Митрополит Антоний: Былъ ли Христосъ Спаситель космополитомъ или нацiональнымъ патріотомъ?
Пятнадцать лѣтъ тому назадъ и болѣе вопросъ этотъ разрѣшался вполнѣ увѣренно въ первомъ смыслѣ и самоувѣренный толкователь Евангелія гр. Толстой, не только въ отношеніи лично ко Христу, но и для всѣхъ послѣдователей евангелія почиталъ патріотизмъ чувствомъ совершенно недостойнымъ христіанина и одною изъ главнѣйшихъ „пяти заповѣдей Христа" онъ признавалъ ,,не: дѣлать никакой разницы между своимъ народомъ и чужимъ", а слова Спасителя: „любите враги ваша и проч." (Матѳ. 5, 44) относилъ вопреки всякой логикѣ, къ врагамъ политическимъ, а не личнымъ, хотя дальнѣйшія слова этого евангельскаго стиха совершенно ясно говорятъ о личныхъ, а не политическихъ отношеніяхъ и притомъ между частными людьми; но Толстой, столь ошибочно почитаемый проповѣдникомъ любви, такъ же настойчиво заявлялъ, что любовь къ личнымъ врагамъ невозможна: она будто-бы выше человѣческихъ силъ. — Однако, самый очевидный парадоксь, направленный противъ религіи и церкви, всегда пріобрѣтаетъ единомышленниковъ, точнѣе — единобезсмысленниковъ, и въ нашей Государственной Думѣ Толстовскій парадоксъ господствовалъ вплоть до 1908—1909 г.г., когда вдругъ съ чьей-то легкой руки выдвинулся принципъ націонализма, нисколько не стѣснявшійся (въ лицѣ, напримѣръ. Меньшикова) прибавлять къ своему девизу слово: зоологическій или животный (патріотизмъ).
Трудно сказать, что болѣе отвратительно, болѣе враждебно ученію Христову — нигилистическій ли космополитизмъ или безъидейный шовинизмъ; но въ настоящіе печальные дни племена Европы охватываются то однимъ, то другимъ безуміемъ, причемъ, какъ это принято модой послѣднихъ двухъ вѣковъ, невѣрующіе въ Бога пропагандисты всякихъ лжеученій пытаются и Господа Іисуса Христа представить своимъ единомышленникомъ по всякому выдвинутому вопросу. Правда, въ данномъ спорѣ шовинистовъ и космополитовъ обыкновенно только послѣдніе ссылаются на Спасителя, ибо изъ Евангелія ясно, что Господь сталъ жертвой еврейскаго шовинизма; но къ нимъ совсѣмъ не кстати подоспѣла непрошенная медвѣжья подмога отъ антисемитовъ, дошедшихъ до безумныхъ заявленій, будто Спаситель даже не былъ евреемъ по плоти; въ этомъ конечно сказывается ихъ полное невѣріе ни въ Его Божество, ни въ истинностъ евангельскихъ повѣствованій, ни посланій апостольскихъ. Они знать не хотятъ, точнѣе — надѣются, что ихъ, читатели не вспомнятъ, что и въ евангеліи отъ Матфея, и въ евангеліи оть Луки излагается вся родословная Іисуса Христа, у перваго оть Авраама, а у второго отъ Адама, что евангелисгъ Лука прямо заявляетъ о происхожденіи и Пречистой Дѣвы и Iосифа Обручника изъ колѣна Іудина (2,3); въ другомъ евангеліи Іосифъ Обручникъ устами Ангела называется сыномъ Давидовымъ (Матѳ. 1, 20). Впрочемъ перечислять всѣ изреченія Евангелія, Посланій, Дѣяній и Апокалипсиса, свидѣтельствующихъ о происхожденіи Богочеловѣка отъ еврейскихъ предковъ — конечно не будемъ: приведемъ только слова Апостола Павла, котораго антисемиты считаютъ по-преимуществу своимъ единомышленникомъ. Онъ пишетъ къ Евреямъ: „извѣстно, что отъ колѣна Іудова возсіялъ Господь" (7, 14) и къ Тимоѳею: „поминай Господа Іисуса Христа изъ сѣмени Давидова" и пр. (2 Тим. 2, 8).
Зачѣмъ же понадобилось глупымъ людямъ идти противъ явной истины? Послѣдняя выходка въ этомъ смыслѣ допущена (послѣ прежнихъ нелѣпыхъ статей Меньшикова, Драгомирова и др., ссылавшихся на полоумнаго англичанина Чемберлена) анонимнымъ авторомъ въ журнальчикѣ „Трибуна", издаваемомъ въ Мюнхенѣ.
Думаю, что не одно невѣжество въ Священной Исторіи и въ Священномъ Писаніи является причиной нелѣпаго утвержденія, будто Спаситель не былъ евреемъ по человѣческому происхожденію; болѣе вѣроятно, что, авторъ сей, какъ и прежніе отрицатели еврейскаго происхожденія Господа Іисуса, имѣли тайной цѣлью отрицать достовѣрность евангельскихъ и всѣхъ вообще библейскихъ повѣствованій, отрицать Божество Христово и подъ видомъ антисемитизма проповѣдуютъ на самомъ дѣлѣ просто атеизмъ, который особенно гибеленъ, когда распространяется подъ прикрытіемъ патріотизма, т. е. посредствомъ провокаціи.
Среди отрицателей патріотизма для послѣдователей Христовыхъ чаще можно встрѣтить искренность и наивную убѣжденность, основанную конечно на томъ же невѣжествѣ въ словѣ Божіемъ, на томъ же легковѣріи ко всякимъ философствующимъ шантажистамъ, которое, увы, такъ свойственно нашимъ соотечественникамъ вообще и особенно, когда начинается рѣчь о чемъ бы то ни было, касающемся религіи и св. Библіи. Кстати упомянемъ о томъ, что три четверти русской интеллигенціи даже не знають, какія книги называются Библіей, и увѣрены, что это наименованіе относится только къ книгамъ Ветхаго Завѣта, а если имъ пояснишь и покажешь, что и Евангеліе, и Дѣяніе, и Послания представляютъ особую часть Библіи, то на вась вылупятъ удивленные глаза, а на другой день опять зто забудутъ и возвратятся къ прежнему заблужденію. Увы, магометане несравненно лучше знаютъ свои священныя книги, чѣмъ, современные русскіе христіане, большинство которыхъ, никогда и не разгибало Св. Библіи, а читають только романы. Впрочемъ и среди вѣрущихъ, и молящихся Богу встрѣчаются люди, убѣжденные въ томъ, будто патріотизмъ противорѣчитъ Евангелію, будто истинный христіанинъ не можетъ быть патріотомъ потому что Спаситель и самъ любилъ всѣхъ людей и Своимъ послѣдователямъ завѣщалъ поступать такъ же, т. е. не различать своихъ и чужихъ.
Обращая теперь свою мысль къ личности Господа Іисуса Христа, будемъ ставить вопросы въ порядкѣ постепенности.
I. Признавалъ ли Господь за Своимъ народомъ какое-либо преимущество предъ Богомъ сравнительно сь прочими народами, или ставилъ его въ совершенно одинаковое положеніе съ послѣдними?
Конечно, Господь признавалъ и высоко цѣнилъ то первенствующее значеніе Израиля въ царствѣ Божіемъ, которое осталось бы за нимъ, если бы онъ не отвергся отъ своего призванія, еслибъ не отвергъ призываюшаго Христа.
Вотъ Его слова къ самарянкѣ: „вы не знаете чему кланяетесь, а мы знаемъ чему кланяемся: ибо спасеніе отъ іудеевъ" (Іоан. 4, 22).
Спаситель признавалъ Іерусалимъ городомъ Великаго Царя (Матѳ. 5, 35), храмъ — жилищемъ Божіимъ, которое освящаетъ собою и все внесенное въ него (Матѳ. 23, 17—21); народъ Израильскій и земля его — возлюбленный Божій виноградникъ, столь тщательно устроенный и насажденный его предвѣчнымъ Виноградаремъ, согласно пророчественной пѣсни Исаіи (Ис.5, I—7, ср. Матѳ. 21,33—41). Іудеи по слову Господню до своего изверженія имѣютъ особенное право на чудодѣйственное милосердіе Божіе: „Сію же дочь Авраама, которую связалъ сатана, вотъ уже 18 лѣтъ, не слѣдовало ли освободить отъ узъ ея въ день субботній?" (Лук. 13, 16). Покаявшемуся Закхею Господь сказалъ: „нынѣ пришло спасеніе дому сему, потому что и онъ сынъ Авраама" (Лук. 19, 9). Напротивъ, язычникамъ Господь удѣлялъ только какъ бы избытокъ своей чудотворной силы, да и то либо по ходатайству сопровождаюшихъ Его, либо по настойчивой мольбѣ учениковъ своихъ, и притомъ по признаніи тѣми язычниками своего недостоинства; таково было исцѣленіе слуги сотника „Господи, нѣсть достоинъ, да внидеши подъ кровъ мой, но рцы токмо слово и исцѣлѣетъ отрокъ мой" (Матѳ. 8, 5—12; Лук. 7, 1—10), о которомъ Христу сказали: „онъ любитъ народъ нашъ и построилъ намъ синагогу", к исцѣленіе дочери Хананеянки, которая слова Господни „нѣсмь посланъ, токмо ко овцамъ погибшимъ дома Израилева" и: „не хорошо взять хлѣбъ у дѣтей и бросить псамъ", отвѣтила: „такъ, Господи, но и псы ѣдятъ крохи, которыя падаютъ со стола господъ ихъ" (Матѳ. 15, 22—28). Тогда только Господь отвѣтилъ ей: „за это слово, пойди, бѣсъ вышелъ изъ дочери твоей" (Матѳ. 7, 29). Наконецъ, посылая апостоловъ на проповѣдь, Господь имъ завѣщалъ: „на путь къ язычникамъ не ходите, ивъ городъ Самарянскій не входите. А идите наипаче къ погибшимъ овцамъ дома Израилева" (Матѳ. 10, 5—6). Только по отверженіи Израиля (Матѳ. 23, 38—39) и по воскресеніи Своемъ изъ мертвыхъ Спаситель говорилъ апостоламъ: „шедше, научите вся языки, крестяще ихъ во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа". Однако, и послѣ сего апостолы недоумѣвали, можно ли имъ проповѣдывать язычникамъ, и для убѣжденія ихъ къ этомъ, Господь показалъ Петру особенное видѣніе въ Iоппіи и особымъ повелѣніемъ съ неба приказалъ ему идти въ домъ Корнилія сотника и проповѣдывать тамъ св. вѣру" Дѣян. 10).
Спрашивается, когда же окончились всѣ преимушества іудеевъ и когда всѣ народы получили равныя съ ними права въ Царствіи Божіемъ? Конечно, это было дѣломъ не одного момента, но и очень недолгаго времени. Проклятіе Христомъ безплодной смоковницы (Марк. 11, 13) только на одинъ день предупредило Его грозный приговоръ своему народу: „отнимется отъ васъ Царствіе Божіе и дано будетъ народу, приносящему плоды его" (Матѳ. 21, 43). Впрочемъ, такой приговоръ іудеи сами себѣ провозгласили всѣмъ народомъ: „кровь Его на насъ и на дѣтяхъ нашихъ". Тогда, продолжаетъ Евангелистъ: (Пилатъ) „отпустилъ имъ Варавву, а Іисуса, бивъ, предалъ на распятіе" (Матѳ. 27, 25—26).
Это отверженіе іудейскаго общества было запечатлѣно отъ Бога чудеснымъ раздраніемъ храмовой завѣсы въ минуту Христова преставленія. Послѣ сего событія іудейское богослуженіе продолжалось въ Іерусалимскомъ храмѣ еще 34 года, но оно было уже безблагодатнымъ, ложнымъ какъ идолослуженіе язычниковъ.
II. Мы привели слова Христовы о преимуществахъ іудеевъ передъ лицемъ Божіимъ сравнительно съ прочими народами и вѣрами.
Теперь приведемъ тѣ изрѣченія, по которымъ можно видѣть, что Господь Іисусъ Христосъ не только признавалъ это преимущество, но и любилъ свой народъ преимущественно предъ прочими, какъ ученика своего Іоанна любилъ преимущественно предъ прочими апостолами.
Вотъ слова Господни, показывающія Его сердечную привязанность не только къ племени іудейскому, но и къ городу ихъ и къ землѣ ихъ. Когда народъ столицы и собравшіеся изъ всей страны паломники прозрѣли на краткое время и привѣтствовали Спасителя, какъ посланника небесъ и своего царя, то что произошло? Іисусъ Христосъ, когда приблизился къ городу, то, смотря на него, заплакалъ о немъ и сказалъ: „о если бы и ты хотя въ сей твой день узналъ, что служитъ къ миру твоему. Но сіе сокрыто нынѣ отъ глазъ твоихъ: Ибо придутъ дни, когда враги твои обложатъ тебя окопами, и окружатъ тебя, и стѣснятъ тебя отовсюду. И разорятъ тебя, и побьютъ дѣтей твоихъ въ тебѣ и не оставятъ въ тебѣ камня на камнѣ, за то, что ты не узналъ времени посѣшенія твоего" (Лук. 19, 41—44).
Черезъ нѣсколько дней любовь Христова къ избранному народу выразилась снова въ умилительномъ и скорбно-нѣжномъ восклицаніи: „Іерусалимъ, Іерусалимъ, избивающій пророковъ и камнями побивающій посланныхъ къ тебѣ! Сколько разъ хотѣлъ Я собрать чадъ твоихъ, какъ птица собираетъ птенцовъ своихъ подъ крылья, и вы не захотѣли" (Матѳ. 23, 37). Господь любилъ свой народъ, любилъ его святыни. По изгнаніи Имъ торгующихъ изъ храма ученики Его вспомнили, что написано: „ревность (жалость) по домѣ Твоемъ снѣдаетъ Меня" (Іоан. 2, 16—17, ср. Матѳ. 21, 13).
Однако, кто же осмѣлится опровергать и ту истину, что Спаситель любилъ всѣ народы и что на Немъ сбылось пророчество Прав. Симеона: Свѣтъ во откровеніе языкомъ и славу людей Твоихъ (народа Твоего) Израиля. О томъ же говорятъ притчи Господни: о Милосердномъ Самарянинѣ, о Блудномъ Сынѣ, о Богатомъ и Лазарѣ и другія.
III.Поверхностные читатели Библіи видятъ въ этой общечеловѣческой любви Спасителя контрастъ съ Ветхимъ Завѣтомъ, не зная, что обѣтованіе такого единенія со всѣмъ міромь въ Богѣ было дано еще Аврааму и другимъ пророкамъ, слѣдовательно задолго до Христа и до Симеона Богопріимца. Аврааму Господь сказалъ: „благословятся въ тебѣ всѣ пленена земныя" (Быт. 12, 3); то же обѣтованіе Господь повторилъ и Исааку (Быт. 26, 4). Когда Господь подтвердилъ вторично такое обѣтованіе Аврааму (18, 19), то указалъ и условіе сей великой чести: „отъ Авраама точно произойдетъ народъ великій и сильный и благословятся въ немъ всѣ народы земли. Ибо Я избралъ его для того, чтобы онъ заповѣдалъ сынанъ своимъ и дому своему ходить путемъ Господнимъ, творя правду и судъ". — Къ сожалѣнію, это классическое мѣсто Библіи читатели обыкновенно упускаютъ изъ вниманія, хотя именно въ немъ указана причина предпочтенія избраннаго народа. Однако, это предпочтеніе еще ветхозавѣтными праведными разумѣлось не какъ цѣль, а какъ средство для просвѣщенія и приведенія къ Богу всѣхъ народовъ. Нѣкоторыя изъ подобныхъ предсказаній пророковъ Исаіи и Осіи приводилъ Апостолъ Павелъ въ посланіи къ Римлянамъ (9, 25 и 10, 10, 20).
Пророкъ Исаія и кромѣ указанныхъ Апостоломъ мѣстъ возвращается къ мысли о томъ, что Господь соединитъ поклонниковъ отъ всѣхъ народовь въ храмѣ истиннаго Бога (60, 1; 65, 1 и др.). Его же пророчество, общее съ Михеемъ „пойдутъ многіе народы (къ горѣ Іерусалимской) и скажутъ: пріидите и взойдемъ на гору Господню, въ домъ Бога Iаковлева, и Онъ научитъ насъ Своимъ путямъ и мы пойдемъ по стезямь Его, потому что отъ Сіона выйдетъ законъ и изъ Іерусалима слово Господне" (Ис. 2, 3; Мих. 4, 1).
Тотъ же пророкъ Исаія со всею ясностью говоритъ опредѣленно объ язычникахъ: „къ корню Іесееву, который станетъ, какъ знамя для народовъ, обратятся язычники и покой его будетъ славою" (11, 10). Эти слова также приводилъ Апостолъ Павелъ въ 15-й гл. къ Римлянамъ (ст. 12); но и Исаія имѣетъ еще болѣе смѣлое пророчество о примиреніи народовъ въ Богѣ. Извѣстно, что самою богоборною страною, страною отверженія, дружба съ которою вмѣнялась царямъ израильскимъ, да и всѣмъ іудеямъ въ особенно тяжкій грѣхъ, считался Египетъ, а затѣмъ Ассирія съ Вавилономъ; однако и имъ обѣщано примиреніе съ Богомъ, съ народомъ Его. Египтяне некогда „воззовутъ къ Господу по причинѣ притѣснителей, и Онъ пошлетъ имъ спасителя и заступника и избавитъ ихъ, и Господь явитъ Себя въ Египтѣ, и Египтяне въ тотъ день познаюгь Господа и принесутъ жертвы и дары, и дадутъ обѣты Господу и исполнятъ ихъ" и т. д. и „Египтяне вмѣстѣ съ Ассиріянами будутъ служить Господу. Въ тотъ день Израиль будетъ третьимъ съ Египтомъ и Ассиріей; благословеніе будетъ посреди земли, которую благословитъ Господь Саваоѳъ, говоря: благословенъ народъ Мой Египтяне и дѣло рукъ Моихъ Ассиріяне и наслѣдіе Мое Израиль" (19, 20—25).
Какимъ образомъ сбылось это пророчество? Оно вполнѣ сбылось въ вѣка наивысшаго процвѣтанія нашей вѣры, христіанскаго вѣдѣнія и ангельскаго житія учителей подвижничества въ Египтѣ, Палестинѣ, Сиріи и Ассиріи въ 4-мъ и 5-мъ вѣкахъ, установившихъ на вѣки главнѣйшіе пути духовнаго совершенства, служащіе и понынѣ руководствомъ для молитвы, для разумѣнія Евангелія и для борьбы со страстями. Высшіе Свѣтильники Церкви, т. е. Восточные Патріархи и теперь стоятъ въ такомъ порядкѣ — Александрійскій, Антіохійскій и Іерусалимскій.
Итакъ Христосъ Спаситель въ своей всемірной любви къ людямъ, какъ впрочемъ и въ большинствѣ Своихъ дѣяній и ученій, былъ не исключеніемъ изъ іудейства, но послѣдователемъ лучшихъ началъ ветхозавѣтнаго ученія, которое исповѣдывали патріархи и пророки израильскіе, и если ихъ потомки, погрязшіе въ шовинизмѣ, возненавидѣли Господа за это, то они въ равной степени были виноваты какъ противъ Него, такъ и противъ пророковъ, по слову Христову: „да пріидетъ на васъ вся кровь праведная, пролитая на землѣ, отъ крови Авеля праведнаго до крови Захаріи, сына Варахіина, котораго вы убили между храмомъ и жертвенникомъ" (Матѳ. 23, 35).
IV. Теперь намъ остается освѣтить самый важный вопрось — въ какомъ сочетаніи совмѣщались въ Христовомъ сердцѣ симпатіи, т. е. сострадательная любовь, патріотическія и общечеловѣческія? При теоретической постановкѣ вопросъ этотъ гораздо труднѣе, чѣмъ онъ разрѣшался всегда въ живой дѣйствительности. Христу Спасителю не приходилось дѣлать выбора между этими симпатіями. Его предостерегающія слова къ Хананеянкѣ имѣли характеръ педагогіческій, а чудесное исцѣленіе ея дочери конечно не шло въ ушербъ Израилю, какь и кормленіе низшихъ существъ въ богатой семьѣ не идетъ въ ущербъ хозяйскимъ дѣтямъ, согласно словамъ той же Хананеянки. Такъ было до отверженія Богомъ Израиля, а затѣмъ послѣдній совершенно сравнялся по своимъ правамъ въ очахъ Божіихъ съ прочими народами, не познавшими Христа. Подробно о семъ пишетъ Апостолъ Павелъ въ посланіи къ Римлянамъ гл. 2 и 3, 9, 10, 11; также въ посланіи къ Галатамъ; касается сего предмета и Апокалипсисъ Іоанна Богослова.
Исчерпывающаго отвѣта для каждаго изъ насъ не даетъ въ этомъ дѣлѣ Христосъ Спаситель, ибо у насъ нѣтъ безконечной чудотворной силы благодѣяній, которой хватило бы для всѣхъ. Съ другой стороны Спаситель не призывался къ участію въ международной борьбѣ и тѣмъ менѣе къ войнѣ, которая представляется особенно рѣзкимъ предпочтеніемъ своего народа предъ вражескимъ. Намъ остается разслѣдовать, какъ Онъ представлялъ въ Своемъ умѣ и сердцѣ нормальный ходъ отношеній Израиля къ иноплеменникамъ въ Своемъ царствѣ, если бы оно не было отвергнуто іудеями. Да ивообще, допускалъ ли Онъ устроеніе не только молящейся общины, но и реальнаго царства изъ Своихъ послѣдователей вопреки Л. Толстому, который и теоретически, и въ своей сказкѣ: „Иванъ Дуракъ", отрицаетъ всякое національное объединеніе?
Въ противовѣсъ Толстовскому заблужденію приведемъ наши разъясненія изъ недавней нашей брошюры: „Христосъ Спаситель и еврейская революція" и спросимъ: „вполнѣ ли Господъ отрицалъ мысль о царствѣ еврейскаго племени, какъ царствѣ праведныхъ, къ которому, согласно Исаіи и Михею, добровольно, а не въ качествѣ покоренныхъ оружіемъ, присоединятся прочіе народы, взыскаюшіе Бога и праведной жизни" (Ис. 2, 15 и Мих. 4, I7). Въ этихъ пррочествахъ образы чисто евангельскіе: свободное объединеніе народовъ около Сіона, судъ Божій надъ всѣми племенами, но судъ не карательный, а учительный и примиряющій, послѣдствіемъ котораго будетъ прекращеніе войнъ, мирный земледѣльческій трудъ и наученіе закону Божію и праведной жизни.
Господь не отрицался отъ іудейскаго народа даже, какъ племени, если бы оно не противилось своему призванію, какъ пояснено въ притчѣ о злыхъ виноградаряхъ. Онъ не отрицался отъ званія царя іудейскаго, но разумѣлъ его именно въ томъ смыслѣ, какъ Исаія, Михей и Захарія (вшествіе Его на осляти). Вотъ почему Онъ и Пилату не говорилъ прямо: я, пожалуй, царь, но: „царство мое не отсюда" (Іоан. 19, 36). Онъ Царь, но безоружный, сидяшій на жребяти осли (Матѳ. 21, 4, 5), окруженный радостною толпою свободныхъ поклонниковъ.
Что было бы, если бы Израиль принялъ Спасителя? Было бы конечно почти то же, что было въ христіанско-еврейской общинѣ первыхъ главъ книги Дѣяній. Было бы царство не отъ міра, т. е. безъ оружія и угнетенія, царство любви съ Царемъ Славы, царство, за благополучіе котораго пекся бы Самъ Господь, чудесною силою оградившій дисциплину первоначальной Церкви, казнивъ чудесно ея нарушителей Ананію и Сапфиру, послѣ чего „великій страхь обьялъ всю Церковь и всѣхъ слышавшихъ зто... и изъ постороннихъ же никто не смѣль пристать кь нимь, а народь прославляль ихь", т. е. увѣровавшихъ во Христа (5, 11 -13).
Еслибъ сами іудеи не разогнали Церкви, еслибъ не отвергли Христа, то Его всемірное царство было бы въ Iерусалимѣ и вѣроятно съ еврейскою рѣчью и книгами. Но евреи отвергли и самого Христа, и Его святую дружину и вторично оказались богоборцами по словамъ Гамаліила (Дѣян. 5, 33), а Церковь Свою Господь обрекъ на многовѣковое мученичество и борьбу.
Но, если Господь принялъ неправедную казнь отъ еврейскихъ шовинистовъ-революціонеровъ, то казнь эта была неправедна вдвойнѣ, потому, что Спаситель былъ тоже іудейскимъ патріотомъ и Его ученіе не исключаетъ преимущественной любви къ отечеству и своему народу, но велитъ соединять ее съ любовью ко всему человѣчеству и съ ревностью о всеобщемъ спасеніи, какъ Онъ пояснилъ женѣ Самарянской (Іоан. 4, 21—23).
Въ бесѣдѣ съ Самарянкой Спаситель пояснилъ, что іудеямъ надлежитъ просвѣтить весь міръ Его проповѣдью и всѣхъ собрать воедино. Это и совершили Его избранники, св. Апостолы, которые всѣ были евреями.
V. Отъ высокаго примѣра воплотившагося Бога обратимся къ нашей человѣческой жизни. У кого Вы найдете больше общечеловѣческой любви; у космополитовъ, или у патріотовъ, напримѣръ, славянофиловъ? Конечно у послѣднихъ. Кто любилъ кого нибудь, на свѣтѣ, тому легче любить всѣхъ, а кто отрицаетъ любовь къ своимъ, тотъ никого не любитъ. На чувствѣ ли любви развились души нашихъ космополитов, т. е. прежнихъ, соціалистовъ, и современныхь коммунистовъ? Конечно всего менѣе. Напротивъ, міръ раньше не видѣлъ людей, до такой степени пылавшихъ человѣконенавистничествомъ, какъ эти люди. Стоящіе то во главѣ ихъ, то за их спиною евреи ненавидятъ и свой собственный народ, что открыто говорит Троцкій-Бронштейнъ. Они избрали себѣ послѣдователей посредствомъ предварительной деморализацiи дѣтей и подростковъ, и когда все таки начинали толковать о благѣ всего человѣчества, то это былъ либо сознательный обманъ, либо самообманъ, имѣвшій цѣлью усыпить совѣсть жертвъ своей пропаганды, побѣждать ея укоры этими пустыми фразами о всеобщемъ мірѣ, хотя въ спокойномъ состояніи не только взрослый человѣкъ, но и всякій мальчикъ отлично понимаетъ, что невозможно насаждать миръ, распаляясь постоянной злобой и постоянно купаясь въ крови, въ жестокихъ преступленіяхъ своей жизни и въ мучительствѣ ближнихъ. Но и до возникновенія этой безчеловѣчной революціи, — какимъ вы знали типъ космополита? Мы знаемъ его черствымъ, недоброжелательнымъ, безрелигіознымъ (хотя и не всегда атеистомъ въ теоріи), который только прикрывалъ космополитическими фразами свой эгоизмъ и безучастіе къ ближнимъ, Если же вы обратите свой взоръ на типы, намъ современные, то убѣдитесь, что, насколько анаціональный космополитизмъ не умѣетъ уживаться со свойственнымъ нашимъ патріотамъ христіанскимъ братолюбіемъ, настолько онъ можетъ мириться съ шовинизмомъ, какъ это ни противно здравой логикѣ. Кто стоитъ во главѣ современнаго космополитическаго коммунизма? Евреи-шовинисты! Кому выгодна эта ужасная революція? Человѣчеству? Но она сдѣлала его голоднымъ и невѣжественнымъ въ двухсотмилліонной Россіи, и несчастливымъ во всей Европѣ и въ доброй половинѣ Азіи и Америки. Кто же радуется и наслаждается плодами революціи? Каторжники — человѣконенавистники и евреи шовинисты, создавшіе свою теорію Маркса и Энгельса, чтобы достягнуть того, чего они теперь добились, т. е собственнаго господства на бѣдѣ и деморализаціи прочаго человѣчества.
Шовинизмъ это отреченіе отъ общаго благожелательства къ людямъ и даже отъ своихъ собственныхъ народныхъ и религіозныхъ идеаловъ, и стремленіе къ общенародному заговору своего племени съ чисто утилитарными вождѣленіями. Это ученіе почти столь же враждебно Евангелію и православію, какъ и коммунизмъ, и оно было причиной большинства ересей — монофизитской, армянской, также болгарской схизмы, и оно же такъ ослабило теперь единеніе православныхъ церквей между собою, что имъ постоянно угрожаетъ расколъ. Грѣхомъ шовинизма повинны теперь почти всѣ православные народы, начиная съ грековъ. Онъ является одновременно и слѣдствіемъ упадка благочестія, и причиной дальнѣйшаго духовнаго разложенія. Такъ сбывается печальное предсказаніе Спасителя: „и за умноженіе беззаконія, во многихъ охладѣетъ любовь" (Матѳ. 24, 12).
VI. А всетаки ты намъ не сказалъ, какъ же дѣлать выборъ между любовью къ своимъ и къ чужимъ, если приходится дѣлать таковой? скажетъ мнѣ читатель. — Купить ли хлѣба голодному или конфектъ для своихъ дѣтей? — Отвѣчу: на то тебѣ данъ разумъ и совѣсть, чтобы разбираться въ каждомъ отдѣльномъ случаѣ; но тогда не обойдется безъ ошибки, хотя бы въ рѣдкомъ случаѣ; но только нужно, чтобы ты въ душу свою не допускалъ черстваго безучастiя и тѣмъ менѣе ненависти, а если домъ твой пошлеть тебя даже на войну, иди сь Богомъ: грѣховна не война, а ненависть, какъ объяснено въ каноническомъ посланіи Св. Афанасія Великаго; знай всегда, что горячая любовь кь соотечественникамъ или къ роднымъ, даже къ дранымъ дѣтямъ, если это любовь христіанская (т. е. направленная къ душевному благу любимыхъ людей), не съузитъ твоего сердца въ отношеніи къ прочимъ ближнимъ, но расширитъ его. Только животныя бьютъ чужихъ птенцовъ и щенятъ, да и то не всѣ, а добрые люди, добрыя матери черезъ любовь къ своимъ дѣтямъ становятся любвеобильнѣе ко всѣмъ. Такъ Богъ далъ и мнѣ очень чадолюбивую мать, самоотверженно посвятившую себя воспитанію своихъ четырехъ сыновей. Добрая ко всѣмъ людямъ, вотъ что она говорила о себѣ: „когда я ожидала тебя, то всѣ деревенскія женщины, бывшія въ моемъ положеніи, внушали мнѣ особенную любовь и жалость и чаще, чѣмъ прежде, приходили ко мнѣ совѣтоваться о своемъ здоровье и о будушихъ страданіяхъ во время родовъ. Когда мои дѣти были грудныя, а потомъ малые младенцы, я не могла пройти мимо ихъ деревенскихъ сверстниковъ, чтобы не приласкать ихъ, и съ опасностью заразы посѣщала больныхъ дѣтей. Когда всѣ четыре мои сына стали студентами, я горячо полюбила учащееся юношество, и студенты всѣхъ факультетовъ постоянно толпились и въ нашей городской квартирѣ, и въ нашемъ домѣ въ деревнѣ". Такъ любовь къ своимъ, поселившись въ человѣческомъ сердцѣ, расширяетъ его и въ отношеніи къ прочимъ людямъ. Среди нашихъ бѣженцевъ я видѣлъ многихъ нравственно переродившихся и мужчинъ, и женщинъ, которыя не отъ избытка, а отъ скудости своей, являютъ участіе ко всѣмъ и каждому, научившись въ нуждѣ своей работать для своихъ близкихъ.
Нашъ великій міровой геній — Достоевскій въ своей безсмертной Пушкинской рѣчи и въ печатномъ приложеніи къ ней поясняетъ, что Пушкинскій и вообще русскій патріотизмъ есть въ тоже время и космополитизмъ, въ томъ смыслѣ, что русское сердце, носитъ всегда въ себѣ желаніе всеобшаго мира и всеобщаго блага и всегда увѣрено, что процвѣтаніе нашего народа является къ тому наилучшимъ условіемъ. Вотъ почему мы имѣемъ право относить къ нашему народу, какъ чуждому шовинизма, слова Господни къ Аврааму и его потомству о томъ, что оно избрано для благословенія въ немъ всѣхъ народовъ, дабы жить среди нихъ, творя Божію правду и судъ (Быт. 18, 18—19).
Кто, какъ не русскіе патріоты — Жуковскій, Пушкинъ, Хомяковъ, Тютчевъ и самъ Достоевскій лучше всѣхъ умѣли оцѣнить все доброе у другихъ народовъ, и когда русскіе Цари и народъ русскій наиболѣе благодѣтельствовалъ послѣднимъ какъ не въ періоды своего собственнаго наибольшаго могущества, напримѣръ, въ 1815, въ 1877 и въ 1914 г. г.
Гдѣ кромѣ Россіи явится типъ Каратаева, Петра Безухова и др. братолюбцевъ, принявшихъ всѣмъ сердцемъ столь чуждое Европѣ и еврейству слово Господне: "блаженнѣе давать, нежели принимать? (Дѣян. 20, 35).
Въ своемъ патріотизмѣ, соединенномъ съ благожелательствомъ ко всему человѣчеству, русскій народъ является истиннымъ ученикомъ Христа Спасителя, явившаго въ Себѣ и въ Своемъ ученіи чудный примѣръ и руководство къ такому блаженному объединенію означенныхъ двухъ великихъ симпатій, вложеныхъ Творцемъ въсердца лучшихъ людей.
Митрополитъ Антоній.
ЦЕРКОВНЫЯ ВѢДОМОСТИ. №5-8. 1923.
Комментарии
Могут ли авторитетные слова митр. Антония остановить наших новых космополитов-ли бералов-демокра тов так ненавидящих подневольных, обдуряемых и обдуренных имперской "патриотической " пропагандой несчастных русских ( как ненавидят "образованцы" своих невежественных провинциальных братьев)?
Нет, не остановят!
Но требовать вообще молчать о своих политических убеждениях нельзя.
"Интернет-Собор"- это современная форма знаменитых "бесед за чаем с митрополитом Антонием", где свободное выказывание своих, и богословских, и политических суждений , обсуждение политических событий и новинок литературы, да и сами взгляды митрополита( и спорные в том числе) озвучивались и оспоривались не без соли иронии и сарказма, но никогда с оскорблением и ненавистью!
Этой традиции и следует, для меня несомненно, редакция "Интернет-Собор а".
Непонятно, кого Вы имеете в виду. Кто такие "шовинисты-евра зисты, объявившие себя современными наследниками русского имперского патриотизма"? Кто такие "ненавидимые" ими (украинские) " братья и сестры пытающиеся освободиться"? Если бы они хотели бы только освободиться от Януковича взамен на Порошенко-Колом ыйского-Яценюка – это было бы их дело. Но когда они силою навязывают эту замену всем русским на Украине – причем тут "освобождение"?
Политические взгляды у членов РПЦЗ могут быть разными. Но Интернет-Собор агрессивно навязывает свой взгляд всем нам от имени сайта РПЦЗ. И Его Высокопреосвяще нство уходит в сторону от этого факта, и вообще пытается свести содержание Московского обращения к формальным второстепенным деталям. По сайту РПЦЗМосква – вообще не отвечает, несмотря на то, что семья Леоничевых и на их сайте, и на этом (матушка Любовь) никакого раскаяния в многолетней пропаганде ереси не проявляют, наоборот. Опять невежливо говорю и зачистите мой отклик? Тогда как с Вами можно общаться?
Что касается комментариев от имени пользователя Интернет Собор, то, как показала недавняя практика, этим именем (почти таким, но с невидимым глазу отличием) в комментариях может воспользоваться и посторонний.
Поэтому когда я захожу на сайт, я всегда разделяю материалы, которые написаны отцами РПЦЗ, от материалов, которые перепечатываютс я из современного интернета, и ни в коме случае не провожу параллели между этими сторонними публикациями и Соборным мнением РПЦЗ.
Увы, претенденты на монополизм политических взглядов ошибочно видят в этом сайте строгую "партийную" направленность, по принципу, который существовал в партийных газетах вроде "Правды". Но это ошибочное мнение о имеющейся ситуации...
Также скажу, что мнение, что "нельзя давать повода людям ищущим повода", не кажется мне оправданным, так как такие люди, как и любые ревнивцы, не нуждаются в поводе, "они ревнуют не по поводу, а просто потому, что ревнивы..."
RSS лента комментариев этой записи