Митрополит Агафангел: О событиях в Церкви Чешских земель и Словакии
Православную Церковь Чешских земель и Словакии постоянно сотрясают скандалы. Образована эта Церковь, путем выделения ("добровольного") из состава Сербской Православной Церкви в 1950 году секретным постановлением Совета Министров СССР, которое, почти через год, в 1951 году, было проведено через Архиерейский Собор Московской Патриархии, подписавшей "Акт о даровании автокефалии Чехословацкой Православной Церкви". Константинополь этой автокефалии, как обычно, не признавал какое-то время, но, в результате проведенной работы, через 47 лет, в 1998 году, все же издал "Патриарший и Синодальный Томос о даровании автокефалии святой Православной церкви в Чешских землях и Словакии".
Таким образом, на сегодняшний день, Православная Церковь Чешских земель и Словакии является признанной Мировым православием Автокефальной Православной Церковью. Верховными органами управления этой Церковью являются Поместный Собор, Священный Синод и Предстоятель в сане митрополита с титулом Архиепископ Пражский, Митрополит Чешских земель и Словакии.
Последний легитимный митрополит - Христофор, добровольно отрекся от престола 12 апреля 2013 года в результате громкого "секс-скандала". В составе Чешской Церкви, таким образом, осталось всего 4 архиерея (все они также и члены Синода): архиепископы Симеон (1926 г.р.), Георгий (1979 г.р.), Ростислав (1978 г.р.) и викарный епископ Иоаким (1973 г.р.). Местоблюстителем, после низложенного митрополита Христофора, был избран (очевидно, в силу своего возраста и старшинства хиротонии), архиепископ Симеон.
17 октября этого года состоялось заседание Священного Синода, где были избраны 2 кандидата на пост Предстоятеля - иеромонах Дорофей и архиепископ Георгий.
19 октября открылся Поместный Собор для избрания нового Предстоятеля.
Однако прибывший на Собор посланец из Фанара в начале заседания зачитал обращение Патриарха Константинопольского Варфоломея. Суть его оказалась такова: Константинопольская Патриархия считает неприемлемыми на пост главы ни того, ни другого кандидата. Первого - монаха Дорофея по причине неканоничности его развода с женой и по причине молодости, а второго - по причине гомосексуальных наклонностей. Сразу по прочтении обращения посланец удалился.
По результатам проведенных 5(!) туров голосования никто (вернее, архиепископ Георгий) не набрал необходимого количества голосов. Не помогло даже то, что иеромонах Дорофей снял свою кандидатуру и призвал проголосовать за архиепископа Георгия.
Собравшись 9 декабря 2013 года Синод, в своем полном составе, причем, в присутствии двух митрополитов Константинопольской Патриархии и главы ОВЦС МП митрополита Илариона, отстранил архиепископа Сименона от исполнения обязанностей местоблюстителя митрополичьего престола и назначили на эту должность архиепископа Ростислава. Это вполне легитимное решение архиепископ Симеон отказался признать и выступил с заявлением, в котором обвинил троих из четырех членов Синода в расколе, а себя "единственным каноническим представителем нашей Православной Церкви". Все свои надежды архиепископ Симеон возложил теперь на Патриарха Варфоломея, который, собственно, в сложившейся ситуации не имеет никаких прав на вмешательство.
Вызывает вопросы факт присутствия на этом заседании представителей Константинополя и Москвы, поскольку всем известна их конкуренция во влиянии на остальной православный мир. Но, надеюсь, со временем эта их заинтересованность станет понятна. Возможно, митрополит МП Иларион, сам далеко не преклонного возраста, бескорыстно помогает продвижению молодежи на руководящие посты также и в братских церквах.
Сторонники архиепископа Симеона подняли компанию в его поддержку, что нашло свое отражение также на страницах нашего ИнтернетСобора. Однако все их аргументы касаются только нравственной (вернее, безнравственной) жизни остальных членов Синода.
Самое трагичное, однако, как раз в этой нравственной стороне вопроса и заключается. Как может продолжать нести свое служение архиерей, которого в безнравственной жизни обвиняют не только многочисленные прихожане, но и Вселенский Патриарх? По церковным канонам такой человек не может занимать какую-либо иерархическую должность. Мирянин, уличенный в подобном, отлучается от Св. Причастия и ему нельзя даже порог храма переступить, а не то, что иметь право голоса в церковном собрании.
К большому сожалению, пример Чешской Церкви являет нам страшную бездну нравственного падения т.н. "мирового православия", в которую пала не только одна эта "церковь", но и Московская Патриархия, и не только она.
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи