Юрий Солдатов: Разбойничий собор
Из Священного Писания нам известно о том, как вошло в мир зло: один из ангелов, поглощенный желанием, чтобы ему поклонялись, воспротивился Богу, ставши Сатаной – что значит «противник» другие ангелы примкнули к нему, ставши демонами. Их целью стало превращать все сотворенное Богом добро во зло. После сотворения Богом людей, Сатане удалось соблазнить их на непослушание, за что в наказание люди были лишены райской жизни и изгнаны из рая. Но Господь не отказался от любви к человеку и всячески всегда заботится о нем.
В январе этого года сразу, после того как православные христиане отпраздновали праздник Рождества Христова в штате Нью-Йорк в частном имении «Моунтен Вью» (вид на горы) собрались духовные лица и миряне, введенные в заблуждение тем, что будто бы в РПЦЗ, происходят канонические и дисциплинарные непорядки. Собравшиеся, назвали собрание громким именем: «Всезарубежным Собором» и пригласили на него не только духовных лиц и мирян РПЦЗ, но также и не принадлежавших к Церкви, включая духовных лиц из Московской Патриархии и сектантов. Организаторы лукаво объявили что «нужно спасать Церковь» от захвативших власть управления Митрополитом Агафангелом и членов Синода. Ими были сделаны многочисленные безосновательные обвинения, как, например, что Владыка Митрополит ввел допущение рукоположения второбрачных в духовный сан.
В прошлом некоторые члены Синода РПЦЗ до того как произошло объединение части Церкви с МП, считали что второбрачные, ставши монашествующими, после своего пребывания не менее чем шести месяцев на Афоне, покаявшись, могут быть прощены за грех, и быть рукоположены в сан иеромонаха. Так что рукоположение второбрачных, было введено в Синоде уже при Митрополите Филарете задолго, до того как Митрополит Агафангел стал членом РПЦЗ. Допуская такое рукоположение, Архиереи РПЦЗ считали, что лучше сделать это, чем закрывать приход и терять при этом верующих.
Легко также отбросить другие обвинения Митрополиту как не обоснованные и не будем их разбирать. Но коснемся одного из них. Митрополита обвиняют в том, что он вмешивается в дела других епархий и даже приходов. Обвиняющие, не представляют себе того, насколько Владыка Агафангел добр и внимателен к духовенству и мирянам РПЦЗ. Они должны бы быть благодарны Богу и его Высокопреосвященству за оказываемое им внимание и любовь. Он принимал участие в хиротонии Архиереев и рукоположении большинства священников, которые давали обещание верности Учению Христа и подчинения Синоду РПЦЗ. Теперь кажется что об обещании верности и послушании собравшиеся на «Собор» забыли.
Поскольку многие духовные лица и миряне помнят советские преследования религии, когда духовных лиц ссылали и даже расстреливали, то в те прежние времена, как духовенство, так и миряне скрывали о своей принадлежности к Церкви. Не скрывалось от властей и окружения духовенство, состоявшее в патриархии. По этой причине некоторые духовные лица и миряне и после разделения СССР на республики продолжали свою привычную жизнь как при власти советов. Монашествующие продолжали жить с родственниками, ходили на службу или работу на предприятии, как и другие люди. Приходя, домой они читали газеты, смотрели телевидение, оправдываясь, что нужно знать, что делается в миру. Их монашество заключалось в чтении утренних и вечерних молитв, неядении мясного и соблюдения постов. О монашеских правилах они мало знали, так как их еще этому не научили. Винить их не следует, они делают то, к чему привыкли во время правления страной коммунистической властью. Поэтому Владыке Агафангелу часто приходилось исправлять делаемые ошибки, учить духовных лиц и мирян. Ведь представьте себе: каждый человек должен будет дать на Страшном Суде отчет за свои дела, священник за себя, семью и своих прихожан которых он должен был учить, а Архиерею нужно будет ответ держать за всех своих духовных лиц и мирян. Это большая ответственность! Поэтому, видя непорядки, знающий более других духовных лиц, о канонах и церковной практике, Владыке Митрополиту Агафангелу приходилось вмешиваться и помогать в разных епархиях и приходах. Делал он это по своей обязанности и желанию вести души верующих по правильному пути к спасению их душ.
Собравшиеся на «Собор» вероятно, себе не представляют того, что они служат своими действиями к разладу той маленькой части РПЦЗ, которая сохранила свою независимость от МП, храня то что, было в Русской Церкви до и при Св. Патриархе Тихоне. Своими действиями против Митрополита и Синода они помогают в том, чего до сих пор не достигла для уничтожения Церкви сделать МП. Поэтому их собрание можем смело назвать как разбойническое – антицерковное. Владыка Митрополит и Синод РПЦЗ указало собравшимся на "Собор" на их ошибки и предложило, покаявшись в совершенном грехе подчиниться духовному начальству РПЦЗ.
Собравшиеся, выражали свое недовольство сделанными Митрополитом наказаниями. Мне вспоминаются некоторые происходившие наказания духовенства. В лагере Шлейсгайм около Мюнхена в 114 бараке, где я жил с родителями занимали также каждый по большой комнате: Митрополит Пантелеимон и Архиепископ Венедикт управлявшие во время Второй Мировой войны на территории занятой немецкими войсками Церковью в Белоруссии и на Украине. Владыка Венедикт учил меня читать по церковно-славянски, и я ему читал молитвы на сон грядущий. Часто я был в их комнатах, занимаясь перепиской различных их бумаг. Как-то раз, в моем присутствии Владыка Митрополит был не доволен и сделал выговор Архиепископу за то, что тот сделал какие-то распоряжения украинскому и белорусскому духовенству, не спросив на это прежде благословения. Митрополит за это наложил на Архиепископа епитимью, и тот попросил прощения за ошибку.
Помню, как было уже в Свято Троицком монастыре, когда Архиепископ Виталий (Максименко) наказал за оплошность архимандрита, заставив его класть поклоны. Также сделал и Архиепископ Аверкий, наказав одного Архимандрита, заставив его поклониться на коленях нескольким монашествующим и просить прощение. Помню как одного иеромонаха, Владыка наказал на целую неделю, посадив его на селедку и воду. Много таких воспоминаний, но духовенство обычно знало, что заслужило осуждение и принимало покорно наказания от начальства как заслуженное без протестов и угроз перехода в другую юрисдикцию.
Дабы окончить статью чем-то замечательным то расскажу о том что, будучи послан как послушание Владыкой Антонием (Граббе) в Иерусалим я пробыл там три месяца, проживая на Русских Раскопках которые были менее чем 100 метров от Храма Воскресения Христова, в котором находится Голгофа. Я часто ходил в этот храм для молитвы. В большинстве случаев перед входом в храм на скамеечке сидел старенький Митрополит Иерусалимской Патриархии, к которому я обращался дать мне благословение. Перед тем как меня благословить Владыка поднимал свои глаза к небу и произносил молитву: «Боже благодарю за то, что Ты даешь мне возможность, благословить Твоего слугу, помоги ему в добрых делах» после чего Владыка меня благословлял. Так дававшееся благословение Иерусалимским Митрополитом напоминает мне о том, как я видел, невнимательно благословение давалось клириками МП. Верующие подходили к священнику, который, благословляя их, даже на них не смотрел, стоя к ним боком смотря в сторону. А теперь, когда будет возможность, посмотрите с каким вниманием и любовью, дает благословение Владыка Митрополит Агафангел!
Г.М. Солдатов