РПЦЗ МП лоббирует интересы Москвы на Ассамблее канонических православных епископов Северной и Центральной Америки
НЬЮ-ЙОРК: 15 января 2014 г.
Письмо Секретаря Архиерейского Синода Председателю Ассамблеи канонических православных епископов Северной и Центральной Америки
От редакции: Во вторник, 9 декабря 2013 года, Архиерейский Синод на своем очередном заседании обсудил итоги прошедшей в сентябре минувшего года Ассамблеи канонических православных епископов Северной и Центральной Америки. В ходе дискуссии относительно предложений о реорганизации православных епархий в Северной и Центральной Америке, Председатель Архиерейского Синода подчеркнул, что Русская Зарубежная Церковь находится в каноническом подчинении своей дорогой и великой Матери – Русской Православной Церкви, и обязана окормлять многочисленных ее верных чад, оказавшихся на чужбине и желающих оставаться в ее лоне. Члены Архиерейского Синода, согласившись с мнением Его Высокопреосвященства, отметили, что Православие в Америке к реорганизации православных епархий не готово. В связи с этим, Архиерейский Синод поручил Секретарю Архиерейского Синода, архиепископу Сан-Францисскому и Западно-Американскому Кириллу направить нижеприводимое письмо Председателю Ассамблеи канонических православных епископов Северной и Центральной Америки с изложением позиции по этому вопросу иерархов Русской Зарубежной Церкви.
Его Высокопреосвященству Архиепископу Димитрию,
Председателю Ассамблеи канонических православных епископов Северной и Центральной Америки.
Ваше Высокопреосвященство,
Высокопреосвященнейший Владыко!
Во время последней, Четвертой Ассамблеи канонических православных епископов Северной и Центральной Америки, Комитетом регионального канонического планирования, председателем которого являететсь Вы, Ваше Высокопреосвященство, был представлен проект канонической реорганизации Православных Церквей в США, в котором были предложены четыре возможных варианта будущей реорганизации; согласно рекомендации комитета, из которых самым предпочтительным является четвертый вариант. Мы благодарим Господа за то, что братские отношения между нами, иерархами Северной и Центральной Америки, благодаря все возрастающему сотрудничеству и диалогу, достигли такого уровня в течение последних лет, что мы, архипастыри, можем делиться открыто и прямо, со взаимным смирением, нашими мыслями и опасениями относительно этих концепций; мы хотим прокомментировать дисскусии, которые велись во время пленарных заседаний и в рабочих группах Четвертой Ассамблеи, разъясняя в данном письме позицию Архиерейского Русской Православной Церкви Заграницей по этим вопросам, имея ввиду, что комитет будет рассматривать их на протяжении наступающего года.
Наши главные опасения и размышления вызваны заботой о спасении нашей паствы, поэтому они касаются не столько потенциальных возможностей, сколько существующей ситуации. Те, кого Господь Своею милостью дал нам, разнятся возрастом, социальным положением, расовым происхождением, традициями – и, конечно же, этнической принадлежностью – каждой душе мы радуемся как пастырь, нашедший одну заблудщую овцу (Исаия 53.6; Мф. 18. 12 -1 3). В то же самое время мы не отрицаем, а наоброт сердечно радуемся тому, что Господь возложил на наш Архиерейский Синод священную обязанность с особым вниманием проявлять заботу и окормлять русских людей и их потомков, «в расссеянии сущих» по всей земле. Безбожная революция, посредством которой похититель душ напрасно пытался лишить издавна верующих людей их истинных основ, создала ситуацию, существующую и по сей день, несмотря на то, что по благости Божией, тирания воинствующего коммунистического атеизма была разрушена и сброшена с плеч Российского отечества. И вот по всему миру, включая землю Северной и Центральной Америки, за которую несет ответственность наша Ассамблея, русские и их семьи были ведомы Господом, как будто невидимой рукой, в места, где происки людей не могли лишить их возможности свободно выражать свое благочестие и глубоко заложенную любовь ко Господу. И, вероятно, нигде их нет в таком количестве, как в Северной Америке, куда на оба побережья прибыло огромное количество народу и проделало путь в cердце новой страны, обретя и сохраняя за границей свободу и стабильность, которую невозможно было иметь дома. Таким образом, будучи людьми для которых любая чужбина является отечеством, и каждое отечество является чужбиной (Послание к Диогенту 5.5), они пустили корни в этих местах, адаптировались и сделали культуру новой страны своей, сохраняя при этом свою национальную культуру и традиции.
Нашей Церкви знакомо чувство боли разделения и раскола, которые, безусловно, всегда являются признаками нашей собственной греховности и слабого благочестия. Тем не менее, по милости Божией, мы видим как через покаяние и взаимное смирение, Дух Святый создает примирение и единение на земле, беря то, что человеческий грех расколол на части и соединяя в священном союзе, который сохраняется в многообразии. Наши сердца радовались великой радостью ( Мф. 2,10) в праздник Вознесения Господа Спасителя нашего Иисуса Христа в мае 2007 г., когда после многих лет разделения, разделение внутри нашей Русской Православной Церкви было исцелено.
Благодаря богодухновенной мудрости наших архипастырей, в частности блаженной памяти Святейшего Патриарха Алексия и Высокопреосвященнейшего митрополита Лавра, наше так долго ожидаемое единство было восстановлено – не посредством слияния самостоятельных административных образований или реорганизации канонических территорий, но через примирение, позволяющее Русской Зарубежной Церкви и Отечественной Церкви существовать бок о бок во взаимной любви и служении, оставаясь независимыми и работая в рамках этой независимости, в то же самое время будучи связанными нераздельно друг с другом, как мать с дочерью. Для нашей Русской Православной Церкви Заграницей это восстановление связи с нашей Матерью-Церковью пришло как долгожданная награда, как жемчужина великой ценности и как источник духовной прочности, который не может быть уничтожен.
Наша миссионерская работа по отношению к нашей пастве в Северной и Центральной Америке является источником глубокой радости, так же как для Православной Церкви в прошлом, когда первые православные миссионеры оставили Святую Русь и обосновались на этой новой земле, неся с собой Апостольскую веру. С тех пор Русская Православная Церковь cлужит верующим в Северной Америке как мать дочери, проявляя особую заботу о своих детях, независимо от их происхождения. По сию пору история Православия в Америке уникальна, с одной стороны, в ней существует множество проблем, привнесенных в нее, в частности, в ХХ веке, с другой стороны Господь благословил ее уникальным многообразием народов, составляющих эту страну. Здесь мы видим русских и греков, арабов и румын, болгар, французов и немцев, итальянцев и англичан, а также индейцев и наблюдаем, отличающуюся разной степенью интенсивности, этническую жизнь этих народов. Для многих, в частности, последних поколений эмигрантов, собственное происхождение является лишь составной частью их американской целостности, в то время как у других остается чувство глубокой связи с их отечеством или этносом, интегрированное в новую для них культуру страны. Все это нас радует, в этом заключается в определенном смысле настоящая уникальность Америки: «из многих единое» (e pluribus unum) – не в разрушении этого многообразия, но в мирном сосуществании и совместной жизни на этой земле. Единение в многообразии еще более полно и совершенно в Церкви, где, по словам Апостола “нет уже ни иудея, ни эллина; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского; ибо все вы одно во Христе Иисусе ( Гал. 3:28). Мы остаемся cовершенно несходными, многоликие творения Господа, повелителя всей твари; в то же самое время мы едины в вере, нашей миссии, в соборности, в призвании и в святом уповании.
В связи с этим мы твердо верим, что это означает упрочение более сильного союза среди Православных Церквей Северной и Центральной Америки, – не посредством разрушения идентичности и устройства девяти юрисдикций, представленных в настоящее время на этой территории, какие бы благие намерения ни стояли за «переорганизацией» и как бы внимательны ни были бы мы в отношении вопроса о национальности – но через все возрастающие связи взаимной любви, позволяющей нам жить вместе в нашем многобразии, в то же самое время в совершенном единстве Духа.
Мы полностью разделяем чувства, выраженные Его Преосвященством Даниилом, епископом Болгарской епархии США и Канады в его письме, представленном комитету, возглавляемому Вашем Высокопреосвященством и распостраненному во время настоящей Ассамблеи. В частности, мы поддерживаем ссылку Его Преосвященства на правила, существующие в священных канонах Церкви (которые являются нашей благословляющей и направляющей рукой в определение направления церковной деятельности), позволяющие использовать приемлемые методы в создании церковной организации в регионе, в котором, по разным причинам, невозможно следовать стандартным, в иных случаях, правилам сугубо местной струкутры. Это включает, например, 39 канон Шестого Вселенского Собора, который допускал независимость церковной епархии Кипрской Церкви в зоне другой местной церковной территории (это показывает, что каноны позволяют, в случаях пастырской нужды, отступление от обычной локализации епископского контроля даже на територии уже существующих Церквей); также как и 2-й канон Второго Вселенского Собора, в котором говорится, что «церкви Божии находящиеся на территории варварских государств (т.е. где нет местной укоренившейся Православной Церкви) должны управляться в соответствии со сложившейся практикой Отцов», которая, основываясь на древних толкованиях канонов, означает посылку туда епископов из существующих епархий для окормления их (таким образом показывая ситуацию, в которой сестры-церкви взаимно опекают пасомых в диаспоре, тем самым «восполняя то, что недостает для местного собора духовенства» и то, что сами каноны имеют в виду, не является отклонением от правил, но древней практикой Отцов).
Мы поддерживаем также иную практику, имеющую место быть внутри существующих современных нам Церквей, такую, например, как основание ставропигиальных монастырей или общин, тем самым демонстрирующую допустимые возможности, согласно которым исторические нормативные принципы местных организаций с одним правящим епископом на одной физической территории были интерпретированы Святыми Отцами, Соборами и иерархами прошлого таким образом, чтобы соответствовать пастырским нуждам региона. Короче говоря, мы не можем считать и не cчитаем подобные решения, принятые в прошлом «неканоническими», так же не cчитаем , что настоящее положение многочисленных сестер-церквей, удовлетворяющих разнообразные нужды пасомых в уникальной культурной ситуациии Северной Америки, само по себе является нарушением канонического порядка.
Мы считаем работу всех, кто собрался в Шамбези, очень важной, и мы должны стремиться к установлению лучшего канонического порядка cлужения в этом регионе. В то время, как мы не можем согласиться с тем, что православные общины Северной и Центральной Америки нуждаются или по каноническим причинам должны реорганизовать свою структуру таким образом, чтобы разорвать связи со своими Матерями-Церквами (на самом деле, мы сочтем подобную реорганизацию делом, несущим в себе большую духовную опасность для наших пасомых на данной территории, будь это верующие русского происхождения или нет – мы считаем существание этих связей незаменимой духовной ценностью в создании прочного духовного фундамента в жизни всех православных в Северной Америке), тем не менее мы подтверждаем необходимость стремления навстречу возрастающему сотрудничеству между всеми юрисдикциями, для того, чтобы узы любви укреплялись между нами и наше многообразие все больше проявляло себя в правдивом единстве Святого Духа.
В свете вышесказанного, мы признаем, что существуют случаи реальных отклонений от канонических норм, которые такой орган, как наша Ассамблея, обязан рассматривать, выявляя ситуации, где изменения не являются результатом необходимости, но вызваны человеческими причудами или небрежностью по отношению к святым канонам. Подобного рода аномалии неприятны для Святого Духа и должны быть откорректированы (к ним относятся такие важные вопросы, как расхождения в практике венчания пар разного вероисповедания; принятие в лоно Церкви, расхождения в отношении поста; вопросы исповеди и подготовки к Святому Причащению; увольнение и прием духовенства, и т.д.). В данном случае существует необходимость сотрудничества и диалога между всеми иерархами Северной Америки, в смиренном следовании традциям Церкви, чтобы верующие могли увидеть настоящее единство, существующее в многообразии, превозмогающее недостатки через послушание и любовь. Мы подтверждаем наши обязательства по отношению к деятельности Ассамблеи епископов для достижения указанных целей и приложим все усилия, чтобы преуспеть в работе, в которой мы будем принимать активное участие так долго, как долго Господь будет давать нам силы.
В свете того, что было сказано и выше, и во время обсуждений на нашей Четвертой Ассамблее, мы заканчиваем цитатой из слов епископа Даниила. Его Преосвященоство написал: «Мы твердо верим, что план, полностью соответствующий духу Православного учения и канонической традиции и практике Православной церкви, в котором сохраняются права Сеcтер-Церквей на управление своей паствой в диаспоре, выполним и применим, и именно так мы понимаем решение Сестер-Церквей, принятое на 4-ой Ассамблеи Предсоборной Общеправославной конференции в Шамбези”.
Этими словами также представлена точка зрения нас, иерархов Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей, и мы обращаемся ко Господу, в Троице покланяемого, даровать нашей Ассамблеи благодать для укрепления единства нашего свидетельства на этой земле в соответствии с представленной моделью.
С братской во Христе любовью и уважением,
+ Кирилл,
Архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский,
Секретарь Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей.
3 января 2014 г.
http://www.synod.com/synod/2014/20140115_synodletterarchbpdemetrios.html
Комментарии
Протод. Герман
К сожалению, амплитуда угодливого "виляния хвостом" перед Патриархом Кириллом, с каждым годом неуклонно увеличивается. Сейчас РПЦЗ МП превратилась, действительно, в открытого лоббиста Москвы, причем, на разных континентах.
RSS лента комментариев этой записи