Митрополит Антоний: Святый Священномученик Игнатий Богоносец
29-го января совершается память священномученика Игнатия, епископа Антиохийского, приблизительно через полтора месяца после празднования его преставления, которое имело место 20 декабря 104 или 105 года по Р. X., так что Св. Игнатий был один из древнейших мучеников Нового Завета и едва ли не первый, о котором сохранились исторические сведения. По приказанию Римской власти он был отдан за исповедание св. веры на съедение хищным зверям, а римские христиане переслали его мощи, точнее остатки их, несъеденные зверями, на место его многолетнего служения в Антиохию при нарочитом послании к христианам антиохийским, в котором упоминают о молитве святого за души послуживших его погребению.
Св. Игнатий является одним из немногих древних мучеников начала 2 века, о котором сохранились сведения, сообщенные его очевидцами и собеседниками, совещавшимися между собою, как бы им освободить св. мученика от назначенной ему жестокой казни, хотя бы через подкуп римских палачей. Но это совершенно не совпадало с его собственными желаниями: он говорил открыто своим почитателям: "не удерживайте меня от угодной Богу кончины земной жизни: я пшеница Божия, пусть меня измелют зубы зверей и тогда буду чистым хлебом Божиим в будущей жизни".
Таковы предсмертные слова сего, великого угодника Божьего, которого римский консул приговорил к съедению зверями, что и исполнил. Св. Игнатию было в то время около 80 лет. По древнему христианскому преданию, он и был тем богоизбранным отроком, которого Христос Спаситель поставил перед Собою, в среду учеников Своих, разсуждавших о том, кто из них первый в царствии Божием, и обняв его, сказал: "истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в царство небесное. Итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в царствии небесном" (Мф 18.3). Предание прибавляет к этому Евангельскому повествованию, что св. Игнатий получил название богоносца, не только потому, что он носил Бога в своем сердце, но и потому, что сам был носим воплотившимся Богом.
История сохранила нам и некоторые из его предсмертных посланий в разные города древне-римского мира; в этих посланиях священномученик кроме общих назиданий о христианском благочестии еще раз просит не заступаться за него перед властями и изъявляет желание быть мучеником за веру.
Эти сведения, сохранившиеся до нас благодаря младшему современнику Игнатия — св. Поликарпу, епископу Смирнскому и мученику, а также самое послание римских христиан к антиохийским, удостоверяют нас в глубокой древности почитания св. мощей и св. угодников Божиих вопреки заблуждению протестантов, которые бездоказательно утверждают будто такое почитание св. угодников и их мощей началось в эпоху иконоборцев (VII-IX века).
Малая часть св. мощей Игнатия сохранилась в Житомире, в специально устроенном небольшом образочке в церкви, посвященной имени священномученика.
Теперь мы даже не знаем, сохранилась ли эта церковь, или она разорена и погибла, как от тех диких зверей, которые разрушили и пожрали нетленное тело мученика.
Надо отдать справедливость нашим историкам, даже протестантам, которые вопреки своим лже-догматам, должны признать правдивость приведенных выше сказаний о св. Игнатии, да и вообще жития св. угодников, особенно же св. мучеников, которые почти современны последним, являются одним из наиболее сильных доказательств истинности нашей Православной веры и опровержения полуверующих протестантов.
От себя добавим, что по такому признаку, т.е. почитанию св. угодников и их св. мощей, всего удобнее сравнивать наше православное вероисповедание с протестантскими учениями, утратившими этот спасительный догмат вместе с искреннею верою во св. Евангелие, где сказано: "Иже аще напоит единого от малых сих чашею студеной воды токмо, во имя ученика, аминь глаголю вам не погубит мзды своея" (Мф 10.42).
Произнесено в Белграде в 1934 году.
Епископ Никон (Рклицкий) «Жизнеописание Блаженнейшего Антония, Митрополита Киевского и Галицкого». т.V. Изд. Северо-Американской и Канадской епархии.1959 г., сс. 318-320.
Сверено с оригиналом
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи