АКТУАЛЬНЫЕ НОВОСТИ

Архиепископ Иоанн: Единообразие в богослужении

Доклад свт. Иоанна (Максимовича) Архиерейскому Собору

Богослужение и обряды Православной Церкви, имея в основе один устав и сохраняя общность во всем существенно важном, весьма различаются между собою в исполнении. Не только различаются обычаи отдельных стран и поместных церквей, но в пределах одной местности, иногда даже в одном и том же городе, в близко находящихся храмах служится по-разному. Не раз поднимался вопрос о введении одного общего сокращённого устава, который был бы обязателен для всех храмов. Однако, то может быть лишь теоретическим решением, в действительности же невыполнимым и даже вредным. Разница в выполнении церковного устава происходит, как в силу укоренившихся обычаев, иногда имеющих глубоко осмысленное значение, но иногда и безсмысленных, так и в силу наличной возможности его выполнения, также и зависит от ревности и усердия его выполнителей. Безусловно, надо считаться с тем, что является уже освящённым обычаем, т.е. является издревле установившимся и вошло в сознание не только совершителей богослужения, но и народа. Однако, в значительно меньшей степени должно принимать во внимание то, что является лишь практикой, т.е. вошло лишь в привычку совершителей, не имея внутреннего значения и не войдя в народное сознание; того должно держаться лишь, если оно полезно для дела, не противореча церковному уставу. В остальном можно дать лишь общее указание: чем ближе к церковному уставу, тем лучше. Наш церковный устав не сборник мёртвых правил и не плод отвлечённого кабинетного труда. Он запечатлел духовный опыт святых подвижников, в совершенстве познавших глубины человеческого духа и законы духовной жизни. Святые отцы на себе самих испытали борьбу с немощами духа и плоти, как и способ их врачеваний, изучили путь молитвенного подвига и силы молитвы. Церковный устав является руководством для приучения и обучения молитве и чем больше его держаться, тем больше пользы будет получаться. При невозможности выполнить всё изложенное в уставе надо выполнить всё, что по силам, сохраняя общий строй его и главное содержание. Необходимо, с одной стороны, выполнить то, что является характерным для данной службы, неизменным в её составе и отличающим от других; с другой стороны, нужно возможно больше дополнить то теми частями богослужения, которые, меняясь в зависимости от дня, выражают значение и смысл воспоминаний дня и события. Богослужение соединяет в себе молитву, возносимую верующими, получение ими благодати Божией в общении с Ним и назидание верующих. Последнее касается преподания через богослужебные чтения и песнопения вероучения и наставлений в христианской жизни. Богослужение в своём составе содержит всю полноту догматического учения Церкви и излагает путь к спасению. Оно представляет неоценимое духовное богатство. Чем полнее и точнее оно совершается, тем большую пользу получают принимающие в нем участие. Совершающие же его небрежно и сокращающие по лености священнослужители обкрадывают свою паству, лишая её самого насущного хлеба и похищая у неё самое ценное сокровище. Сокращения, производимые по немощи сил, должны быть разумны и совершаться осмотрительно, дабы не коснулись чего не должно.

В частности, на вечерне полностью должен прочитываться 103 псалом, при пении же его допустимо пропеть лишь несколько стихов, но благолепно. Желательно всегда полностью петь или читать стихи псалмов 140, 141, 129 и 116, начинаемые словами «Господи воззвах», стихиры же безусловно все.

В положенные дни надо прочитывать паремии и совершать литии.

Утреня должна совершаться утром и недопустимо её т.наз. совершение с вечера за исключением дней, в кои служится всенощная, т.к. по существу то является упразднением утреннего богослужения, весьма необходимого для верующих; даже краткое пребывание утром в храме благотворно действует на душу и даёт направление всему дню, освящая его. Шестопсалмие не смеет сокращаться; таже полностью надо прочитывать и хвалительные псалмы. Пение не должно заменяться чтением за исключением полной невозможности петь, т.к. действие пения гораздо сильнее, и весьма редко чтение может заменить пение. Не смеют опускаться богородичны после тропарей и других песнопений, ибо в них даётся обоснование нашей веры – учение о воплощении Сына Божия и Божием Домостроительстве.

Часы должны совершаться точно без пропусков, будучи и так краткими. Нужно прочитывать все три псалма на каждом часе, положенные тропари и другие молитвословия, а в конце часа с особым вниманием молитву, выражающую значение воспоминаемого в данный час священного события.

Литургия должна совершаться, если невозможно ежедневно, по крайней мере неопустительно во все воскресные и церковнопраздничные дни, независимо от количества могущих быть на ней богомольцев. Она есть безкровное жертвоприношение за весь мир, и совершение её есть долг священника. Безусловно при том не смеет пропускаться ничто из находящегося в служебнике. Должно также выполнять положенные за литургией песнопения. В число их входят псалмы 103, 145 и 33-й; если допустимо ещё сокращение псалма 103, ввиду его величины (хотя того лучше не делать), то во всяком случае нужно целиком петь 145, кроме дней в которые оба они заменяются антифонами; псалом 33-й лишь в пасхальную седмицу заменяется пением «Христос воскресе» , в остальные – его должно всегда читать или петь ввиду его назидательности, и нет оправданий к его упущению.

Тропари, положенные за данной литургией необходимо также петь все и по установленному порядку, так как, главным образом, они являются праздничной частью литургии при неизменности главного состава её. Церковный устав приписывает также точно придерживаться порядка апостольских и евангельских чтений, при соблюдении которого в течении года будет прочитано все Евангелие и весь Апостол в тех церквах, где богослужение совершается ежедневно. Порядок тот требует, чтобы обязательно читалось рядовое зачало; замена его праздничным бывает только в великие праздники, но и тогда рядовое зачало не пропускается; оно прочитывается за день с очередным зачалом: в средние праздники читаются рядовое и праздничное зачала. Чтение же лишь праздничных зачал с пропуском рядовых Устав называет «неразумием», т.к. тем нарушается весь смысл распределения чтения в определённой последовательности и поступающие так обнаруживают своё непонимание его.

Остальные таинства, как и все чинопоследования требника, также нужно совершать, не сокращая без крайней нужды, да и тогда соблюдая все существенное и порядок службы, памятуя свою ответственность пред Богом за всякий ущерб, нанесённый душам пасомых своею небрежностью. Каждый, совершая богослужение, должен ревновать о более точном и лучшем его исполнении, да, принося тем духовную пользу иным, и сам в День Воздаяния уподобится рабу, принесшему десять мнас (мин), и услышит: «Благо, рабе добрый, яко о мале верен был еси» (Лук. 19:17).

+ Иоанн, Архиепископ Шанхайский.

Источник

Метки: рпцз, архив рпцз, иоанн максимович

Печать E-mail

Для публикации комментариев необходимо стать зарегистрированным пользователем на сайте и войти в систему, используя закладку "Вход", находящуюся в правом верхнем углу страницы.