Иван Андреев: О Тайной (Катакомбной) церкви в Советской России
Этот доклад Архиерейскому Собору РПЦЗ (машинопись, без даты, стилистика и орфография оригинала сохранены) проф. И.А. Андреева обнаружен мною в Синодальном архиве в Нью-Йорке и впервые был опубликован в журнале Русский Сигор №№4-6 за 2009 год. Особый интерес в приведенном докладе представляют сведения о том, что новосвященномученик митр. Кирилл (Смирнов), вопреки распространяемой информации, что он, якобы, не совершал никаких хиротоний, в действительности, рукополагал не только священников для Катакомбной Церкви, но и епископов.
+ Митрополит Агафангел
Напомним вкратце историю событий, предварявших и обусловивших возникновение Тайной (Катакомбной) Церкви в Советской России.
Св. Патриарх ТИХОН, как известно, анафематствовал советскую власть 19.1.1918 г. и до самой своей кончины анафемы не снял. Законный Поместный Церковный Собор Российской Православной Церкви в Москве 28.1.1918 г. утвердил это анафематствование. С тех пор законного* Церковного Собора в Советской России не было, и анафемы с советской власти поэтому никто не мог снять. Незаконные же «соборища» никогда и не поднимали об этом вопроса.
Анафематствование советской власти Русской Православной Церковью имело и имеет огромное религиозное, нравственное и политическое значение. Политически отделенная Советским Государством Русская Церковь актом своего анафематствования религиозно отделила от себя Советское Государство. После этого так называемая «легализация» Православной Русской Церкви в анафематствованном богоборческом государстве стала немыслима ни с церковной, ни с нравственной, ни с политической точки зрения.
Православная Русская Церковь стала перманентно гонимой. Но, как это известно из истории, — Церковь растет от преследований, и мученичество есть семя христианства. Ведомая мудрым, кротким и честным св. Патриархом ТИХОНОМ гонимая Русская Церковь росла и крепла духовно.
«Красная», «живая», «обновленческая Церковь» была только кошмаром, «страхованием», испугавшим лишь малодушных и выявившим лукавых. К числу этих малодушных и лукавых следует отнести в России митрополита Сергия, а вне России — тех Восточных Патриархов, которые признали «Красную Церковь». Весной 1924 г. Вселенский Константинопольский Патриарх Григорий пытался вмешаться в дела русской Церкви с целью «примирить» староцерковников «тихоновцев» с обновленцами «живцами». Св. Патриарх Тихон, конечно, категорически восстал против этой попытки.
16 июня 1922 г. митрополит Сергий (Страгородский) вместе с архиепископом Евдокимом (Мещерским) и архиепископом Серафимом (Мещеряновым), по поводу возникновения самочинной красной обновленческой «Церкви» и обновленческого В.Ц.У., объявили: «Рассмотрев платформу В.Ц.У. и каноническую законность Управления, заявляем, что целиком разделяем мероприятия В.Ц.У., считаем его единственной канонической законной верховной церковной властью, и все распоряжения, исходящие от него, считаем вполне законными и обязательными. Мы призываем последовать нашему примеру всех истинных пастырей и верующих сынов Церкви, как вверенных нам, так и других епархий»…
Этот позорный акт митрополита Сергия вызвал негодование всех истинных и верных Церкви иерархов, клира и мирян, не проявивших ни малодушия, ни лукавства перед кошмаром «Красной Церкви».
После освобождения св. Патриарха ТИХОНА из тюрьмы 26 июня 1923 г. кошмар «Красной Церкви» рассеялся как дым. И тогда митрополит Сергий, тотчас, «с легкостью в мыслях необыкновенной», изменил свои «канонические убеждения» и принес покаяние перед Церковью и Патриархом в своем отступлении в обновленчество и признании «Красной Церкви». Но, хотя он после своего покаяния вновь получил из рук Патриарха архиерейскую мантию и белый клобук, — религиозно-нравственная репутация митрополита Сергия в глазах истинно верующих была безнадежно потеряна. Св. Патриарх ТИХОН, до этого события высоко ценивший митрополита Сергия, — больше уже ему не доверяет и в своем завещании от 7 января 1925 года, незадолго до своей кончины, заместителями своими намечает: первым — митрополита КИРИЛЛА (самого непоколебимого), вторым — митрополита АГАФАНГЕЛА и третьим — митрополита ПЕТРА. Митрополит же Сергий здесь уже не упоминается вовсе.
Рассуждая строго канонически (как на это справедливо указал протопресвитер о. М. Польский), после такого страшного и позорного падения митрополита Сергия нельзя было заканчивать решения о нем только волею Патриарха, а надо было, хотя и допустить его до священнослужения, но оставить подсудным Собору, и тем более нельзя было его ставить в ближайшее время в возглавление Церкви. Эту огромную ошибку допустил митрополит ПЕТР после своего ареста. Он наметил первым своим заместителем митрополита Сергия, вторым — митрополита Михаила (экзарха Украины) и третьим — архиепископа Ростовского (позднее митрополита Петроградского) Иосифа.
Когда митрополит Сергий встал во главе Русской Православной Церкви — из тюрьмы был выпущен митрополит Агафангел, намеченный еще самим Патриархом Тихоном вторым, после митрополита Кирилла, кандидатом на местоблюстителя (третьим же был митрополит Петр). Митрополит Агафангел совершенно законно предъявил свои права, но затем сам отказался от этих прав и подчинился митрополиту Сергию. Это также был большая ошибка митрополита Агафангела.
В июне месяце 1927 г., незадолго до иудиного предательства митрополита Сергия, оптинский старец о. Нектарий, по свидетельству лично посетивших его профессоров Комаровича и Аничкова, сказал: «Митрополит Сергий — обновленец». На возражение, что митрополит Сергий был обновленцем, но потом покаялся, о. Нектарий ответил: «Да, покаялся, но яд в нем сидит». Слова прозорливого старца вскоре сбылись: 16/29 июля 1927 г. митрополит Сергий выпустил свою знаменитую «Декларацию», которой Православная Русская Церковь предавалась в руки врагов Христа. Произошла страшная «легализация» Христовой Церкви анафематствованным антихристовым советским государством, вследствие чего анафема, провозглашенная св. Патриархом Тихоном и подтвержденная Московским Церковным Собором, — пала и на «легализованную» Церковь. С этих пор эта Церковь стала называться «Советской Церковью». Легализованная советская церковь начала служить антихристовой власти, помогая последней в преследовании тех, кто «Декларацию» митрополита Сергия не признал.
После этой декларации произошел ново-обновленческий раскол, более страшный, чем предыдущий обновленческий раскол 1922-1923 гг. Митрополит Сергий вторично и уже безповоротно встал на каноническую защиту красной советской церкви. Преследования истинных православных христиан, не признавших декларации митрополита Сергия, которых друзья стали называть «истинными тихоновцами» и «староцерковниками», а враги — «иосифлянами» (по имени Петроградского митрополита Иосифа), — не поддаются описанию. Все церкви, где поминали только митрополита Петра и не поминали митрополита Сергия, — стали закрываться советской властью с помощью митрополита Сергия. Митрополит Сергий жестоко накладывал свои «прещения» и этим выдавал «запрещенных» в руки ГПУ.
Истинной Православной Русской Церкви пришлось уйти в катакомбы.
Идея катакомбной церкви, по свидетельству первого катакомбного епископа Максима (Жижиленко), была дана самим Патриархом Тихоном. Первое время Катакомбная (или, как ее еще называли, тайная, или пустынная) Церковь объединялась только именем митрополита Петра, а затем возглавилась митрополитом Кириллом. После смерти митрополита Петра и митрополита Кирилла (в 1936 г.) духовным и административным главой Катакомбной Церкви стал Петроградский митрополит Иосиф, расстрелянный именно за это в 1938 г. После смерти митрополита Иосифа Катакомбная Церковь свято хранит тайну имен и местопребывания своих духовных вождей. Редкие сведения, доходящие до нас в зарубежье, получаются всегда с эпиграфом «не бо врагом Твоим тайну повем».
Врагов у Катакомбной, тайной, пустынной Церкви очень много, не только в Советской России, но и в Зарубежье. Ввиду этого Катакомбная Церковь, глубоко чтя лично митрополита Анастасия и «земно ему кланяясь», опасается открыть до конца свои тайны и назвать имена и местопребывание своих тайных епископов.
В настоящее время в Советской России имеется несколько десятков тайных епископов (по сведениям из католических источников, тайных епископов в Советской России: по одним — 30, а по другим — около 100). Каждому тайному епископу предоставлена вся полнота церковной власти. В свою очередь, тайные епископы предоставили расширенные права тайным священникам на местах.
По свидетельству катакомбного епископа Максима, расстрелянного в 1930 г., — Катакомбная Церковь в 1928 г. анафематствовала советскую церковь.
Некоторые катакомбные епископы и священники из Советской России находятся ныне в Зарубежье, продолжая быть «тайными» и здесь. Если Зарубежной Соборной Русской Церкви придется уйти в катакомбы, — то эти последние для нее уже приготовлены.
В августе 1952 г. Катакомбная Русская Православная Церковь потеряла одного из своих замечательнейших архипастырей. Ввиду его смерти разрешается назвать его имя и сказать несколько слов о характере его деятельности. Этот архипастырь — митрополит Иоанн (Алтайский), тайно хиротонисованный митрополитом Кириллом Казанским. Покойный митрополит находился после 2-й мировой войны в Зарубежье и за период с 1946 по 1951 гг. несколько раз побывал в Советской России и возвратился обратно. Его редкие доклады и послания, сообщаемые некоторым катакомбникам из Советской России в Зарубежье — до августа 1952 г. являлись главным источником информации в Зарубежье о жизни в Советской России (о церковной жизни).
Между прочим, покойный Владыка Иоанн благословил, в случае надобности, объединиться всем бывшим подсоветским катакомбникам в зарубежье в одну организацию, «усыновив ее» (по выражению самого Владыки) Первоиерарху Русской Соборной Зарубежной Церкви — митрополиту Анастасию.
Покойный митрополит Иоанн благословил в свое время передать всем бывшим катакомбникам некоторые чрезвычайно важные указания. В настоящее время, после смерти Владыки, эти указания могут быть доверительно переданы иерархам Русской Зарубежной Церкви. Эти указания следующие:
1). Из всех зарубежных русских церквей по всему миру только Соборную Зарубежную Церковь, возглавляемую митрополитом Анастасием, разрешается посещать, молиться в ней и питаться ее таинствами.
2). Все остальные русские зарубежные Церкви (юрисдикции) — неканоничны.
3). Величайшей ложью, обманом и соблазном является проповедь «мира», исходящая из советской церкви по директиве советской власти.
4). Величайшей ложью и соблазном для зарубежья является проповедь «объединения юрисдикций».
5). Объединение юрисдикций возможно исключительно только в форме возвращения раскольников, после покаяния, в лоно Соборной Зарубежной Церкви.
6). Если на Литургии, рядом с непорочным до сих пор именем Первоиерарха Русской Соборной Зарубежной Церкви митрополита Анастасия будет вознесено имя «чужого», т.е. какого-нибудь епископа иной русской юрисдикции (не принадлежащего Соборной Зарубежной Церкви) и выяснится, что это произошло с разрешения митрополита Анастасия, — то в таком случае Катакомбная Церковь предлагает своим верным чадам немедленно отходить и от митрополита Анастасия, и искать Катакомбную Церковь зарубежом.
7). Митрополит Анастасий, подобно Патриарху Тихону, возглавляя открытую, не тайную Церковь, — не может не идти на многие компромиссы с миром (общение с Восточными Патриархами и с иерархами, клиром и мирянами иных юрисдикций), но это не должно переходить известного предела (памятуя всегда пример св. Патриарха Тихона и митрополита Сергия).
8). Но если бы на месте митрополита Анастасия стоял бы катакомбный епископ, то он, не побоясь потерять 85% своей паствы (т.е. паствы Соборной Зарубежной Церкви), — анафематствовал бы в первую очередь Американскую митрополию, возглавляемую ныне митрополитом Леонтием. Часть потерянной паствы была бы возмещена приливом новой паствы из Д.П., которые в настоящее время не находят для себя возможным состоять в Соборной Зарубежной Церкви из-за ее компромиссов, указанных выше.
В этом заключается разногласие (но не полное расхождение) Катакомбной Церкви с путями Соборной Зарубежной Церкви. По мнению Катакомбной Церкви, рано или поздно, Соборной Зарубежной Церкви придется: или «перейти предел» (т.е. объединиться с раскольниками, войти «под омофор Вселенского патриарха» и т.п.), или быть гонимой всем миром и физически уничтоженной, или уйти в катакомбы, которые ей и приготовляются.
____________
Что касается сведений, полученных из Советской России относительно положения Церкви, то по этому поводу следует дать следующие разъяснения.
С 1950 по 1953 гг. много десятков тысяч перебежало из-за «железного занавеса». Но среди этих масс новейших беженцев только десятки разбираются более или менее точно в церковных делах и могут сообщить те или иные сведения о жизни Тайной Катакомбной Церкви.
Бегут из-за «железного занавеса» часто, как это ни странно, не лучшие, а худшие. Система заложничества, официальный закон о наказаниях родственников бегущих («изменников родины») и фактические невероятные пытки этих последних, — останавливают морально чутких и не останавливают бездушных, бегущих несмотря на то, что прекрасно знают о грядущих пытках оставшихся их родственников.
За три последних года только около 20 человек дали те или иные точные и правильные сведения о жизни Тайной Церкви в Советской России (большинство из них не имело родных в Сов.России). Последний по времени бегства свидетель, младший лейтенант, бежал из советской тюрьмы в мае 1953 г.
По полученным сведениям, после войны (с 1946 г.) было разрешено открыть в некоторых городах по одной церкви. Так как колоколов нельзя было достать, то для звона приспосабливали «била», рельсы, стальные баллоны и т.п.
В 1946 г. в открытые церкви ходили и комсомольцы, и партийцы, но к 1951 г. их уже не стало. По сообщению последнего беженца (май 1953 г.), в Горловке в 1947 г. была открыта старая церковь. которая сначала посещалась очень усиленно, но потом выяснилось. что священник был открытый коммунист, бывший воспитанник советской духовной семинарии. Он вел списки прихожан и использовал исповеди для доносов. Некоторые родители имели неосторожность просить молитв этого «священника» о своих сыновьях, перешедших во время последней войны заграницу. Этих родителей вскоре вызвали в ГПУ. Подобные разоблачения священников-коммунистов, воспитанников Ленинградской Духовной Семинарии и Московской Духовной Академии были и в других местах. Имеются сведения (от одного священника и одного монаха, бежавших из Сов. России в 1945 г.), что бывали назначения, «в порядке партийной дисциплины», специалистов по антирелигиозной пропаганде в Духовные Семинарии для «усовершенствования».
По единодушному показанию свыше десяти свидетелей, вполне разбиравшихся в церковных делах, кроме богослужений в открытых церквах, существует и все увеличивается масса тайных богослужений, особенно по деревням. Об этих тайных богослужениях имеются указания и в советских журналах и газетах, обличающих «сектантов» и «раскольников», совершающих таинства и не признающих Патриарха Алексея. Ясно, что это не сектанты и не раскольники, а староцерковники-катакомбники. Между прочим, баптистам в Сов. России официально разрешено устраивать молельни и таковых особенно много в Южной России.
Из непроверенных источников имеются сведения, что некоторые катакомбные священники, «по особому заданию» формально входят в клир Московской Советской Патриархии, что очень затрудняет их выявление и преследование. Эти сведения должны быть категорически отвергнуты, т.к. Катакомбная Церковь таких «заданий», годных для иезуитов, — давать не может.
_____________
По сведениям из Катакомбных источников Зарубежья известно, что между «Вселенским» (Константинопольским) и Советским Московским Патриархом имеется договоренность и заключено соглашение «о сферах влияния». По этому соглашению Европа до Франции должна быть в сфере Московского Патриарха, также Англия, ее доминионы (Канада, Австралия и др.), тогда как Америка, Франция, Италия, Ближний Восток и побережье Средиземноморья, — в сфере «Вселенского» патриарха. Все советские церкви, по этому сведению, в сфере «Вселенского» патриарха должны будут упраздниться и перейти в Экзархат Царьграда. В сфере московского патриарха — наоборот, все должно быть под крепкой рукой Москвы.
Проф. И.М.Андреев.
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи