Торжество в Лионе
Первый приезд Первоиерарха РПЦЗ во Францию
К престольному празднику святителя Николая был приглашён Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви, Высокопреосвященнейший митрополит Агафангел. Владыка Митрополит никогда ещё не бывал вообще во Франции, и мы рады, что он познакомился с ней через Лион, самый старинный город Франции с таким богатым христианским прошлым. Подумать только – в 1957 году праздновали двухтысячелетие Лиона!..
В пятницу, 14 декабря вечером, Первоиерарх был встречен в Лионском аэропорту настоятелем прихода протоиереем Христо Петковым и протодиаконом Германом. По приезде, Владыка приложился к святыням храма и ознакомился с его историей. На следующий день, в субботу, Владыка посетил город. В Лионе есть два холма. Лионцы их называют – «молящийся холм» (Фурвьер), где монастырь на монастыре, естественно сегодня не действующие и преобразованные в лицеи или госпитали, и «трудящийся холм» (Круа-Русс), где были расположены знаменитые лионские ткачи. С высоты эспланады Фурвьер раскрывается уникальная панорама на весь город, а вдали на Альпы, где, когда погода того позволяет, видится Монблан, самая высокая гора Западной Европы. С высоты Фурвьер, как сказано, видится весь город: внизу, прямо под ногами, находится уникальный во всём мире архитектурный ансамбль эпохи Ренесанс, называемый «старый Лион», с узкими пешеходными улочками, с величественным кафедральным собором 12-го века, посвящённым св. Иоанну Крестителю. Этот квартал внесен Юнеско в список мирового культурного наследия. От современного города старый Лион отделён рекой Соной, которая вливается в Рону на южном выходе из Лиона. Хорошо видно прекрасное здание мэрии перед площадью Терро со знаменитым фонтаном скульптора Бартольди, видна опера с несуразной на вид, но технически очень удобной, дугообразной надстройкой на крыше, видна центральная площадь Белькур, что на русский язык можно перевести "Красная площадь", с местным медным всадником Людовиком XIV, видна высочайшая современная башня банка «Лионский Кредит», именуемая «карандашом», недалеко от которой и находится русская церковь.
Зашли в базилику Нотр-дам-де-Фурвьер. Построенная в неопределённом нео-византийском стиле, она нам скорее близка по духу, но в Лионе принято считаетс хорошим тоном критиковать смес е разных стилей, отчего будто и не имеет никакого стиля. Построена была она во второй половине XIX-го века на месте античного римского форума, где с XII-го века стоял храм, посвящённый Богородице. В 1643 году в окружающих Лион провинциях свирепствовала чума. Всё население горячо молилось Божией Матери, и чудом чума не проникла в город. В благодарность на колокольню была поставлена огромная золотая статуя Богородицы, которая по сей день как бы покровительствует Лиону. Базилика внутри, немного похожая на церковь Спас-на-Крови в Петербурге, вся покрыта мозаикой, последовательно рассказывающей историю Лиона и Франции. Самые для нас близкие мозаичные пано в иконописном стиле изображают с правой стороны зарождение христианства в Лионе, прибытие первого епископа св. мученика Пофина, ученика св. Поликарпа, который в свою очередь был учеником св. Иоанна Богослова - любимого ученика Господа Иисуса Христа. Вот где корни Лиона … С левой стороны мозаика изображает Третий Эффесский Вселенский Собор, провозгласивший догмат о Богородице. Дальше - мозаика, посвящённая Жанне д'Арк, которую приснопамятный Митрополит Виталий очень почитал. На внешней стене базилики (как и на всех католических храмах в декабре месяце) у входа - большое полотно-вывеска с надписью: «Merci, Marie», т. е. «Спасибо, Мария», так католики именуют Богоматерь. Но, как один человек верно сказал, правильнее было бы писать не "спасибо", а "прости, Мария". Прости за всю окружающую безнравственность современного человечества, за то, что народ так забыл свои христианские корни.
Вечером служили уставную праздничную всенощную. В воскресенье утром, под колокольный звон, сопровождающий Митрополита от церковного дома до храма, Владыка был встречен хлебом и солью и приветственным словом:
«Ваше Высокопреосвященство!
Дорогой о Господе Владыка Митрополит Агафангел!
Благословен Грядый во Имя Господне!
Посещение Первоиерархом любого прихода всегда является особым праздником, и Ваш приезд является особо радостным событием в жизни нашего Свято-Николаевского храма, который Вы впервые посещаете.
Храм наш скромный, но исторически богат. Находимся мы в Лионе, бывшей столице Галлии, где святительствовали такие столпы Церкви, как Пофин и Ириней – первый и второй епископы Лиона во втором веке нашей эры. Как говорил наш приснопамятный дорогой Архиепископ Антоний Женевский, в этом городе Православие имеет глубокие корни. Земля наша обильно орошена кровью святых Лионских Мучеников, пострадавших за Христа во втором веке. Полторы тысячи лет спустя Лион вновь прославился мученической кровью в связи с безбожной французской революцией: славное контрреволюционное восстание Лиона было жестоко и безпощадно подавлено в крови в 1793 году революционными силами, по распоряжению председателя Национального конвента Барера, сказавшего, что за своё сопротивление революции Лион должен быть стёрт с карты Франции.
И этот дух сопротивления неправде и защиты истины до некоторой степени, можно сказать, прослеживается и в истории нашего прихода. Создан он был в связи с отпадением в раскол митрополита Евлогия нашими Отцами, желавшими оставаться верными Митрополиту Антонию и принципам Зарубежной Церкви. Когда 10-12 лет назад произошли печальные события, расколовшие Зарубежную Церковь, в подавляющем большинстве приход остался верным Митрополиту Виталию, решительно отказавшись следовать за Вл. Лавром в сторону Московской Патриархии, и сегодня мы искренне рады находиться под Вашим Первосвятительским омофором, под омофором Главы восстановленной, хоть и в ущербном пока виде, Зарубежной Церкви.
Мы также благодарны лично Вам и Архиерейскому Сvноду за то, что было решено предоставить титул Епископа Лионского и Западно-Европейского нашему Правящему Архиерею, Владыке Иринею, которого мы все уважаем и любим, и который сегодня, к сожалению, физически отсутствует, но молитвенно и духовно вместе с нами.
От имени нашего прихода и всех старых Зарубежников хотелось бы сугубо просить Вас, дорогой Владыка Митрополит, не оставлят Ваш усилия по объединению всех разрозненных частей расколовшейся Зарубежной Церкви. Мы знаем, как это трудно даётся, но это жизненно необходимо для будущего Церкви. Мы ведь все отлично знаем, что даже среди тех, кто сегодня поневоле находится в Московской Патриархии, есть очень много наших единомышленников, которые возможно ждут такое объединение так называемых осколков, чтобы вернуться на путь истинной Церкви, идущей царским средним путём, каковым десятилетиями шла Зарубежная Церковь, не падая ни в левое, ни в правое искушение. Мы все на это горячо надеемся, молимся о таком исходе и просим Вас.
Итак – добро пожаловать, дорогой Владыка Митрополит, и не забывайте нас в Ваших святых молитвах!
Ис полла эти, деспота!».
Божественная Литургия прошла особо торжественно. Первоиерарху сослужили настоятель отец протоиерей Христо, протодиаконы - Сергий Всеволожский и Герман, иподиаконы - Яков мона Михаил и множество молодых прислужников. По независящим от них обстоятельствам, отсутствовали протодиакон Евгений Дорошин и иподиакон Фома. Владыка Митрополит особо отметил слаженное и торжественное пение хора под управлением Германа (младшего) Иванова-Тринадцатого, присутствие множества детей и причастников. В проникновенной проповеди на Евангелие дня Митрополит Агафангел сравнил каждого из нас с тем вопрошающим Господа: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?». С Господом нельзя заключать какой-то сделки и думать, что, вот, я хожу в церковь, исполняю все главные заповеди и Богу уже ничего не должен. Нет – раздай всё, что имеешь и следуй за Мной, говорит Господь. Господу Богу надо отдавать ВСЁ, ибо не может быть для человека что-либо важнее, чем спасение, – в частности сказал нам Владыка.
В конце службы, в связи с тем, что день престольного праздника падает в рабочий день и не все смогут прийти, был отслужен молебен святителю Николаю с крестным ходом, многолетствиями, вечной памятью почившим Первоиерархам, Правящим Архиереям, настоятелям и строителям храма. Затем последовала обильная праздничная трапеза, устроенная сестричеством, и в 16 ч. мы снова вернулись в храм и пропели акафист святителю.
В понедельник 17-го утром, в сопровождении молодого друга прихода - болгарина Боил, специально приехавшего к нам на праздник, мы отправились на машине в аббатство св. Антония Великого, расположенное в 100 с чем-то километрах от Лиона в живописном, совершенно глухом углу, куда добраться можно только по маленьким крутым дорожкам. Совсем маленький городок-крепость впечатляет своим молчаливым величеством. Это место для нас богато тем, что там находится большая часть святых мощей преподобного Антония Великого, основателя пустыножительства и отца монашества. Каким образом попали сюда эти мощи египетского святого, которые до этого с седьмого века находились в Константинополе? По официальной версии он были привезены местным графом на обратном пути с паломничества на Святую Землю в 1070 году. Это так по официальной версии, но мы так же знаем, что большинство святых мощей, находящихся сегодня на Западе, были украдены католиками у православных. Как бы то ни было, но нам дана теперь возможность поклоняться мощам великого угодника Божьего. Мощи находятся в большом серебряном ковчеге под престолом за решёткой на задней стороне престола, так что приложиться к ним невозможно. Мы пропели перед ними тропарь и величание преподобному, осмотрели величественный храм, на стенах и колоннах которого видны ещё следы поздней романской росписи.
Осмотрев старинный средневековый городок, мы отправились потом в православный монастырь св. Антония Великого, находящийся в 25 км от аббатства. Монастырь этот является подворьем афонского монастыря Симона Петра. Чтобы добраться до монастыря, от последней деревушки надо ещё проехать 5 км по узкой дикой дорожке, которая доводит до святой обители и тут же кончается. Монастырь стоит у подножья высоких скалистых гор, откуда с треском стекают горные ручьи. Весь монастырский ансамбль, настоящая жемчужина в чисто византийском стиле, удивительно вписывается в дикую местную природу. У этого монастыря очень интересная и назидательная история. Основателями её являются двое бывших католических монахов, отцы - Плакида и Серафим. Они оба в 16-летнем возрасте поступили в орден траппистов, один из строжайших католических монашеских орденов. Отец Плакида, высокообразованный человек, был известным профессором богословия и всегда интересовался патристикой и древними Отцами. После II-го Ватиканского собора ему было дано послушание возродить в католическом монашестве дух восточной Церкви, и несколько ле онобслуживал женский монастырь по восточному обряду. Но совесть ему указала, что не следует играть в православного, православным надо стать, и был он вместе с отцом Серафимом принят во святую Церковь на Афоне через полное крещение. Это было в июне 1977 года. Ещё помним, какой это произвело скандал в межрелигиозных отношениях между Константинополем и Римом! Можно было бы рассказать, каким преследованиям он был подвергнут со стороны католической церкви за свою «измену», но самым важным последствием его обращения в Православие стало то, что Константинополь пообещал Риму, что отныне не будут больше принимать католиков не только через крещение, но вообще будут разубеждать желающих принимать православную веру, так как мы, мол, с католиками Церкви-сёстры, и даже одна Церковь. Это единство скоро, мол, будет официально оформлено, так, что нет смысла переходить из одной Церкви в другую …
С 1978 года отцы Плакида и Серафим обосновались здесь сперва в очень суровых и скромных условиях, но очень быстро стали к ним притекать люди со всей Франции, Швейцарии, Бельгии и очень быстро, перед непрекращающимся потоком паломников, стало очевидным, что надо строить большой храм, который был выстроен по всем правилам византийской архитектуры. Известный русский иконописец Ярослав Добрынин, поражённый красотой храма, предложил безвозмездно полностью расписать его, что было сделано за два с половиной года. В монастыре подвизаются шесть монахов, живущих по полному афонскому уставу. Отец Плакида сейчас в преклонном возрасте, ему 86 лет, он продолжает свою просветительскую деятельность, преподаёт, читает доклады, пишет книги, делает переводы с греческого, в частности, им был сделан первый перевод на французский язык знаменитой Лествицы св. Иоанна Лествичника и православной Псалтири по тексту Семидесяти толковников. По состоянию здоровья о чащ тепер находится в большом, им же созданном, женском Покровском монастыре, насчитывающем более 20 монахинь. В его отсутствии мы были по-братски встречены иеромонахом Дионисием, показавшим нам весь монастырский комплекс и все подсобные здания, богатейшую библиотеку, трапезную, расписанную одной местной ученицей Ярослава Добрынина. По греческому афонскому обычаю, отец Дионисий угостил нас кофе и водой и подарил разные предметы, производимые монастырём.
Лион ещё дорог русским первой волны Белой эмиграции своим контрреволюционным прошлым. Широко известна контрреволюционная французская Вандея, которую Солженицын счёл долгом посетить на обратном пути в Россию, чтобы отдать дань рыцарскому подвигу этих старших братьев. Эпопея лионских контрреволюционеров не менее замечательна, хоть и менее известна. До сего дня на официальном гербе города, на красном фоне изображен в серебряном цвете могучий лев с когтями и высунутым языком, а на синем поле в верхней части щита изображены три золотые королевские лилии, напоминающие об этом монархическом прошлом города. Сегодня, конечно, не принято вспоминать роялистское восстание Лиона, тем не менее, есть одно место, насыщенное памятью об этом, куда мы и отправились во вторник 18-го. Недалеко от нашей русской церкви, среди садика, огороженного решёткой, стоит крестообразный массивный каменный храм с выбитой над входом надписью: «Во славу Божию - В память жертв осады Лиона - 1793». Храм этот не принадлежит ни Церкви, ни Мэрии, а Ассоциации потомков этих жертв. Встречают нас две монахини и священник, обслуживающий храм. Поражает нас внутренность церкви: если снять скамейки и поставить иконостас, – чисто православный русский храм! Так и тянет на молитву. Священник проводит нас в крипту, где собраны сотни черепов и костей, окружающих гробницу возглавителя восстания - генерала графа де Пресси. Почему столько черепов, – спрашиваем мы. Потому что, как правило, отрубливали головы, а тело выбрасывали в Рону ... Впечатление потрясающее. Как не почувствовать родство с нашими святыми Новомучениками! С октября 1793 по апрель 1794 гг. население Лиона с 150.000 жителей упало до 100.000. Треть города уничтожена за полгода! Наш гид-священник напомнил слова председателя Национального конвента: «На развалинах Лиона будет возвышаться колонна, свидетельствующая для будущих поколений о преступлениях и наказании роялистов со следующей надписью: "Лион восстал против свободы, Лиона больше нет".
От мучеников безбожной французской революции пошли мы к самым драгоценным местам истории Лиона – римским амфитеатрам, где были заточены, а затем даны на съедание львам дивные святые, Лионские Мученики, в 177 году. Входим в фурвьерский амфитеатр по длинной дороге округлённых годами каменных плит, идём по тем самым камням, по которым шли мученики … С левой стороны – Лугдунский (Лугдун - древнее название Лиона) театр Одеон, построенный при римском императоре Адриане. С правой стороны – ещё больший по размерам античный театр Фурвьера. Долго считалось, что именно здесь были казнены мученики, но потом оказалось, что они здесь были сперва собраны, а потом переведены в амфитеатр Трёх-Галлий, куда мы и отправились. Этот амфитеатр создан ещё раньше, в 19 году нашей эры, но с конца третьего века он больше не используется и со временем уходит в забвение. Только в начале XIX-го века начинают первые раскопки, которые далеко не идут. С годами большая часть амфитеатра была уничтожена, и только с 1956 года, под управлением видного учёного археолога Амабля Одэна, принято решение спасти то, что может быть спасено, и довести раскопки до конца. Работы тянулись около 25 лет и мало кого интересовали. Вот почему, когда в июне 1975 года приснопамятный протоиерей Александр Трубников, работая над книгой о Лионских Мучениках, обратился к Амаблю Одэну с просьбой разрешить нам отслужить молебен в амфитеатре, тот охотно отозвался, несмотря на то, что работы по раскопкам ещё не были закончены. Во главе с приснопамятным Архиепископом Антонием Женевским, с несколькими священниками и большой группой паломников, выслушав краткий доклад господина Одэна, сказавшего нам, в частности, что он очень тронут возможностью присутствовать на первом богослужении на святом месте, где мученики, во главе с 90-летним первым епископом Лиона - Пофином и юной 14-летней девицей Бландиной, подбадривающей своих братьев по вере, пролили свою кровь за Христа, нам было дано отслужить торжественный молебен.
Это событие было широко освещено в местной прессе, и несчастный Амабль Одэн был вызван к кардиналу, который ему сделал строгий выговор: как он посмел дать кому-то разрешение до того, как он сам там ещё не служил! На что, ничуть не смущённый учёный ответил, что вот уже четверть века он работает над этими раскопками и никто не интересуется его работами, а тут явились люди, проявившие живой христианский интерес к Мученикам и к его работам, и он рад был открыть им амфитеатр … С этого дня нет ни одного религиозного деятеля, приезжающего в Лион, начиная с Папы Римского, Архиепископа Кентерберийского и других, которого первым делом не повели бы помолиться в амфитеатр Трёх Галлий. А тем не менее мы были первыми!..
Вечером и в следующее утро мы с Владыкой Митрополитом Агафангелом, в братской дружеской атмосфере, отпраздновали память нашего покровителя святителя Николая. А в четверг, 20-го декабря, наш дорогой гость и Первоиерарх отбыл из Лиона. Немало ещё богатств в нашем городе, с которыми можно было бы его ознакомить. Но это теперь будет в следующий его к нам приезд!
Протодиакон Герман Иванов-Тринадцатый
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи