АКТУАЛЬНЫЕ НОВОСТИ

Протоиерей Лев Лебедев: Мысли по поводу исправления и улучшения церковной жизни

1. В настоящее время при подборе кандидатов в священные степени и при назначении на церковные должности (епископов, настоятелей соборных, городских храмов и крупных районных приходов, настоятелей монастырей), при решении вопросов о перемещении иерархии и духовенства руководствуются соображениями, в которых на первое место ставятся такие качества человека, как способность угодить светскому начальству, его приспособляемость к нецерковным инстанциям, хозяйственные способности и т.д. Такая практика противоречит не только церковным, но и государственным интересам, ибо на ключевые должности в церкви попадают самые не лучшие из ее членов, а именно люди, страдающие обмiрщенностью, карьеризмом, коррупцией, сребролюбием, беспринципностью и т.д.

Представляется необходимым коренным образом изменить подход к решению кадровых вопросов Церкви. Как это искони и было принято, при подборе и расстановке священнослужителей следует учитывать прежде всего их действительную духовность, молитвенность, способность к пастырскому служению. Все это не устраняет необходимость для священных лиц, занимающих ответственные посты, «иметь доброе свидетельство от внешних», по слову апостола Павла, то есть чтобы иерарх или священник достойно зарекомендовал себя, как лояльный, преданный своей родине гражданин. Не следует только под «лояльностью» понимать лицемерное угодничество пред «сильными мира сего», готовность слепо и во всем следовать указаниям определенных представителей власти, даже когда эти указания явно расходятся с законодательством.

2. В практике государственных органов в отношении к Церкви слово не должно расходиться с делом. В частности кадровая политика партии на местах должна быть приведена в соответствие с Конституцией СССР. В настоящее время они находятся в непримиримом противоречии. С одной стороны, по Конституции гражданам гарантируется полная свобода совести и запрещается всякая дискриминация верующих, с другой стороны ни в одном учреждении, предприятии, в выборных органах власти никогда не допустят и не будут держать на более или менее ответственной должности открыто верующего человека. В результате тем, кто решается ходить в храм и исполнять религиозные обряды, не скрывая этого, обеспеченно пребывание в некоем морально-административном гетто, где им предоставляется самая «черная», не ответственная работа. Строго говоря это есть не что иное, как тотальная дискриминация верующих. Она является питательной почвой для возникновения церковного диссидентства, а также подает повод внешним противникам нашего государства для постоянных нападок на нашу страну и ее внутреннюю политику. К этому присоединяется еще то обстоятельство, что практически на местах, несмотря на законодательные и иные словесные запрещения, борьба с религией ведется административными методами (увольнение с работы, но под другим предлогом, понижение в должности, лишение премии, перестановка в очереди на квартиру, унизительные общественные «проработки» на «активах» и общих собраниях и т.п.). Все это привело к созданию многомиллионного резерва недовольных людей внутри нашего общества. Являясь преданными государству, обществу и собственной работе людьми, они в тоже время вынуждены скрывать свою веру, остро переживая несправедливость, существующую в отношении к Церкви. Вряд ли такой резерв недовольных и скрывающихся выгоден государству и способствует морально-политическому единству нашего народа.

3. В осуществлении определенных законодательственных положений необходимо, наконец, решить вопрос о церковном воспитании детей. В настоящее время оно идет самотеком, неизвестно как. Можно продумать вопрос об организации в средних школах на началах факультатива преподавания Закона Божия в младших классах для детей по желанию родителей, в старших – по желанию самих учащихся, как это делается, например, в Венгрии – социалистической стране. Если же в этом плане в ближайшее время не предоставляется возможным ничего сделать, то можно хотя бы решить вопрос об организации сети епархиальных и приходских школ для желающих.

4. Необходимо признать, что в крупных городах и иных центрах количество православных храмов у нас искусственно сокращено и находится ниже всякого минимума. Желательно поэтому содействовать открытию православных приходов по желанию верующих в городах и районных центрах. Это также способствовало бы повышению престижа советского государства на международной арене и улучшению внутреннего климата нашего общества. Специфика Православной Церкви состоит в том, что ее ядром всегда является монашество. Поэтому очень желательно открытие таких монастырей, как Киево-Печерская Лавра, Ново-Иерусалимский, Кирилло-Белоезерский, Соловецкий, Валаамский и других обителей, по мере реальной возможности. Необходимо также, чтобы со стороны гражданских властей не было препятствий к монашескому постригу желающих и к устройству ими небольших монашеских общин (3-4 человека вокруг наставника «старца»). Юридически они могут находиться на том положении, что и обычная приходская община с той лишь разницей, что для монашеских общин не обязательно наличие двадцати членов.

5. Со времени решения Архиерейского Собора 1961 года о приходском управлении прошло четверть века. Жизнь показала, что означенное решение явилось поспешным, не учитывающим во многом реального положения вещей. Недоразумения и церковные нестроения связанные с «двоевластием» в приходе не только не утихают, но местами даже обостряются в наши дни. В связи с этим совершенно очевидна необходимость отмены решений Архиерейского Собора 1961 года и выработки нового приходского устава, который поставлял бы настоятеля храма реальным и ответственным главою не только богослужебных, но и всех административно-хозяйственных дел прихода. В случае осуществления кадровых мероприятий, предусмотренных в п. 1 настоящих предложений, за поведение настоятелей в отношении к церковным финансам можно быть спокойными.

6. Представляется целесообразной, в интересах государства, организация свободной подписки на периодические церковные издания, а также открытая продажа изданий Московской патриархии в книжных магазинах и киосках «Союзпечати».

7. В настоящее время сами приходские священники постоянно предоставлены сами себе, никто не интересуется их духовной жизнью, не следит за их самообразованием, подчас им просто не с кем посоветоваться о различных вопросах богослужения и приходской жизни. Епархиальное начальство начинает проявлять интерес к приходскому батюшке лишь в силу каких-то чрезвычайных обстоятельств, чаще всего скандального характера. Представляется необходимым поставить перед государственными инстанциями вопрос о разрешении регулярных епархиальных совещаний духовенства, о разрешении в епархиальных центрах организации хоть какой-то учебы для священников, не получивших семинарского и академического образования. Следует также поставить вопрос о необходимости создания в епархиях и благочиннических центрах библиотек духовной литературы.

Вопросы, не требующие государственного решения

1. В настоящее время многие церковные деятели, увлекаясь духом мира сего, стремятся к модернизации или обновлению церковной жизни за счет ломки и переделки самого хрупкого, того что почти никем не защищено, а именно: церковной символики, обрядности, канонических правил и иных коренных устоев и традиций Русской Православной Церкви. Тем самым расточается неоценимое богатство веками копившееся церковной русской культуры, имеющей всемирно историческое значение. Обновленчеству и модернизму в церковной жизни должен быть положен решительный предел. Необходимо начать целенаправленную работу за возврат к каноническим устоям. Перспективы такого оздоровления церковной жизни несомненны и вряд ли нуждаются в особых пояснениях.

2. В связи с изложенным находится также вопрос о современном состоянии Р.П.Ц. в экуменическом движении. Многое здесь может быть признано положительным и плодотворным, выгодным для Церкви и государства. Но есть и крайности, возникшие в связи с поспешностью и необдуманностью действий покойного митрополита Никодима (Ротова). К таким крайностям прежде всего относятся так называемые «экуменические молитвы». Они приводят к недопустимому с точки зрения канонических границ духовному слиянию с западным инославием тех, кто участвует в этих молитвах. В результате вместо того, чтобы свидетельствовать Западу Православие, участники этих молитв заражаются западным духом, западным восприятием жизни и церкви, теряют не только церковный, но и гражданский патриотизм, чувство родины. От них и другие неустойчивые в Православии члены Церкви, особенно церковная молодежь. Представляется необходимым как можно скорее прекратить участие представителей Р.П.Ц. в экуменических молитвах, вернувшись к каноническим принципам в этой области внешних церковных сношений. Допускать к участию в экуменическим движении и других формах общения с Западным миром следует не просто достаточно умных и образованных людей, а людей особо твердых в Православии. Нужно также воспитывать студентов духовных школ в здоровом церковно-патриотическом духе, а не в духе низкопоклонства перед Западом, как это часто делается теперь, особенно в ЛДА.

3. Всякое важное церковное дело исправляется лишь при Божием благословении. А оно ничем так не привлекается, как покаянием и действительным изменением жизни в лучшую сторону. В настоящее время различного рода отступления от Божественных заповедей и церковных правил стали повсеместным явлением в церкви. Это осознается всеми, но выход из положения видят по разному. Громче всех звучат голоса модернизма и обновленчества, предлагающие, по существу приспособить церковные каноны под нынешнюю нашу греховность. Это путь обмана и самообмана. Да, действительно, ныне никто в полной мере не соблюдает канонов и традиций Православной Церкви, «вси уклонишася вкупе». «По причине умножения беззаконий во многих охладела любовь», состояние «боязливых, маловерных и скверных» сделалось у нас почти всеобщим от высших до низших.

Поэтому вполне назрела необходимость общего всецерковного покаяния. Оно должно предусматривать решимость иерархии, духовенства и верующих на деле исправить свои пути перед Богом, отказавшись от пагубных привычек в управлении церковными делами, в личной жизни и поведении, возврат всех и каждого в русло канонических устоев служения и жития. Для этого, после определенной продуманной подготовки, нужно объявить хотя бы трехдневный строгий всецерковный пост, во время которого служились бы молебны с чтением особо покаянных молитв, произносились соответствующие проповеди и зачитывалось Патриаршее послание. Оно должно быть обращением ко всем архипастырям, пастырям и верным чадам Церкви с разъяснением сложившегося положения во внутрицерковной жизни и отмечать, что никто не судится за ранее допускавшиеся отступления и грехи, но что с определенного рубежа (окончания покаянного поста) начинается применение канонических правил Семи Вселенских и десяти общепризнанных Поместных соборов, а также других правил, приемлемых Русской Православной Церковью, ко всем ее членам, независимо от сана и положения. Пусть это применение происходит не по принципу акривии, а в духе икономии, но оно должно быть твердым на всех уровнях. Не следует опасаться того, что многие из иерархии и духовенства при этом не устоят и будут отстранены от служения. Их места займут достойные люди, что в конечном итоге послужит только благу Церкви и общества.

Осуществление всех мероприятий, предусмотренных вышеизложенными пунктами, способствовало бы закладке своего рода фундамента для роста и развития будущих поколений православных людей нашей страны, их воспитанию в духе действительного патриотизма, высоких нравственных устоев. Такие поколения несомненно явились бы одной из важных опор общественно-государственной жизни нашей страны и в будущем.

Протоиерей Лев ЛЕБЕДЕВ
Иерей Григорий ЛОГВИНЕНКО

Русский пастырь №42/2003 г.

Предлагаемая «докладная записка» по поводу исправления и улучшения церковной жизни была составлена двумя священниками в Советском Союзе в 1988 году. Один из авторов, протоиерей Лев Лебедев, скончался десять лет спустя. Думаем, что нашим читателям интересно, какие из предложенных соображений вошли в силу за истекшие 25 лет. Редакция Русского пастыря.

:: РУССКIЙ ПАСТЫРЬ ::

Печать E-mail

Комментарии   

# RE: Протоиерей Лев Лебедев: Мысли по поводу исправления и улучшения церковной жизниМитрополит Агафангел 17.06.2014 11:15
Статья написана в советское время, когда многие искренние и думающие священники МП прилагали силы, чтобы "вытащить Церковь из могильной ямы", которую ей выкопал советский строй.

Но сейчас Московская Патриархия оказалась в другой, "политической" яме, которую власти считают своим главным фундаментом, и в которой десятилетиями пребывала КПСС. Сейчас стало особенно заметно использование Церкви для достижения именно политических целей. Если во Вторую мировую войну советские бойцы шли в бой "за Родину, за Сталина", то теперь в Украинской войне некоторые воюют "за православие", хорошо, хоть не добавляют "за Патриарха Кирилла". Это не плохо, что за православие люди готовы идти в бой и умирать, но, действительно ли, они за подлинное Православие воюют против таких же православных? Что это за "православие", которое способно убивать тех, с кем причащаешься от одной Чаши?

Для публикации комментариев необходимо стать зарегистрированным пользователем на сайте и войти в систему, используя закладку "Вход", находящуюся в правом верхнем углу страницы.