АКТУАЛЬНЫЕ НОВОСТИ

Диакон Андрей Кураев против голубого лобби: Неблагочестивые документы Синода

Православные из МП призывают школы отказаться от учебника Кураева

В феврале 1956 года патриарх и члены Священного синода ознакомились с письмом куйбышевского священника, в котором рассказывалось о сексуальных домогательствах одного иеромонаха в отношении кандидата в духовную семинарию, а также о попытках куйбышевского епископа замять это дело.

Семнадцатилетний юноша помышлял об обучении в духовной семинарии. Чтобы подготовиться к учебе в семинарии он обратился к иеромонаху, настоятелю своего прихода, который и стал его домогаться. Мать жертвы позаботилась о том, чтобы и факт домогательства, и попытки иеромонаха Серафима (Полоза) купить молчание потерпевшего стали достоянием общественности. Мать не только обращалась с жалобами к другим священникам, но, судя по всему, и в милицию, так как уже в декабре 1955 года против Полоза было возбуждено уголовное дело, по которому дали показания священники ряда куйбышевских приходов. Епископ Иероним (Захаров), однако, повысил обвиняемого в церковной должности, а священников, давших показания, уволил или перевел на другое место.

Иеромонах Серафим (Полоз) был приговорен за «насильственное [...] мужеложство» (статья 154а УК РСФСР).

(http://magazines.russ.ru/nz/2012/6/h8.html)

В результате давление на епископа усилилось, и он был вынужден покинуть епархию в конце мая 1956 года (переведен в Орел). С января 1962 г. — архиепископ Ростовский и Новочеркасский. В 1963 г. награжден правом ношения креста на клобуке.

По истечении срока наказания патриарх Алексий (Симанский) назначил иеромонаха (несмотря на всю «клевету») в единственный тогда в республике Коми приход. «Он попытался устроиться в Сухуми, хотел там послужить. Но недолго на Кавказе пожил. Абхазцы попытались отнять дом, набеги устраивали, грабили. Пришлось бежать. Переехал он в Чернигов, там и оставался до конца своих дней. Умер в 87-м году»
«В отношении службы опишу Вам, что служу в г.Щорс. Это райцентр, где церковь стоит на окраине, как и у вас в Сыктывкаре. Уже 4-й год живу в Чернигове и езжу в храм только служить на своей машине «Жигули». Живет у меня на квартире шофер, который работает на производстве и меня возит. Встаем в 5 часов и едем. В 7 час. 30 мин. начинаю службу, бывает иногда трудно, а так ничего, справляюсь. Выхожу из храма, сажусь в машину, и домой приезжаем когда в 2 часа, когда в 3. Варим, жарим, парим, кушаем, отдыхаем – вот такая моя и служба.
Держу хозяйство – кур, поросенка. Сад у меня большой, яблок, смородины, клубники, груш, всего хватает, а в доме все удобства. Газовое отопление, ванна, туалет, все блага, а я все вздыхаю да плачу, и умирать с хохлами не хочу.
Хочу еще поехать в Россию к русским людям, где бы меня поняли правильно, оценили, и там умереть, чтобы молились обо мне. А то здесь с этими грубиянами как помрешь, то никто и не вспомнит и молиться не будет. Все как будто хорошо, но очень тяжело. Все богатые, сами для себя живут. День и ночь все думаю, в каких местах служил, и Куйбышеве, и Сыктывкаре, и проч., вспоминаю, как люди пением помогали и во всех отношениях, а теперь вот как получилось на старости лет».
http://rusvera.mrezha.ru/368/9.htm.




ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 176a. Л. 1–6.

http://internetsobor.org/moskovskaia-patriarkhiia/tcerkovnye-novosti/world-orthodoxy/moskovskaia-patriarkhiia/v-1956-godu-o-kuraev-byl-by-uslyshan

Сегодня же в Самаре и Коми некоторые православные активисты (с подачи покойного иннэнистски ориентированного журналиста А. Жоголева) утверждают, что именно Серафим (Полоз) есть тот подвижник, который смог забрать икону из окаменевших рук Зои. Оклеветали его, мол...

diak_kuraev

Текст сканированного документа:

Снимать копии и делать выписки запрещается

ЖУРНАЛ №1

ЗАСЕДАНИЯ СВЯЩЕННОГО СИНОДА от 7-го ФЕВРАЛЯ 1956 г.

В заседании Священного Синода под Председательством ПАТРИАРХА –

присутствовали:

Митрополит Крутицкий и Коломенский НИКОЛАЙ

Митрополит Новосибирский и Барнаульский ВАРФОЛОМЕЙ

Епископ Полтавский и Кременчугский СЕРАФИМ

Епископ Калининский и Каминский ВАРСОНОФИИ

Епископ Лужский РОМАН

Управляющий делами Московской Патриархии Протопресвитер В.Ф. КОЛЧНЦКИЙ

СЛУШАЛИ: Прошение Преосвященного Епископа СЕРГИЯ, бывшего Смоленского:

"ВАШЕ СВЯТЕЙШЕСТВО! Почтительнейше прошу назначить меня на Епархию, чтобы я мог возобновить свое служение, прерванное болезнью".

ПОСТАНОВИЛИ: Принимая во внимание выраженное в свое время пожелание Епископа СЕРГИЯ иметь Епархию "с меньшим /против Смоленской/ количеством церквей при благоприятном климате", иметь в виду настоя­щее прошение Преосвященного и, при наличии под­ходящей Епархии, назначить его на оную.

СЛУШАЛИ: 2. Прошение священника Петро-Павловской церкви гор. Куйбышева Вадима САГАЙДАКОВСКОГО следующего содержания:

"В начале декабря месяца 1955 года к Священни­ку Петро-Павловской церкви г. Куйбышева прот. Виктору Утехину явилась на квартиру прихожанка Лю[-] проживающая в Куйбышеве, по [-] ул. в д. №[-] и сказала о своих тя­желых переживаниях по поводу происшествий о ее сыном - Володей, 17 лет.

Володя, окончивший семилетку, был всегдашним посетителем Петро-Павловского храма. Мать желала дать сыну специально-богословское образование я обратилась к Настоятелю Петро-Павловского храма иеромонаху Серафиму /Полоз/ о просьбой - подго­товить окна к поступлению в Семинарию.

О. Серафим дал свое согласие и разрешил при­слать сына к себе на квартиру для знакомства.

Как протекало знакомство и занятия в Володей, мы не знаем, но только в начале декабря 1955 г. мамаша прибежала к о. Виктору Утехину и со слезами поведала свои скорбь. "Батюшка! моего сына испортили... он прямо заболел: впал в уныние и отчаяние; даже я боюсь за его психическое бла­гополучие"...

В дальнейшем выяснилось, кто о. Серафим с Володей, после соответствующих соблазнительных разговоров о женщинах, стали заниматься щекота­нием, что привело к обоюдной малакии. /Взято со слов Володи после показаний следователю/. На замечание Володи, что "это же грех", Серафим от­ветил: "ну чтож, ничего... все люди грешные"... и продолжали разжигание. Володя, при первом удобном случае, удрал домой и рассказал матери, которая обратила внимание на его растерянный вид, подавленное состояние и близость к отчаянию.

Первое время мать боялась даже, чтобы Володя не покончил с собою, и прибежала к о. Виктору Утехину.

В дальнейшем, при допросах матери, Володя свои переживания по поводу происшедшего резюмировал так, что ему теперь "все попы противны и я даже не пойду в церковь"...

Мать заявила о. Виктору, что она этого де­ла не оставит и потребует удаления из Куйбышева Серафима.

Через день-два мать пошла с таким же заявлением и к Владыке ИЕРОНИМУ. О. Виктор Утехин не мог таить ужасного в пастырской практике происшествия и поделился с некоторыми сослуживцам /т.е. со мною и с прот. В. Поликарповым/.

Мать пострадавшего, по дороге к Владыке, естественно, поделилась еще кое с кем, тем более, что обсуждение происшествия велось уже и в храме.

Заметив, что происшествие не удержалось в секрете, иером. Серафим решил попытаться уладить все с матерью пострадавшего, и с этой целью по­ручил двум своим приятельницам /чл.20-ки/ На[-]овне и К[-] сделаться посредницами: воздействовать на мать Володи и "замять дело". Посланные "мироносицы" /как они себя назвали придя в дом матери/, даже предложили матери благодарность, обещав и от о. Серафима поддержку еще.

Но мать категорически отдавалась от всякой взятки, не прельстилась и большими обещаниями в будущем, а повторила, что требует удаления недостойного человека с места и заявила: "вы - не мироносицы, а злоносицы, и уходите из моего до­ма". На[-] и Ку[-] продолжали говорить матери: "зачем вы ходили к Архиерею? кому вы жалуетесь: ведь у него же самого две жены!..." на этом беседа закончилась и посредницы ушли. Мать на другой же день пришла к о. Виктору Утехину и передала весь разговор с так называемыми "мироносицами".

После этого, о. Серафим, имевший встречу и разговор о всем происшедшем с матерью Володи в храме, решил передать записку Володе через руки матери, приложив к записке сто рублей.

Записка следующего содержания: "Дорогой Воло­дя! Зная все происшедшее, прошу обратить внима­ние на то, что все люди плотские, для того и Хри­стос пришел и устроил церковь, чтобы таинства церкви омывали все человеческие грехи, и устано­вил не Ангелам совершать таинства, а плотяному человеку. Если он падает то и встает и таинст­вами омывается от скверня и омывает кающихся.

Если за мирянином один бес то за служителем де­сять, и мирянин падает а священнослужитель тоже в несколько раз падает, но покаянием омывается и таинствами церкви очищается от грехов но от­вергать священство и церковь это есть совершен­ная погибель" /подлинник находится в деле след­ственных органов/.

Эта записка 8 января 1956 г. была передана в церкви о. Серафимом матери Вовы, которая при­несла записку о. Виктору Утехину.

После визита т. наз. "мироносиц" к матери, естественно, узнали очень многие о происшествии с Вовой, и в результате о. Серафимом была полу­чена ругательная анонимка, которую о. Серафим показал мне и заявил, что считает меня участни­ком этой писанины.

Я заявил, что такими мелкими делами никогда не занимался, указав ему, что не так важно в данном случае, что о нас пишут в анонимках, как важны сами по себе факты происшествия, о которых говорят уже в городе, и материалы к чему даны самими пострадавшими, т.е. Володей н его матерью. Вот о чем надо считаться, а не с анонимкой.

О. Серафим вместо братских разговоров откровен­ных, стал запугивать о. Виктора и меня, после чего мы решили пойти к Архиерее и поговорить от­кровенно, что же делать дальше?

Владыка выслушал, прочитал записку и осудил поступок о. Серафима, заявив, что он совершил содомский грех..., но далее резко повернул раз­говор в другую сторону, обратясь ко мне, предло­жил покинуть Куйбышевскую епархию.

На первый день Рождества Христова, во время всенощного бдения в алтаре, Владика ИЕРОНИМ пов­торил мне свое решение о выезде, добавив, что если я уеду добровольно, то все будет чисто в мо­ем деле, а если вздумаю остаться, то мое личное дело будет испорчено. В результате сказал: "В 24 часа убраться из Куйбышева".

На третий день Праздника я подучил из канце­лярии справку, что увольняюсь за штат, о правом перехода в другую епархию.

В день намеченного выезда, во мне за квартиру явился сотрудник МВД и снял допрос по делу Сера­фима Полоз, а потом повел меня к о. Виктору Уте­хину, где изъята была записка Серафима и началось гражданское следствие по данному делу.

Сообщая о настоящем тяжелом происшествии в церковной жизни г. Куйбышева, разрешите и благо­словите, дорогой наш СВЯТЕЙШИЙ ВЛАДЫКА И ОТЕЦ, просить не только вашей ВАШЕГО СВЯТЕЙШЕСТВА в моей личной жизни /я заболел, жену уволили из хора, квартира дорогая и я решил, не ожидая окончания гражданского следствия уехать в Ново­сибирск, откуда я имею предложение на получение священнического места/, но и защиты для всех страждущих моих братий - сослуживцев и скорбя­щих мирян.

А что такие обиженные из духовенства и мирян г. Куйбышева уже имеется, об этом говорят сле­дующие факты: священник Николай Коряков недавно вынужден был уйти из Собора во Владимирскую епархию. Прот. собора Г. Козлов просит Владыку Мануила перевести к себе. Прот. Утехину и прот. Поликарпову грозят расправиться с ними. Прот. П-Павловской церкви Иоанну Тюгаему, этому поч­тенному и заслуженному старцу, истовому соверши­телю служб, предлагают все время перевод в район. Вот показатель того, что большая половина духо­венства дрожит от так навиваемого террористического режима Куйбышевского Епархиального Управления, возглавляемого прот. А. Надеждиным. В Со­боре уже год ждет война прихожан с жестокостью и произволом прот. Надеждина. Обо всем атом красноречиво говорят все те многочисленные жалобы, которые в течение года накопалась в Патриархии.

В июне месяце 1955 г. Епископом Иеронимом был свят Настоятель Петро-Павловского храма прот. Валентин Поликарпов. На его место был назначен иеромонах Серафим, но его моральные устои, выразившиеся в описанном происшествии и ранее еще известные по его жизни в Соборе г. Куйбышева, совсем не дают ему права не только стоять во главе духовенства, но и священствовать вообще. Удивительно, что, вместо участливого отношения к описанному происшествие со стороны Владыки Иеронима, последовал грозный ответ о моем уволь­нении и немедленном выезде на Куйбышева. Я остав­ляю семья /трое детей/ и уважаю в Новосибирск, к Владыке ВАРФОЛОМЕЮ.

Еще раз прошу простить меня за тяжелое описа­ние нашей церковной жизни, где скрываются полное разложение моральных устоев в слезы верующих, а также прошу защиты от явной несправедливости со стороны старших".

ПОСТАНОВИЛИ: Копию настоящего прошения послать Преосвященному Куйбышевскому и затребовать от него срочно сообщения, что им предпримите по отношению к иеромонаху Серафиму, обличенному в тяжком грехе, препятствующем ему продолжать пребывание в священном сане, а также объяснения его требования покинуть Куйбышевскую Епархию священнику Вадиму Сагайдаковскому.

СЛУШАЛИ: 3. Рапорт Преосвященного СЕРГИЯ, Епископа Астраханского и Сталинградского, в котором он жалуется на действия Митрополита ВЕНИАМИНА, бывшего

 

Печать E-mail

Для публикации комментариев необходимо стать зарегистрированным пользователем на сайте и войти в систему, используя закладку "Вход", находящуюся в правом верхнем углу страницы.