Епископ Афанасий (Мартос). Значение епископского звания и Собора Епископов
Архиепископ Афанасий - (Мартос Антон Викентьевич) (1904 - 1983), Буэнос-Айресский и Аргентинско-Парагвайский.
К предстоящему Архиерейскому Собору
В воскресенье 8/21 октября с. г. в Синодальном доме в гор. Нью-Йорке (США) открывается Собор Епископов Русской Православной Церкви Заграницей под председательством Высокопреосвещеннейшего Митрополита Анастасия. Главным предметом занятий явится обсуждение необходимых мероприятий для укрепления Святого Православия перед лицом существующих в мире течений, а также решение по другим делам общецерковного значения. Занятия Собора продлятся предположительно две недели. Это шестой Собор после второй Мировой войны, из коих пятый на территории Соединённых Штатов Северной Америки. Созываются они обычно каждые три года. По этому поводу не является для нас лишним познакомиться с вопросом, что такое епископский сан в Церкви Христовой и каково значение Епископских соборов. Эта тема необходима в наше время, потому что многие этого не понимают. Среди наших соотечественников в эмиграции крайне оскудело чистое православное сознание, и епископский сан оценивается мирскими понятиями. Почти поголовно все, за малыми исключениями, к епископу относятся без должного уважения и часто ставят его наравне с мирскими людьми. Поэтому стало обычным явлением в деловых отношениях с епископом, когда миряне повышают голос в разговоре с ним, предъявляют ему свои требования и ведут себя непочтительно по отношению к нему. В храме или вне его редко кто спрашивает благословение у епископа, а норовят поздороваться с ним по мирскому обычаю, протянув ему руку. Демократические понятия многим вскружили голову и утеряна разница между прихожанами и епископом. Беспощадная и в большинстве случаев несправедливая критика мирянами епископа свидетельствует о том, что епископский сан для таких критиков не имеет никакого значения, и что они его не уважают.
Из глубокой христианской древности идёт церковное учение о непререкаемой важности, о высоком достоинстве и величии епископского звания и служения. Вот, как писал о нём, например, ещё в начале второго века христианской эры непосредственный ученик Апостолов Христовых священномученик Игнатий Богоносец, Епископ Антиохийский:
“Смотрите на епископа, как на самого Христа. Нехорошо некоторые действуют без епископа, надобно не только называться, но и быть христианами, тогда как некоторые на словах признают епископа, а делают всё без него".
“Без него никто не делай ничего, относящегося к Церкви. Только та Евхаристия (святое Таинство Тела и Крови Христовой) должна почитаться истинной, которая совершается епископом, или тем, кому он сам предоставит это".
“Прекрасное дело – знать Бога и епископа. Почитающий епископа почтён Богом; делающий что-нибудь без ведома епископа служит дьяволу".
"Внимайте епископу, дабы и Бог внимал вам".
По учению святого Отца Церкви священномученика Киприана Карфагенского, без епископа нет Церкви, и кто не с епископом, тот не в Церкви. В “Послании о Православной Вере” Восточных Патриархов 1723 года, которое почитается у нас правилом Православной веры или так наз. “ символической книгой,” говорится: “Дух Святый поставил епископов, как правителей, пастырей, глав и начальников… Поелику, между прочими нечестивыми мнениями, еретики утверждали и то, что простой священник и архиерей равны между собою, что можно быть и без архиерея, что несколько священников могут управлять Церковью, что рукополагать во священника может не один архиерей, но и священник, – то мы, сообразно с мнением, издревле господствующим в Восточной Церкви, подтверждаем, что звание епископа так необходимо в Церкви, что без него ни Церковь Церковью, ни христианин христианином не только быть, но и называться не может. Ибо епископ, как преемник Апостольский, возложением рук и призыванием Святого Духа получив преемственно данную ему от Бога власть решить и вязать, есть живой образ Бога на земле и, по священнодействующей силе Святого Духа, обильный источник всех таинств Вселенской Церкви, которыми приобретается спасение. Мы полагаем, что епископ столь же необходим для Церкви, сколько дыхание для человека и солнце для мира. Очевидно также, что Епископский сан отличается от сана простого священника. Ибо священник рукополагается Епископом, а Епископ рукополагается не священниками, но, по правилу Апостольскому, двумя или тремя Архиереями. Притом священник избирается Епископом, а Архиерея избирают не священники и не светские власти, но Собор высшей Церкви того края, где находится город, для которого назначается рукополагаемый.”
Из всего выше сказанного каждому благонамеренно настроенному православному христианину должно быть ясно, что не могут почитаться и именоваться “Церковью” те религиозные группировки и организации, в которых игнорируется власть Епископа и в которых фактически распоряжаются священники и миряне. Мало того: лица, не считающиеся с Епископом и не признающие над собой его власти, даже и “христианами” именоваться не могут. Но при этом следует указать на другое авторитетное свидетельство – “Окружное послание Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви,” изданное 1848 году. Оно гласит: “У нас ни Патриархи, ни Соборы никогда не могли ввести что-нибудь новое, потому что хранитель благочестия у нас есть самое тело Церкви, то есть, самый народ,” но тут же и поясняется, в каком смысле надлежит правильно разуметь это: “который всегда желает сохранить веру свою неизменною и согласною с верою отцов.” Здесь, следовательно, имеется ввиду тот случай, когда Епископ сам отступает от веры Отцов, то есть, становится еретиком или раскольником. В этом случае паства, естественно, разрешается от повиновения ему, от необходимости следовать за ним. Примеры этого в наше время мы видели у нас на родине, когда верующие русские люди, ревновавшие о хранении святой истины Православия, отказывались признавать своими Архиереями Епископов, ушедших в так наз. “Живую Церковь” или “обновленчество.”
Пример такого твёрдого стояния за веру Отцов обнаружили греки в 1923 году, когда принудили отказаться от патриаршего престола Вселенского Константинопольского Патриарха Мелетия IV, который замышлял провести в Православной Церкви ряд реформ, противных духу истинного Православия. Епископ лишь до тех пор Епископ, пока он сам стоит в истине, ибо “Церковь Бога живаго,” высшим служителем которой он является, есть “столп и утверждение истины” (1 Тим. 3:15). Но конечно, для такого суждения об отступлении Епископа от Истины должны быть налицо весьма веские основания и факты.
Каково же значение Архиерейского Собора в свете всего вышесказанного? Архиерейский Собор, или собрание Епископов, съехавшихся в одно место для взаимного молитвенного братского общения и для решения в духе истинной веры и благочестия церковных дел, есть, прежде всего, великое и радостное торжество веры, воодушевляющее паству и поднимающее дух всех истинных чад Церкви. Как Епископу принадлежит вся полнота духовно-благодатной власти в его епархии, так Собору Епископов принадлежит вся полнота власти в каждой Поместной Церкви, а Вселенскому Собору – во всей Вселенской Церкви. Чем чаще созываются Архиерейские Соборы, тем это лучше и полезнее для Церкви. В первые века Христианства они созывались дважды в год, а потом, по разным неудобствам, однажды в год. В нынешних условиях Русской Православной Церкви Заграницей, распространившейся по всем пяти частям света, такой частый созыв Соборов стал невозможным, и мы стараемся созывать их хотя бы каждые три года. Среди общего шатания умов, маловерия и неверия, а также попрания христианской нравственности предстоящий архиерейский собор имеет величайшее значение для всей нашей Зарубежной Русской Церкви. Верим, что Господь благословит полным успехом все деяния этого Собора во благо Церкви.