Архиепископ Аверкий: «Стойте въ истинѣ!»
Ежемѣсячное приложеніе къ журналу «Православная Русь».
Мысли, извлеченныя изъ проповѣдей архіепископа Аверкія, Сиракузскаго и Троицкаго.
Яркимъ символомъ нашего покаяннаго обращенія къ Богу и къ Покрову Божіей Матери является для насъ, православныхъ русскихъ людей, заграницей, н а ш а п р и н а д л е ж н о с т ь к ъ Р у с с к о й З а р у б е ж н о й Ц е р к в и, которая одна только теперь можетъ дать и благодатныя силы для такого покаяннаго обращенія и для его укрѣпленія.
Вотъ почему мы должны такъ беречь нашу Русскую Зарубежную Церковь, не допуская какого-либо ея ущербленія или уклоненія на иные «пути».
Къ сожалѣнію, это не всѣ достаточно ясно понимаютъ и не всѣ правильно и полно оцѣниваютъ все великое значеніе существованія нашей Русской Зарубежной Церкви, даже изъ числа принадлежащихъ къ ней.
Для чего существуетъ наша Русская Зарубежная Церковь, столь одинокая духовно въ современномъ мірѣ? Какова ея идеологія, дѣлающая ее такой одинокой?
Существо идеологіи Русской Зарубежной Церкви состоитъ въ полномъ и безкомпромиссномъ н е п р і я т і и т о г о м і р о в о г о з л а, которое широко разлилось сейчасъ по всему лицу земли и подчинило своей власти, въ бóльшей или меньшей степени, уже всѣ стороны жизни людей, не исключая и религіозной, церковной.
Богоборческій марксо-коммунизмъ, или большевизмъ, борьбу съ которымъ ставятъ себѣ главной задачей всѣ національно-настроенные русскіе люди-патріоты, является всего лишь однимъ изъ дѣтищъ, злымъ порожденіемъ этого «мірового зла». Бороться только съ нимъ это значитъ — рубить вѣтви, не замѣчая ствола и корня, ихъ породившаго и ихъ питающаго.
Къ сожалѣнію, многіе у насъ видятъ только эти вѣтви, оставляя безъ вниманія стволъ и корень. Мало того: этотъ коренной источникъ «мірового зла» представляется нѣкоторымъ вполнѣ безобиднымъ, къ намъ и нашей Церкви будто бы даже благожелательнымъ, и многіе у насъ готовы даже искать въ немъ опоры для себя и поддержки въ борьбѣ съ коммунизмомъ.
Какая жалкая наивность!.. Если только не сознательное предательство!
Давно пора все это понять и осознать!
Мѣшаетъ этой необходимой зрячести и ясному сознанію болѣе всего матеріальная зависимость и потеря на этой или на другой почвѣ д у х о в н о й свободы.
Вотъ почему, наша Русская Зарубежная Церковь должна дорожить превыше всего своей духовной свободой — той свободой, которую даровалъ Своимъ вѣрнымъ Основатель Церкви — Христосъ.
* * *
Мы болѣе всего на свѣтѣ дорожимъ с в о б о д о й нашей Церкви, но вовсе не потому, что у насъ «нѣтъ любви», въ чемъ такъ легковѣсно привыкли насъ обвинять «экуменисты», слишкомъ ужъ любвеобильные по отношенію къ врагамъ чистой и неповрежденной Христовой Истины, а иногда даже — къ явнымъ врагамъ нашей св. вѣры (но — только не къ намъ — своимъ братьямъ по крови и вѣрѣ!), — а именно потому, что у насъ есть л ю б о в ь к ъ И с т и н ѣ: потому, что мы твердо вѣримъ (нисколько не сомнѣваясь въ этомъ, какъ, очевидно, сомнѣваются «экуменисты»), что Церковь наша, святая Православная, какъ учитъ слово Божіе, есть «с т о л п ъ и у т в е р ж д е н і е И с т и н ы» (1 Тим. 3, 15), и потому, что мы желаемъ, по заповѣди св. Апостоловъ, «ходить въ этой И с т и н ѣ» (2 Іоан. 4) и не хотимъ, слѣдуя предостереженію великаго Отца Церкви св. Григорія Богослова, «стать предателями ученія вѣры и И с т и н ы», «пріобщаясь лукаваго кваса и прилагаясь къ зараженнымъ — отступникамъ отъ И с т и н ы» (см. Творенія св. Григорія, ч. 1, стр. 192).
* * *
Въ основѣ идеологіи Русской Зарубежной Церкви лежитъ горячее и искреннее стремленіе — во что бы то ни стало, несмотря ни на какія современныя лукавыя вѣянія и теченія, — с о х р а н и т ь в ѣ р н о с т ь Б о ж і е й п р а в д ѣ, всецѣлую преданность Основателю Церкви Христу-Спасителю и принесенному Имъ на землю Евангельскому ученію о вѣрѣ и благочестіи, безъ всякихъ человѣческихъ извращеній и искаженій, и о б е з п е ч и т ь п о л н у ю д у х о в н у ю с в о б о д у, которую даровалъ Христосъ основанной Имъ на землѣ д л я с п а с е н і я л ю д е й Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви.
Русская Зарубежная Церковь безцѣнно дорога намъ, но лишь постольку, поскольку она дѣйствительно остается законной преемницей прежней Россійской Православной Церкви — неизмѣнной и вѣрной хранительницей Богопреданнаго Апостольскаго ученія вѣры и благочестія, ревнительницей отеческихъ преданій и священныхъ каноновъ и всѣхъ благочестивыхъ завѣтовъ и традицій Святой Руси.
Священнымъ лозунгомъ нашей Церкви являются слова великаго исповѣдника Православія святителя Аѳанасія, Архіепископа Александрійскаго:
«М ы д о л ж н ы с л у ж и т ь н е в р е м е н и, а Б о г у».
Посреди всеобщаго, повальнаго, ставшаго уже стихійнымъ движенія: «Впередъ! впередъ! къ Антихристу!» (хотя бы это и не высказывалось такъ открыто!) — для насъ, членовъ Русской Зарубежной Церкви, остается въ своей полной силѣ вѣковѣчный лозунгъ истинной Христовой Церкви: «С т о й т е... неподвижими пребывайте!» (см. «О Православіи съ предостереженіями отъ погрѣшеній противъ него» — слова Епископа Ѳеофана, стр. 7).
Почему такъ?
«Человѣческія ученія», пишетъ тотъ же святитель Ѳеофанъ: «все стремятся къ н о в о м у, растутъ, развиваются, и естественно, ибо они не имѣютъ истины, а только ищутъ ее. И пусть, если только найдутъ что прочное. Для насъ и истина и пути къ истинѣ опредѣлены однажды навсегда. М ы о б л а д а е м ъ и с т и н о ю, и весь трудъ у насъ обращается на усвоеніе, а не на открытіе ея» (см. тамъ же).
Вотъ почему намъ совершенно не по пути ни съ какими «модернистами» и «экуменистами». Наши взоры должны быть устремлены не «впередъ», а «назадъ» — къ земной жизни Спасителя нашего и Господа Іисуса Христа, къ проповѣданному Имъ на землѣ двадцать вѣковъ тому назадъ Божественному ученію, къ Его искупительному подвигу, преславному Воскресенію изъ мертвыхъ и вознесенію на небеса, къ великому событію сошествія Святого Духа, къ Апостольской проповѣди, къ славному мученическому воинству, къ Святымъ Отцамъ и Учителямъ Церкви, законоположникамъ истинной вѣры, къ преподобнымъ подвижникамъ, этимъ «ангеламъ во плоти», а для насъ, русскихъ, — и къ идеаламъ Святой Руси...
«В п е р е д и» для насъ — только все ширящееся, по предреченіямъ слова Божія и Святыхъ Отцовъ Церкви, «о т с т у п л е н і е» и вѣнецъ его — Антихристъ, о близкомъ приходѣ котораго теперь уже столь многіе такъ откровенно высказываются и проговариваются, а з а н и м ъ — свѣтлое торжество нашей вѣры: Страшный Судъ, вѣчныя мученія грѣшниковъ и вѣчное блаженство праведниковъ.
Вотъ наша идеологія, вотъ подлинное (безъ лукавства и обмана) православное міросозерцаніе, котораго должна держаться вся наша Русская Зарубежная Церковь, дабы оправдать свое существованіе на землѣ и дабы не сдѣлаться «солью обуявшей».
Кто думаетъ иначе, кто настроенъ уже такъ, чтобы «идти въ ногу съ временемъ», тотъ, слѣдовательно, уже вступилъ въ какой-то компромиссъ съ «міровымъ зломъ», ведущимъ къ Антихристу, тотъ уже не членъ нашей Русской Зарубежной Церкви, хотя бы формально онъ и продолжалъ принадлежать къ ней.
Источникъ: «Православная жизнь» (Orthodox life). Ежемѣсячное приложеніе къ журналу «Православная Русь». №4 (436). Апрѣль 1986 года. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1986. — С. 5-8.
Комментарии
Удивительная прозорливость архиепископа! Надеюсь, Бог прославит Своего поборника здесь, на земле, как, верю, уже прославил на Небесах!
Спасибо за статью!
RSS лента комментариев этой записи