АКТУАЛЬНЫЕ НОВОСТИ

Музей Десятинной церкви Московского Патриархата. Дело семьи?

Загадочное и влиятельное сообщество, систематически осуществляющее захват остатков фундамента Десятинной церкви, с большой пользой для себя использовало период предвыборной суеты. Сокрытому от широкой общественности указу о создании музея истории Десятинной церкви, в начале осени они дали полный ход.

Красноречивое молчание

Само по себе появление такого музея бы сенсацией, положительной с точки зрения политической заинтересованности власти. Вспомним, например, как разглагольствовал руководитель Киева Попов вокруг "недомузея" истории Киева.

Создание такого учреждения, как музей Десятинки - событие национального значения, гордость чиновничества.

Но все происходило удивительно непубличным способом. 9 апреля 2012 года был издан приказ Минкульта № 320, подписанный лично министром Михаилом Куляником, о создании музея истории Десятинной церкви.

Далее было четыре месяца молчания. Наконец, в сентябре начали набирать сотрудников музея.

Батюшка директор

Первый скандальный факт состоит в том, что без какого-либо конкурса назначен был директором музея Дорошенко Павел Викторович, известный как иеродиакон Ярослав.

Этот человек не просто без соответствующего музейного образования и опыта, а один из самых активных членов рейдерской команды УПЦ МП, захвативший Десятинку и создавший, таким образом, реальную угрозу национальному наследию.

Дорошенко - один из возглавителей нелегального "монастыря", который представители УПЦ МП 3 июля 2007 года, ночью, без каких-либо разрешений, самозахватом, впритык к фундаменту Десятинной церкви, образовали на территории памятника национального значения.

Иеродиакон Ярослав лично занимался этим строительным произволом, как видно на фото.

Кто "крышует"?

Совершенный захват уникален, потому что имеет черты национального унижения украинцев. Территория, на которой располагается нелегальная "часовня", находится в пользовании национального музея истории Украины.

Кроме того - во главе агрессоров стоит архимандрит Гедеон (Харон), опытный кадр УПЦ-МП, который не является гражданином Украины.

Чтобы как-то прикрыть незаконное строительство "монастыря", в свое время Дорошенко пролоббировали на должность заместителя директора этого музея "по вопросам музеефикации Десятинной церкви".

Власть уже шестой год никак не препятствует хулиганскому строительству.

Кто-то финансирует вооруженных охранников "храма", а также богатое оснащение строительства. Кто-то обеспечивает невмешательство государственной архитектурной инспекции, пожарной службы, милиции, прокуратуры, руководства государственной администрации. Кто-то ранее кормил братию, пока не придумали, как это сделать за счет государственного бюджета. Кто же эти богатые люди?

Руководителя Национального банка Арбузова и представителя Януковича в парламенте Мирошниченко периодически видят среди прихожан нелегальной часовни. Они приязненно и по-деловому общаются с настоятелем Гедеоном и другими возглавителями братии.

В апреле этого года (когда издали указ о создании музея) местные жители Десятинного переулка увидели, как в "монастырь" заезжал Янукович с большим количеством охраны. Свидетели говорят, что на следующий день, настоятель Гедеон ходил окрыленный, очевидно, какими-то обещаниями или новостями от августейшей особы.

Это мало похоже на совпадение, потому что именно в апреле был издан указ о создании музея. Источники в Министерстве культуры подтвердили, что Дорошенко на его нынешнюю должность сватала сама Администрация президента.

Музейщики против "музейчиков"

Таким образом, Министерство культуры назначило директором музея рейдера в рясе. А кто работники музея?

Общее число сотрудников музея составляет 120 человек. Формально штат еще не укомплектован, работает около 85 человек. Из которых, не менее 50, являются... монахи самозваного "монастыря"! Без соответствующего образования, без надлежащего опыта работы.

Усилиями директора, почти всю "братву", которая насильственно захватила территорию государственного памятника, теперь содержат на свои средства украинские налогоплательщики.

Хорошо бы прокуратуре и контрольно-ревизионному управлению с этим разобраться...

И только около 30 человек, действительно необходимые музейные работники, искусствоведы, археологи и др.

Между московскими "музейниками" и настоящими музейщиками с самого начала имеет место конфликт. Первые видят своей целью строительство на фундаменте Десятинного храма монастыря УПЦ (МП), другие - сохранение национального наследия, аутентичных остатков фундаментов оригинальной церкви и создание экспозиции сокровищ Десятинной церкви.

В силу того, что музеем управляет представитель УПЦ (МП), то его деятельность фактически сводится к подготовке строительства монастыря + церкви, с несколькими помещениями для музея. Дорошенко - не чужой для строительного бизнеса человек, в одно время он возглавлял строительные фирмы.

Идеологическое строительство

На словах церковники Московского Патриархата поставили перед собой цель "восстановление" Десятинного храма. Однако реальное восстановление невозможно, потому что первоначальный вид церкви неизвестен.

Так называемое "восстановление" Десятинной церкви является прямым нарушением норм международного права о сохранении памятников: Международной хартии о консервации и реставрации памятнико-значемых мест (Венеция, 1964), Хартии защиты и использования археологического наследия (Лозанна, 1990), Европейской конвенции о защите археологического наследия (Валлетта, 1992), Конвенции ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия, которые подписаны и ратифицированы Украиной.

Истинная цель выглядит скорее сакрально-идеологической: "застолбить" знаковое для украинцев, белорусов и русских место, подвести его под контроль церковной иерархии, который фактически является частью российского государства.

На самом деле это не музей и не монастырь, а законспирированная строительная контора. Она создана для того, чтобы за государственный счет отстроить очередной бастион Московского Патриархата. Музей и музейники - лишь прикрытие спецоперации.

Методы работы больше напоминают стиль спецслужб и криминалитета. Тех, кто протестует против их действий, пугают отлучением от церкви и "проблемами со здоровьем".

Дорошенко и другие лидеры монастырской братии иногда утверждают, что остатки храма являются частной собственностью УПЦ МП, и что украинские законы здесь не действуют.

Но есть некоторые законы, которых Гедеон и его сообщники обойти не могут. Это законы физики.

Построить архитектурное чудо "три в одном", совместить псевдо-восстановленный храм, монастырь и музей, с доступом к остаткам фундамента Десятинной церкви - архитектурное задание на грани возможного.

Амбициям религиозных начальников препятствует киевская земля. Первоначально планировалось застроить "монастырем-музеем" спуск со стороны Андреевской церкви. Но геологическое исследование показало невозможность такого плана.

Побочным эффектом было то, что по результатам геологических исследований, Министерство культуры сделало заявление об опасном состоянии Старокиевской горы. Якобы бдительные чиновники заметили, что возможен сдвиг грунта.

Тогда мало кто удивился, что министерство кое-как заинтересовалось состоянием территории вокруг Исторического музея...

Однако среди сотрудников музея ходят слухи, что архитектурный проект уже завершен, и что со дня на день надо ждать начала строительства. Например, на предложение оборудовать на заборе выставку фотографий, посвященную артефактам Десятинной церкви и ее истории, Дорошенко ответил отказом - мол, скоро тут будут ездить самосвалы.

Тем временем идеологический фундамент уже строится.

Уже сейчас в музее введена религиозная цензура. В проектах текстов для экскурсоводов запрещено употреблять термины "религия", "культ", рассказывать про дохристианский период, введено требование в обязательном порядке заводить экскурсионные группы в самовольно построенную часовню.

Доходит до того, что совещание сотрудников музея пытаются преобразовать в коллективное чтение молитв.

Все это заставило светскую часть музейных работников обратиться с открытым письмом к министру Кулиняку, в котором кратко обрисована часть деяний церковного руководства музея и изложено требование смены директора и его команды.

Есть основания сомневаться в эффективности таких апелляций к первым лицам страны. Янукович легко поддается внушениям - например, что строительство Десятинной церкви поможет ему искупить свои грехи, прошлые или будущие

Игорь Луценко 

http://kiev.pravda.com.ua/columns/50b32f5debe98/view_print/

Перевод с украинского Интернет Собор

Печать E-mail

Для публикации комментариев необходимо стать зарегистрированным пользователем на сайте и войти в систему, используя закладку "Вход", находящуюся в правом верхнем углу страницы.