Печальные события в Сербской Церкви
В день отдания Вознесения Господня, 19/29 мая, Сербская официальная Патриархия приняла, граничащее с кощунством решение ОТЛУЧИТЬ – просто страшно писать! – мужественного исповедника Епископа Артемия, которого уже в 2010 году сместила с его любимой Рашско-Призренской и Косовско-Метохийской кафедры. Сместила под выдуманным, и поэтому никогда не доказанным, смешным и ничуть не убедительным предлогом ''финансовых махинаций''. Давно известна поговорка, кажется армянская, – когда собаку хотят убить, говорят, что она бешеная. На самом деле ни в каких махинациях благостный Архиерей не замешан, вся его вина заключалась в том, что он фактически оказался единственным, имевшим мужество противостоять безобразному безпределу Запада, натовцев и резолюции ООН, принудивших Сербию оставить священное Косово и передать его под власть воинствующих исламистов.
С 1389 года, вся Сербия в течение веков духовно и физически устремлялась в Косово поле. О Косове, Владыка Артемий однажды красноречиво описал чувства всей Сербии и каждого Серба в отдельности : «Косово, после имени Божия, есть самое святое слово сербского языка. Оно означает не только территорию, не только географическое понятие. Это слово – символ духовных ценностей, вечных христианских ценностей, ради которых стоит жить и ради которых стоит умереть». У большинства людей, слова расходятся с делом, но не таков Владыка Артемий. Выше его сил было бы оставить на произвол вражьих сил это духовное наследство, эту священную для Сербов землю, и населявшие её сербские души.
Как не питать глубокого уважения и симпатии к Епископу-исповеднику Артемию и как нам не сожалеть, что не находимся с ним в более тесном единстве ? Понимаем, что у наших братьев Греков есть свои соображения, но и у нас они ведь имеются. По нашей традиции, восходящей к самому возникновению Зарубежной Церкви, Сербская Церковь была нашей самой близкой и даже просто родной сестрой, с которой мы были, как ни с кем другим, в тесном евхаристическом общении. Ни одна страна, ни одна Церковь, не оказали такого приёма Русским беженцам, Белым Эмигрантам. После второй міровой войны, и только по политическим соображениям, наши отношения видоизменились, что однако не поколебало нашу признательность к Сербской Церкви и наши братские отношения. Помним как, по ''служебному долгу'', сербские Архиереи приезжали в константинопольский экуменический центр в Шамбези в пригороде Женевы, или на заседания Мірового Совета Церквей /МСЦ/, и, как правило, первым делом наносили визит местному Зарубежному столпу, Архиепископу Антонию, как старшему брату, и по окончании совещаний непременно докладывали ему о принятых решениях. Из первоисточника узнавали мы в частности, как и Москва и Константинополь попеременно, время от времени, поднимали вопрос о Зарубежной Церкви в надежде добиться ''всеправославного'' нашего осуждения, что никак не удавалось благодаря устойчивому отпору наших сербских братьев. Среди этих посетителей нашего незабвенного Владыки Антония были, само собою разумеется, ученики преподобного Иустина /Поповича/, таким был и Епископ Артемий, оказавшись безусловно его самым верным воспитанником.
Мы не ставим под сомнение скрытые чувства и духовные переживания о Косове патриарха Иринея и прочих членов сербского Архиерейского Собора, принявших столь суровое и скандальное решение по отношению к их мужественному собрату. И понимаем – проще и безопаснее смалодушествовать перед сильным врагом и ''плясать под его дудку'', нежели встать в один ряд против течения с отважным, одиноким поборником Истины. Но, как это подло выглядит !
Долгие годы, даже с середины ХХ-го века, когда она вступила в МСЦ, Сербская Церковь стояла немного особняком и отличалась от прочих ''официальных'' Церквей, но после военного и политического поражения стала полностью ''официальной Церковью'', идущей волею, неволею в один шаг с міровым Православием по пути к построению нового мірового порядка. И как не отметить тут полную параллель с тем путём, которым идут наши бывшие Зарубежные братья, отвернувшиеся от начертанного Отцами пути Истины.
Духовная брань, которую ведёт Епископ Артемий во многом сродна той, которую ведёт верный остаток Зарубежной Церкви. Это брань, «не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против міроправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. VI, 12).
Можем ли мы оставаться безучастными к судьбе Епископа Артемия ?
А если мы безучастно отнесёмся к его судьбе и к судьбе внушительного количества монашествующих, духовенства и мірян, идущих за ним, то не откажемся ли мы вообще от всякой связи с родной Сербской Церковью и сербским народом, которые нам столько дали в годы их процветания и нашего безправия ?
Не порвём ли мы тогда с нашей традицией, так как безусловно с официальной сербской Церковью с её патриархом Иринеем, участвующим в иудейской хануке зажиганием меноры, о чём мы писали четыре года назад, и с её правительством, который ''из кожи лезет'', чтоб быть принятым в Европейское сообщество, что может быть достигнуто только отказом от принципов Православия, – нам естественно не по пути.
Понимаем, что у наших дорогих братьев старостильников-Греков могли быть упрёки к сербским Архиереям после того, как они стали членами МСЦ, но уже добрых пять лет, как Епископ Артемий полностью, окончательно и не двусмысленно порвал с заблуждениями официальной Сербской Церкови. Он не только придерживается старого православного календаря, но, как истинный ученик столпа Православия преп. Иустина /Поповича/, постригавшего его в монашество, никакого участия в экуменизме не имеет, не проявляет никакого малейшего уклона в сторону либерального богословия, а наоборот не боится идти на все земные лишения, ради следования безупречному учению святого Саввы. За неимением лучшего, его упрекают в разжигании церковного раскола, что сегодня есть, как всем известно, шаблонная мера, возводимая против тех, кто является живым упрёком вашего малодушества.
Видный патролог, Епископ Артемий не ради безчинства откололся от своих собратий, сдавших позиции, но огородил себя и свою паству от них по мотивам СОВЕСТИ, следуя примеру святого Максима Исповедника, одним из самых крупных современных специалистов которого он является. Было бы честью и прямым долгом всех истинно-православных всецело поддержать в православном стоянии отважного гонимого Архиерея.
Протодиакон Герман ИВАНОВ-ТРИНАДЦАТЫЙ
Комментарии
Боже мой, как всё сложно ...
Но может быть теперь он сам поймёт, что нельзя оставаться одиноким воином в поле. И вообще должна состояться, рано или поздно, рекомпозиция всех сил в два лагеря - кто за новый міровой порядок, кто против. Ведь во всех официальных Церквах есть истинные православные и со временем все должны объединиться.
Но, думаю, всё таки стоит официально выразить ему нашу поддержку.
Протод. Герман
Что касается того письма, там вроде была интересная формулировка, чтобы владыка Артемий вошел в состав Греческого Синода, тем самым стал де факто греческим архиереем - сербской традиции.
И надо помнить еще то, что часть тех приходов организовали свою Свободную СЦ.
А так полностью поддерживаю мнение о.Германа "что нельзя оставаться одиноким воином в поле" не те времена! Это мнение в полной мере, мы видим и с проблемой о.Вениамина и м.Иулиании.
Пора всем садиться за стол переговоров.
RSS лента комментариев этой записи