Архиепископ Аверкий: "Прощаем ли мы и то ли прощаем, что нужно?"
Архиепископ Аверкий (Таушев)
Прощаем ли мы и то ли прощаем, что нужно?
Взято из его проповеди "К началу Великого Поста"
... «Измите злаго от вас самех!» (Извергните развращенного из среды вас!), — так учит Слово Божие, а вовсе не полному неосуждению и всепрощению, как это лукаво лжемудрствуют современные мудрецы, желающие спутать в сознании людей Добро и Зло и сделать их безразличными к тому и другому.
Запрещается Евангелием осуждение ближнего со злым чувством против него, осуждение, проистекающее из недобрых, греховных побуждений, но никак — не различение Добра и Зла в ближнем, безпристрастная оценка, суждение о нем.
Это последнее, как мы видели выше, не только не запрещается, а даже повелеваетсяСловом Божиим, дабы мы сами не сделались равнодушными к Добру и Злу.
Нигде и никогда Господь не учил нас примиряться со Злом, а наоборот: учил нас всегда полной непримиримости ко Злу, говоря даже, что Он «пришел принести не мир, но меч»(Мф. 10:34).
«Живи в мире с врагами, но врагами своими, а не врагами Божиими», — так учит нас в согласии со Словом Божиим и св. Церковь устами своего верного служителя и духоносного мужа.
Нам велено прощать своих личных врагов, но не врагов Божиих, не врагов нашей веры и Церкви, не служителей и сеятелей всякого зла и неправды — всякого нечестия.
А что мы видим в жизни, особенно в наше время — век всяких лукавых извращений?
Безпощадную злобу и полную непримиримость к своим личным врагам и обидчикам — и полное «любвеобильности» снисхождение ко всем остальным людям, если только они «меня лично» не трогают, хотя бы они были даже величайшими преступниками, хулителями и поносителями нашей св. веры и Церкви и явными богоборцами.
Как часто приходится теперь встречаться с таким безобразно-уродливым явлением, которому уж никак не место среди людей, именующих себя «христианами!», когда жестоко мстят тем, кого считают своими личными врагами (хотя бы они в действительности даже и не были таковыми!), но, под благовидным предлогом неосуждения и христианского всепрощения, весьма охотно прощают и даже «с любовью» прикрывают самые тяжкие преступления против Бога, против совести, против веры и Церкви и христианской нравственности тех людей, с которыми находятся в личных добрых и дружественных отношениях, от которых зависят или от которых надеются получить что-либо — какие-нибудь блага или выгоды.
Но разве это — христианская любовь?
И не обманывают ли такие люди и самих себя и других?
В переживаемое нами время есть еще одна важная причина — никоим образом не поддаваться бешено ведущейся сейчас пропаганде этой мнимо-христианской любви и всепрощения — мира со всеми, без всякого разбора.
Этот «мир», эта мнимая христианская любовь и всепрощение ко всем, без всякого исключения, так нужны в наши дни слугам грядущего Антихриста, с необыкновенной энергией и напористостью подготовляющих сейчас благоприятные условия в мiре для его скорейшего воцарения.
Им нужно устранить все препятствия для явления своего властелина, и в этих именно видах — смешать в сознании людей понятия Добра и Зла, всех между собой «примирить» и «объединить».
Вот почему особенно богопротивно и преступно прощать в наше время всякое предательство в отношении нашей св. веры и Церкви — до тех пор, разумеется, пока преступник, повинный в таком предательстве, не принесет искреннего и несомненного для нас покаяния.
Иначе мы сами подвергнемся страшному осуждению Божию вместе с таким преступником, как укрывающие его преступление и потворствующие его преступной деятельности.
Не напрасно ведь сказал великий отец Церкви (св. Григорий Богослов), что даже одним «молчанием», то есть замалчиванием зла, «предается Бог».
Храни нас Бог от такого Иудина предательства!
Вот почему так опасно всякое ложное истолкование понятия о христианском всепрощении!