Блаженнейший Митрополит Антоний: Притча о милосердом Самарянине
(Лк.10:25-37). «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?», – спрашивает законник, и на вопрос "что сказано в Законе?" сам отвечает, приводя слова о любви к Богу и ближнему, и далее, «хотя оправдаться», спрашивает: кто же ближний? Обычно под ближними иудеи понимали единоверцев, а иноверцев почитали врагами. Но законник ставит вопрос глубже: он имеет ввиду не национальное, а личное отношение к людям. В притче о Самарянине Спаситель говорит, что ближний впавшему в разбойники – сотворивший ему милость. Говорят, что иудеи оказывали милость только единоверцам. Это неверно: добрые люди всех вер помогают всем, и только фанатики не следуют этому. Ближний – это оказывающий милосердие, несмотря на национальное, религиозное и нравственное различие. Милость - находить доступ к сердцам людей и теперешнего жестокого общества. Это, можно сказать, единственная «современная» добродетель, тогда как добродетель смирения и прочие - совершенно чужды современности. Милость или гуманность иногда проявляются только по отношению к соплеменнику, так например иудеи, большие обманщики по отношению к другим народам, являются иногда большими гуманистами по отношению к своим единокровным. Конечно, это не есть та гуманность, о которой мы говорили и которая не может не радовать нас, как единственный светлый луч в жизни современного общества. Она нас радует так потому, что человек, какой бы он ни был национальности, относящийся к ближнему, как самарянин – близок к пониманию христианства.
Источник