Интернет Собор / Internet Sobor 
truth and dignity 
АКТУАЛЬНЫЕ НОВОСТИ

История МП: 1944.01.17. Записка Карпова в СНК СССР о согласовании назначений епископов и других вопросов

1944.01.17. Докладная записка Карпова в СНК СССР о согласовании назначений епископов и других вопросов жизнедеятельности МП, Грузинской и обновленческой церкви

г. Москва [Не ранее 17 января 1944 г.] [1]

СЕКРЕТНО

Справка вопросов, требующих разрешения

I. Экзарх Украины — митрополит Киевский и Галицкий Николай является членом Государственной Чрезвычайной Комиссии по установлению и расследованию немецко-фашистских злодеяний, часто бывает в разъездах по СССР, участвует в заседаниях Комиссии и, кроме того, он состоит членом Пленума Всеславянского комитета и с лета 1941 года фактически управляет Московской епархией.

В связи с этим патриарх Сергий многократно ставил вопрос об освобождении Николая от должности экзарха Украины и о назначении его на Московскую епархию с титулом митрополита Крутицкого.

В октябре месяце 1943 года я ставил перед товарищем Молотовым вопрос о снятии митрополита Николая с должности экзарха Украины и получил указание временно воздержаться, поскольку мною не называлась какая-либо другая кандидатура.

В настоящее время этот вопрос требует пересмотра, так как оставление Украины без фактического руководителя всех епархий нецелесообразно. Об этом ставит вопрос НКГБ УССР и СНК УССР.

Патриарх Сергий в последнее время особо настоятельно требует согласия Совета на назначение другого лица.

На-днях по согласованию с Советом патриархом Сергием было предложено митрополиту Николаю выехать на Украину сроком на два месяца, после чего он будет замещен.

Митрополит Николай, получив такое распоряжение и не желая ехать на Украину по ряду других, кроме вышеуказанных, причин, обратился лично к тов. Н.М. Швернику с вопросом, "был ли он введен в состав Государственной Чрезвычайной Комиссии только потому, что он является митрополитом Киевским и Галицким, или нет, и имеет ли правительство возражения против его замещения другим лицом?"

13 января митрополит Николай доложил Сергию, а также мне в Совете, что тов. Шверник ему якобы сообщил, что в Государственную Чрезвычайную Комиссию он введен персонально, вне зависимости от его титула, и что он, товарищ Шверник, говорил с товарищем Сталиным об освобождении Николая от должности экзарха Украины и что якобы товарищ Сталин возражений не имеет.

Патриарх Сергий вместо Николая выдвигает две кандидатуры:

1) архиепископа Саратовского и Сталинградского Григория Чукова (73 лет), магистра богословия, ранее бывшего ректором духовной семинарии и богословского института в Ленинграде;

2) Ставропольского архиепископа Антония Романовского (58 лет), имеющего академическое образование, в свое время проживавшего на Украине.

Кроме того (но уже по представлению Совета), патриарх Сергий согласен в течение двух месяцев оставить должность экзарха и сан митрополита Киевского и Галицкого за Николаем, но на это время в качестве заместителя экзарха послать в Киев архиепископа Куйбышевского Алексия Палицына, с оставлением ныне носимого им титула, но с обещанием, что если в течение двух месяцев он себя в должности экзарха оправдает и будет достойно принят духовенством и верующими Украины, он будет назначен экзархом Украины с титулом митрополита Киевского и Галицкого.

Требуется разрешить вопрос, согласиться ли с первым предложением патриарха, или со вторым, являющимся фактически предложением нашим. Сегодня звонил мне в Совет товарищ В.М. Молотов и просил меня согласовать вопрос о замещении митрополита Николая другим лицом с товарищем Н.С. Хрущевым [2].

II. В связи с принятыми мерами на сегодняшний день перешли из обновленчества в патриаршую церковь следующие обновленческие церкви:

1) В Москве из имевшихся 6 обновленческих храмов вышли из обновленчества и перешли в патриаршую церковь 5 храмов, в том числе кафедральный обновленческий Преображенский собор, со всеми священнослужителями и епископом, управлявшим Московской епархией, Андреем Расторгуевым, который принят в сане протоиерея и оставлен настоятелем кафедрального Преображенского собора.

Остался у обновленцев, таким образом, только один храм, т. н. Пименовский, где духовенство, больше под влиянием приехавшего в Москву А.И. Введенского, не выразило желания о переходе.

Кроме того, в Москве перешли в патриаршую церковь заштатный обновленческий митрополит Попов и заштатный епископ Постников.

2) В Ленинграде имелся один обновленческий храм, т. н. Спасо-Преображенский, который в январе этого года по желанию массы верующих и по решению "двадцатки" перешел из обновленчества в патриаршую церковь, и вышли также из обновленчества священники храма Фрутковский и Егорьевский.

Обновленческий епископ этого храма Сергей Румянцев не пожелал переходить, а потому вышел за штат.

3) В Тульской области имелось два обновленческих храма, из которых один — в гор. Туле. Оба храма вышли из обновленчества и приняты в патриаршую церковь вместе с духовенством и Тульским архиепископом Петром Турбиным, принятым в сане протоиерея и оставленным в качестве настоятеля Тульского собора.

4) В Средней Азии в качестве обновленческого епископа был Сергий Ларин и в качестве обновленческого архиепископа — Синицын. Первый перешел в патриаршую церковь и принят в сане священника; второй подал заявление о переходе и в данное время оформляется.

5) Основная масса обновленческих церквей имеется в Ставропольском и Краснодарском краях. Точной обстановки нам пока неизвестно, но по предварительным данным около 25 процентов церковных приходов перешло из обновленчества в патриаршую церковь [3].

Краснодарский обновленческий епископ Иванов подал заявление о приеме его в патриаршую церковь; Ставропольский митрополит Михаил Кожин остался на своих прежних позициях.

6) Кроме вышеуказанных, имеется одна обновленческая церковь в Ульяновске и две обновленческие церкви в Свердловской области, позиция которых осталась прежней.

Руководство обновленческой церкви в лице Александра Введенского держится твердо своих позиций. Митрополит Виталий Введенский, находящийся на покое и проживающий в Ульяновске, не высказывает своих настроений.

Вопрос: Следует ли проводить специальные мероприятия по дальнейшему переходу обновленческого духовенства и приходов в патриаршую церковь, что касается, конечно, основной части духовенства и приходов Ставропольского и Краснодарского краев, или не вмешиваться? [4]

III. Советом разработан прилагаемый проект нового закона о религиозных культах в СССР [5] в связи с тем, что союзного закона о религиозных культах не имеется, а действует в каждой союзной республике свой закон. Кроме того, ранее принятые законы, как, например, декрет от 1918 года "Об отделении церкви от государства" и Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 года "О религиозных объединениях", кроме своих основных положений, на сегодняшний день устарели и требуют исправления.

Вопрос: Своевременно ли сейчас входить в правительство с данным проектом с тем, чтобы он был принят сессией Верховного Совета СССР, и какие имеются замечания по проекту [6].

IV. Совет разработал прилагаемую при этом инструкцию для уполномоченных Совета по делам Русской православной церкви при СНК союзных и автономных республик и обл(край)исполкомах [7].

Этой инструкцией предусматривается Положение о работе уполномоченных на местах и конкретизируется их практическая деятельность по всем вопросам, относящимся к надзору, учету, регистрации и отчетности по вопросам Русской православной церкви.

Предполагается, что данная инструкция заменит собой устаревшую на сегодняшний день инструкцию 1931 года, исходившую от бывшей постоянно действующей Комиссии по делам культов при ВЦИКе.

Вопрос: Имеются ли замечания по инструкции, и подлежит ли она согласованию с правительством?

V. До Отечественной войны каких-либо легально действующих монастырей в СССР не было. В настоящее время в ряде областей, подвергшихся немецкой оккупации, был открыты монастыри мужские и женские, с количеством монахов и монашек от 40 до 400 человек. Так, например, известно, что в гор. Киеве имеется 9 монастырей, в Чернигове — 2 монастыря, в Полтаве, Днепропетровске, Курске и Орле — по одному монастырю.

Средством существования является: в городских монастырях — кустарное производство, а на селе некоторым монастырям немцами был выделен скот, птица, прирезана земля.

При каждом монастыре имеется церковь.

После освобождения указанных городов и областей эти монастыри, за исключением одного, т. н. ставропигиального монастыря в городе Киеве, переключились, проводят патриотическую работу, главным образом, по оказанию помощи госпиталям. Один монастырь взял целиком на себя содержание большого военного госпиталя.

Более подробно обстановка в монастырях не изучена, а потому Совет поручил своим уполномоченным на местах представить справки о составе, средствах и деятельности монастырей, а также запросил мнение СНК УССР и облисполкомов о целесообразности дальнейшего оставления монастырей.

Решать вопрос в ту или иную сторону можно только после получения запрошенных данных, но Совет, со своей стороны, считает, что ликвидацию монастырей политически более целесообразно проводить после войны.

VI. Ювелирторг Наркомторга СССР (Будалов) поставил 15 января перед Советом вопрос, можно ли изготовить и производить продажу нательных крестиков, заявляя при этом, что во всех ювелирных магазинах гор. Москвы, а равно и в других городах, невероятно большой спрос на крестики. Ювелирторг считает, что это будет составлять большую статью дохода.

Вопрос: С кем следует согласовать этот вопрос и с каким предложением входить? (Мое мнение, надо разрешить, т. к. сейчас все это делается нелегально).

VII. На складах Украины имеется более 50 тысяч изготовленных немцами литографским способом икон разных святых. Образцы при этом прилагаю.

Торгующие организации Украины просят разрешить продажу этих икон, считая, что так как такие предметы могут быть продаваемы по повышенным ценам, сумма дохода будет приличная.

Вопрос: Целесообразно ли разрешение этого вопроса или более целесообразно уничтожить их?

Совет со своей стороны считает возможным разрешить патриархии приобретение всех этих икон за наличный расчет, с тем, чтобы продажа их производилась по церквам.

VIII. В связи с организацией в Москве православно-богословского института и богословско-пастырских курсов поступают заявления на прием в институт и курсы в качестве студентов, а также заявления на замещение преподавательских должностей. В числе последних имеются лица профессорско-преподавательского состава ВУЗов, некоторые из которых ставят вопрос разрешить им совместительство.

Вопрос: Как следует относиться к этому вопросу?

IХ. Ряд корреспондентов, как, например, корреспондент канадской газеты "Торонто стар" Дэвис, корреспондент американского журнала "Лайф и таймс" Лотербах, корреспондент местной газеты "Москау ньюс" Калмыков имеют желание быть принятыми в Совете мною и интересуется составом и деятельностью Совета и положением церкви в СССР.

Допускаю, что в дальнейшем круг желающих получить интервью в Совете будет расширяться.

Вопрос: следует ли согласовывать прием корреспондентов и инопредставителей в каждом отдельном случае и с кем?

Х. В связи с тем, что ряд мероприятий, проведенных за последнее время в отношении Русской православной церкви, как, например, избрание патриарха, открытие духовных учебных заведений, образование Совета по делам церкви при СНК, вызывает недоуменный вопрос со стороны многих, в Совет по делам Русской православной церкви при СНК СССР обращаются не только отдельные граждане, но и организации за консультацией по этому вопросу (райкомы партии гор. Москвы, дирекции и партийные организации ВУЗов, библиотеки).

Считаю крайне необходимым и своевременным опубликование какой-то специальной статьи (но не от имени Совета) или в журнале "Война и рабочий класс", или в одном из пропагандистских журналов, или в газете "Известия".

ХI. В ноябре месяце 1943 года Грузинский католикос Каллистрат по своей личной инициативе, приветствуя Сергия с его избранием в патриархи, изъявил желание установить каноническое и молитвенное общение между Грузинской и Русской православными церквами.

Сергий, положительно относясь к восстановлению отношений, командировал в Тбилиси своего архиепископа Антония Романовского, который и провел с католикосом соответствующие переговоры, договорился о формах объединения и по приезде в Москву доложил Сергию.

Синод при патриархе на основании этого вынес Синодальное определение, а Сергий написал и разослал послание восточным патриархам, направив тот и другой документ в копии католикосу Грузии Каллистрату при своем письме.

Католикос Грузии своим письмом от 20.ХII стал возражать против некоторых пунктов текста принятых Сергием решений и просит изменить редакцию как синодального определения, так и послания патриарха.

Сергий своим письмом от 17 января с. г. сообщает католикосу Грузии, что он не считает необходимым изменять текст синодального определения. Что же касается послания к восточным патриархам, то Сергий в своем письме католикосу Грузии сообщил, что изменить текст его невозможно, так как оно разослано 27 ноября.

Считаю, что патриарх Сергий ставит вопрос правильно и политически для нас целесообразно и допускаю, что на католикоса Грузии воздействовали или обновленцы, или националистический элемент.

В связи с этим считал бы необходимым командировать на несколько дней в Грузию одного из ответственных сотрудников для переговоров с католикосом.

Председатель Совета по делам

Русской православной церкви при СНК СССР Г.Г. Карпов

ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 1. Л. 28–30. Машинописная копия.

_____________________________

[1] Датируется по содержанию документа.

[2] 12 февраля 1944 г. Св. Синод решил вопрос о перемещении митрополита Николая на Крутицкую кафедру. Одновременно он стал помощником патриарха по управлению Московской епархией. Митрополитом Киевским и Галицким, экзархом Украины был назначен архиепископ Ярославский Иоанн.

[3] Осенью 1944 г., по данным Совета по делам РПЦ, в Краснодарском крае имелось 86 обновленческих храмов, а в Ставропольском — 42.

[4] 15 августа 1944 г. в докладной записке И.В. Сталину Карпов отмечал: "Считая, что вопрос о ликвидации обновленческой церкви вполне назрел, Совет находит возможным ускорить процесс ее окончательного распада". В Совете, в частности, рассчитывали, что упоминавшиеся в документе руководители обновленцев в Краснодарском крае и Ставрополье архиепископ Иванов и митрополит Кожин смогут предложить обновленческому духовенству порвать с А. Введенским и перейти в патриаршью церковь (АП РФ. Ф. 3. Оп. 60. Д. 5. Л. 66–67).

[5] Не публикуется.

[6] В январе 1944 г. проект закона "О положении церкви в СССР" был представлен в Совнарком, однако как и последующие варианты, разработанные совместно с Советом по делам религиозных культов, не получил поддержки в правительстве.

[7] Не публикуется.

Источник

Другие документы

Метки: московская патриархия, документы

Печать Электронная почта

Комментарии   

# RE: История МП: 1944.01.17. Записка Карпова в СНК СССР о согласовании назначений епископов и других вопросовМитрополит Агафангел 11.02.2020 15:33
Из этого документа видно, что все назначения на архиерейские кафедры делались исключительно советским правительством, а снятие/назначен ие экзарха Украины согласовывалось со Сталиным.

Для публикации комментариев необходимо стать зарегистрированным пользователем на сайте и войти в систему, используя закладку "Вход", находящуюся в правом верхнем углу страницы.

Интернет СОБОР
При использовании материалов сайта активная ссылка на http://internetsobor.org обязательна
© 2012 http://internetsobor.org Все права защищены

Find us on Google+

RizVN Login
Powered by Warp Theme Framework