АКТУАЛЬНЫЕ НОВОСТИ

Протоиерей Сергий Бегашов: Между блудным и приблудным

Протоиерей Сергий Бегашов: Десерт на валтасаровом пируЧетвероевангелие заканчивается словами: «Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь» (Иоан.21:25). И, конечно, этот стих мы можем понимать совершенно просто, что, мол, остальное – подробности, так что и писать об этом не было острой необходимости да и возможности. Но ведь можно взглянуть на этот стих совершенно под другим углом. Все, что может быть к нам применимо, Евангелие в себя собрало. Ведь Евангелие – это не только благая весть о жизни, смерти и воскресении Христа, это еще и благовестие о нашей жизни. И вот все, совершенно все, что с нами может произойти (нет, ну конечно, не в частностях, хотя, порою и даже часто, именно так и происходит, а в общем) поместилось в эту маленькую по объему и глубочайшую по содержанию книгу, называемую Евангелием. И любой Христианин, который хоть в коей-то мере вверил себя Христу, он всякий раз осознает, что события, происходящие с ним сейчас, уже некогда раннее были или сказаны или прожиты Иисусом.

Кто-то возразит мне, что человек гораздо шире Евангелия, и я охотно соглашусь, но с одной оговоркой, этот человек – «Человек Христос Иисус» (1Тим.2:5). Только он не исчерпывается Евангелием ни как Бог, ни как Человек. Мы же, имеющие на себе клеймо греха, ограничены в своей широте, причем это рабство столь узкое и однобокое, что всякое разнообразие – это не более чем иллюзия или побочный эффект греха. И это очевидно. Все мы на личном жизненном опыте видим, как множество людей спотыкаются на одних и тех же местах. И эти падения столь похожи между собой, что, порой, не то что лицо или имя (это тоже становится одинаковым), а только одежда становится единственным отличительным признаком личности впавшего в грех. И почему же так? Да все потому, что диавол не имеет творческого начала. Проще говоря, у него не хватает фантазии придумать что-то новое, да это ему и незачем – все предлагаемое им одинаково активно пользуется спросом и сейчас, и две тысячи лет назад. И Господь, как сердцеведец, обозначил границы этой греховной активности в человеке, и пока, к глубочайшему нашему сожалению, границы греха и границы материального человека совпадают.

Каждая притча Христа нам очерчивает как бы отрезок нашей ограниченной узости. Одна по вертикали, другая по горизонтали, третья по диагонали, выстраивает перед нашими глазами некое трехмерное изображение нас самих, а точнее тех, кем мы являемся. Фарисей и мытарь, богач и Лазарь, должник и его клеврет, званные и избранные и т.д. Все эти притчи о каждом из нас. Мы действующие лица этих притч, причем в разных ипостасях и полюсах. Одна из таких притч приближает нас к Великому Посту. Это притча о блудном сыне. Я не стану разъяснять ее смысл, найти ее толкование не составляет труда, хотя при всей доступности этих толкований, чаще всего мы уделяем внимание только младшему сыну, притом, что самым отрицательным притчевым персонажем является послушный сын. Я бы хотел поразмыслить (или даже поплакать) над нашей трагедией в этой притче.
Совершенно ошибочно будет видеть себя в каком-то одном из сыновей. Вся наша жизнь – это нескончаемое колебание от крайности к крайности, от младшего сына – к старшему, от явно блудного – до мнимо послушного. Скорее всего, неофит (в начальной ли форме, или хронической) или праведник, хотя «как написано: нет праведного ни одного» (Рим.3:10), не знающий на ранах своей души, что значит пленение грехом, меня не поймет. Но давайте вспомним наши изнуряющие муки совести, наше валяние в грязи, наше очевидное свинство, доводящее нас до отчаяния и до отвращения к себе. В эти минуты мы не можем себя простить, но при этом мы дерзаем просить о том, чего сами ради себя сделать не способны – даровать нам прощение Божье. И вот, радующиеся небеса (Лук.15:7) спускаются на землю, в наш гной и милосердный Христос нам, грязным, жалким, падшим, лежащим в свинячьих рожках, утирает слезу и обнимает Своим благодатным всепрощением. Мы с облегчением засыпаем в Его объятиях и на утро мы даем себе обещание, что больше мы такими не станем. Но мы забываем, что наше облегчение – не есть следствие нашего изменения, это не есть, собственно, признак того, что мы уже другие. И наше обещание – это первая ложь, открывающая нам бездну греха начинающегося дня. Ложь, потому что мы и проснулись такими же, какими и ложились спать. Мы ошибочно и даже преступно присваиваем дар Божьего прощения, т.е. приятия нас сокрушенных, но таких, какие мы есть, как нечто заслуженное нами, как будто Бог нуждается в наших соплях. И вот эта ложь быстро и органически осваивается в нашем сердце. Мы любим эту ложь, ведь ее сладость упоила нашу совесть. Мы начинаем жить дальше и мнить себя другими. Мы всякий раз показываем себе свои добрые дела, исполненные правила, прилежнее начинаем креститься, короче делаем все, что бы убедить себя, что чудовище позади, в то время, когда чужой уже внутри, незримо питается соками нашей души. Мы даже можем благодарить Бога за то, что мы уже не такие как раньше. Не такие, каким был наш одноименный мытарь. И фарисействуя, мы плавно начинаем работать на Бога, вместо того, что бы Ему помогать. И естественно, в конце каждого дня мы ждем вознаграждения, ждем оплаты за труды и достижения. И день за днем, не получая ощутимо желанного, мы, там глубоко, боясь даже признаться себе в этом, начинаем роптать на Него. «Нет радости», «молитва не идет», «благодати не чувствую» и т.д. И мы завидуем, мы, конечно, не понимаем, что это зависть, но продолжаем завидовать тем, пусть и жалким, и сопливым, пусть падшим, но подлинным нам. Ведь тогда была радость, ведь тогда лилась молитва, ведь тогда ощутимо переполняла нас благодать. Но не это само по себе было даром, хотя, конечно, и это умение чувствовать, как и любое другое наше умение, есть тоже дар. А тем даром было прощение. И именно от того это прощение обернулось для нас всей этой радостью, что «мы беззаконие свое знали и грех наш был всегда пред нами» (Пс.50:5). И ничего нам тогда от Бога не нужно было, ни призрачного счастья, ни здоровья, ни каких-либо благ, ни даже самой радости, а лишь прощение, как высшая степень мечты. И милосердый Бог, максималист по характеру, вместе с прощением восставляет все остальное и «радость исполненную в себе» (Иоан.17:13)
И вот, перед нами два сына небесного Отца: блудный, не младший скорее, а умаленный; и якобы повзрослевший (а как же, его ведь простили, значит, он этого заслужил) и исполнительный. Они настолько внешне похожи, что нет никакого отличия в них, прямо одно лицо. Но есть нечто, в чем они противоположны. И это нечто – непримиримо борется в них, т.к. эта разница в их отношении к Отцу. Младший считает себя должным Богу, а старший – Бога, должным себе. Вот и вся разница. И видна она только Ему. И Он посмотрит-посмотрит на старшего сына и скажет: «Ну-ка, сынок, давай сначала, ничего ты не понял». И старший сын уходит блудить, потом возвращается, кается, принимается, радуется, обманывается, гордится, ропщет и опять блудит. И так бесконечно. Замкнутый круг колеса сансары, где нирвана – это лишь миг перед сном.
Вот такая притча о нас. Очень грустная, но правдивая. Но среди этой горечи безысходности, проходит тонкая золотая нить светлой надежды. Христос, кроме правды о нас, принес еще и панацею, от всех духовных болезней – покаяние. Это первое слово, сказанное Христом, вышедшим на проповедь. Это то, без чего не может быть ни начала, ни продолжения нашей духовной жизни. Это такое лекарство, которое разрывает нашу греховную замкнутость и узость. Именно покаянием, блудный сын возвращается Отцу, и отсутствием покаяния – послушный отдаляется от Него. Именно покаянием, а не делами, разбойник, блудница, мытарь и трус, получают единство со Христом. И именно его отсутствием, сотворившие много блага, Иуда, фарисей, первосвященники усваивают себе осуждение. Вот почему эта притча звучит в преддверии Великого Поста – наиподходящего времени для покаяния. Вот почему именно Великим Постом самой частой молитвой, звучащей в храме, является молитва Ефрема Сирина «Даруй ми зрети моя прегрешения». Дай Бог, что бы эта молитва стала нашей молитвой. Так как без видения собственной пораженности, нам не приблизиться к покаянию, а без покаяния, нам не приблизиться ко Христу.
 

Печать E-mail

Для публикации комментариев необходимо стать зарегистрированным пользователем на сайте и войти в систему, используя закладку "Вход", находящуюся в правом верхнем углу страницы.