императоръ Василій Македонянинъ (867-886 г.) отправился военнымъ походомъ въ Сирію.
Источникъ: Бесѣда въ недѣлю Ваій. Святѣйшаго Фотія, патріарха Константинопольскаго. // Церковныя вѣдомости, издаваемыя при Святѣйшемъ Правительствующемъ Сѵнодѣ. Еженѣдельное изданіе, съ прибавленіями. 1899. Первое полугодіе. — СПб.: Сѵнодальная Типографія, 1899. — С. 609-614.
Патриарх Варфоломей пытается изгнать с Афона непоминающих его монахов
После того как более 50 афонских келий отказались поминать Константинопольского Патриарха Варфоломея из-за его экуменической деятельности, ситуация на Святой Горе резко обострилась, что может привести к непредсказуемым последствиям.
Как сообщает AgionOros.ru, число монахов, прекративших поминать Константинопольского Патриарха из-за его экуменизма, в настоящее время превысило сто человек. При этом все они уже получили уведомления о необходимости покинуть свои келии.
Кто стал инициатором их изгнания, не сообщается, однако поскольку Афон находится в прямом подчинении Константинопольской Патриархии, многие считают, что таким образом Патриарх Варфоломей пытается изгнать со Святой Горы своих критиков и тем самым утвердить свою власть после Критского Собора.
Однако, практически все несогласные монахи отказываются добровольно покидать свои келии, в результате чего их возможное удаление с Афона станет насильственным и вызовет большой скандал в православном мире.
Критский Собор до сего дня встречает серьёзную оппозицию на Афоне. Ещё накануне Собора ряд афонских монастырей и Священный Кинот выступили с критикой подготовленных для принятия на нём документов.
По окончании собрания на Крите более 50 монахов-келиотов (в том числе старец Гавриил Карейский) в открытом письме Священному Киноту и игуменам афонских монастырей назвали «Святой и Великий Собор» «разбойничьим» и «антиправославным», призвав прекратить поминовение Вселенского Патриарха Варфоломея.
Монашествующие призвали Кинот собрать «Священный Синаксис» с единственной темой — осудить тексты Критского Собора. В письме подчеркивалось, что они изучили «тексты так называемого Святого и Великого Собора, а также ответы выдающихся богословов и архиереев… Вывод состоит в том, что собор был антиправославным, разбойничьим и еретическим».
Авторы обращения привели 12 доводов. Среди них отмечалось, что Собор следовал «новым подходам по темам и в практике», не стал собирать всех епископов и нарушил православную соборность, использовал антиправославные методы. «Не было достаточной информации у православной общественности, вместо этого скрывались решения в рамках Предсоборного процесса», — отметили авторы письма.
Святогорцы заявили, что Собор узаконивает официально и на высшем уровне ересь экуменизма, а другие ереси, «наконец, достигли своей цели — признания сект церквами», то есть «папство, как и другие еретики, признаются церквами, а не ересью». В письме также говорилось о том, что Собор игнорировал роль монашества и особенно отношение Святой Горы Афон к папству и экуменизму.
«Поэтому мы просим и ожидаем, рассматривая это как вашу духовную обязанность и долг, созвать чрезвычайный двойной Синаксис и осудить, на основании изложенного выше, этот так называемый Собор как еретический, неканонический и разбойничий». Монашествующие предупредили, что если этого не сделает Кинот, то тогда они сами будут вынуждены это сделать и прекратить поминовение Константинопольского Патриарха на богослужениях.
Открытое письмо подписали насельники Великой Лавры, монастырей Ватопед, Хиландар, Пантократор, Кутлумуш, Ставроникита, Филофей, а также монахи и старцы из населенных пунктов Карея, Капсала и различных скитов.
Св. прав. Иоанн Кронштадтский: Слово в 5-ю Неделю Великого поста
Сын человеческий не прииде,
да послужат Ему, но да
послужит и даст душу Свою
избавление за многи (Мк 10,45).
Представители раскольников подписали совместный документ
Запрещенный в священнослужении Архиепископ Андроник (бывший Никольский и Сиракузский) и бывший епископ РИПЦ Стефан (Сабельник) подписали следующий документ:
"По милости Божией в г. Трентоне, в Успенском соборе, 4-го апреля 2017г., состоялась встреча архиереев и священников епархий Епископа Стефана (Сабельника) и Архиеп. Андроника (Котлярова).
Присутствовали: Еп. Стефан, Архиеп. Андроник, прот. Григорий Котляров, прот. Сергий Клестов. иером. Иосиф (Четковский). По телефону участвовали: Прот. Георгий Цап, Прот. Никита Григорьев, Иг. Андрей (Ерастов).
Обсуждался вопрос о восстановлении между нами евхаристического общения. Все присутствующие согласились с тем, что не существует никаких препятствий для нашего евхаристического общения. Пора преодолеть противоестественное, навязанное нам разделение.
В ближайшее время будут изданы Указы по епархиям Вл. Стефана и Вл. Андроника о том, что отныне наше духовенство может совместно служить.
Мы согласны с тем, что в соответствии с Указом №362 Патр. Тихона, в будущем нам предстоит образовать единый Церковный Округ, включающий все зарубежные епархии. Мы будем работать над выяснением административных вопросов, связанных с образованием общего церковного управления.
Совместное Архиерейское служение, для ознаменование нашего евхаристического воссоединения будет совершено в установленный день, по решению Архиереев.
Еп. Стефан
Архиеп. Андроник"
РПЦЗ: Сестры Одесского Иоанновского монастыря поместили икону прп. Макария Желтоводского у входа в трапезную. ФОТО
3 апреля (н. ст.) 2017 г., сестры Одесской Свято-Иоанновской обители (РПЦЗ) поместили икону прп. Макария Желтоводского над дверью монастырской трапезной. Прп. Макарий является небесным покровителем почившего иеромонаха Макария (Фостера) - бывшего монастырского священника, который после своей кончины оставил в наследство монастырю средства на постройку трапезной.
Матушка Александра с сестрами исполнили волю почившего: выстроили трапезную, благоустроили монастырскую территорию. И, вот, теперь икона святого Макария Желтоводского будет находиться при входе в новую трапезную, напоминая нам о том, что с нами жил, молился и трудился о. Макарий. Вечная ему память и вечный покой!
На Афоне раскол. Более 50 келий перестали поминать патриарха Константинопольского
Раскол произошел среди афонских монахов, которые разделились на сторонников и противников Константинопольского патриарха Варфоломея, которому подчиняется Святая гора, — сообщает Интерфакс.
Так, более 50 келий на Афоне прекратили его поминовение во время богослужений, сообщает греческий сайт Vimaorthodoxias.
Противники патриарха обвинили его в том, что он взял курс на экуменизм (диалог с католиками и протестантами, в котором отдельные группы в Православных церквях видят опасность отречения от своей веры).
По данным портала, к отказу поминать патриарха Варфоломея могут присоединиться также два монастыря Афона.
Афон является особой самоуправляемой административной единицей в составе греческого государства с центром в городке Карея. Сейчас там действует 20 монастырей, в том числе русский Свято-Пантелеимонов, а также ряд келий и скитов.
Священному Киноту принадлежит верховная власть на полуострове. Он состоит из представителей 20 монастырей, между которыми разделена вся территория Афона. Кинот осуществляет управление на основании устава Святой горы, который утвержден Конституцией Греции.
Светская власть на полуострове представлена губернатором Афона, который осуществляет надзор за исполнением устава Святой горы и подчиняется МИД Греции. В религиозном отношении Афон находится под юрисдикцией Константинопольского патриарха.
Еще статьи...
- РПЦЗ: Магаданский приход (ВИДЕО)
- Митрополитъ Виталій: Память преподобной Маріи Египетской. Аудиозапись
- ИПЦ Греции: Акафист Божией Матери в Аттике. ФОТО
- Архиепископ Антоний (Бартошевич): О старообрядчестве. ВИДЕО
- Из писем св.прп. старца Паисия Величковского . О заблуждении раскольников.
- Вадим Виноградов: Десять извлечений из «Великого канона» - заключающие всю суть и «Великого канона», и всего Православия
- РПЦЗ: Новые иконы в Одесской Свято-Иоанновской обители для монастырского храма. ФОТО
- Праздник 40 Севастийских мучеников в Софийском Свято-Успенском кафедральном соборе. ФОТО
- РПЦЗ: Воскресное богослужение в Синодальном доме (ФОТО+ВИДЕО)
- Протодиакон Герман: История в кривом зеркале