Митрополит Антоний: Беседа в навечерие свв. Праотец
Православные слушатели! Сегодняшняя воскресная служба есть последняя в этом году, которую большинство слушает в семинарской Церкви. Следующая чрез неделю — воскресное навечерие встретит вас на разных концах Польши и Волыни, под кровлею отеческих домов — Вы вероятно с нетерпением ожидаете той минуты, когда снова увидитесь с близкими сердцу родными и предадитесь покою после четырехмесячных трудов. Эти чувства, эти ожидания разумеется вполне естественны и законны, но не законны ли и естественны и некоторые другие мысли и чувствования с Вашей стороны?
Ведь вы не просто ученики, школьники, дожидающиеся роспуска по домам, вас ожидает, о вас волнуется не одна только семья каждого из вас; нет — вы надежда целой Холмской Руси, ваша семья — это весь народ Холмский; ваша школа не есть только место, в котором заучивают и отвечают уроки — нет, это священный разсадник высшего духовного, евангельского просвещения! Из всех этих особенностей или, вернее сказать, высоких преимуществ нашего ученического быта, понятно, с какими чувствами и с какими намерениями должны вы разставаться со своею almamater на рождественское время. — Сознавая то высокое назначение, которое соединяет вас под ее священным кровом, вы должны любить свою семинарию, независимо от всех кажущихся вам или действительных неприятностей, которые вы соединяете с представлением о ней, потому что подобного рода неприятности отсутствуют только в блаженном обществе духов рая. Вы должны любить свою семинарию и, покидая ее на время вакаций, не рваться всеми силами души прочь отсюда, но с благоговением оглянуться на святой крест, возглавляющий это здание и подумать о том кресте, который вы приняли на себя, поступив в число учеников духовной школы, по слову Господа: „той раб, ведый волю Господа своего, и не сотворив, не уготовав волю Его, биен будет много”. Вы должны затем, обратив свой взор вниз на дом, подумать о том, как следует вам относиться в продолжение вакации к жизни, к людям и в частности к народу. — Большая часть юношества не предначертывает себе определенных правил жизни, а поступает по внушениям минутных чувств, то добрых, то порочных, и таким образом, поддаваясь всякому впечатлению, является, яко трость, ветром колеблема, лишенная всякого постоянства. Не так должно поступать нам, братие! Как представители школы церковной, воспитания христианского, мы обязаны в своем поведении и беседах проявлять христианское настроение. Посмотрите на наш народ, посмотрите, с какою охотою готов он слушать о Боге, о святых Его, о Церкви, о Евангелии. Посмотрите и на то, как редко исполняется его стремление к благочестию, как мало образованных людей изъявляют готовность споспешествовать религиозным интересам народа. Вот вам-то предлежит служить народу, алчущему духовно, этою духовною пищею. Немного нужно житейской опытности и знания, чтобы одному понимать Евангелие или духовную книжку, разсказать что-нибудь о святом и т. д. Это может сделать даже ученик младшего класса, даже мальчик. А кто имеет полномочие произносить поучения с церковной кафедры, тот не должен лениться и небречь о селе. Не должно отговариваться ни молодостью, ни неопытностью в назидании. Назидание бывает различного рода. Если оно состоит в изложении своего духовного опыта, то такого рода назидание приличествует разумеется старцу, лицу, облеченному в священный сан. Но назидание чрез заимствование истин из Божественного учения доступно всякому изучающему его, чтобы оно было действенно — достаточно доброго желания, молитвы к Богу и любви к ближним. Желание порождает соответствующее настроение, а настроение — научение. Чтобы сохранять такое благочестивое настроение, братие, нужно расходиться из этой святой обители не с нетерпеливым легкомыслием, но с молитвой о помощи Божией для доброй жизни. — Так именно всегда и разставались друг с другом люди, соединенные общим подвигом. Так древних обителей иноки, имевшие обыкновение на весь великий пост уединяться по окрестным пещерам и пустыням, в прощальное воскресенье после вечерней трапезы, воспевали пасхальные песни с тем, чтобы поделиться радостью воскресения Христова пред разставанием, может быть последним, ибо каждому из них грозила одинокая смерть в пустыне от непогоды, или голода, или диких зверей. Затем, когда праздник Пасхи снова соединял их друг с другом в обители, то они, вдохновленные молитвенными и созерцательными подвигами, не удручались горем, если не досчитывали некоторых из среды своей, твердо уповая, что их скончавшиеся братия уже непосредственно лицом к лицу видят воскресшего Господа. Так временное разставание их служило не к умалению их ревности, но к возвышению ее, потому что оно совершалось при общей молитве, при ясном напечатлении цели уединенных подвигов. Так и вы, братие, разставаясь с семинарией, вслушивайтесь в воспеваемые ублажения рождающегося Господа и соединяйте с ними мысль о том, чтобы ходить достойно звания будущего проповедника Христова. Есть русская пословица: за чем пойдешь, то и найдешь; итак, если вы пойдете отсюда по весям Привислянским и Волынским для того, чтобы, наблюдая жизнь, еще более назидаться евангельским духом братолюбия, то, вместо того, чтобы губить в эти недели те познавательные и нравственные сокровища, которые вы прибретаете здесь, вы бы еще приумножили их, соотнося евангельские истины с действительною жизнью. Сегодняшнее утреннее Евангелие повествует нам о прощании Господа Иисуса с учениками Своими; говорится, что они возвратились с радостью великою с горы Елеонской, после Его вознесения на небо. Чем-же объяснить эту радость? А тем, что св. Апостолы, приняв чрез дуновение уст Господних просвещение Духа Святаго, уразумели в полноте Христову истину и, нося ее в сердце, сознавали свою близость к Божественному Учителю еще живее, чем во время своей внешней телесной близости с Ним. Так и вы, братие, если будете вносить, по мере сил и средств, в народную жизнь те христианские начала, которые преподаются вам в семинарии, то будете с нею всегда в духовном единении не только во время временной разлуки, но и по окончании курса учения. А это единение будет вдохновлять вас ревностью в деле насаждения царствия Божия. Аминь.
Произнесена 13 декабря 1886 г. в церкви Холмской Дух. Семинарии.
Источник: Епископ Никон (Рклицкий). Жизнеописание Блаженнейшего Антония, Митрополита Киевского и Галицкого. «Слова. Беседы и речи». т.ХV. Нью-Йорк,1968 г., сс. 243.
Сверено с оригиналом
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи