Архиепископ Антоний (Синкевич): О методах оживления церковно-приходской жизни и благочестия
Размышляя о способах оживления церковно-приходской жизни и благочестия, мы остро чувствуем, что в этом отношении у нас далеко не все благополучно. Необходимо пробудить, улучшить, оживить, обновить и изменить к лучшему наше теперешнее, проникнутое духом мира сего, внутреннее состояние.
Когда мы хотим улучшить неудотворительное положение в любой области, мы сравниваем это положение с тем, где оно поставлено лучше, ищем более успешных результатов и подражаем им. Где же мы можем найти пример и методы успешного улучшения в этой области? Мы находим их на примере святых и благочестивых христиан. Огромное большинство святых, как свидетельствует описание их жизни, независимо от их возраста, образования, общественного положения или от времени, в которое они жили, - достигли духовных успехов и святости при непременном условии внимательного чтения Слова Божия и писаний св. Отцов, что привлекло их к другим необходимым добродетелям молитвы, поста, воздержания, терпения и любви к Богу и ближним.
Вот что пишет об этом епископ Игнатий Брянчанинов, постоянно возвращаясь к этому предмету на протяжении своих творений.
«Что прежде всего поразило меня в писаниях отцов Православной Церкви? – это их согласие, согласие чудное, величественное... Какое учение нахожу в них? – Нахожу учение повторенное всеми отцами, учение – что единственный путь ко спасению, - неуклонное последование наставлениям святых отцов. “Видел ли ты”, говорят они,”кого-нибудь прельщенного лжеучением, погибшего от неправильного избрания подвигов – знай: он последовал себе, своему разуму, своим мнениям, а не учению отцов”, из которых составляется догматическое и нравственное предание Церкви...
Чтение отцов с полною ясностью убедило меня, что спасение в недрах Российской Церкви несомненно. Оно открыло мне, что сделал Христос для человечества, в чем состоит падение человека, почему необходим Искупитель, в чем заключается спасение, доставленное и доставляемое Искупителем. Оно твердило мне: должно развить, ощутить, и увидеть в себе спасение, без чего вера во Христа – мертва, а христианство – слово и наименование без осуществления его! Оно научило меня смотреть на вечность, как на вечность, пред которой ничтожна и тысячелетняя земная жизнь, не только наша, измеряемая каким - нибудь полустолетием. Оно научило меня, что жизнь земную должно проводить в приготовлении к вечности, как в преддверии приготовляются ко входу в великолепные царские чертоги. Оно показало мне, что все земные занятия, наслаждения, почести и преимущества – пустые игрушки, которыми играют и в которые проигрывают блаженство вечности взрослые дети.
Книги святых написаны все или по внушению, или под влиянием Святого Духа. Все они издают свет и благоухание Святого Духа. И эти то книги – свет лучей закатывающегося Солнца Правды, назначенный всеблагим Богом для освящения последних часов дня христианского. Кто отвергнет писания святых угодников Божиих, которые есть руководство Святого Духа, или только с хладностью и двоедушием будет руководиться Священным и святым Писанием, в котором одном учение Духа, - погибнет.
Предлагаю обратить внимание на ПРЕДАНИЕ или УСТАВ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА СОРСКОГО, жившего в 15-ом столетии. Преподобный Нил предлагает в руководство для новейших времен Священное Писание и писания святых Отцов.
Все святые аскетические писатели последних веков христианства утверждают, что, при общем оскудении Боговдухновенных наставников, изучение Священного Писания, преимущественно Нового Завета, и писаний отеческих, тщательное и неуклонное руководство ими есть единственный путь к духовному преуспеванию. Второе нравственное правило, предлагаемое преподобным Нилом заключается в частой, по возможности в ежедневной исповеди. Воспитанных по этим двум нравственным правилам, можно уподобить людям, пользующимся зрением, жизнью, а лишенных этого воспитания, - слепцам, мертвецам. Эти два правила, будучи введены в какое бы то ни было место, могут значительно изменить к лучшему и нравственное и духовное направление, - это доказано опытом, - не изменяя ничего по наружности. Признаю священным долгом моим сообщить мудрый совет, который я слышал от опытных, достойных уважения старцев. Они говорили и мирянам и монахам, искавшим искренно спасения: “В наше время, в которое так умножились соблазны, должно особенно внимать себе, не обращая внимания на жительство и дела ближних, и не осуждая соблазняющихся: потому что тлетворное действие соблазна удобно переходит от увлеченных соблазном на осуждающаго их.” Святые старцы советовали мирянам руководствоваться в жизни Евангелием и теми святыми отцами, которые написали наставления вообще для христиан. Руководствующийся Отеческими писаниями будет иметь возможность приобрести спасение: утратить его живущий по своей воле и по своему разуму, хотя бы он жил в глубочайшей пустыне.
По учению Отцов, жительство единственно приличествующее нашему времени, есть жительство под руководством Отеческих писаний. Отцы первых веков Церкви особенно советуют искать Боговдохновенного руководителя. Отцы, отделенные от времен Христовых тысячелетием, уже жалуются на редкость Боговдохновенных наставников. Отцы, близкие к нашему времени, называют Боговдохновенных руководителей достоянием древности и уже решительно завещают в руководство Священное и Святое Писание. Я желал быть под руководством наставника, но не привелось мне найти наставника, который бы вполне удовлетворил меня, был бы оживленным учением Отцов. Замечательно, что все духовные цветы и плоды возрасли в тех душах, которые возделали себя чтением Писания и святых Отцов, при вере и молитве, одушевленной смиренным, но могущественным покаянием. Где не было этого возделывания, там – бесплодие.
Преподобный Пахомий Великий, один из знаменитейших Отцов, знал наизусть святое Евангелие и вменял ученикам своим, по откровению Божию, в непременную обязанность выучить его (также и св. Псалтырь). Таким образом, Евангелие сопутствовало им повсюду, постоянно руководило их. И теперь, отчего бы христианским воспитателям не украсить памяти невинного дитяти Евангелием, чем засорять ее изучением Эзоповых басней и прочих ничтожностей.
Беседа и общество ближних очень действует на человека. Беседа и знакомство с ученым сообщает много сведений, с поэтом – много возвышенных мыслей и чувств, с путешественником – много познаний о странах, о нравах и обычаях народных. Очевидно: беседа и знакомство со святыми сообщает святость.
Изучая любой предмет, мы знакомимся с книгами по этому предмету специалистов, которые исследовали предмет, изучили, разобрали и проанализировали его. С помощью специалистов нам легче изучить предмет. Без них часто вообще предмета изучить нельзя. Специалисты по Христианству и христианской жизни по евангельскому учению – святые Отцы. Они исследовали христианство и с успехом применили его в своей жизни. Чтение Отцов поэтому необходимо христианину.” На этом мы заканчиваем выписки из творений епископа Игнатия Брянчанинова, в которых показано учение св. Отцов о двух главных условиях успеха в духовной жизни – чтение священного Писания и святых Отцов и по возможности частая исповедь. Успех этого метода епископ Игнатий доказал на опыте своей жизни. Именно, ему поручалось за послушание руководство четырьмя монастырями. Одним из них было архиерейское подворье с монашеским братством. Все эти монастыри были запущены до последней степени как в духовном, так и в материальном отношении. Братии почти не было, храмы и здания находились в плачевном, иногда в полуразрушенном состоянии. Один из этих монастырей был, по словам епископа Игнатия, местом, куда он никогда не хотел бы попасть из-за его убогого и запущенного духовного и внешнего состояния.
Во всех этих четырех местах епископ Игнатий применял указанные выше два правила. Результат был совершенно изумительный. Братство увеличивалось иногда в четырое раза, начинался большой приток богомольцев, приходили средства, на которые ремонтировались храмы и здания, а также воздвигались новые соборы, например, в одном из монастырей большой храм вмещал 600 человек, но это оказалось мало, и епископ Игнатий выстроил большой величественный собор. Монастыри эти были 1) Лопотовский Вологодской губернии, куда епископ Игнатий был назначен, имея только 25 лет от роду. Пробыл он там два года и оставил его в блестящем духовном и внешнем состоянии. 2)Сергиева пустынь возле Петербурга. Назначен был туда епископ Игнатий 27 - ми лет и пробыл в нем 25 лет. Третий монастырь (Архиерейское подворье) в Ставрополе Кавказском, пробыл в нем 3 года. Последний 4-й монастырь, в котором он и скончался 60 лет от роду, пробывши в нем 6 лет, был Николо-Бабаевский монастырь на Волге.
Не подлежит сомнению, что если бы любому настоятелю прихода нашей Церкви удалось заинтересовать и привлечь к чтению Слова Божия и святых Отцов своих прихожан, читая ли их в храме на каждой службе, устраивая ли собеседования с этой целью или посещая дома верующих с целью привлечения их к духовному чтению, результат был бы реальным и ощутительным.
По изъяснению святых Отцов (святого Касьяна Римлянина и блаженного Августина), слова Господней молитвы ХЛЕБ НАШ НАСУЩНЫЙ ДАЖДЬ НАМ ДНЕСЬ, означают необходимость принимать ежедневно духовную пищу (”насущный” эпиусион, т.е. выше всего существующего), которая есть св. Причастие и духовное чтение, при чем св. Евангелист Лука, приводя молитву Господню, выражается еще яснее: “Хлеб наш насущный подавай нам на каждый день” (Лк. 11, 3).
Св. Иоан Златоуст говорит, что кто не читает духовных книг ежедневно, не может спастись. Вот его слова: “Я всегда внушаю и не перестану внушать, чтобы вы не только в храме внимали тому, что говорится, но и дома постоянно занимались чтением божественных Писаний. Это я всегда внушал и тем, которые частным образом бывают вместе со мною. Никто пусть не говорит мне этих холодных и достойных всякого осуждения слов: я занимаюсь общественными делами, упражняюсь в ремесле, имею жену, воспитываю детей, управляю домом, я человек мирской: не мое дело читать Писания, но тех, которые отказались от мира. Нет, это – твое дело больше, чем их: потому что они не столько имеют нужду в помощи Божественных Писаний, сколько обращающиеся среди множества дел. Монахи, удалившись от смятений, наслаждаются великой безопастностью, а мы, волнующиеся как бы среди моря и впадающие во множество грехов, всегда нуждаемся в постоянном и непрерывном утешении от Писаний. Невозможно, невозможно спастись никому, кто не упражняется постоянно в духовном чтении: если же, получая каждый день раны, мы не будем упражняться постоянно в духовном чтении, то какая нам надежда на спасение? Станем собирать себе сокровище духовных книг. Даже один вид таких книг делает нас более воздержными от греха. Красота телесная часто возбуждает невоздержание, а красота душевная располагает самого Бога любить ее. Будем развивать эту красоту, ежедневно смывая всякую нечистоту чтением Писаний.” (Св. Иоанн Златоуст, т. 1, стр. 810-814; 615).
Бывает полезно спрашивать вообще, а особенно на исповеди прихожан, читают ли они духовные книги, и если не читают, спросить, имеют ли они время питать тело пищей. Тогда, поняв, насколько питание души важнее, они признают, что безответны и обещают начать читать.
Вообще в св. Библии сказано более ста раз о необходимости духовного чтения.
Св. Праведный Иоанн Кронштадтский сказал о чтении Евангелия и св. Отцов: “Благоговей перед каждым словом, перед каждой мыслью Слова Божия и писаний св. Отцов, потому что все это – дыхание и слова Святого Духа, это Сам ДУХ Святый, ходатайствующий о нас и через нас воздыхании неизглаголенными. Слово благодатное – писания св. Отцов, особенно же слово Самого Ипостасного Слова – истинно вода живая: вода оживляет тело, и слово благодатное оживляет, проникает миром и радостью в душу или умилением и сокрушением о грехах” (св. Праведный Иоанн Кронштадтский, Моя Жизнь во Христе, стр. 16 и 56).
О необходимости духовного чтения говорит также св. Василий Великий. Епископ Игнатий Брянчанинов, в главе о необходимости чтения Евангелия и отеческих писаний (5-й том) пишет: “При чтении Евангелистов, должно читать и Благовестник, то есть, объяснение Евангелия блаженным Феофилактом, архиепископом болгарским. Чтение Благовестника необходимо: оно способствует правильному пониманию Евангелия и, следовательно, точнейшему исполнению его”. Следует обратить внимание, что епископ Игнатий, исключительно хорошо знавший св. Отцов, указал не на другие толкования, а именно на Блаженного Феофилакта, который ныне переиздан епархией Австралийской в Сиднее.
Необходимо сказать, что в настоящее время, главным образом трудами нашего Троицкого монастыря, переиздано почти все лучшее из духовного чтения, что было в православной России до революции. Это, вместе с изданиями Харастея в Италии и типографией Владыки Архиепископа Виталия в Канаде составляет десятки тысяч страниц, т.е. количество, достаточное для чтения всей жизни. За это им следует величайшая благодароность и награда от Бога, а нам необходимо пользоваться этим богатством, без которого, как мы видели, нет спасения, а с ним и пользуясь им можно возродить душу и всю нашу жизнь.