Синодик РПЦЗ. Протоиерей Владимир Савицкий
Пять лет назад 13.11.2008, отошел ко Господу настоятель прихода в честь великомученицы княгини Елизаветы в Санкт-Петербурге митрофорный протоиерей Владимир Савитский. Вечная память!
29 июня 200г. Преосвященнейший Софроний, епископ Санкт-Петербургский и Северо-Русский, во исполнение решений ВВЦУ о награждении настоятеля Санкт-Петербургского прихода в честь новомученицы княгини Елисаветы протоиерея Владимира Савитского наградил - правом ношения митры.
№ 33 |
Санктъ-Петербургъ |
годъ 1997 |
Протоиерей Владимир Савицкий.
“Я ПЕРЕШЕЛ В ЗАРУБЕЖНУЮ ЦЕРКОВЬ ДЛЯ ПОКАЯНИЯ”
В прошлом году в Санкт-Петербурге несколько священников Московской Патриархии перешли под юрисдикцию Русской Православной Церкви Заграницей. Среди них — протоиерей Владимир Савицкий, который любезно согласился дать интервью заместителю редактора "Монархиста" И.Воронину.
— Отец Владимир, не могли бы для начала рассказать о себе — о том, что предшествовало принятию священнического сана, что предопределило Ваше нынешнее состояние.
— Вероятно, представляют интерес лишь несколько эпизодов моей биографии. Потому что детство у меня было такое же, как и у всех, а человек становится интересным только тогда, когда, получив свободу от родительской опеки и школьных наставников, вступает в самостоятельную жизнь. И его реакция на окружающую действительность, на общество и идеологию этого общества является тем первым моментом, который формирует личность, и по этой реакции можно определить, что это за человек.
Так, я после школы поступил в институт, и моей реакцией было не приспособленчество к той идеологии лжи, которая была в конце 60-х, а поиски ушедшей, прежде бывшей в России, культуры. Для меня и довольно большой группы молодежи именно та культура, которая истреблялась и подавлялась всеми силами государства, — была тогда самым важным. Мы жили идеями Солженицына, Максимова, мыслями и чувствами Ахматовой и многих других деятелей запрещенной в то время русской культуры. И по мере того как расширялся какой-то внутренний кругозор, как становился очевидным тот ужас, в который ввергнута была Россия, в круг моих интересов попало и Православие. Это было неизбежно: вся русская история, культура связана с Православием. И одно то, что коммунистическая идеология являлась не просто альтернативой христианству, а его гонителем и ненавистником, в данном случае стало благоприятным поводом для того, чтобы я всей душой, всем вниманием обратился к идеям христианства. Так я пришел в Церковь.
Несколько лет служил в Князь-Владимирском Соборе в Петербурге — был чтецом, звонарем, пономарем, в общем, исполнял самые низшие церковные послушания. Рукоположился я на Псковщине, у Митрополита Иоанна, рукоположился вне семинарии, так как мой духовник не благословил меня туда поступать. Пять лет, с 1974 по 1979 гг., служил в Порхове, набираясь опыта. После 1979-го меня потянуло на родину — я родился и вырос в Средней Азии — очень я соскучился по солнышку. И по благословению ташкентского Архиепископа Варфоломея (ныне покойного) со всей семьей переехал служить в г. Кара-Балта, в Киргизию. Там и протекала основная моя священническая служба.
В конце 80-х, уже во время так называемой перестройки, я решил построить в городе еще один храм, поскольку существовавший уже не мог вмещать, особенно по праздникам, всех верующих. Этот новый храм в честь Казанской иконы Божией Матери был освящен в 1991 г. Он стал, я думаю, одним из самых красивых в Средней Азии из вновь построенных — архитектура совмещала два стиля, греческий и псковский, а расписывали его не только местные художники, но и петербургские. И как бы в награду за это строительство я был возведен в чин сначала благочинного области, а в 1992 г. и всей Киргизии. Помимо этого, я занимал и ряд общественных должностей, был членом правления Общественной палаты при президенте Киргизии, членом правления Ассамблеи народов Кыргызстана, членом правления Общества русско-киргизской дружбы. Часто приходилось встречаться, беседовать с нынешним президентом Кыргызстана Аскаром Акаевичем Акаевым. И хочется сказать, что из всех правителей среднеазиатских республик он, пожалуй, самый интеллигентный, самый добрый и иногда по-детски чистый человек. Поскольку мы с ним были в достаточно близких отношениях — я могу это засвидетельствовать.
— И как же так получилось, что оставив вполне благополучную и духовную, и светскую карьеру, вы все же покинули Киргизию, вернулись в Петербург, затем перешли в юрисдикцию Русской Православной Церкви Заграницей и служите теперь в маленьком надомном храме с приходом в 20-30 человек?
— У человека всегда ведь протекает две линии жизни — внешняя и внутренняя. Внешняя — это и есть та карьера, о которой вы сказали. Внутренняя же линия без конца меня мучила... Вы знаете, причину моего перехода я бы хотел оставить внутри себя. Было бы просто нечестным обвинять иерархию Московской Патриархии в грехах и представлять себя таким невинным ягненочком, у которого внезапно открылись глаза на все безобразия. Нет, я в полной мере участвовал в делах Московской Патриархии. И если быть кратким и честным, то я перешел в Зарубежную часть Русской Православной Церкви для покаяния. Епископам МП при всем их внешнем благополучии не хватает самого главного — они никогда ни перед кем не каются, нет в Патриархии духа покаяния, следовательно она перестала быть спасительной.
Я мог бы очень много рассказывать про недостойные дела иерархии МП, но не хочу уподобляться древнему сыну одного из праотцев, открывшему наготу отца. Да собственно любой любящий Россию, любящий Православие и так все знает. Знаете, это как если сравнить две иконы — ту, которую писал человек истинно верующий, ведь с первого взгляда отличишь от мазни какого-нибудь подвыпившего Ивана Ивановича, хотя и на его "иконе" подписано: дескать, образ. Господь сказал: "научитесь от Меня, яко кроток есть, ибо смирен сердцем и обрящете покой душам вашим". Так вот, под это определение так же не подходит Московская Патриархия, как "икона" Ивана Ивановича не походит на образ Божий.
— И все-таки, расскажите о причинах евшего перехода поподробней...
— У святых отцов Церковь часто уподобляется кораблю, на котором человек переплывает бурное житейское море. Я выбрал тот корабль, который, по моему мнению, руководствуется Духом Божиим, Духом истины, и находясь на котором я могу наследовать спасение. Я имею в виду Русскую Православную Зарубежную Церковь.
— Но должен же быть какой-то критерий, исходя из которого православный христианин может определить, где же действительно действует Дух Святый...
— Я просто коротко перечислю признаки Истинной Христовой Церкви.
1. Основой Церкви является Кровь Спасителя, пролитая на Кресте и кровь бесчисленных мучеников за правду Божию. Московская Патриархия же объявила всех умученных большевиками за веру "уголовными преступниками".
2. "Церкви похвала ты еси, честный Кресте, окружил верных и миру всему мира почесть благоделанная, Кресте православных радосте, вселенныя хранителю, сохрани, освяти тебе поклоняющийся" — так поет Истинная Церковь. В Московской Патриархии отреклись от крестного пути; и вместо Креста — бесконечные компромиссы с богоборческой властью, вплоть до "ваши радости — наши радости". И все это якобы ради "спасения Церкви", ибо "кто бы тогда крестил, причащал и пр.?", как заявил митрополит Владимир.
3. Истинная Церковь сохраняет чистоту своего учения. Самый страшный грех в Церкви — ересь, ибо навсегда разлучает человека с Богом. Московская Патриархия, принимая активное участие в т.н. экуменическом движении, свела на нет сами понятия "истина" и "ересь". Примеров молитвенного и даже евхаристического общения с еретиками (строжайше запрещенных церковными канонами) — множество.
4. Истинная Церковь — эсхатологична. Она учит о конце времен, о появлении на земле вначале предтеч антихриста, а затем и самого сына погибели, человека греха, объявившего себя богом. С точки зрения Церкви и Ленин и Сталин — это предтечи антихриста, ибо они объявляли себя спасителями человечества, а последнее (несмотря на предупреждение Господа нашего Иисуса Христа: "...а пришедшего во имя свое — примите") обоготворило своих палачей: ибо слова их "жития", изображения, трупы — стали "священными" для миллионов людей, отрекшихся от Бога. МП же объявила Сталина "Богом данным вождем всего человечества и архиереи учили свою паству брать за образец жизнь "великого вождя". В Ленинградской Духовной Академии вместе с иконами в актовом зале до последнего времени висел портрет Ленина. К сожалению, у меня нет никакого сомнения, что когда придет антихрист, иерархия МП "едиными усты и единым сердцем" воскликнет: "кто подобен зверю сему"? Истинная Церковь предала анафеме коммунистическую идеологию и ее вождей.
5. Архипастыри Православной Церкви обличали грехи "сильных мира сего и языческие нравы общества. Иерархия же МП "скандально молчит" (как сказал современный богослов), видя как насаждаются в нашем народе нравы Содома и Гоморры, строит гигантские памятники своему тщеславию (храм Христа Спасителя), вместо того, чтобы на эти безумные деньги построить сотни приютов для бездомных детей и тысячи столовых для голодающих по всей России. По крайней мере так поступали русские праведники во время трудных испытаний на Руси.
— Говоря о МП, кого Вы имеете в виду?
— Прежде всего — архиереев, а также и священнослужителей, разделяющих и мысли, и образ жизни своих архипастырей, вскормленных Советом по делам религий при Совмине СССР. Люди эти абсолютно чужды благодати Господней. Для миллионов же простых верующих людей благодать в Таинствах, совершаемых в МП, преподается, но не благодаря, а вопреки, пребывающей в ослеплении иерархии. Подобное мнение можно встретить у священномученика Кирилла Казанского. Есть в МП и духовные старцы, но они были и в иудейской церкви времен Спасителя: праведные Иосиф с Никодимом, да и Гамалиил и др., и это при том, что вся верхушка этой церкви была безблагодатна и богоборчески настроена.
— Теперь, находясь уже в Зарубежной Церкви, о чем вы думаете в первую очередь, какие планы, в каком направлении будет продолжаться ваша деятельность?
— Мне уже скоро исполнится 50 лет, и вдруг впервые, можно сказать, я глубоко заглядываю в свое сердце и вижу там необозримое поле деятельности. И помня заповедь Святых Отцев, что можно построить 10 храмов, а свой внутренний храм погубить, и эти 10 внешних храмов не спасут внутреннего, основу своей деятельности вижу именно в попытке построить свой внутренний храм. Что же касается внешней деятельности — конечно, хотелось бы, чтобы в Петербурге был большой храм во имя Св. Царя-Мученика Николая, официально закрепленный за Русской Православной Церковью зарубежной юрисдикции. Я думаю, что он был бы многопосещаемым, поскольку найдется несколько тысяч человек, которые понимают толк в духовной жизни. Очень бы этого хотелось, но на все воля Божия.
И второе — это наша общая молитва, чтобы Господь помиловал Россию. И это милование я вижу в восстановлении Монархии, которая прекратила бы безобразия и в политической сфере, и в социальной, и — мое глубокое убеждение, вытекающее из моего православного мировоззрения, — многие безобразия прекратятся и в Православной Церкви.
— Ваши последние слова напрямую перекликаются с пророчеством Святителя Феофана Полтавского, у которого прямо сказано, что будет Царь по женской линии — из Династии Романовых, который первым делом наведет порядок в Церкви, изгонит теплохладных, еретичествующих, неистинных архиереев и повелит рукоположить новых, настоящих.
— Да, стране нужны не временщики, жестокие и жестокосердные, а религиозный деятель, Православный Хозяин нашей Родины. И только Государь может спасти от окончательного развала Россию. Но должен быть какой-то переходный период, лучше всего — диктатура патриотически-настроенного генерала, который наведет порядок в стране.
И еще, надо помнить, что Монархия — это милость Божия и ее надо заслужить искренним покаянием. Надеждой на эту милость и служит пророчество Феофана Полтавского.
Материал подготовил протоиерей Евгений Корягин.
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи