РОССИИ
"Гордись! — тебе льстецы сказали. — "Земля с увенчанным челом, "Земля несокрушимой стали, "Полмира взявшая мечом! "Пределов нет твоим владеньям, "И, прихотей твоих раба, "Внимает гордым повеленьям "Тебе покорная судьба. "Красны степей твоих уборы, "И горы в небо уперлись, "И как моря твои озеры..."
Не верь, не слушай, не гордись!
Пусть рек твоих глубоки волны, Как волны синие морей, И недра гор алмазов полны, И хлебом пышен тук степей; Пусть пред твоим державным блеском Народы робко клонят взор И семь морей немолчным плеском Тебе поют хвалебный хор; Пусть далеко грозой кровавой Твои перуны пронеслись — Всей этой силой, этой славой Всем этим прахом не гордись!
Грозней тебя был Рим великой, Царь семихолмного хребта, Железных сил и воли дикой Осуществленная мечта; И нестерпим был огнь булата В руках алтайских дикарей; И вся зарылась в груды злата Царица западных морей. И что же Рим? и где монголы? И, скрыв в груди предсмертный стон, Кует бессильные крамолы, Дрожа над бездной, Альбион! Бесплоден всякой дух гордыни, Неверно злато, сталь хрупка. Но крепок ясный мир святыни, Сильна молящихся рука! И вот за то, что ты смиренна, Что в чувстве детской простоты, В молчаньи сердца сокровенна, Глагол Творца прияла ты, — Тебе Он дал свое призванье, Тебе Он светлый дал удел: Хранить для мира достоянье Высоких жертв и чистых дел; Хранить племен святое братство, Любви живительной сосуд, И веры пламенной богатство, И правду, и бескровный суд. Твое всё то, чем дух святится, В чем сердцу слышен глас небес, В чем жизнь грядущих дней таится, Начало славы и чудес!.. О, вспомни свой удел высокой! Былое в сердце воскреси И в нем сокрытого глубоко Ты духа жизни допроси! Внимай ему — и, все народы Обняв любовию своей, Скажи им таинство свободы, Сиянье веры им пролей! И станешь в славе ты чудесной Превыше всех земных сынов, Как этот синий свод небесный — Прозрачный Вышнего покров!
Осень 1839
РАСКАЯВШЕЙСЯ РОССИИ
Не в пьянстве похвальбы безумной, Не в пьянстве гордости слепой, Не в буйстве смеха, песни шумной, Не с звоном чаши круговой; Но в силе трезвенной смиренья И обновленной чистоты На дело грозного служенья В кровавый бой предстанешь ты.
О Русь моя! как муж разумный, Сурово совесть допросив, С душою светлой, многодумной, Идет на Божеский призыв, Так, исцелив болезнь порока Сознаньем, скорбью и стыдом, Пред миром станешь ты высоко, В сияньи новом и святом!
Иди! тебя зовут народы! И, совершив свой бранный пир, Даруй им дар святой свободы, Дай мысли жизнь, дай жизни мир! Иди! светла твоя дорога: В душе любовь, в деснице гром, Грозна, прекрасна, — ангел Бога С огнесверкающим челом!
3 апреля 1854
* * *
Вставайте! оковы распались, Проржавела старая цепь! Уж Нил и Ливан взволновались, Проснулась Сирийская степь!
Вставайте, славянские братья, Болгарин, и серб, и хорват! Скорее друг к другу в объятья, Скорей за отцовский булат!
Скажите: "Нам в старые годы В наследство Господь даровал И степи, и быстрые воды, И лес, и ущелия скал!"
Скажите: "Мы люди свободны, — Да будет свободна земля, И горы, и глуби подводны, И долы, и лес, и поля!
Мы вольны, мы к битве готовы, И подвиг наш честен и свят: Нам Бог разрывает оковы, Нам Бог закаляет булат!"
Смотрите, как мрак убегает, Как месяц двурогий угас! Смотрите, как небо сияет В торжественный утренний час!
Как ярки и радости полны Светила грядущих веков!.. Вскипите ж, славянские волны! Проснитеся, гнезда орлов!
1853
РОССИИ
Тебя призвал на брань святую, Тебя Господь наш полюбил, Тебе дал силу роковую, Да сокрушишь ты волю злую Слепых, безумных, буйных сил.
Вставай, страна моя родная, За братьев! Бог тебя зовет Чрез волны гневного Дуная, Туда, где, землю огибая, Шумят струи Эгейских вод.
Но помни: быть орудьем Бога Земным созданьям тяжело. Своих рабов Он судит строго, А на тебя, увы! как много Грехов ужасных налегло!
В судах черна неправдой черной И игом рабства клеймена; Безбожной лести, лжи тлетворной, И лени мертвой и позорной, И всякой мерзости полна!
О, недостойная избранья, Ты избрана! Скорей омой Себя водою покаянья, Да гром двойного наказанья Не грянет над твоей главой!
С душой коленопреклоненной, С главой, лежащею в пыли, Молись молитвою смиренной И раны совести растленной Елеем плача исцели!
И встань потом, верна призванью, И бросься в пыл кровавых сеч! Борись за братьев крепкой бранью, Держи стяг Божий крепкой дланью, Рази мечом — то Божий меч!
23 марта 1854
<В АЛЬБОМ В. В. ГАНКИ>
Когда-то я просил Бога об России и говорил:
Не дай ей рабского смиренья, Не дай ей гордости слепой И дух мертвящий, дух сомненья В ней духом жизни успокой.
Эта же молитва у меня для всех славян. Если не будет сомненья в нас, то будет успех. Сила в нас будет, только бы не забывалось братство. Что я это мог записать в книге вашей, будет мне всегда помниться как истинное счастие.
19 июня 1847 Прага
|
КИЕВ
Высоко передо мною Старый Киев над Днепром, Днепр сверкает под горою Переливным серебром.
Слава, Киев многовечный, Русской славы колыбель! Слава, Днепр наш быстротечный, Руси чистая купель!
Сладко песни раздалися, В небе тих вечерний звон: "Вы откуда собралися, Богомольцы, на поклон?"
— "Я оттуда, где струится Тихий Дон — краса степей". — "Я оттуда, где клубится Беспредельный Енисей!"
— "Край мой — теплый брег Эвксина!" — "Край мой — брег тех дальних стран, Где одна сплошная льдина Оковала океан".
"Дик и страшен верх Алтая, Вечен блеск его снегов, Там страна моя родная!" — "Мне отчизна — старый Псков".
— "Я от Ладоги холодной", — "Я от синих волн Невы", — "Я от Камы многоводной", — "Я от матушки Москвы".
Слава, Днепр, седые волны Слава, Киев, чудный град! Мрак пещер твоих безмолвный Краше царственных палат.
Знаем мы: в века былые, В древню ночь и мрак глубок, Над тобой блеснул России Солнца вечного восток.
И теперь из стран далеких, Из неведомых степей, От полночных рек глубоких — Полк молящихся детей —
Мы вокруг твоей святыни Все с любовью собраны... Братцы, где ж сыны Волыни? Галич, где твои сыны?
Горе, горе! их спалили Польши дикие костры; Их сманили, их пленили Польши шумные пиры.
Меч и лесть, обман и пламя Их похитили у нас; Их ведет чужое знамя, Ими правит чуждый глас.
Пробудися, Киев, снова! Падших чад своих зови! Сладок глас отца родного, Зов моленья и любви.
И отторженные дети, Лишь услышат твой призыв, Разорвав коварства сети, Знамя чуждое забыв,
Снова, как во время оно, Успокоиться придут На твое святое лоно, В твой родительский приют.
И вокруг знамен отчизны Потекут они толпой, К жизни духа, к духу жизни, Возрожденные тобой!
Ноябрь 1839
* * *
Не говорите: "То былое, То старина, то грех отцов, А наше племя молодое Не знает старых тех грехов". Нет! этот грех — он вечно с вами, Он в вас, он в жилах и крови, Он сросся с вашими сердцами — Сердцами, мертвыми к любви. Молитесь, кайтесь, к небу длани! За все грехи былых времен, За ваши каинские брани Еще с младенческих пелен; За слезы страшной той годины, Когда, враждой упоены, Вы звали чуждые дружины На гибель русской стороны; За рабство вековому плену, За робость пред мечом Литвы, За Новград и его измену, За двоедушие Москвы; За стыд и скорбь святой царицы, За узаконенный разврат, За грех царя-святоубийцы, За разоренный Новоград; За клевету на Годунова, За смерть и стыд его детей, За Тушино, за Ляпунова, За пьянство бешеных страстей; За слепоту, за злодеянья, За сон умов, за хлад сердец, За гордость темного незнанья, За плен народа; наконец, За то, что, полные томленья, В слепой терзания тоске, Пошли просить вы исцеленья Не у того, в его ж руке И блеск побед, и счастье мира, И огнь любви, и свет умов, Но у бездушного кумира, У мертвых и слепых богов, И, обуяв в чаду гордыни, Хмельные мудростью земной, Вы отреклись от всей святыни, От сердца стороны родной; За всё, за всякие страданья, За всякий попранный закон, За темные отцов деянья, За темный грех своих времен, За все беды родного края, — Пред бегом благости и сил Молитесь, плача и рыдая. Чтоб Он простил, чтоб Он простил!
1844
РУССКАЯ ПЕСНЯ
Гой красна земля Володимира! Много сел в тебе, городов больших, Много люду в тебе православного! В сини горы ты упираешься, Синим морем ты омываешься, Не боишься ты люта ворога, А боишься лишь гнева Божия. Гой красна земля Володимира! Послужили тебе мои прадеды, Миром-разумом успокоили, Города твои изукрасили, Люта ворога отодвинули. Помяни добром моих прадедов! Послужили тебе службу крепкую, Службу большую я служил тебе. От меня ль в степях мужички пошли, Мужички пошли, всё богатые. Знают чин свой, знают добычу, Братьев любят, Богу молятся. От меня ль в судах правда-суд пошли, Правда-суд пошли неподкупные, — Правда в слушанье, суд в видение! От меня ль пошла в целый мир молва, Что и синего неба не выглядеть, Что и синего моря не вычерпать: То красна земля Володимира, Полюбуйся ей — не насмотришься, Черпай разум в ней — не исчерпаешь. Ходит по небу солнце ясное, Греет, светит миру целому, Ночью теплятся звезды частые, А траве да песчинкам счету нет. По земле ходит слово Божие, Греет жизнию, светит радостью; Блещут главы церквей золоченые, А Господних слуг да молельщиков, Что травы в степях, что песку в морях.
Первая половина 1830-х годов (?)
|
Комментарии
Святая Русь
Где ты, кроткая, православная,
Наша матушка Русь широкая,
Меж сестёр славян сестра главная,
Светлокудрая, синеокая?
У тебя ли нет голубых морей,
Вековых лесов, поднебесных гор,
У тебя ли нет тучных нив-степей,
Городов и сёл, веселящих взор?
Что ж стоишь в углу, пригорюнилась,
В жалком ру́бище, Русь державная,
Бровью чёрною принахмурилась,
Обнищавшая и безславная?
Нет парчи цветной на твоих плечах,
Нет венца Царей на твоём челе,
Грусть-тоска глядят у тебя в очах,
Сор-бурьян порос на твоей земле.
И вещает Русь, Русь убогая:
«Люди добрые, чужестранные,
Велика моя скорбь, и много я
Претерпела мук в дни желанные!
Изменила я Царю-Батюшке,
На гульбу пошла, врагом званная,
Я поверила воле-татюшке,
Продалась жиду, окаянная!
С.С.Бехтеев
RSS лента комментариев этой записи